Понятие и свойства алгоритма
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) по теме

Юст Татьяна Николаевна

Компетентностно-ориентированный урок для 9 класса с использование интерактивной доски InterWriter. В приложении файл .pdf для просмотра ЭОР,  архивных файл для ОС Linux.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ponyatie_algoritma.doc73.5 КБ
PDF icon ponyatie_algoritma.pdf1.29 МБ
Файл ponyatie_algoritm-linux.rar571.41 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентностно-ориентированный урок

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СВОЙСТВА АЛГОРИТМА

9 класс

Юст Татьяна Николаевна,

учитель информатики

БОУ г. Омска  «Средняя общеобразовательная

школа № 110»

  1. Урок рассчитан на формирование учебно-познавательной и коммуникативной компетенций с применением ролевой игры, обмена мнениями, обобщением информации. Для урока разработаны ЭОР использования интерактивной доски InterWriter и компетентностно-ориентированное задание.
  2. Программное обеспечение интерактивной доски InterWriter. Методический комплект  «Роботландия»: Исполнитель «Перевозчик».
  3. Алгоритм, свойства алгоритма, исполнитель, система команд исполнителя.

Целеполагание: усвоить основные понятия алгоритма, научиться применять их для решения информационных задач.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. обеспечить усвоение понятия алгоритм и его свойств;
  2. учить определять систему команд Исполнителя алгоритма;
  3. учить составлять алгоритмы при решении задач.

Воспитательные:

  1. воспитывать интерес к обучению;
  2. воспитывать интерес к будущей профессии;
  3. воспитывать самостоятельность;
  4. формировать положительное отношение к изучаемому предмету;
  5. формировать необходимые коммуникативные и учебно-познавательные компетенции.

Развивающие:

  1. развивать умение анализировать ситуацию, находить пути решения проблемы;
  2. умение анализировать результаты своей деятельности, находить рациональные пути;
  3. умение применять свои знания в различных ситуациях;
  4. коммуникативные способности, навыки взаимодействия;
  5. развивать мышление.

Формируемые компетенции:

  1. учебно-познавательная;
  2. коммуникативная.

Тип урока:

  1. изучение нового материала.

Средства обучения:

  1. ролевая игра;
  2. практикум с использованием учебного Исполнителя;
  3. индивидуальная работа.

Методы обучения:

  1. ролевая игра;
  2. обмен мнениями;
  3. обобщение информации;
  4. метод конструирование правил.

Приемы формирования компетенций:

  1. мозговой штурм;
  2. обсуждение новых понятий.

Образовательные технологии:

  1. развитие критического мышления;
  2. игровой метод обучения.

Ожидаемые результаты:

  1. знать определение алгоритма;
  2. понимать свойства алгоритма;
  3. определять систему команд исполнителя;
  4. уметь применять свойства алгоритма для решения информационных задач.

Структура урока:

  1. Организационный момент - 1 мин.
  2. Мотивационные задания, завершающиеся постановкой темы и цели урока - 8 мин.
  3. Введение нового материала:

3.1 Мозговой штурм – 10 мин.

3.2. Ролевая игра – 5 мин.

  1. Практикум с использованием учебного Исполнителя – 10 мин.
  2. Итог урока – 1 мин.
  3. Рефлексия – 2 мин.
  4. Домашнее задание – 3 мин.

Ход урока:

1. Организационный момент

Приветствие обучающихся, фиксирование отсутствующих на уроке.

2. Мотивационные задания, завершающиеся постановкой темы и цели урока 

Выполнение интерактивных заданий.

{Ученики по очереди у доски выполняют задания, остальные активно помогают советами - ЭОР, стр. 1-4}

Вопрос: Можно ли переставить местами строки?

Ответ: Нет.

Вопрос: Почему? 

Ответ: Тогда мы не получим результат.

Вопрос: Кто сможет сказать, что объединяет все этих задания?

Ответ: Во всех заданиях надо было выстроить порядок 

Вопрос: Как можно назвать данный порядок?

Ответ: 1. Последовательность.

2. Цепочка.

3. Алгоритм.

Вопрос: Вы уже встречались с алгоритмами? Где? На каких уроках?

Ответ: Да, на математике, русском языке.

На математике мы по алгоритму выполняем арифметические действия над многозначными числами.

Вопрос: Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Ответ: Вероятно, будем говорить об алгоритмах.

Мы что, будем столбиком учиться считать?

Наверное, будем составлять алгоритмы.

Все верно. Мы будем сегодня разговаривать об алгоритмах, разберем свойства алгоритма. А также научимся правильно составлять алгоритмы.

 Откройте тетради и запишите тему «Определение и свойства алгоритма». 

