Разработка урока-игры по информатике
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) на тему

Опубликовываю свою разработку урока - игры по информатике и ИКТ "Устройство компьютера". Условия игры максимально приближены к задачам, которые ставят перед собой покупатели и продавцы компьютеров. Для проведения игры учащиеся должны уже владеть некоторыми знаниями по теме, поэтому урок использую как урок закрепления знаний, умений и навыков, полученных ранее при изучении темы "Устройства ПК". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_obobshcheniya_i_zakrepleniya_znaniy.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока обобщения и закрепления знаний, полученных при изучении раздела «Основы информатики» в форме ролевой игры

«Компьютер под ключ».

Цели занятия:

Обучающая: - повторение и закрепление знаний по разделу «Устройство компьютера»

Развивающая:

 - формирование навыков правильного подбора комплектующих частей персональных компьютеров и  программного обеспечения, необходимых для выполнения конкретных задач, поставленных перед персональным компьютером пользователем.

- формирование навыка правильного общения с людьми

- формирование навыка использования технических терминов в бытовой речи

- формирование умения выделять главное из полученной информации, обобщать  и анализировать её, делать выводы

- развитие творческих способностей учащихся

Воспитательная:  

Воспитание следующих качеств личности учащихся:

- чувства коллективизма и толерантности к окружающим людям

- умения работать в команде

- умения прислушиваться к мнению окружающих

- формирование качеств лидера

Наглядные материалы:

  1. Надписи ( в виде табличек 11х 21 см):

Продажа компьютеров

Сервис

Сборка компьютеров

  1. Надписи индивидуальные на прищепке.( 5х8 см)

Примеры:

Техник по сборке компьютеров

        

Старший менеджер

Менеджер по продажам компьютеров

        

Пользователь 1:

Дизайнер

Техник по настройке компьютеров

Пользователь 3:

Музыкант

Пользователь 2:

Требуется бытовой  компьютер

        

Пользователь 5:

Экономист

Пользователь 4:

Студент

Примечание: бейджи подготавливаются в количестве необходимом для обеспечения ими всех участников игры. Количество ролей -пользователей изменять не рекомендуется. Если есть необходимость увеличить количество ролей-пользователей необходимо продумать статус пользователя таким образом, чтобы его профессия влекла за собой изменение конфигурации ПК при приобретении.

  1. Прайс-листы продаваемой продукции одной из ведущих компьютерных фирм  г.Калуги ( на примере ООО «Автосистемы» ул.Театральная д.6)

Примечание: в зависимости от навыков участников игры, прайс- листы продаваемой продукции могут быть предоставлены игрокам в двух вариантах: на бумажном носителе или на электронном носителе в виде файла электронных таблиц или базы данных, либо может быть предложено игрокам самостоятельно найти прайс-лист в интернете, создать закладку и воспользоваться во время игры этой закладкой.

  1. файлы электронных таблиц, позволяющие быстро и правильно подсчитать стоимость покупки ( должны быть созданы учащимися заранее на уроках по информатике. Могут использоваться файлы, созданные в других классах)
  2. файл электронных таблиц, позволяющий проверить правильность состава ПК, рекомендованный консультантом или техником по сборке( должны быть созданы учащимися заранее на уроках по информатике. Могут использоваться файлы, созданные в других классах) ПРИМЕР
  3. бумажные носители ( пустографки), куда участники игры могут вносить информацию вручную( должны быть созданы учащимися заранее на уроках по информатике. Могут использоваться файлы, созданные в других классах)
  4. задания для пользователей, с которыми они обратиться к специалистам (  в общем виде) ( должны быть созданы учащимися заранее на уроках по информатике. Могут использоваться файлы, созданные в других классах)ПРИМЕР

Пояснения правил игры и способов подготовки участников к игре:

Группы игроков

  1. В процессе изучения раздела «Основы информатики» преподаватель должен определить учащихся с наиболее наработанными навыками пользования прикладными программами ПК, в последствии их необходимо назначить инженером-электронщиком, старшими консультантами и старшими менеджерами. В ходе игры им предстоит выполнять задания по использованию ПК при выполнении поставленных задач.

