Урок по логике №1
презентация к уроку по информатике и икт (9 класс) по теме

Конспект урока

 по теме «Основы логики»

 

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

 

Цель урока:

Знакомство с основными понятиями логики и основными логическими операциями.

Задачи урока:

 

а) Образовательные:

Øобеспечить в ходе урока усвоение и первичное закрепление новых понятий

б) Развивающая:

Øформирование учебных навыков обобщения имеющейся информации;

Øразвитие умений выделять главное в новом изучаемом материале

в) Воспитательная:

Øформирование отношения сотрудничества при групповой работе;

Øаккуратность, бережное обращение с техникой.

г) Здоровьесберегающая:

Ø  соблюдение санитарно – гигиенических требований к уроку информатики, помещению, к присутствующим.

Оборудование:

 

Техническое:

·        ПК на базе процессора Atlon;

·        проектор слайдов;

·        принтер.

Программное:

·        операционная система Windows XP

·        приложенияMicrosoft Office 2003: Word, Excel, Internet Explorer, PowerPoint.

Другое:

·        раздаточный материал.

 

План урока:

1.      Организационный момент. Подготовка учащихся к усвоению материала.

2.      Изучение нового материала.

Цель: познакомить учащихся с основными понятиями логики.

Способ достижения: показ презентации (Iчасть).

3.      Первичная проверка усвоения знаний. Самостоятельное задание.

Цель: закрепление основных понятий логики.

Способ достижения: выполнить тест.

4.      Изучение нового материала.

Цель: знакомство с определениями основных логических операций.

Способ достижения: показ презентации (IIчасть).

5.      Первичное закрепление знаний. Самостоятельное задание.

Цель: закрепление полученных понятий.

Способ достижения:самостоятельная работа.

6.      Физминутка.

Цель: избежание перегрузки учащихся.

      Способ достижения: упражнения для снятия нагрузки с глаз и тела.

7.      Контроль и самопроверка знаний.

Цель: закрепление полученных на уроке знаний, обобщение изученного.

Способ достижения:самостоятельная работа; заполнение кроссворда.

8.      Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель: проверка степени усвоения нового.

      Способ достижения: просмотр заполненного кроссворда; стратегия «Исследование 

                                          вопроса».                                     

9.      Информация о домашнем задании.

     

Ход урока:

1. Организационный момент. Подготовка учащихся к усвоению. 3 мин

Учитель демонстрирует учебную презентацию (слайд 1)

У каждого учащегося имеется следующий материал:

·   листы с планом-конспектом (по ним ученики работают на уроке, а дома вклеивают их  в рабочую тетрадь);

·   листы с заданиями для самостоятельного выполнения.

На уроке учащиеся знакомятся с понятиями логики, основными логическими операциями.

В ходе изучения нового материала им предстоит:

  1. заполнить опорный конспект терминами, которые встретятся (в презентации они выделены красным цветом);
  2. выполнить задание 1 по новому материалу (основные понятия логики)и самостоятельно его оценить;
  3. выполнить задание 2 по новому материалу (базовые логические операции);
  4. разгадать кроссворд терминов.

По результатам работы на уроке каждый получает оценку, характеризующую эффективность усвоения материала.

2. Изучение нового материала. 5 мин

Тема «Логика» содержит большое количество незнакомых терминов. Чтобы облегчить их усвоение, учитель демонстрирует презентацию (слайды 2-7). Основные понятия выделены красным цветом. Учащиеся должны занести их в опорный конспект (приложение 2) в ходе объяснения материала во время показа учебной презентации.

3. Первичная проверка усвоения знаний. 4 мин

После просмотра Iчасти презентации и заполнения опорного конспекта учащиеся выполняют самостоятельное задание 1(приложение 3). Время выполнения задания – 2 мин.

Исправления не допускаются.

После выполнения задания 1 учащиеся проверяют правильность решения (слайд 9).

В ячейку Оценка ученики заносят число совпадений с их решениями.

4. Изучение нового материала 5 мин

Алгебра высказываний была разработана для того, чтобы можно было определять истинность или ложность составных высказываний, не вникая в их содержание.

Учащиеся знакомятся с основными логическими операциями (учитель показывает презентацию, слайды 10-17).

Учащиеся смотрят презентацию и заполняют опорный конспект (приложение 2)

5. Первичная закрепление знаний. 5 мин

Учащиеся выполняют самостоятельное задание 2 (приложение 4). Время выполнение 4 мин. Исправление не допускаются.

6.Физминутка.

7.Контроль и самопроверка знаний. Самостоятельная работа (решение кроссворда). 10 мин

Учащиеся переходят к работе за компьютером.

Им предстоит разгадать кроссворд, содержащий основные понятия логики.

