Рабочая программа предмета "Информатика и ИКТ"
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему

Рабочая пропрамма предмета "Информатика и ИКТ" составлена на основе учебников Н. В. Макаровой  "Информатика и ИКТ" для 10 и 11 классов. Расчитана на 2 года обучения. Может быть использована и курсе основной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_novaya.doc549.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

«Профессиональное училище №5 г. Белгорода»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмета: «Информатика и ИКТ»

Составлена:

преподавателем информатики

Кобзевой Ириной Алексеевной

2012 год

2.2

ОДОБРЕНА

методической

(цикловой) комиссией

_____________________________

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по профессии

Председатель

Заместитель директора по УР

________________ О. В. Киреева

Автор:

Рецензенты:


2.3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ

(Из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089)

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  2. Овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  4. Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  5. Приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Информация и информационные процессы

Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.

Классификация информационных процессов. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации.

Поиск и систематизация информации. Хранение информации; выбор способа хранения информации.

Передача информации в социальных, биологических и технических системах.

Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации.

Особенности запоминания, обработки и передачи среды. Защита информации.

Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.

Информационные модели и системы

Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.

Назначение и виды информационных моделей. Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных.построение информационной модели для решения поставленной задачи.

Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей).

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектура современных компьютеров. Многообразие операционных систем.

Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи.

Программные средства создания информационных объектов, организация личного информационного пространства, защиты информации.

Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности.

Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов.

Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.

Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты.

Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей).

Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики. Базы данных. Системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.

Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей. (сетевые технологии)

Локальные и глобальные компьютерные сети. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание Объекта для последующего поиска.

Основы социальной информатики

Основные этапы становления информационного общества. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен

знать/ понимать:

  1. основные технологии создания, редактирования, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникативных технологии;
  2. назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
  3. назначение и функции операционных систем;

уметь:

  1. оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
  2. распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
  3. использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования ;
  4. оценить достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  5. иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  6. создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
  7. просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информационную по запросу пользователя;
  8. наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
  9. соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
  2. ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
  3. автоматизации коммуникационной деятельности;
  4. соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
  5. эффективной организации индивидуального информационного пространства.

2. 4 Тематическое планирование по информатике ( 1 курс)

Социально-экономический профиль

Номер темы

Название работы

Количество часов

У

Пк, З

Пм

Т

Л/р

Всего

Часть 1. Информационная картина мира

Раздал 1. Информационные процессы, модели, объекты

1.1

1.1

Информация и данные. Свойства информации

1

-

1

1.2

1.2

Информационный процесс

1

-

1

1.3

1.3

Информационная модель объекта

1

-

1

1.4

1.4

Представление об информационном объекте

1

-

1

(З)3.1-3.4

1.5

Моделирование в электронных таблицах

5

5

10

Итого по разделу:

9

5

14

Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий

Раздел 2. Информационная технология работы с объектами текстового документа в среде Word

2.1

2.1

Текстовые документы и текстовые процессоры

-

-

-

2.2

2.2.

Форматирование объектов текста

-

1

1

2.3-2.4

2.3, 2.4

Создание и редактирование графических и табличных объектов

-

2

2

2.5

2.5

Информационная технология работы со структурой текстового документа

-

2

2

Итого по разделу 2:

-

5

5

Раздел 3. Информационно-коммуникационные технологии работы в компьютерной сети

3.1

3.1

Разновидности компьютерных сетей

1

-

1

3.2

3.2

Представление о сервисах Интернета

-

1

1

3.3

3.3

Информационная технология передачи информации через Интернет

1

1

2

3.4

3.4

Этика сетевого общения

1

-

1

3.5-3.6

3.5

Информационная технология поиска информации в Интернете

1

4

5

3.7

3.6

Информационная безопасность сетевой технологии работы

1

-

1

Итого по разделу 3:

5

6

11

Раздел 4. Информационная технология представления информации в виде презентаций в среде Power Point

4.1

4.1

Возможности программной среды подготовки презентаций Power Point

-

-

-

4.2

4.2

Информационная технология создания презентации с помощью мастер автосодержания на тему «Техника безопасности в компьютерном классе»

