Кроссворды для уроков информатики
методическая разработка по информатике и икт по теме

Шувалова Е.Н.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРОССВОРДОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) КЛАССАХ VIIВИДА

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18»,  г. Череповец

Важным условием повышения эффективности учебного процесса при изучении  информатики в специальных (коррекционных) классах VII вида является поиск новых эффективных форм и методов обучения и контроля.

Наиболее частой причиной слабой успеваемости обучающихся с задержкой психического развития является несформированность познавательной деятельности, связанная со слабостью памяти, внимания, мышления, под­вижностью психических процессов, отсутствие мотивации и т.д.

Поэтому, в школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения.

Одним из известных методов, применяемых на  уроке, является грамматическая игра - кроссворд, содержащий в себе большие возможности. Решение кроссвордов тренирует память, развивает сообразительность, учит работать со справочной литературой, побуждает углублять знания, вырабатывает умение довести начатое дело до конца, расширяет кругозор, приучает учеников к четкой логике и  рассуждению. Некоторые типы кроссвордов способствуют развитию сообразительности и ассоциативного мышления. Медики уже довольно давно стали использовать кроссворд как успокаивающее средство.

Использование такого вида деятельности на уроке позволяет детям усваивать или проверять знания в игровой форме.

С целью активизации деятельности обучающихся, контроля знаний и обеспечения прочности усвоения детьми учебного материала разработан цифровой образовательный ресурс (ЦОР), который представляет собой сборник практических материалов, выполненных в программе MS Office Excel2007.  Задания ресурса разработаны по основным темам курса и представлены разными способами: наглядно с помощью картинок, ребусов, с использованием примечания, со вставкой текста, гиперссылок.

В пособии  имеется возможность проверки выполнения задания, что позволяет использовать данный ЦОР в учебном процессе на всех типах уроков и различных его этапах, а также во внеклассной работе. Кроме того, система проверки построена таким образом, что на любом этапе работы обучающийся может проверить свое решение с точностью от одной буквы. Это позволяет отрабатывать понятийный аппарат   и повышать грамотность.

Для удобства использования в ресурсе введена проверка выполнения задания с использованием цвета. Правильные ответы выделяются желтым цветом, а ответы с допущенными ошибками – красным. Перед тем как нажать кнопку «Проверка», следует установить курсор в любом свободном месте, не являющимся полем ввода слов.  Для корректной работы с ресурсом необходимо понизить уровень безопасности, т.к. при разработке пособия использованы макросы.

Продолжением работы в этом направлении является конкурс на лучший кроссворд, составленный обучающимися в виде домашнего задания. Работа над составлением кроссворда расширяет кругозор, приучает к краткому и точному изложению. Ученики повторяют понятия, изученные на уроках, знакомятся с новыми, работая со специальной литературой (такой навык весьма важен).

Данный образовательный ресурс  прошёл апробацию в 2009/2010 учебном году на обучающихся 5-го  специального (коррекционного) класса VII вида МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18». В результате использования кроссвордов было отмечено повышение познавательного интереса к предмету, эффективности использования времени на уроке, развитие навыков самоконтроля обучающихся при выполнении задания.

Предложенные кроссворды могут быть использованы при изучении основных тем курса «Информатика и ИКТ» в  5-9 традиционных и специальных (коррекционных) классах VIIвида по различным программам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon krossvordy_po_informatike.zip1.5 МБ

Предварительный просмотр:

Шувалова Е.Н.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРОССВОРДОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) КЛАССАХ VII ВИДА

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18»,  г. Череповец

Важным условием повышения эффективности учебного процесса при изучении  информатики в специальных (коррекционных) классах VII вида является поиск новых эффективных форм и методов обучения и контроля.

Наиболее частой причиной слабой успеваемости обучающихся с задержкой психического развития является несформированность познавательной деятельности, связанная со слабостью памяти, внимания, мышления, под вижностью психических процессов, отсутствие мотивации и т.д.

Поэтому, в школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения.

