Моя педагогическая философия
статья по информатике и икт на тему
Каждый выбирает для себя
Ю. Левитанский
Введение в 1985 г. в среднюю школу отдельного общеобразовательного предмета ОИВТ дало старт новой педагогической науки, объектом которой является обучение информатике. В 1985 я получила университетский диплом и начала свою педагогическую деятельность в качестве учителя физики в Майской средней школе. Весной 1986 прошла курсы повышения квалификации и в новый учебный год вошла уже учителем информатики.
Стремительно летит время, меняется общество и отношения между людьми. Но роль учителя остается неизменной, не только как человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего ответить на главные жизненные вопросы.
Я – учитель информатики в очень сложное время, когда все привычное, годами наработанное, такое понятное и родное вдруг становится не современным, немодным, консервативным.
Кажется, это время сомнений, разочарований и потерь. Но ведь это и время поиска и обретения. Это замечательно - быть современником неповторимого времени.
За последние годы изменилась и роль информатики в учебном плане. Традиционно, одной из задач курса было формирование алгоритмического мышления учащихся и изучение основ программирования. Однако все большее место в курсе занимают информационные технологии, владение которыми необходимо для жизни и деятельности в современном обществе. Важнейшее место в курсе информатики отводится развитию творческих способностей учащихся на основе использования новых педагогических технологий и интегрированных мультимедийных сред.
Мой предмет открывает для меня дополнительные возможности влиять на сознание подростков, устанавливать с ними духовную близость. Я чувствую ответственность в деле воспитания свободного, ответственного, нравственного здорового человека!
Современный ли я учитель? Думаю, да.
Я преподаю предмет, который так необходим в XXI век — веке ИНФОРМАЦИИ. Сегодня нет ни одной отрасли науки и техники, которая развивалась бы так стремительно, как информатика. Фактически мы можем говорить о том, что в последние годы на наших глазах произошла компьютерная революция, затронувшая все сферы социальной, культурной, научной и производственной деятельности людей. Эта компьютерная революция еще не завершена и совсем недавно вошла в очередной этап, связанный и Интернетом. Дело идет к тому, что через 5 – 7 лет в мире не останется людей, которых не коснутся изменения, вызванные существованием этого единого информационного поля. Помните фильм «Москва слезам не верит», где герой опрометчиво заявил: «Телевидение заменит все…?» А сейчас компьютер – это наше все:
источник информации;
образование и воспитание;
развлечение и досуг;
средство общения.
К профессиональной деятельности уже приступило поколение молодых людей, родившихся, выросших и получивших образование в эпоху персональных компьютеров. Этому поколению столь же не возможно представить мир без персональных компьютеров, как и без телевизора или автомобиля. Правда приемы эксплуатации и телевизора и автомобиля не меняются десятилетиями, а каждый двухлетний цикл обновления вычислительной техники сопровождается коренным изменением приемов и методов работы с ней. Чтобы успевать за этим развитием, просто необходимо непрерывное самообразование, самосовершенствование,личная целеустремленность и постоянное желание узнавать о том, что происходит в мире информационных технологий.
В современной школе нет более трудной дисциплины для учителя, чем информатика, ведь каждые 2 – 3 года ему нужно все начинать с «нуля», в связи с непрекращающимся развитием компьютерной техники и программного обеспечения к ней, эта проблема не знакома другим учителям.
Содержание обучения информатике не ограничивается только информационными технологиями, а несет в себе значительный мировоззренческий потенциал, присущий именно этому предмету.
Задачей учителя на уроках информатики является формирование у обучаемых информационной компетентности – одного из основных приоритетов в современном общем образовании, который носит общеучебный и общеинтеллектуальный характер.
Это понятие включает в себя целостное миропонимание и научное мировоззрение, этические и правовые нормы поведения людей в информационной среде.
Современный ли я воспитатель? Ответ очевиден: «Да».
Когда информатика – любимый предмет от первоклассника до выпускника, когда звонок с урока никто не ждет и не слышит, когда школьный сторож напоминает, что поздно и что пора идти домой, и ты понимаешь, что это – твое призвание, твоя судьба, твое время.
Меня поражает, насколько талантливы современные дети. Я согласна с мнением К. Ветцеля, что «на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького искателя истины». Ведь строительный материал, над которым работаем мы, учителя, это молодые, восприимчивые, жаждущие умы. Используя свойства, а иногда, преодолевая сопротивление этого материала, мы придаем ему совершенную форму.