1

2

3

4.3

4.3

Информационная технология создания презентации по социальной тематике «Компьютер и здоровье учащихся»

1

4

5

Итого по разделу 4:

2

6

8

Раздел 5. Информационная технология обработки данных в среде табличного процессора Excel

5.1

5.1

Статистическая обработка массива данных и построение диаграмм

1

2

3

5.2

5.2

Технология накопления и обработки данных

1

2

3

5.3

5.3

Автоматизированная обработка данных с помощью анкет

1

2

3

Итого по разделу 5:

3

6

9

Раздел 6. Информационная технология разработки проекта и информационных моделях проекта

6.1-6.2

6.1-6.2

Представление об основных этапах разработки проекта и информационных моделях проекта

2

-

2

6.3

6.3

Разработка информационных моделей социального проекта «Жизнь без сигареты»

1

-

2

6.4

6.4

Информационная технология создания социального проекта «Жизнь без сигареты»

-

3

3

Итого по разделу 6:

3

3

7

Раздел 7. Основы программирования в среде Visual Basic

1-2

7.1

Основные понятия и инструментарий среды Visual Basic

-

1

1

3-4

7.2

Технология работы с формой и графическими методами

-

2

2

5

7.3

Оператор присваивания и ввод данных

-

2

2

8.6-7

7.4

Управляющие элементы: метка, текстовое окно, кнопка

-

2

2

8-9

7.5

Процедуры и функции

-

2

2

Итого по разделу 7:

-

9

9

Раздел 8. Основы социальной информатики

1.1- 1.2

8.1

От индустриального общества – к информационному

1

-

1

1.3

8.2

Информационные ресурсы

1

-

1

1.4

8.3

Этические и правовые нормы информационной деятельности человека

1

-

1

1.5

8.4

Информационная безопасность

1

-

1

Итого по разделу 8:

4

-

4

Итого за учебный год:

26

40

66

У – учебник, З – задачник, Пк – практикум, Т – теория, Л/р – лабораторные работы, Пм – программа.

Раздел 7 изучается на базе практикума.

Темы для самоподготовки:

  1. Информационный объект
  2. Представление числовой информации в компьютере.
  3. Представление нечисловой информации в компьютере.
  4. Представление графической информации в компьютере.
  5. Представление звуковой информации в компьютере.
  6. Представление видеоинформации в компьютере.
  7. Текстовые документы и текстовые процессы.
  8. Форматирование объектов текста.
  9. Особенности создания векторного изображения.
  10. Создание и редактирование таблиц в текстовом редакторе.
  11. Программа подготовки презентаций.
  12. Информационные модели проекта.
  13. Информационная культура современного человека.
  14. Методы защиты информации.
  15. Средства защиты информации.
  16.  История развития ЭВМ.
  17. Информационные революции.
  18. Перспективы развития ЭВМ.
  19. Виды информационных услуг.
  20. Информационные угрозы.

Тематическое планирование по информатике ( 2 курс)

Социально-экономический профиль

Номер темы

Название работы

Количество часов

У

Пк, З

Пм

Т

Л/р

Всего

Часть 1. Информационная картина мира

Раздел 1. Информационные системы и технологии

2.1

1.1

Информационные системы

1

-

1

2.2

1.2.

Информационные технологии

1

-

1

Итого по разделу 2:

2

-

2

Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий

Раздел 2. Информационно-коммуникационные технологии работы в компьютерной сети

3.1

2.1

Автоматизация редактирования

1

1

2

3.2

2.2

Автоматизация форматирования

1

1

2

Итого по разделу 3:

2

2

4

Раздел 3. Информационные технологии хранения данных

4.1

3.1

Представление о базах данных

1

-

1

4.2

3.2

Виды моделей данных

1

-

1

4.3

3.3

Система управления базами данных Access

-

1

1

4.4– 4.5

3.4-3.5

Этапы разработки базы данных. Этапы разработки базы данных «Географические объекты»

1

1

2

4.6

3.6

Создание базы данных в СУБД Access

-

2

5

4.7

3.7

Управление базой данных в СУБД Access

2

3

10

Итого по разделу 4:

5

7

21

Раздел 4. Основы программирования в среде Visual Basic

10

4.1

Цикл с параметром

-

2

4

11, 13

4.2

Условный оператор

-

2

4

15, 16

4.3

Циклы с условием и предусловием

-

2

4

Итого по разделу 5:

-

6

12

Итого за учебный год:

9

15

24

У – учебник, З – задачник, Пк – практикум, Т – теория, Л/р – лабораторные работы, Пм – программа.