Цели, поставленные перед наиболее сильными учащимися- не только закрепление собственных навыков анализа ситуации и применения вычислительной техники при решении поставленных задач, но и оказание помощи своим «сотрудникам», выработка умения спокойно разобраться в конфликтной ситуации, тактично и доступно объяснить окружающим техническую информацию.

  1. Ко второй группе игроков преподавателю рекомендуется отнести учащихся успешно освоивших изучение раздела «Устройство компьютера». Членов второй группы игроков необходимо отнести в игре к группам консультантов, менеджеров и техников.

Цели поставленные перед консультантами, менеджерами и техниками – наработка и закрепление навыков анализа поставленной перед ними задачи,  выработка умения спокойно и доступно объясниться с технически неподготовленными людьми, закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Устройство компьютера».

  1. Третья группа игроков - группа наиболее слабых учащихся и задача, стоящая перед ними: повторение, закрепление знаний и умений, полученных при изучении раздела «Устройство компьютера». Основная их задача в ходе игры – закрепление имеющихся знаний по разделу, получение новой информации по пройденной теме и наработка умения правильно поставить задачу перед специалистами.

В ходе игры учащиеся, включенные в эту группу игроков должны наработать «бытовые» навыки по приобретению вычислительной техники и умение проверить правильность своего приобретения, сформировать умение спокойно и тактично общаться с людьми, умение правильно вести себя в общественных местах (офисах, магазинах и т.п.)

  1. На игру приглашаются выпускники школы- студенты ВУЗов, которые выступают в роли экспертов игры.

Сценарий игры:

Время игры – 45 минут ( подготовительная стадия игры в это время не входит).

Подготовительная стадия:

  1. распределение учащихся по группам:

- покупатели –пользователи 5 чел

- менеджеры по продажам 1-3 чел

- техники по сборке 1-2 чел

- старшие менеджеры 1-2 чел

- техники по настройке 1-2 чел

  1. Изучение задач, которые пользователи в ходе игры должны будут поставить перед «специалистами» компьютерной формы. 

При необходимости, следует повторить материал, касающийся правильной постановке требований, предъявляемых к приобретаемому ПК.

  1. Обсуждение ситуаций по группам

Отдельно в группах «специалистов» необходимо обсудить:

- правила поведения в общественных местах;

-ситуации, которые могут возникнуть в реальной ситуации покупки компьютера;

- способы и методы решения конфликтных ситуаций;

- вспомнить технические термины,

- технические характеристики современных ПК и составляющих, - правила общения в группе

- ход игры

  1. определение игровых зон:

- зона продажи компьютеров (должна быть оборудована ПК с установленным на нем файлом Excel, позволяющим просчитать стоимость покупки)

- техническая зона: зона сборки и зона настройки компьютеров ( должна быть оборудована ПК с установленным на нем файлом Excel, позволяющим произвести виртуальную сборку покупаемого ПК и распечатать прайс-лист для дальнейшего расчета оплаты ПК)

- сервисная зона(должна быть оборудована ПК, с установленными на нем вышеуказанными файлами)

  1.  раздача бейджей игрокам
  2. Раздача заданий учащийся из группы пользователей

- производится непосредственно перед проведением игры

     7. обсуждение со студентами-экспертами игры ситуаций, которые могут возникнуть в ходе игры и критериев оценки действий учащихся

ХОД ИГРЫ:

Преподаватель:

Здравствуйте! Представьте себе, что вы находитесь в одной из ведущих компьютерных фирм. Давайте познакомимся друг с другом!

( Преподаватель представляет игроков друг другу в качестве, определенным статусом игрока, и представляет приглашенных экспертов игры).

Давайте попросим старшего менеджера фирмы познакомить нас со своей организацией.

( учащийся, назначенный старшим менеджером, представляет всем присутствующим зоны, согласно надписям, установленным в них)

Часть 1

Приглашаем вас, дорогие покупатели, посетить нашу фирму и заказать компьютер, необходимый именно вам.

(открывается воображаемая дверь, как вариант возможна ленточка или другие перемещаемые предметы, замещающие дверь).

