Одной из актуальных задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков. Изучение предмета «информатика и ИКТ» кроме учебника, ручки и тетради предусматривает использование компьютера, общаясь с которым можно нанести гораздо больший вред здоровью растущего организма, чем на обычном уроке. На уроках информатики нужно научить ученика строить взаимоотношения с компьютером грамотно и технологично, чтобы максимально уменьшить риск для здоровья. При составлении тематического планирования предусматриваю здоровьесберегающие компоненты. № | Темы | Содержание материала по здоровьесбережению | 5 класс |
|
| 1 | Вводный урок
| Правила поведения и безопасной работы в кабинете информатики (видеоурок) |
| Как устроен Компьютер? | Комплекс упражнений для снятия усталости при работе за компьютером
|
| Текстовый процессор | Сообщение по теме « Здоровье и компьютер» |
| Графический редактор Paint | Создание эмблемы «Здоровья» | 6 класс |
|
| 2 | Вводный урок
| Правила поведения и безопасной работы в кабинете информатики |
| Компьютер и информация | Физкультминутки |
| Текстовый процессор | Составление презентации «Компьютер друг или враг? |
| Графический редактор Paint | Конкурс на лучший плакат «Здоровый образ жизни за компьютером» |
| Алгоритмы. Исполнители | Использование подвижных игр, имитирующих задачи | 7 класс |
|
| 3 | Вводный урок
| Техника безопасности в кабинете информатики |
| Объекты и системы | Реферат « Вредные факторы, влияющие на организм человека при работе за ПК» |
| Информационное моделирование | Буклет «Компьютерные игры: полезные и вредные » |
|
|
| 8 класс |
|
| 4 | Вводный урок
| Техника безопасности в кабинете информатики |
| Компьютер как универсальное устройство для обработки информации | Проект «Эргономические требования к работе на ПК»
|
| Коммуникационные технологии | Презентации «Интернет. Возможности и перспективы » | 9 класс |
|
| 5 | Вводный урок
| Техника безопасности в кабинете информатики |
| Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации | Презентация «Влияние компьютерных технологий на физическое здоровье человека» |
| Программирование на языке Турбо Паскаль | Разработка тестов «Проверь свой вес» | 10 класс |
|
| 6 | Вводный урок
| Соблюдение правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ |
| Моделирование и формализация | Создание информационной модели «Моё здоровье в моих руках» |
| Компьютерные технологии представления информации | Проект «Влияние компьютерных технологий на физическое здоровье человека « | 11 класс |
|
| 7 | Вводный урок
| Соблюдение правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ |
| Реляционные базы данных | Разработка информационной системы для хранения данных о состоянии здоровья класса |
| Основы социальной информатики | Проект «Нравственные аспекты применения информационных технологий» |
| Сетевые технологии | Действие INTERNET на развитие человека |
|
|
|
На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, планирую вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни, а так же снижении перегрузок учебным материалом и домашними заданиями. Стараюсь достаточно часто менять виды работ учащихся: опрос, тестирование, работа у доски, работа за ПК (выполнение практической работы), работа с книгой, работа с тетрадью. Содержание уроков информатики составляют устные и письменные задачи, упражнения. Однако, их необходимо связать со здоровьем обучающихся, не только физическим, но и психическим, духовно-нравственным и экологическим. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач, как помещенных в учебниках, так и тех, которые составляю при подготовке к урокам. Работа по вопросу влияния компьютера на здоровье учащихся в 7-9 классах велась в течение трех лет. Мои мониторинговые исследования показали, какие существуют , основные вредные факторы при работе за компьютером: - Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени.
Длительное неизменное положение тела у пользователя ПК, вызывает мышечно-скелетные нарушения. - Воздействие электромагнитного излучения.
- Утомление глаз, нагрузка на зрение.
