Понятие и свойства алгоритма
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) по теме
Компетентностно-ориентированный урок для 9 класса с использование интерактивной доски InterWriter. В приложении файл .pdf для просмотра ЭОР, архивных файл для ОС Linux.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponyatie_algoritma.doc | 73.5 КБ |
ponyatie_algoritma.pdf | 1.29 МБ |
ponyatie_algoritm-linux.rar | 571.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Компетентностно-ориентированный урок
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СВОЙСТВА АЛГОРИТМА
9 класс
Юст Татьяна Николаевна,
учитель информатики
БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная
школа № 110»
- Урок рассчитан на формирование учебно-познавательной и коммуникативной компетенций с применением ролевой игры, обмена мнениями, обобщением информации. Для урока разработаны ЭОР использования интерактивной доски InterWriter и компетентностно-ориентированное задание.
- Программное обеспечение интерактивной доски InterWriter. Методический комплект «Роботландия»: Исполнитель «Перевозчик».
- Алгоритм, свойства алгоритма, исполнитель, система команд исполнителя.
Целеполагание: усвоить основные понятия алгоритма, научиться применять их для решения информационных задач.
Задачи урока:
Образовательные:
- обеспечить усвоение понятия алгоритм и его свойств;
- учить определять систему команд Исполнителя алгоритма;
- учить составлять алгоритмы при решении задач.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к обучению;
- воспитывать интерес к будущей профессии;
- воспитывать самостоятельность;
- формировать положительное отношение к изучаемому предмету;
- формировать необходимые коммуникативные и учебно-познавательные компетенции.
Развивающие:
- развивать умение анализировать ситуацию, находить пути решения проблемы;
- умение анализировать результаты своей деятельности, находить рациональные пути;
- умение применять свои знания в различных ситуациях;
- коммуникативные способности, навыки взаимодействия;
- развивать мышление.
Формируемые компетенции:
- учебно-познавательная;
- коммуникативная.
Тип урока:
- изучение нового материала.
Средства обучения:
- ролевая игра;
- практикум с использованием учебного Исполнителя;
- индивидуальная работа.
Методы обучения:
- ролевая игра;
- обмен мнениями;
- обобщение информации;
- метод конструирование правил.
Приемы формирования компетенций:
- мозговой штурм;
- обсуждение новых понятий.
Образовательные технологии:
- развитие критического мышления;
- игровой метод обучения.
Ожидаемые результаты:
- знать определение алгоритма;
- понимать свойства алгоритма;
- определять систему команд исполнителя;
- уметь применять свойства алгоритма для решения информационных задач.
Структура урока:
- Организационный момент - 1 мин.
- Мотивационные задания, завершающиеся постановкой темы и цели урока - 8 мин.
- Введение нового материала:
3.1 Мозговой штурм – 10 мин.
3.2. Ролевая игра – 5 мин.
- Практикум с использованием учебного Исполнителя – 10 мин.
- Итог урока – 1 мин.
- Рефлексия – 2 мин.
- Домашнее задание – 3 мин.
Ход урока:
1. Организационный момент
Приветствие обучающихся, фиксирование отсутствующих на уроке.
2. Мотивационные задания, завершающиеся постановкой темы и цели урока
Выполнение интерактивных заданий.
{Ученики по очереди у доски выполняют задания, остальные активно помогают советами - ЭОР, стр. 1-4}
Вопрос: Можно ли переставить местами строки?
Ответ: Нет.
Вопрос: Почему?
Ответ: Тогда мы не получим результат.
Вопрос: Кто сможет сказать, что объединяет все этих задания?
Ответ: Во всех заданиях надо было выстроить порядок
Вопрос: Как можно назвать данный порядок?
Ответ: 1. Последовательность.
2. Цепочка.
3. Алгоритм.
Вопрос: Вы уже встречались с алгоритмами? Где? На каких уроках?
Ответ: Да, на математике, русском языке.
На математике мы по алгоритму выполняем арифметические действия над многозначными числами.
Вопрос: Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Ответ: Вероятно, будем говорить об алгоритмах.
Мы что, будем столбиком учиться считать?
Наверное, будем составлять алгоритмы.
Все верно. Мы будем сегодня разговаривать об алгоритмах, разберем свойства алгоритма. А также научимся правильно составлять алгоритмы.
Откройте тетради и запишите тему «Определение и свойства алгоритма».
3. Объяснение нового материала
Определение (записать в тетрадь). «Алгоритм — это конечная последовательность точно определенных действий, приводящих к результату». ЭОР, стр. 5
Вопрос: Ответьте, пожалуйста, а в жизни вы используете алгоритмы? Или, может быть, ваши родители пользуются алгоритмами? Вообще, как вы думаете, где могут пригодиться алгоритмы?