Раздел 5 изучается на базе практикума.

Темы для самоподготовки:

  1. Поиск и систематизация информации.
  2. Хранение информации; выбор способа хранения информации.
  3. Преобразование информации на основе формальных правил.
  4. Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации.
  5. Организация личной информационной среды.
  6. История развития информационной технологии.
  7. Виды моделей данных.
  8. Текст как информационный объект.
  9. Основные приемы преобразования текста.
  10. Гипертекстовое представление информации.
  11. Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты.
  12. Средства и технологии работы с таблицами.
  13. Назначение и принцип работы электронных таблиц.
  14. Графические информационные объекты.
  15. Средства и технологии работы с графикой.
  16. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.
  17. Базы данных.
  18. Системы управления базами данных.
  19. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
  20. Аппаратное и программное обеспечение компьютера.
  21. Архитектура современного компьютера.
  22. Многообразие информационных систем.
  23. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи.
  24. Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности.
  25. Основные этапы становления информационного общества.


Тематическое планирование по информатике ( 2 курс)

Технический профиль

Номер темы

Название работы

Количество часов

У

Пк, З

Пм

Т

Л/р

Всего

Часть 1. Информационная картина мира

Раздал 1. Информационные процессы, модели, объекты

1.1

1.1

Информация и данные. Свойства информации

1

-

1

1.2

1.2

Информационный процесс

1

-

1

1.3

1.3

Информационная модель объекта

1

-

1

1.4

1.4

Представление об информационном объекте

1

-

1

(З)3.1-3.4

1.5

Моделирование в электронных таблицах

2

5

10

Итого по разделу:

6

5

14

Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий

Раздел 2. Информационная технология работы с объектами текстового документа в среде Word

2.1

2.1

Текстовые документы и текстовые процессоры

-

-

-

2.2

2.2.

Форматирование объектов текста

-

1

1

2.3-2.4

2.3- 2.4

Создание и редактирование графических и табличных объектов

-

2

2

2.5

2.5

Информационная технология работы со структурой текстового документа

-

2

2

Итого по разделу 2:

-

5

5

Раздел 3. Информационно-коммуникационные технологии работы в компьютерной сети

3.1

3.1

Разновидности компьютерных сетей

1

-

1

3.2

3.2

Представление о сервисах Интернета

-

1

1

3.3

3.3

Информационная технология передачи информации через Интернет

1

1

2

3.4

3.4

Этика сетевого общения

1

-

1

3.5-3.6

3.5

Информационная технология поиска информации в Интернете

1

4

5

3.7

3.6

Информационная безопасность сетевой технологии работы

1

-

1

Итого по разделу 3:

5

6

11

Раздел 4. Информационная технология представления информации в виде презентаций в среде Power Point

4.1

4.1

Возможности программной среды подготовки презентаций Power Point

-

-

-

4.2

4.2

Информационная технология создания презентации с помощью мастер автосодержания на тему «Техника безопасности в компьютерном классе»

1

4

5

4.3

4.3

Информационная технология создания презентации по социальной тематике «Компьютер и здоровье учащихся»

1

3

4

Итого по разделу 4:

2

7

9

Раздел 5. Информационная технология обработки данных в среде табличного процессора Excel

5.1

5.1

Статистическая обработка массива данных и построение диаграмм

1

3

4

5.2

5.2

Технология накопления и обработки данных

1

3

4

5.3

5.3

Автоматизированная обработка данных с помощью анкет

1

3

4

Итого по разделу 5:

3

9

12

Раздел 6. Информационная технология разработки проекта и информационных моделях проекта

6.1-6.2

6.1-6.2

Представление об основных этапах разработки проекта и информационных моделях проекта

1

-

1

6.3

6.3

Разработка информационных моделей социального проекта «Жизнь без сигареты»