Пользователь ПК читает не отраженные тексты, как при обычной работе с бумагой, а смотрит на источник света — монитор. Его глаза перебегают с листа на экран и обратно. Тысячи раз в день наше зрение должно перестраиваться с одного способа чтения на другой. - Перегрузка суставов кистей.
- Стресс при потере информации.
- Психические расстройства.
При проблемах в реальной жизни, общении с другими людьми ребенок ищет то, что ему не хватает в книгах, просмотрах TV, компьютере...
На уроках информатики нужно строго соблюдать санитарно-гигиенические нормы: организация рабочего места, гигиенические требования к правильной посадке учащихся организация режима работы. Вместе с учащимися составили «Паспорт здоровья», где расписали основные требования для безопасности работы за компьютером. 1. Требования к монитору: - количество цветов не менее 256; - размер зерна не более 0,28 мм; - возможность регулировки яркости и контраста изображения. 2. Монитор должен находиться на расстоянии не менее 60 см от глаз. 3. Освещение рабочего места не должно вызывать блики на экране монитора. В тоже время оно должно быть достаточным, для того чтобы хорошо видеть остальные предметы, с которыми работаем. 4. Чаще протирать экран монитора. Кроме этого, выявили что, для предупреждения развития переутомления обязательными мероприятиями являются: - упражнения для глаз и пальцев рук через каждые 20-25 минут (7-10 минут в начальном звене) работы; - сквозное проветривание помещений во время перерывов (при отсутствии в нем учащихся); - оптимальный тепловой режим; - физкультурные паузы в течение 3-4 минут во время перерывов; - физкультминутки в течение 1-2 минут для снятия локального утомления выполняются индивидуально при появлении начальных признаков усталости. Вывод: применение на уроках физкультминутки, которая повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность, будет способствовать хорошему темпу урока, непереутомляемости и хорошему настроению.При работе с учащимися по данной проблеме, очень много времени уделяю исследовательско - проектной деятельности. В конце учебного года учащихся 9 классов разбиваю на творческие группы и каждая группа чисто символически получает 1 миллиону рублей. Цель исследования: использовать этот миллион и в Усть-Ордынском виртуально построить экологически важный объект для поселка. Для этого каждая группа получает творческое задание. Создать портфолио для своего объекта согласно следующим заданиям: придумать название, эмблему своему объекту; составить смету расходования данной суммы в программе Microsoft Excel; выполнить план масштаб 1:100 для своего объекта в программе Microsoft Word ; нарисовать в программе Paint дизайн объекта; - выпустить рекламный буклет о своем объекте в Microsoft Publisher;
подготовить и защитить презентацию в Microsoft PowerPoint .
В течение двух недель собирают материал, готовят и защищают свое проекты. За последние три года было придумано и выполнено учащимися много интересных проектов. Одно из направлений работы нашей школы - работа по системе «Школа-ВУЗ». Профильные классы в сотрудничестве с ИрГУПС в школе работают пятый год. Специфика работы в профильных классах при ИрГУПС обусловлена важным компонентом – участием наших учащихся в многоэтапной Региональной отраслевой технической олимпиаде, проводимой в ИрГУПС в течение двух лет. В 2012 году ученица 11 «Б» Татаринова Екатерина с работой «Компьютер и здоровье» заняла 3 место в научно-практической конференции. Результаты выступления наших ребят наглядно показывают наши общие достижения по усвоению курса информатики, умению искать пути решения, развитию творческих способностей и интеллекта. Современные дети рождены в век компьютеров, поэтому им, наверняка, предстоит с их помощью учиться, работать и жить. Отлучить детей от компьютера все равно не удастся, да и не нужно. Умение быстро принимать решения и не теряться, когда происходит сбой и на экране появляется не то, что ребенок ожидал, поможет при решении более сложных задач. А детское здоровье оградить от компьютерных вредностей можно - достаточно следить, чтобы чадо выполняло те правила, которых придерживаетесь вы сами, сидя за компьютером. |