Ответ: Нет.
Да, моя мама учила открывать дверь младшую сестренку и рассказывала, как правильно это делать.
А меня учили, как правильно обращаться с газовой плитой, если надо подогреть обед.
Мне мама рассказывала, что все лекарства делают строго по рецепту. Она в аптеке работает и знает.
Стиральная машина работает по программе, а это ведь тоже алгоритм.
Вопрос: Замечательно. Прочитайте внимательно еще раз определение алгоритма и выделите ключевые слова.
Ответ: 1. Последовательность; 2. Действия; 3. Результат.
Все верно. Данные ключевые слова составляют основу понятия алгоритма и являются его свойствами.
3.1 Мозговой штурм
Предлагаю вам разобраться, что означают термины: последовательность, действия, результат. А также: точно, конечная, определенных. Приведите примеры.
{по окончании обсуждения свойств алгоритма подтвердить рассуждения обучающихся демонстрацией слайдов – ЭОР, стр. 6-10}
Вопрос: Как вы думаете, кто исполняет алгоритм?
Ответ: 1. Человек. 2. Компьютер. 3. Робот. 4. Животные.
{записать в тетрадь понятие Исполнитель (ЭОР, стр. 12)}
Вопрос: Представьте себе, что у нас есть исполнитель, который умеет ухаживать за цветами. Назовем его Цветовод. Как вы думаете, какие команды должен уметь выполнять исполнитель Цветовод?
Ответ: 1. Поливать цветы. 2. Посадить цветы. 3. Прополоть. 4. Капать.
{выслушать все предложенные учениками команды}
Вопрос: Назовите среду обитания Цветовода.
Ответ: Дома, если он занимается комнатными цветами. Сад или огород.
Вопрос: А сможет ли Цветовод сходить в магазин за покупками?
Ответ: Нет. Цветовод должен заниматься цветами. Он не знает, что такое сходить в магазин и что такое покупки.
Вопрос: Представьте себе, что у нас есть исполнитель, который умеет убирать в квартире. Назовем его Чистюля. Как вы думаете, какие команды должен уметь выполнять Чистюля?
Ответ: Протирать пыль. Мыть пол. Наливать воду в ведро и выливать.
{выслушать все предложенные учениками команды}
Вопрос: Назовите среду обитания Чистюли.
Ответ: Квартира, кабинет, здание.
Вопрос: А сможет ли Чистюля прополоть грядки?
Ответ: Нет. Он не знает, что такое грядки и как их пропалывать.
Вопрос: Все верно. Какой можно сделать вывод?
Ответ: Каждый исполнитель должен выполнять только свои команды
{записать в тетрадь понятие Исполнитель, СКИ, среда Исполнителя – ЭОР, стр. 12}
3.2 Ролевая игра
А сейчас давайте вместе с вами проведем небольшой эксперимент. Мне нужен один человек. {Выходит один ученик}
Представь себе, что ты Исполнитель. Ты умеешь делать N шагов, поворачиваться влево и вправо. Я буду говорить тебе команды, а ты должен их выполнить. Ребята, а вы все внимательно следите за тем, как … будет выполнять команды.
{Порядок команд может быть любым. Главное, чтобы учащийся встретил некоторое препятствие перед собой. Важно, внимательно проследить, как он преодолеет это препятствие: «наткнется» на него или обойдет.
Затем еще раз повторить этот эксперимент, но таким образом, чтобы второй ученик выполнил с противоположной точностью. Сравнить результаты, сделать вывод.}
Вопрос: Сейчас два исполнителя выполняли одинаковые команды. Результат получился одинаковым или нет?
Ответ: … выполнил команды четко, когда на пути встретилось препятствие, он (а) остановился (лась). А вот …, увидев препятствие, подумал и обошел его.
Вопрос: Какой же можно сделать вывод?
Ответ: Исполнитель может выполнять алгоритм точно или корректировать выполнения некоторых команд.
{записать в тетрадь определение формальный и неформальный Исполнитель, сообщения Исполнителя – ЭОР, стр. 13-14}
Вопрос: Приведите примеры формальных исполнителей.
Ответ: Компьютер, станки с программным управлением, микроволновая печь, роботы создающие машины…..
Верно. Вы уже знаете, что компьютер работает с помощью программ, которые пишут программисты. А для того, чтобы легче было написать программу, необходимо уметь составлять алгоритмы. Надеюсь, что кто-то из вас станет программистом. Сейчас это престижная и востребованная профессия.