В качестве раздаточного материала используется кроссворд в распечатанном виде с алгоритмом его заполнения (приложение 5).

(учитель в это время собирает листы с заданиями и выставляет оценки)

 

7. Подведение итогов урока. Рефлексия. 3 мин

Учитель показывает разгаданный кроссворд (приложение 6).

Учащиеся сверяют результаты.

Стратегия «Исследования вопроса» - цветовое мышление:

Белый – фактическое мышление (факты, мысли без эмоций и субъективных оценок).

Желтый – позитивное (выделяется то, что хорошо, полезно, конструктивно).

Красный – эмоциональное (собственные эмоциональные переживания).

Чёрный – критическое (недостатки, противоречия, минусы).

Зелёный – творческое (где и как это можно применить, усовершенствовать).

Синий – филосовское (обобщение).

8. Информация о домашнем задании. 2 мин

  1. Вклеить опорный конспект в рабочую тетрадь.
  2. Записать в тетрадь таблицы истинности изученных функций. Что это такое и как их составлять, будет разобрано на следующем уроке.
  3. Выполнить творческое задание: придумать по одному высказыванию, которому можно было бы поставить в соответствие одну из основных логических функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Презентация «Основы логики»

 

Слайд 1

Слайд 2

image

image

Слайд 3

Слайд 4

image

image

Слайд 5

Слайд 6

image

image

Слайд 7

Слайд 8

image

image

Слайд 9

Слайд 10

image

image

 

 

 

 

Слайд 11

 

 

 

 

Слайд 12

image

image

Слайд 13

Слайд 14

image

image

Слайд 15

Слайд 16

image

image

Слайд 17

Слайд 18

image

image

Слайд 19

Слайд 20

image

image

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Опорный конспект

Тема: Основы логики

______________ – это наука о формах и способах мышления.

Основные формы мышления: понятие, высказывание, умозаключение.

________________ - форма мышления, фиксирующая основные, существенные признаки объекта.

Две стороны понятия: содержание и объем.

_______________ понятия составляет совокупность существенных признаков объекта.

______________понятия определяется совокупностью предметов, на которую оно распространяется.

___________________ (суждение)– это форма мышления, выраженная с помощью понятий, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах и отношениях между ними.

______________ суждение, в котором связь понятий правильно отражает свойства и отношения реальных вещей.

Суждение ____________- в том случае, когда связь понятий не соответствует реальной действительности.

Высказывание называется ___________, если никакая его часть сама не является высказыванием.

Высказывание, состоящее из простых высказываний, называется __________.

_______________________- это форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений (посылок) может быть получено новое суждение (заключение).

Алгебра высказываний

способствует определению истинности или ложности составных высказываний, не вникая в их содержание.

1 – ИСТИНА                       0 - ЛОЖЬ

Простым высказываниям ставятся в соответствие логические ______________, обозначаемые прописными буквами латинского алфавита.

Составные высказывания на естественном языке образуются с помощью союзов, которые в алгебре высказываний заменяются на логические операции.

Логические операции задаются таблицами истинности.

Логические выражения, у которых последние столбцы истинности совпадают, называют ______________________

Базовые логические операции

_________________- операция логического умножения.

В естественном языке соответствует союзу И.

Составное высказывание истинно тогда и только тогда, когда истинны все входящие в него простые высказывания.

___________________- операция логического сложения.

В естественном языке соответствует союзу ИЛИ.

Составное высказывание истинно, когда истинно  хотя бы одно из входящих в него простых высказывания.

_____________________- операция логического отрицания.

В естественном языке соответствует словам неверно, что… и частице НЕ.

Делает истинное высказывание ложным  и наоборот, ложноеистинным.

______________________- операция логического следования.

В естественном языке соответствует обороту если…, то…

Составное высказывание ложно, когда условие (первое высказывание) истинно, а следствие (второе высказывание) ложно.

_______________________- равнозначность.

В естественном языке соответствует оборотам речи тогда и только тогда; в том и только в том случае

Составное высказывание истинно, когда оба исходных высказывания одновременно истинны или одновременно ложны.

 

Приложение 3

 

Задание 1

Фамилия, Имя ______________________

Расставьте стрелки в соответствии с определениями

 

Форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений может быть получено новое суждение.

 

Логика

Форма мышления, фиксирующая существенные признаки объекта

Умозаключение

Наука о формах и способах мышления

Понятие

Высказывание, построенное на основании простых высказываний.

Ложь

Высказывание, не соответствующее действительности.

Составное

 

Количество баллов:___________________

 

Ответ

 

Форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений может быть получено новое суждение.

imageimageimageimageimage

Логика

Форма мышления, фиксирующая существенные признаки объекта

Умозаключение

Наука о формах и способах мышления

Понятие

Высказывание, построенное на основании простых высказываний.