3. Объяснение нового материала

Определение (записать в тетрадь). «Алгоритм — это конечная последовательность точно определенных действий, приводящих к результату». ЭОР, стр. 5

Вопрос: Ответьте, пожалуйста, а в жизни вы используете алгоритмы? Или, может быть, ваши родители пользуются алгоритмами? Вообще, как вы думаете, где могут пригодиться алгоритмы?

Ответ: Нет.

Да, моя мама учила открывать дверь младшую сестренку и рассказывала, как правильно это делать.

А меня учили, как правильно обращаться с газовой плитой, если надо подогреть обед.

Мне мама рассказывала, что все лекарства делают строго по рецепту. Она в аптеке работает и знает.

Стиральная машина работает по программе, а это ведь тоже алгоритм.

Вопрос: Замечательно. Прочитайте внимательно еще раз определение алгоритма и выделите ключевые слова.

Ответ:  1. Последовательность; 2. Действия; 3. Результат.

Все верно. Данные ключевые слова составляют основу понятия алгоритма и являются его свойствами.

3.1 Мозговой штурм

Предлагаю вам разобраться, что означают термины: последовательность, действия, результат. А также: точно, конечная, определенных. Приведите примеры.

{по окончании обсуждения свойств алгоритма подтвердить рассуждения обучающихся демонстрацией слайдов – ЭОР, стр. 6-10}

Вопрос: Как вы думаете, кто исполняет алгоритм?

Ответ: 1. Человек. 2. Компьютер. 3. Робот. 4. Животные.

{записать в тетрадь понятие Исполнитель (ЭОР, стр. 12)}

Вопрос: Представьте себе, что у нас есть исполнитель, который умеет ухаживать за цветами. Назовем его Цветовод. Как вы думаете, какие команды должен уметь выполнять исполнитель Цветовод?

Ответ: 1. Поливать цветы. 2. Посадить цветы. 3. Прополоть. 4. Капать.

{выслушать все предложенные учениками команды}

Вопрос: Назовите среду обитания Цветовода. 

Ответ: Дома, если он занимается комнатными цветами. Сад или огород.

Вопрос: А сможет ли Цветовод сходить в магазин за покупками?

Ответ: Нет. Цветовод должен заниматься цветами. Он не знает, что такое сходить в магазин и что такое покупки.

Вопрос: Представьте себе, что у нас есть исполнитель, который умеет убирать в квартире. Назовем его Чистюля. Как вы думаете, какие команды должен уметь выполнять Чистюля?

Ответ: Протирать пыль. Мыть пол. Наливать воду в ведро и выливать. 

{выслушать все предложенные учениками команды}

Вопрос: Назовите среду обитания Чистюли.

Ответ: Квартира, кабинет, здание.

Вопрос: А сможет ли Чистюля прополоть грядки?

Ответ: Нет. Он не знает, что такое грядки и как их пропалывать.

Вопрос: Все верно. Какой можно сделать вывод?

Ответ: Каждый исполнитель должен выполнять только свои команды

{записать в тетрадь понятие Исполнитель, СКИ, среда Исполнителя – ЭОР, стр. 12}

3.2 Ролевая игра

А сейчас давайте вместе с вами проведем небольшой эксперимент. Мне нужен один человек. {Выходит один ученик}

Представь себе, что ты Исполнитель. Ты умеешь делать N шагов, поворачиваться влево и вправо. Я буду говорить тебе команды, а ты должен их выполнить. Ребята, а вы все внимательно следите за тем, как … будет выполнять команды.

{Порядок команд может быть любым. Главное, чтобы учащийся встретил некоторое препятствие перед собой. Важно, внимательно проследить, как он преодолеет это препятствие: «наткнется» на него или обойдет.

Затем еще раз повторить этот эксперимент, но таким образом, чтобы второй ученик выполнил с противоположной точностью.  Сравнить  результаты, сделать вывод.}

Вопрос: Сейчас два исполнителя выполняли одинаковые команды. Результат получился одинаковым или нет?

Ответ: … выполнил команды четко, когда на пути встретилось препятствие, он (а) остановился (лась). А вот …, увидев препятствие, подумал и обошел его.

Вопрос: Какой же можно сделать вывод?

Ответ: Исполнитель может выполнять алгоритм точно или корректировать выполнения некоторых команд.

{записать в тетрадь определение формальный и неформальный Исполнитель, сообщения Исполнителя – ЭОР, стр. 13-14}

Вопрос: Приведите примеры формальных исполнителей.

Ответ: Компьютер, станки с программным управлением, микроволновая печь, роботы создающие машины…..

Верно. Вы уже знаете, что компьютер работает с помощью программ, которые пишут программисты. А для того, чтобы легче было написать программу, необходимо уметь составлять алгоритмы.  Надеюсь, что кто-то из вас станет программистом. Сейчас это престижная и востребованная профессия.

4. Практикум с использованием учебного Исполнителя.