Так человеческий дух становится более стойким. Может быть, в этом и состоит рукотворное счастье учителя – видеть, как под твоим началом идет человек в рост, как воплощается в нем твоя мысль, энергия, воля…
Я люблю детей, люблю школу, в которой работаю, и рада, что это взаимно.
Работать в школе с одаренными детьми нравится всем: они сами хотят учиться и, прославляя учителей своими победами, полностью удовлетворяют их «Я – концепцию». Но есть и другие, с которыми трудно и результатов педагогических усилий можно не дождаться вообще. Их таланты лежат в других областях человеческой деятельности. Для чего же образовывать их? Я отвечаю на этот вопрос стихами :
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих...
Пройдите землю и пучину,
И степи, и глубокий лес,
И нутр Рифейский, и вершину,
И саму высоту небес,
Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно,
Чего еще не видел свет;
Трудами веки удивите...
Но сердце держит сей совет:
Размножить миром нашу славу
И выше как военный звук
Поставить красоту наук.
И словами Н. А. Некрасова: «Любовь к отечеству заключается прежде всего в глубоком, страстном и небесплодном желании ему добра и просвещения, в готовности нести на алтарь достояние и самую жизнь». И это - не громкие слова! Учитель должен быть патриотом своего Отечества, думая о его завтрашнем дне, о людях, которые будут жить в нем, так как: «Настоящий патриотизм выше всех личных отношений и интересов, и находится в теснейшей связи с любовью к человечеству». (Н. Добролюбов).
И работая с учениками над любым проектом, прежде всего мы будем говорить с ними о том как любим свою Родину, свой город, свою улицу , свою школу и свой дом.
Современный ли я человек? Да!
В основе моей жизни – любовь. «Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним». (И.Г.Песталоцци)
В основе моей философии – творчество, т.к. «творчество – это природный смысл жизни» (Н.Рерих)
В основе моих жизненных принципов – свобода, свобода выбора. И я выбираю самопознание, саморазвитие, самовыражение, самосовершенствование.
В основе моего пребывания в этом мире, в этом пространстве и в этом времени – гармония, согласие, лад. Я с этим временем, я в этом времени.
Счастливый ли я человек? Да!!
Приходилось ли вам наблюдать, как расцветает Мирабилис, его еще называют ночная красавица? Если нет, то я попытаюсь описать вам это чудесное зрелище. Представьте: вечер, легкие сумерки, перед вами высокая ветка этого необыкновенного цветка, вся усыпанная желтыми свечками – бутонами. Ничего не происходит и, кажется, не произойдет. Но вдруг, словно по мановению волшебной палочки, один за другим бутоны ночной красавицы начинают распускаться сотней ярких цветов, светящихся в темноте, будто китайские фонарики. Вы испытываете смешанные чувства восторга и удивления.
Вы знаете, мне можно позавидовать, ведь каждый день я становлюсь не только свидетелем, но и участником подобного чуда, когда мои ученики раскрывают свой внутренний мир. Мы удивляемся, радуемся и восторгаемся вместе.
Я счастливый человек.
Счастливый, потому что профессия моя – это радость от общения с детьми. Это моменты счастья, когда я вижу широко раскрытые от удивления детские глаза, когда я вижу благодарность и улыбки на лицах моих учеников.
Иду в школу с радостью и твердо знаю, что каждый день принесет новые открытия, ощущение творчества, удовольствия от работы с детьми. Это мой осознанный жизненный путь. Себя я считаю успешным человеком. Во-первых, я люблю свою работу и людей, с которыми работаю. Во-вторых, не позволяю обиде руководить моими действиями. Я глубоко убеждена в том, что успех – это не слепое везение, а награда за работу над совершенствованием самого себя. Он приходит к тому, кто не приспосабливается к ситуации, не плывёт по течению бурных жизненных вод, а пытается предусмотреть повороты событий, всегда готов подумать, что выйдет из этого, что из того. А если случаются ошибки и неудачи, то достойно выходит из положения, непременно учитывает в дальнейшем свои промахи, чтобы в будущем их не допустить.
И... "Если б снова начать, я бы выбрал опять бесконечные хлопоты эти"
Не жди успех — иди вперед.. и он тебя догонит..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя педагогическая философия
Размышления по поводу......
Моя педагогическая философия
В материале описываются основные педагогические идей и система работы....
"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"
Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...
Эссе «Моя педагогическая философия».
Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша, 4класс)...
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...
Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».
Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...