Ложь

Высказывание, не соответствующее действительности.

Составное

 

 

 

Приложение 4

   Задание 2

  Фамилия, Имя ______________________

   Заполнить таблицу:

 

Формула

Высказывание

Тигр

Волк

Бурундук

Заяц

A

Зверь полосатый

 

 

 

 

B

Зверь хищный

 

 

 

 

неA

 

 

  

 

 

неB

 

 

 

 

 

A и B

 

  

  

 

 

A или B

 

 

 

 

 

 

     

Количество баллов:___________________

 

 

Ответ:

Формула

Высказывание

Тигр

Волк

Бурундук

Заяц

A

Зверь полосатый

И

Л

И

Л

B

Зверь хищный

И

И

Л

Л

неA

Зверь не полосатый

Л

И

Л

И

неB

Зверь не хищный

Л

Л

И

И

A и B

Зверь полосатый и хищный

И

Л

Л

Л

A или B

Зверь полосатый или хищный

И

И

И

Л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

Кроссворд: Основные понятия логики

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

4. Форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается.

5. Операция логического умножения.

6. В каком высказывании никакая его часть сама не является высказыванием.

7. Высказывание, которое не соответствует реальной действительности.

8. Как называются высказывания объединенные союзом "или"?

10. Высказывание, построенное на  основании простых высказываний.

12. Одна из сторон понятия, которая составляет совокупность существенных признаков объекта.

13. Наука о  формах и способах мышления.

15. Логические выражения состоят из логических ... и знаков логических операций.

16. Логические выражения, у которых последние  столбцы таблиц  истинности совпадают.

По вертикали:

1. Логическая Функция, которая образуется соединением двух высказываний в одно с помощью оборота речи "… тогда и только тогда, когда…"

2. Логическая функция, которая образуется соединением двух высказываний в одно с помощью оборота речи "если…, то…"

3. Высказывание верно, если оно ...

9. Форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений может быть получено новое суждение.

11. Форма мышления, фиксирующая существенные признаки объекта.

14. Одна из сторон понятия, которая определяет совокупность предметов.

17. Она делает истинное высказывание ложным.


Приложение 6

 

Кроссворд с ответами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

у

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

м

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

э

 

 

 

п

 

 

 

10

с

о

с

т

а

в

н

о

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

л

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

з

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в

 

 

 

и

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

к

 

 

 

 

н

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

в

ы

с

к

а

з

ы

в

а

н

и

е

 

 

 

 

л

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

ц

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

ю

 

 

 

п

 

 

 

 

 

 

л

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ч

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

я

 

 

 

 

 

 

 

12

с

о

д

е

р

ж

а

н

и

е

 

 

 

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

я

 

 

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 

17

13

л

о

г

и

к

а

 

 

и

 

 

 

т

 

 

 

5

к

о

н

ъ

ю

н

к

ц

и

я

 

б

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

н

 

 

ъ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

6

п

р

о

с

т

о

е

 

 

в

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т

 

 

 

15

п

е

р

е

м

е

н

н

ы

е

 

 

 

 

 

 

 

 

7

л

о

ж

ь

 

 

 

 

 

р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

р

а

в

н

о

с

и

л

ь

н

ы

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

д

и

з

ъ

ю

н

к

ц

и

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1. Н.Д. Угринович, Учебник для 10-11 классов «Информатика и информационные технологии», -М., Лаборатория Базовых Знаний, 2002.

 

 

 

 

                                                                                 

                                                                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon logika_1-y_urok.ppt177 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Алгебра логики"

Дополнительный материал к уроку " Алгебра логики"...

Методическая разработка. Конспект урока "Основы логики. Алгебра высказываний"

Разработка содержит понятия: логика, высказывание, переменная, логические выражения и операции; примеры на запись высказываний в виде логических выражений....

урок-игра "Логика"

Данный урок разработан для учащихся 3 класса начальной школы (второй год обучения), изучающих информатику по безмашинному варианту. Он является завершением блока уроков по теме "Логика". При разработк...

урок-игра "Логика"

Данный урок разработан для учащихся 3 класса начальной школы (второй год обучения), изучающих информатику по безмашинному варианту. Он является завершением блока уроков по теме "Логика". При разработк...

Конспект урока " Основа логики: логические величины и формулы"

Конспект урока предназначен для учебных учреждений, которые занимаются по учебнику "Информатика ФГОС" автора Семакина И.Г....

Развёрнутый конспект урока в логике ФГОС в 11 классе по теме: "Общие методы решения уравнения".

Развёрнутый конспект урока в логике ФГОС в 11 классе по теме: "Общие методы решения уравнения".Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.УМК: ,Алгебра и начала математического анализа. 10 -11 класс...