1

-

1

6.4

6.4

Информационная технология создания социального проекта «Жизнь без сигареты»

-

3

3

Итого по разделу 6:

2

3

5

Часть 3. Информационная картина мира

Раздал 7. Основы социальной информатики

1.1-1.2

7.1

От индустриального общества – к информационному

1

-

1

1.3

7.2

Информационные ресурсы

1

-

1

1.4

7.3

Этические и правовые нормы информационной деятельности человека

1

-

1

1.5

7.4

Информационная безопасность

1

-

1

Итого по разделу 7:

4

-

4

Раздел 8. Информационные системы и технологии

8.1

Информационные системы

1

-

1

8.2.

Информационные технологии

1

-

1

Итого по разделу 8:

2

-

2

Часть 4. Программное обеспечение информационных технологий

Раздел 9. Информационно-коммуникационные технологии работы в компьютерной сети

3.1

9.1

Автоматизация редактирования

1

2

3

3.2

9.2

Автоматизация форматирования

1

2

3

Итого по разделу 3:

2

4

6

Раздел 10. Информационные технологии хранения данных

4.1

10.1

Представление о базах данных

1

-

1

4.2

10.2

Виды моделей данных

1

-

1

4.3

10.3

Система управления базами данных Access

-

1

1

4.4– 4.5

10.4-10.5

Этапы разработки базы данных. Этапы разработки базы данных «Географические объекты»

1

1

2

4.6

10.6

Создание базы данных в СУБД Access

-

2

2

4.7

10.7

Управление базой данных в СУБД Access

1

2

3

Итого по разделу 10:

4

6

10

Раздел 11. Основы программирования в среде Visual Basic

1-2

11.1

Основные понятия и инструментарий среды Visual Basic

-

1

1

3-4

11.2

Технология работы с формой и графическими методами

-

2

2

5

11.3

Оператор присваивания и ввод данных

-

2

2

8.6-7

11.4

Управляющие элементы: метка, текстовое окно, кнопка

-

2

2

8-9

11.5

Процедуры и функции

-

2

2

10

11.6

Цикл с параметром

-

2

2

11, 13

11.7

Условный оператор

-

2

2

15, 16

11.8

Циклы с условием и предусловием

-

2

2

Итого по разделу 11:

-

15

15

Итого за учебный год:

30

60

90

У – учебник, З – задачник, Пк – практикум, Т – теория, Л/р – лабораторные работы, Пм – программа.

Раздел 11 изучается на базе практикума.

Темы для самоподготовки:

  1. Информационный объект
  2. Представление числовой информации в компьютере.
  3. Представление нечисловой информации в компьютере.
  4. Представление графической информации в компьютере.
  5. Представление звуковой информации в компьютере.
  6. Представление видеоинформации в компьютере.
  7. Текстовые документы и текстовые процессы.
  8. Форматирование объектов текста.
  9. Особенности создания векторного изображения.
  10. Создание и редактирование таблиц в текстовом редакторе.
  11. Программа подготовки презентаций.
  12. Информационные модели проекта.
  13. Информационная культура современного человека.
  14. Методы защиты информации.
  15. Средства защиты информации.
  16.  История развития ЭВМ.
  17. Информационные революции.
  18. Перспективы развития ЭВМ.
  19. Виды информационных услуг.
  20. Информационные угрозы.
  21. Системы, образованные взаимодействующими элементами; состояние элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.
  22. Классификация информационных процессов.
  23. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
  24. Двоичное представление информации.
  25. Поиск и систематизация информации.
  26. Хранение информации; выбор способа хранения информации.
  27. Преобразование информации на основе формальных правил.
  28. Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации.
  29. Организация личной информационной среды.
  30. Защита информации.
  31. История развития информационной технологии.
  32. Виды моделей данных.
  33. Текст как информационный объект.
  34. Основные приемы преобразования текста.
  35. Гипертекстовое представление информации.
  36. Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты.
  37. Средства и технологии работы с таблицами.
  38. Назначение и принцип работы электронных таблиц.
  39. Графические информационные объекты.
  40. Средства и технологии работы с графикой.
  41. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.
  42. Базы данных.
  43. Системы управления базами данных.
  44. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
  45. Аппаратное и программное обеспечение компьютера.
  46. Архитектура современного компьютера.
  47. Многообразие информационных систем.
  48. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи.
  49. Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности.
  50. Основные этапы становления информационного общества.

