Комплект экзаменационных билетов по информатике и ИКТ за курс основной школы
тест по информатике и икт (9 класс) по теме

Экзаменационные билеты по информатике и ИКТ за курс основной школы с практическими заданиями, решениями и пояснительной запиской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekzamen_9_klass.rar1.97 МБ

Предварительный просмотр:

Ответы на экзаменационные билеты по информатике                         9 класс

  1. Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.

Со времени появления на нашей планете живых существ все большее значение для их существования приобретают получаемые ими сведения об окружающем мире. В последнее время к изучению природы добавились сообщения о создаваемых и используемых машинах, аппаратах, приборах, технологических процессах. Появился термин „информация". Раньше под информацией понимали сведения, передаваемые между людьми. Однако в последние годы под информацией стали понимать нечто значительно большее. Например, биолог изучает растение. О его работе говорят, что он „получает информацию" о жизни растения. Кто-то дотронулся рукой до горячего предмета, и ему стало больно. В этом случае исследователь утверждает, что мозг человека „получил информацию" о высокой температуре предмета. Но это еще не все. Вы едете в автобусе. Шумит его мотор. Для вас шум - небольшой мешающий фактор. Однако для опытного шофера — это информация. Ибо, слушая этот шум, он может определить состояние мотора, качество его работы.

Так что же такое информация?

Информация — фундаментальное понятие, определить его исчерпывающим образом через какие-либо более простые понятия невозможно. К тому же в разных областях знания информация понимается по-разному:

  1. в обыденной жизни (быту) — как сведения, знания, сообщения, которые нас интересуют;
  2. в технике — как сообщения, передаваемые в форме знаков и сигналов;
  3. в теории связи — как любая последовательность символов (без учета их смысла);
  4. в документалистике — все, что может быть зафиксировано в знаковой форме в виде документов;
  5. в лингвистике — как сообщения, которые обладают новизной или полезностью;
  1. в философии — как взаимодействие, отражение, познание;
  2. в кибернетике (теории управления) — как знания, которые участвуют в управлении (ввел Норберт Винер);
  3. в теории информации — как сведения, которые снимают полностью или уменьшают неопределенность (неизвестность), существующую до их получения, о состоянии какого-либо объекта. По определению К. Шеннона, информация — это снятая неопределенность (такой подход позволил количественно измерять информацию).

В информатике информация понимается как мера уменьшения неопределенности нашего знания о состоянии какого-либо объекта или системы.

Сообщение содержит информацию для человека, если заключенные в нем сведения являются для этого человека новыми и понятными и, следовательно, пополняют его знания.

Рассмотрим основные виды информации по форме её представления: символьная, текстовая и графическая.

Символьная форма, основанная на использовании символов – букв, цифр, знаков и т. д., является наиболее простой, но она практически применяется только для передачи несложных сигналов о различных событиях. Например, зеленый свет уличного светофора сообщает о том, что разрешено движение людей и транспорта, красный свет, наоборот, запрещает это движение, желтый свет сигнализирует о смене характера уличного движения.

Более сложной является текстовая форма представления информации. Здесь так же, как и в предыдущей форме, используются символы: буквы, цифры, математические знаки. Однако информация заложена не только в этих символах, но и их сочетании, порядке следования. Так, слова «кот» и «ток» имеют одинаковые буквы, но содержат различную информацию. Благодаря взаимосвязи символов и отображению речи человека текстовая информация чрезвычайно удобна и широко используется.

Однако самой ёмкой и сложной является графическая форма представления информации. К этой форме относятся виды природы, фотографии, чертежи, схемы, рисунки, имеющие большое значение в нашей жизни и содержащие огромную массу информации.

Информация служит важным средством существования общества, жизни и деятельности всех людей. Её объёмы быстро растут. Однако, для того чтобы люди принимали правильные решения информация должна обладать следующими свойствами:

  1. Объективность — информация не зависит от чьего-либо мнения, суждения.
  1. На улице тепло (субъективная информация).
  1. На улице 22 °С (объективная информация, если термометр исправен).

Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов.

2.        Достоверность — информация отражает истинное положение дел. Достоверная информация помогает принять правильное решение.

Информация может быть недостоверной по следующим причинам:

  1. преднамеренное искажение (дезинформация);
  1. искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон»);
  2. значение реального факта преуменьшается или преувеличивается (слухи, рыбацкие истории).
  1. Полнота информации — информация должна быть достаточной для понимания и принятия решения. Неполнота информации сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки.
  2. Актуальность (своевременность) — информация важна, существенна для настоящего времени. Только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу.
  1. Полезность — ценность информации зависит от того, какие задачи можно решить с ее помощью.
  2. Понятность — информация выражена на языке, понятном для получателя.

Для обмена информацией с другими людьми человек использует естественные языки (русский, английский, китайский и др.). Основу языка составляет алфавит, или набор символов (знаков), которые человек различает по их начертанию. В основе русского языка лежит кириллица, содержащая 33 знака, в английском языке применяется латиница (26 знаков), в китайском языке — алфавит из десятков тысяч знаков (иероглифов).

Наряду с естественными языками были разработаны формальные языки (нотная запись, языки программирования и др.). Основное отличие формальных языков от естественных состоит в наличии не только жестко зафиксированного алфавита, но и строгих правил грамматики и синтаксиса.