4. Практикум с использованием учебного Исполнителя.
Предлагаю решить простую (детскую) задачу «Волк, коза и капуста». {учебный исполнитель «Перевозчик» из методического пакета Роботландия}
Задание. Проанализировать решение задачи, определить систему команд Исполнителя (СКИ) и построить, используя СКИ, алгоритм.
Необходимую информацию для выполнения задания вы найдете в Справке (F1) данной программы.
Заполнить бланк выполнения задания. (ЭОР, стр. 15)
После выполнения задания, обменяйтесь тетрадями и выполните алгоритм как формальный исполнитель. Результат оцените, используя критерии оценивания.
Критерии оценивания (ЭОР, стр. 16):
Полная СКИ – 1 балл, не полная – 0,5 балла.
Каждая команда определена точно – 1 балл, не точно – 0 баллов.
Исполнение алгоритма приводит к результату – 1 балл, нет результата – 0 баллов.
Алгоритм содержит минимальное количество шагов – 1 балл, иначе - 0,5 балла.
На доске желающий показывает решение задачи. (ЭОР, стр. 17)
Результат выполнения сравнивают с правильным решением на доске. (ЭОР, стр. 18)
5. Итог урока
Итак, мы сегодня узнали, что такое алгоритм. Познакомились со свойствами алгоритма.
Узнали, что Исполнители бывают формальные и неформальные. Сообщения Исполнителя: «Не могу!», «Не понимаю».
Предлагаю оценить выполнение практической работы, используя таблицу перевода:
Перевод в пятибалльную систему:
4 балла— отметка «5»
3 – 3,5балла — отметка «4»
2,5 балла — отметка «3»
{Обучающиеся переводят в пятибалльную систему свои результаты и сообщают учителю. Учитель фиксирует оценки в журнал.}
6. Рефлексия
Ребята, предлагаю вам по кругу высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
7. Домашнее задание. § 27. Решить задачи. Заполнить бланк выполнения задач.
Для любознательных. Интерактивная логическая задача про лягушек, которую можно скачать по адресу http://nazva.net/games/play/62/
{записать д/з - ЭОР, стр. 18}
Источники изображений:
- Рисунки Вини-Пух, Незнайка, Буратино – Информатика в играх и задачах. 4 кл.: Учебник-тетрадь: В 2-х частях .- М. : Баласс, 2002.- 32 с. : ил..
- Мухаммед аль – Хорезми (8-9в) - http://matematika.ucoz.com/load/doklady/sredneaziatskie_matematiki/4-1-0-13
- Аль-Хорезми - http://uznet.biz/goldenheritage/Photos/SetInfo.aspx?Id=ee40ec43-50d3-4068-82bf-c63428566514
- Робот, станок, стиральная машина, компьютер - http://go.mail.ru/search_images?rch=e&type=all&is=0&q=%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B
- Мультгерои - http://www.pankmagazine.com/pankblog/forgive-him-father/tigger-blood-a-letter-from-rep-david-wu-to-his-colleagues-in-the-house/
- Перевозчик - http://wiki.iteach.ru/index.php/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Robot2.jpeg
- Папуасы - http://www.dezinfo.net/foto/17978-papuasy-oni-i-v-afrike-papuasy-19-foto.html
- Интерактивная логическая задача про лягушек - http://nazva.net/games/play/62/
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в 9 классе «Алгоритмы, понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритма»
Понятие алгоритмов, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов....
План - конспект урока в 9 классе «Алгоритмы, понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритма»
Понятие алгоритмов, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов....
Презентация к уроку по теме "Понятие алгоритма, свойства алгоритмов."
Понятие алгоритма, свойства алгоритмов. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов....
Понятие алгоритмов, свойства алгоритма
Происхождение термина «алгоритм» связано с математикой. История его возникновения такова. В IX веке в Багдаде жил ученый ал(аль)-Хорезми (полное имя - Мухаммед бен Муса ал-Хорезми, т.е. Мухаммед сын М...
Презентация "Понятие алгоритма. Исполнители алгоритма. Свойства алгоритма".
Презентация подготовленна для 8 класса к учебнику информатики Босовой Л.Л....
Открытый урок «Понятие алгоритма. Свойства алгоритма»
Открытый урок «Понятие алгоритма. Свойства алгоритма»...
3.11.21 и 5.11.21 для МСТ1 и 2.11.21 ПКД1 Тема: "Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Виды алгоритмов. Способы описания алгоритмов".
Задание:1) Приготовить сообщение по данной теме.2) Создать кроссворд со словами описывающие способы записи алгоритмов и виды вычислительных процессов при решении задач....