2.5 СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА (1 курс)

Часть 1. Информационная картина мира

Раздел 1.Информационные процессы, модели, объекты

Тема 1.1. Информация и данные. Свойства информации

Понятие информации. Понятие данных. Сопоставление этих понятий. Мера измерения информации. Измерение объема данных. Форма представления информации. Свойства информации: актуальность, достоверность, доступность, понятность, полнота, репрезентативность, адекватность. Рассмотрение перечисленных свойств на примерах из окружающей жизни. Понятие выборки данных. Рассмотрение примеров геоинформационных систем с точки зрения свойств информации.

Учащиеся должны знать:

  1. какой смысл вкладывается в понятие информации;
  2. какой смысл вкладывается в понятие данных;
  3. отличие информации от данных;
  4. каковы важные свойства информации, и как они проявляются;
  5. понятие адекватности информации и цель использования этого свойства;
  6. понятие выборки данных, как и для чего она формируется.

Учащиеся должны уметь:

  1. приводить примеры из окружающей жизни для иллюстрирования свойств информации;
  2. определять объем информации в сообщении;
  3. на примере геоинформационной системы проиллюстрировать основные свойства информации;
  4. приводить примеры информации, представленной в разных формах.

Тема 1.2. Информационный процесс

Понятие процесса. Понятие информационного процесса. Примеры информационных процессов в человеческом, животном и растительном мирах. Сопоставление этих процессов с целью выявления общих и отличительных свойств.

Учащиеся должны знать:

  1. понятие процесса;
  2. понятие информационного процесса;
  3. как воспринимается и проявляется информационный процесс в человеческом, животном и растительных мирах.

Учащиеся должны уметь:

  1. приводить примеры процессов и информационных процессов из окружающей жизни;
  2. приводить сравнение информационных процессов, протекающих в человеческом, животном и растительном мирах.

Тема 1.3. Информационная модель объекта

Понятие объекта (оригинала, прототипа) исследования. Понятие модели объекта. Роль цели при создании модели. Понятие информационной модели объекта. Понятие адекватности информационной модели. Методы оценки адекватности модели оригиналу. Рассмотрение и анализ адекватности, общих и отличительных свойств нескольких информационных моделей, полученных благодаря заданию разных целей исследования одного и того же объекта (на примере строящегося дома).

Учащиеся должны знать:

  1. понятие модели и цель ее создания;
  2. какую роль играет информация при создании модели;
  3. понятие информационной модели и цель ее создания;
  4. понятие адекватности информационной модели и методы ее оценки.

Учащиеся должны уметь:

  1. четко формулировать цель при создании модели любого типа;
  2. разрабатывать информационную модель любого объекта (процесса) и оценивать ее адекватность приближенным способом;
  3. представлять информационную модель в табличной форме.

Тема 1.4. Представление об информационном объекте.

Сопоставление реального и информационного миров. Роль цели при таком сравнении. Понятие информационного объекта. Информационные объекты в окружающем реальном мире. Информационные объекты, существующие в компьютерной среде, формы их представления и возможные действия с ними на примерах.

Учащиеся должны знать:

  1. что такое информационная картина мира;
  2. понятие информационного объекта;
  3. что вкладывается в понятие «отчужденности» от объекта – оригинала;
  4. в чем принципиальное отличие информационной модели от информационного мира.

Учащиеся должны уметь:

  1. приводить примеры информационных объектов из окружающей жизни;
  2. приводить примеры информационных объектов, существующих в компьютерной среде.

Тема 1.5. Моделирование в электронных таблицах.

Этапы моделирования в электронных таблицах.

Моделирование задачи расчета геометрических параметров объекта на примере определения необходимых размеров склеиваемой коробки. Индивидуальные задания.