Одним из известных методов, применяемых на  уроке, является грамматическая игра - кроссворд, содержащий в себе большие возможности. Решение кроссвордов тренирует память, развивает сообразительность, учит работать со справочной литературой, побуждает углублять знания, вырабатывает умение довести начатое дело до конца, расширяет кругозор, приучает учеников к четкой логике и  рассуждению. Некоторые типы кроссвордов способствуют развитию сообразительности и ассоциативного мышления. Медики уже довольно давно стали использовать кроссворд как успокаивающее средство.

Использование такого вида деятельности на уроке позволяет детям усваивать или проверять знания в игровой форме.

С целью активизации деятельности обучающихся, контроля знаний и обеспечения прочности усвоения детьми учебного материала разработан цифровой образовательный ресурс (ЦОР), который представляет собой сборник практических материалов, выполненных в программе MS Office Excel 2007.  Задания ресурса разработаны по основным темам курса и представлены разными способами: наглядно с помощью картинок, ребусов, с использованием примечания, со вставкой текста, гиперссылок.

В пособии  имеется возможность проверки выполнения задания, что позволяет использовать данный ЦОР в учебном процессе на всех типах уроков и различных его этапах, а также во внеклассной работе. Кроме того, система проверки построена таким образом, что на любом этапе работы обучающийся может проверить свое решение с точностью от одной буквы. Это позволяет отрабатывать понятийный аппарат   и повышать грамотность.

Для удобства использования в ресурсе введена проверка выполнения задания с использованием цвета. Правильные ответы выделяются желтым цветом, а ответы с допущенными ошибками – красным. Перед тем как нажать кнопку «Проверка», следует установить курсор в любом свободном месте, не являющимся полем ввода слов.  Для корректной работы с ресурсом необходимо понизить уровень безопасности, т.к. при разработке пособия использованы макросы.

Продолжением работы в этом направлении является конкурс на лучший кроссворд, составленный обучающимися в виде домашнего задания. Работа над составлением кроссворда расширяет кругозор, приучает к краткому и точному изложению. Ученики повторяют понятия, изученные на уроках, знакомятся с новыми, работая со специальной литературой (такой навык весьма важен).

Данный образовательный ресурс  прошёл апробацию в 2009/2010 учебном году на обучающихся 5-го  специального (коррекционного) класса VII вида МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18». В результате использования кроссвордов было отмечено повышение познавательного интереса к предмету, эффективности использования времени на уроке, развитие навыков самоконтроля обучающихся при выполнении задания.

Предложенные кроссворды могут быть использованы при изучении основных тем курса «Информатика и ИКТ» в  5-9 традиционных и специальных (коррекционных) классах VII вида по различным программам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кроссворды по курсу информатика и ИКТ

Данный материал можно использовать  на уроке (для оценки знаний учащихся),  на внеклассном мероприятии, при проведении предметной недели....

Кроссворды к уроку информатики

Кроссворды выполнены в Excel. Включены 4 темы: Компоненты компьютера, Алгоритмы, Электронные таблицы, Компьютерные презентации в MS PowerPoint. Предназначены для проверки знаий теории по вышеперечисле...

Кроссворды на уроках географии. Классический кроссворд.

Всем известно, что наиболее интересными заданиями по географии являются кроссворды. Они вызывают у школьников интерес к изучаемой теме, вносят занимательность, заставляют глубже вникать в предмет, сам...

«Создание кроссворда в текстовом процессоре Word»урок информатики в 8 классе.

ЦЕЛЬ УРОКА: освоить технологию создания кроссвордов, используя навыки работы со шрифтами и таблицами в текстовом процессоре Word. ЗАДАЧИ УРОКА: - Закрепить умения создавать таблицы, задавать длину и...

Методическая разработка урока информатики и ИКТ к учебнику "Информатика и ИКТ. 8 класс"/ Семакин И.Г. и др. "Предмет информатики. Техника безопасности в компьютерном классе"

Методическая разработка урока информатики и ИКТ к учебнику "Информатика и ИКТ. 8 класс"/ Семакин И.Г.  и др.  "Предмет информатики. Техника безопасности в компьютерном классе"  включает...

урок информатики "Создание кроссвордов в электронных таблицах"

Данный урок это обобщающий урок по теме  "электронные таблицы". После повторения теоретического материала в практической части урока создается кроссворд в среде электонной таблицы. Термины, котор...