Заходит первый пользователь, подходит к одному из менеджеров по продажам и начинает объяснять, зачем ему нужен компьютер. Менеджер знакомит покупателя с прайс-листом продаваемых компьютеров. В этот момент пользователь создает ситуацию несоответствия предлагаемого товара его требованиям. Пользователь может развить ситуацию до конфликтной ( по его желанию). Для решения возникшей конфликтной ситуации привлекаются  другие специалисты «фирмы», и она решается коллективно.

Менеджер составляет заказ на сборку и настройку компьютера для дальнейшей работы, покупателю предлагается подождать, а менеджер передает заказ на сборку, настройку и на расчет стоимости старшему менеджеру.

Техник по сборке компьютера производит виртуальную сборку компьютера, используя для этого установленный файл, передает информацию о конфигурации собранного компьютера и заказ пользователя технику по настройке.

Техник по настройке производит виртуальную настройку ПК и передает информацию и собранном ПК и установленном ПО старшему менеджеру для расчета стоимости продаваемого ПК.  

Старший менеджер производит расчет стоимости ПК и предлагает распечатку пользователю. Момент получения пользователем распечатки стоимости ПК считается покупкой предлагаемого ПК.

Аналогично происходит и с другими пользователями. Состав ПК, а, следовательно, и их стоимость должны изменяться в зависимости от поставленных перед ПК задач, которые в свою очередь зависят от статуса ( профессии) пользователя. Конфликтную ситуацию пользователь может провоцировать по собственному желанию, естественно  в рамках игры. Но, не смотря на желание игроков, хотя бы две-три конфликтных ситуации должны быть созданы. ( Каждый игрок из группы пользователей должен получить четкие инструкции преподавателя по этому вопросу).

При большом количестве игроков, игра может проводиться параллельно между несколькими пользователями и менеджерами( при наличии достаточной территории можно организовать несколько одинаковых зон). Преподаватель в ходе игры выполняет роль наблюдателя и в любой момент должен быть готов перенаправить игру в нужное ему русло.

Игра заканчивается после того, как каждый пользователь имеет распечатку стоимости своего компьютера. Время, затрачиваемое на эту часть игры примерно 30- 35 мин.

Часть 2

Преподаватель: «Вот, к сожалению, и закончилась наша игра. А теперь наши уважаемые эксперты игры- наши гости подведут итоги и назовут нам победителей.(Итоги игры должны быть подведены таким образом, чтобы каждый игрок смог получить свой приз. Призы делятся на категории таким образом, чтобы учащиеся могли получить оценочный эквивалент приза. В качестве призов  может использоваться свободно распространяемое  ПО, дистрибутивы которого необходимо подготовить преподавателю для каждого ученика, либо одновременно с игрой один из наиболее подготовленных учащихся проводит съемку происходящего и выполняет изготовление презентации о ходе игры, которая вручается в качестве приза каждому учащемуся.)

Замечательно! Сегодня каждый из вас прекрасно поработал: покупатель сэкономил свои виртуальные деньги, а сотрудники «фирмы» смогли повысить престиж своего предприятия, получить прибыль, и , самое главное, привлечь к себе покупателей. Поздравляю всех участников игры с бесценными приобретениями: крепкой дружбой, умением выслушать товарища и принять правильное решение в выборе необходимого вам компьютера, желанием и умением вместе решать возникшие проблемы.

Благодарю всех присутствующих за приятно проведенное время. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Урок-игра "Путешествие в край уральских самоцветов", 5 класс

Итоговый урок литературы по творчеству П.П.Бажова проводится с целью обобщения и углубления знаний обучающихся о писателе, развития их познавательных интересов, творческих способностей. речи, навыков ...

Разработка урока-игры по русскому языку в 5 классе.

Урок позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты.При проведении занятий игровые технологии позволяют значительно повысить интерес учащихся....

Разработка урока-игры по теме "Олимпийские игры в древности" для 5 класса

Разработка урока-игры по теме "Олимпийские игры в древности" для 5 класса...

Методическая разработка урока-игры "Своя игра"

Конспект урока с презентацией на тему:"Своя игра"...

Разработка урока-игры по информатике (закрепление изученного материала)

Цели: закрепить основные понятия предмета информатика, повторить темы: «История развития вычислительной техники», «Устройства компьютера»;  воспитывать любовь к ...