Моделирование ситуаций на примере решения следующих задач: определение необходимого количества рулонов обоев для оклеивания комнаты; расчет стоимости покупки в компьютерном магазине; обслуживание клиентов в сберкассе; определение времени для быстрейшего заучивания стихотворения; расчет кривой падения предмета с высоты; исследование процесса движения объектов. Индивидуальные задания.

Обработка массивов данных на примере решения задачи исследования массива накопленных гидрометеорологической службой данных. Индивидуальные задания.

Учащиеся должны знать:

  1. особенности класса задач, ориентированных на моделирование в табличном процессоре;
  2. этапы построения моделей дл электронных таблиц;
  3. особенности формирования структуры компьютерной модели для электронной таблицы;
  4. технологию моделирования в среде табличного процессора.

Учащиеся должны уметь:

  1. составлять план поэтапного моделирования в среде табличного процессора;
  2. выполнять моделирование в среде табличного процессора задач из различных областей;
  3. анализировать результаты моделирования и делать выводы по окончании анализа.

Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий.

Раздел 2. Информационная технология работы с объектами текстового документа в среде Word.

Тема 2.1. Текстовые документы и текстовые процессоры.

Сферы и формы использования текстовых документов. Аппаратное и программное обеспечение процесса обработки текста. Интерфейс среды текстового процессора Word 2003 и назначение объектов. Классификация объектов текстового документа.

Учащиеся должны знать:

  1. особенности основных видов текстового документа;
  2. назначение аппаратного и программного обеспечения процесса подготовки текстовых документов;
  3. особенности интерфейса текстового процессора Word 2003;
  4. объекты текстового документа.

Учащиеся должны уметь:

  1. отличать интерфейс текстового процессора от интерфейса других сред и представить эту информацию в виде таблицы;
  2. классифицировать объекты текстового документа.

Тема 2.2. Форматирование объектов текста.

Понятие форматирования объекта текстового документа.

Объект «символ» и его свойства. Технология вставки символов. Различие в технологии использования дефиса и тире. Технология форматирования символов, установления границ определения вида заливки.

Объект «абзац»  и его свойства. Технология форматирования абзацев, установления границ, определения вида заливки.

Объект «список» и его свойства. Технология форматирования маркированного, нумерованного и многоуровневого списка. Расположение текста в списке.

Учащиеся должны знать:

  1. возможности программной среды по форматированию объектов текстового документа;
  2. технологию форматирования базовых объектов текстового документа: символов, абзацев, списков;
  3. какой тип списка лучше выбрать для форматирования фрагмента текстового документа.

Учащиеся должны уметь:

  1. выделять необходимый объект текстового документа;
  2. форматировать объекты (символ и абзац) текстового документа;
  3. применять технологию оформления текста в виде списка;
  4. задавать необходимые параметры для маркированного, нумерованного и многоуровневого списка.

Тема 2.3. Создание и редактирование графических изображений.

Виды компьютерной графики: векторная и растровая. Примеры программного обеспечения разных видов графики. Сравнительная характеристика векторной и растровой графики. Виды расположения графического объекта в текстовом документе.

Технология вставки готовых графических объектов из файла или коллекции картинок.

Возможности программной среды Word 2003 по созданию векторного графического объекта. Основные действия с графическим объектом в среде Word 2003.

Учащиеся должны знать:

  1. понятие и особенности растровой графики;
  2. понятие и особенности векторной графики;
  3. технологию создания и  редактирования векторной графики в программной среде Word;
  4. основные действия с графическим объектом.

Учащиеся должны уметь:

  1. располагать графический объект в тексте, применяя технологию обтекания;
  2. вставлять в текстовый документ готовые графические объекты из разных источников;
  3. создавать и редактировать графический объект в программной среде Word.

Тема 2.4. Создание и редактирование табличных объектов.

Понятие объекта применительно к таблице и ее элементам. Свойства составляющих таблицу объектов. Основные инструменты технологии работы с объектами таблицы.

Учащиеся должны знать:

  1. структуру таблицы и состав ее объектов;
  2. свойства таблицы;
  3. технологию работы с таблицами.

Учащиеся должны уметь:

  1. создавать и редактировать таблицу как простой, так и сложной формы;
  2. форматировать объекты таблицы.