Предлагаю решить простую (детскую) задачу «Волк, коза и капуста». {учебный исполнитель «Перевозчик» из методического пакета Роботландия}

Задание. Проанализировать решение задачи, определить систему команд Исполнителя (СКИ) и построить, используя СКИ,  алгоритм.

Необходимую информацию для выполнения задания вы найдете в Справке (F1) данной программы.

Заполнить бланк выполнения задания. (ЭОР, стр. 15)

После выполнения задания, обменяйтесь тетрадями и выполните алгоритм как формальный исполнитель. Результат оцените, используя критерии оценивания.

Критерии оценивания (ЭОР, стр. 16):

Полная СКИ – 1 балл, не полная – 0,5 балла.

Каждая команда определена  точно – 1 балл, не точно – 0 баллов.

Исполнение алгоритма приводит к результату – 1 балл, нет результата – 0 баллов.

Алгоритм содержит минимальное количество шагов – 1 балл, иначе  - 0,5 балла.

На доске желающий показывает решение задачи. (ЭОР, стр. 17)

Результат выполнения сравнивают с правильным решением на доске. (ЭОР, стр. 18)

5. Итог урока

Итак, мы сегодня узнали, что такое алгоритм. Познакомились со свойствами алгоритма.

Узнали, что Исполнители бывают формальные и неформальные. Сообщения Исполнителя: «Не могу!», «Не понимаю».

Предлагаю оценить выполнение практической работы, используя таблицу перевода:

Перевод в пятибалльную систему:

4 балла— отметка «5»

3 – 3,5балла  — отметка «4»

2,5 балла — отметка «3»

{Обучающиеся переводят в пятибалльную систему свои результаты и сообщают учителю. Учитель фиксирует оценки в журнал.}

6. Рефлексия

Ребята, предлагаю вам по кругу высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10.  у меня получилось …
  11.  я смог…
  12.  я попробую…
  13.  меня удивило…
  14.  урок дал мне для жизни…
  15.  мне захотелось…

7. Домашнее задание. § 27. Решить задачи. Заполнить бланк выполнения задач.

Для любознательных. Интерактивная логическая задача про лягушек, которую  можно скачать по адресу http://nazva.net/games/play/62/   

{записать д/з - ЭОР, стр. 18}

Источники изображений:

  1. Рисунки Вини-Пух, Незнайка, Буратино – Информатика в играх и задачах. 4 кл.: Учебник-тетрадь: В 2-х частях .- М. : Баласс, 2002.- 32 с. : ил..
  2. Мухаммед аль – Хорезми (8-9в) - http://matematika.ucoz.com/load/doklady/sredneaziatskie_matematiki/4-1-0-13 
  3. Аль-Хорезми - http://uznet.biz/goldenheritage/Photos/SetInfo.aspx?Id=ee40ec43-50d3-4068-82bf-c63428566514
  4. Робот, станок, стиральная машина, компьютер - http://go.mail.ru/search_images?rch=e&type=all&is=0&q=%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B
  5. Мультгерои - http://www.pankmagazine.com/pankblog/forgive-him-father/tigger-blood-a-letter-from-rep-david-wu-to-his-colleagues-in-the-house/
  6. Перевозчик - http://wiki.iteach.ru/index.php/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Robot2.jpeg 
  7. Папуасы - http://www.dezinfo.net/foto/17978-papuasy-oni-i-v-afrike-papuasy-19-foto.html
  8. Интерактивная логическая задача про лягушек - http://nazva.net/games/play/62/  

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в 9 классе «Алгоритмы, понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритма»

Понятие алгоритмов, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов....

План - конспект урока в 9 классе «Алгоритмы, понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритма»

Понятие алгоритмов, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов....

Презентация к уроку по теме "Понятие алгоритма, свойства алгоритмов."

Понятие алгоритма, свойства алгоритмов. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов....

Понятие алгоритмов, свойства алгоритма

Происхождение термина «алгоритм» связано с математикой. История его возникновения такова. В IX веке в Багдаде жил ученый ал(аль)-Хорезми (полное имя - Мухаммед бен Муса ал-Хорезми, т.е. Мухаммед сын М...

Презентация "Понятие алгоритма. Исполнители алгоритма. Свойства алгоритма".

Презентация подготовленна для 8 класса к учебнику информатики Босовой Л.Л....

Открытый урок «Понятие алгоритма. Свойства алгоритма»

Открытый урок «Понятие алгоритма. Свойства алгоритма»...

3.11.21 и 5.11.21 для МСТ1 и 2.11.21 ПКД1 Тема: "Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Виды алгоритмов. Способы описания алгоритмов".

Задание:1) Приготовить сообщение по данной теме.2) Создать кроссворд со словами описывающие способы записи алгоритмов и виды  вычислительных процессов при решении задач....