Так, правила записи математических выражений можно рассматривать как формальный язык, имеющий алфавит (цифры) и позволяющий не только именовать и записывать объекты (числа), но и выполнять над ними арифметические операции по строго определенным правилам.

В некоторых языках знаками являются не буквы и цифры, а другие символы — например, знаки химических элементов, музыкальные ноты, изображения элементов электрических или логических схем, дорожные знаки, точки и тире (код азбуки морзе) и др.

Стремительно меняется и характер использования информации. В первую очередь это связано с тем, что в начале  20 века в промышленности и в сельском хозяйстве использовали научные открытия, сделанные десятки, а иногда и сотни лет ранее. Теперь же динамика развития народного хозяйства требует использования новых научных идей через год-два после их появления и обработки возрастающих потоков информации. Все это приводит к необходимости индустриализации информационных процессов, т. е. таких процессов, которые включают все все операции, связанные со сбором, передачей, хранением, обработкой и выдачей информации.

Получение информации – восприятие различных свойств объектов, явлений и процессов окружающей среды.

Человек воспринимает информацию с помощью органов чувств.

Вид информации

Чувство

Орган

Зрительная

Зрение

Глаза

Звуковая

Слух

Уши

Вкусовая

Вкус

Язык

Обонятельная

Обоняние

Нос

Осязательная

Осязание

Кожа

Хранение информации – способ распространения информации в пространстве и времени.

Носитель информации – твердый объект для записи и хранения информации:

  1. любой материальный предмет (бумага, камень, дерево, магнитная лента и т.д.);
  2. волны различной природы;
  3. акустические носители (звук);
  4. электромагнитные носители (свет, радиоволны, электрический ток);
  5. гравитационные носители (давление, притяжение и т.д.);
  6. вещество в различном состоянии: концентрация молекул в жидком растворе, температура и давление газа и т.д.;
  7. компьютерные носители: магнитные диски, лазерные диски и т.д.

Основные хранилища информации

Для человека

Для общества

Компьютерные хранилища

память

Библиотеки, видео теки, фонотеки, ар хивы, музеи, кар тинные галереи

Базы и банки данных, информационно-поисковые системы, электронные энциклопедии, медиатеки

Передача информации

Процесс передачи информации всегда двусторонний: есть источник и приемник информации. Источник передает (отправляет) информацию, а приемник ее получает (воспринимает).

Канал связи — средства связи, с помощью которых люди передают информацию.

Передача информации может происходить:

  1. при непосредственном разговоре между людьми;
  2. через переписку, с помощью технических средств связи: телефона, радио и пр.

Обработка информации – преобразование информации из одного вида в другой по определенным правилам.

Общая схема обработки информации

Входная информация

Выходная информация

Преобразователь информации

Примеры обработки информации: решение задачи, редактирование, перевод текста на другой язык, сортировка списка по алфавиту и т. д.

Компьютеры обрабатывают информацию путем выполнения некоторых алгоритмов.

Информационные процессы происходят не только в человеческом обществе, но и в животном и в растительном мире. Определенные виды растений зацветают в одно и то же время года. Осенью опадают листья, и вся растительность засыпает на время холодов. Весной листья и трава появляются вновь. Эти процессы связаны с тем, что клетки растений реагируют на информацию об изменениях окружающей среды — изменениях температуры, влажности, количестве солнечного света. Информация, которая заложена в ДНК многих видов птиц, заставляет их ежегодно возвращаться в ту местность, где они появились на свет, вить гнезда и высиживать птенцов, а осенью снова улетать в теплые края.

Значение процессов, связанных с использованием информации, в последнее время стало настолько значимым, что появилось понятие – информационные ресурсы. Современные информационные ресурсы – это научные теории, открытия, патенты и изобретения, сведения о недрах земли и океанов.… Это весь веками накопленный духовный потенциал, являющийся богатством страны. Это то, что определяет интеллектуальную мощь современного государства. Сто лет назад почти все трудоспособное население занималось материальным производством. Теперь же в развитых странах быстро увеличивается число работников, занимающихся интеллектуальным трудом. И значение этого вида трудовой деятельности все время возрастает. Человечество перешло в полосу своего развития, основанного на информационных ресурсах и широко использующего достижения электроники.

Учитель информатики – Сумина Оксана Владимировна                 2007г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экзаменационный материал для государственной итоговой аттестации по информатике за курс основной школы

Представленный комплект билетов отражает в полной мере федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования. Состоит из 20 билетов, сформирован с учётом содержания учебной про...

Экзаменационные материалы по физике для итоговой аттестации по физике за курс основной школы

По окончании основной школы (9 классов) итоговая аттестация проводится либо в формате ГИА либо в формате устного экзамена. В Санкт-Петербурге экзамены по физике в формате ГИА пока не проводятся, учени...

экзаменационные билеты по информатике за курс основной школы

билеты соответствуют требованиям, предъявляемым к выпускнику 9 класса. Являются примерными, учитель вправе разработать свой вариант практической части с учетом данной темы,  материального оснащен...

Экзаменационный материал Для итоговой аттестации по информатике и ИКТ За курс основной школы.

Содержание экзаменационной работы для проведения экзамена в новой форме, разрабатывалось на основании Федерального компонента государственного ст...

Билеты к экзамену по английскому языку за курс основной школы 9 класс

В материале содержатся билеты к устному экзамену по английскому языку для 9 класса, примрны е ответы и тексты для обсуждения по второму билету...