Тема 2.5. Информационная технология работы со структурой текстового документа.

Форматы бумаги, используемые для печати текстовых документов. Основные объекты текстового документа: страница, разделы, колонтитулы. Назначение и изменение параметров этих объектов. Технология работы сос страницами: установка параметров страницы, книжная и альбомная ориентация, правила перехода на новую страницу и пр. Технология работы с разделами документа. Многоколончатый текст. Технология работы с колонтитулами.

Учащиеся должны знать:

  1. форматы бумаги, используемые для печати текстовых документов;
  2. структурные объекты текстового документа в целом (страница, разделы, колонтитулы);
  3. технологию работы со структурными объектами текстового документа.

Учащиеся должны уметь:

  1. изменять установки параметров страницы;
  2. разбивать текстовый документ на страницы;
  3. разбивать текстовый документ на разделы;
  4. применять технологию работы с многоколончатым текстом;
  5. создавать, редактировать и форматировать колонтитулы.

Раздел 3. Информационно-коммуникационные технологии работы в компьютерной сети.

Тема 3.1. Разновидности компьютерных сетей.

Понятие компьютерной сети. Назначение сервера и рабочей станции. Понятие сетевой технологии. Понятие информационно-коммуникационной технологии.

Классификация компьютерных сетей. Характеристика локальной сети. Характеристика корпоративной сети. Характеристика глобальной сети.

Учащиеся должны знать:

  1. назначение и типовой состав компьютерной сети;
  2. классификацию компьютерных сетей и характеристику каждого класса;
  3. понятия сетевой и информационно-коммуникационной технологии и их различия.

Учащиеся должны уметь:

  1. рассказать о различиях между сервером и рабочей станцией;
  2. дать характеристику локальной сети;
  3. дать характеристику корпоративной сети;
  4. дать характеристику глобальной сети.

Тема 3.2. Представление о сервисах Интернета

Характеристика Всемирной паутины WWW- глобальной сети Интернет. Правила формирования адреса информационного ресурса Интернета (URL-адреса).

Характеристика компонентов глобальной сети Интернет: электронной почты, системы передачи файлов (FTP), телеконференции, системы общения «on-line».

Информационные ресурсы Интернета: базы данных различного назначения, образовательные ресурсы (ссылки на сайты).

Учащиеся должны знать:

  1. основные системы глобальной сети Интернет и их назначение;
  2. правила формирования URL-адреса информационного ресурса Интернета.

Учащиеся должны уметь:

  1. привести характеристику каждой системы Интернета;
  2. объяснить назначение каждой составляющей адреса Интернет-ресурса.

Тема 3.3 Информационная технология передачи информации через Интернет.

Технология работы с почтовой службой mail.ru. Работа с программой удаленного доступа HiperTerminal.

Учащиеся должны уметь:

  1. работать в почтовой системе открытого доступа (на примере mail.ru);
  2.  работать в среде программы удаленного доступа HiperTerminal.

Тема 3.4. Этика сетевого общения.

Необходимость соблюдать нормы поведения пользователя в компьютерной сети. Понятие этики сетевого общения и соблюдение общепринятых правил. Правила сетевого общения в чатах, по электронной почте, в телеконференциях.

Учащиеся должны знать:

  1. Понятие этики сетевого общения;
  2. Правила общения в чатах, по электронной почте, в телеконференциях.

Учащиеся должны уметь:

  1. корректно общаться в сети;
  2. организовывать телеконференции и соблюдать этику общения;
  3. анализировать электронные письма с точки зрения этики сетевого общения;
  4. использовать сокращенные словоформы по необходимости.

Тема 3.5. Информационная технология поиска информации в Интернете.

Использование браузера для поиска по URL-адресам.

Понятие поисковой системы. Структура поисковой системы и назначение основных ее компонентов: робота, индекса программы обработки запроса. Поисковая машина общей тематики. Поисковая машина специального назначения. Основные характеристики поисковых машин.

Правила поиска по рубрикатору поисковой машины. Правила поиска по ключевым словам. Правила формирования сложных запросов в поисковой системе «Яндекс». Особенности профессионального поиска информационных ресурсов.

Практикум. Технология поиска по URL-адресам. Технология поиска по рубрикатору поисковой машины. Технология поиска по ключевым словам. Технология формирования сложных запросов в поисковой системе «Яндекс».

Учащиеся должны знать:

  1. назначение поисковых систем и особенности профессионального поиска;
  2. назначение основных компонентов поисковой системы: робота, индекса, программы обработки запроса;
  3. правила поиска по рубрикатору;
  4. правила поиска по ключевым словам;
  5. правила формирования сложных запросов в поисковой системе «Яндекс».

Учащиеся должны уметь:

  1. искать информационный ресурс по URL-адресу;
  2. искать информационный ресурс по рубрикатору;
  3. искать информационный ресурс по ключевым словам;
  4. формировать сложный критерий поиска (расширенный поиск).

Тема 3.6. Информационная безопасность сетевой технологии работы

Понятие информационной безопасности при работе в компьютерной сети. Организационные меры информационной безопасности. Защита информации с помощью антивирусных программ. Защита от нежелательной корреспонденции. Персональные сетевые фильтры. Понятие и назначение брандмауэра (файрвола). Достоверность информации Интернет-ресурсов.

Учащиеся должны знать:  

  1. основные меры информационной безопасности при работе и компьютерной сети;
  2. основные антивирусные программы и технологию работы с ними;
  3. основные меры, применяемые в технологии защиты от спама;
  4. назначение брандмауэра при защите информации;
  5. основные правила обеспечения достоверности получаемой в результате поиска информации.

Учащиеся  должны уметь:

  1. выполнять на собственном компьютере основные организационные меры информационной безопасности;
  2. производить автоматическое обновление антивирусных программ;
  3. соблюдать проведенные в учебнике рекомендации по получению достоверной информации.

Раздел 4. Информационная технология представления информации в виде презентаций в среде Power Point

Тема 4.1. Возможности программной среды подготовки презентаций Power Point 2003

Возможности и область использования приложения Power Point. Типовые объекты презентации. Группы инструментов среды Power Point.

Особенности интерфейса приложения Power Point 2003 по сравнению с предыдущими версиями: быстрая справка; области задач. Возможности технологии работы с графическими объектами. Характеристика режима «Фотоальбом». Режим автоподбора текста. Предварительный просмотр. Меры безопасности работы в среде Power Point 2003.

Учащиеся должны знать:

  1. назначение и функциональные возможности приложения Power Point 2003;
  2. объекты и инструменты приложения Power Point 2003;

Тема 4.2. Информационная технология создания презентации с помощью Мастера автосодержания на тему «Техника безопасности в компьютерном классе»

Понятие шаблона презентации. Рекомендации по созданию презентации на тему «Техника безопасности в компьютерном классе». Выбор шаблона при помощи Мастера автосодержания. Корректировка плана презентации в соответствии выбранной темой.

Заполнение презентации информацией по теме: поиск материалов в Интернете, заполнение слайдов текстом; оформление слайдов рисунками и фотографиями.

Создание элементов управления презентацией: настройка интерактивного оглавления с помощью гиперссылок; обеспечение возврата к оглавлению; добавление гиперссылок на документы Word; добавление управляющих кнопок на все слайды.

Оформление экспресс – текста: создание вопросов и ответов; настройка реакции на выбранные ответы в виде гиперссылок; возвращение на слайд с вопросами; перепрограммирование управляющей кнопки.

Добавление эффектов анимации.

Учащиеся должны знать:

  1. основные объекты презентации;
  2. назначение и виды шаблонов для презентации;
  3. основные элементы управления презентацией;
  4. технологию работы с каждым объектом презентации.

Учащиеся должны уметь:

  1. создавать и оформлять слайды;
  2. изменять настройки слайда;
  3. выбирать и настраивать анимацию текстового и графического объектов;
  4. вставлять в презентацию звук и видеоклип;
  5. создавать управляющие элементы презентации: интерактивное оглавление, кнопки управления, гиперссылки.

Тема 4.3. Информационная технология создания презентации по социальной тематике «Компьютер и здоровье школьников»

Практикум. Создание учебного комплекса «Компьютер и здоровье школьников». Описание назначения презентации «Компьютер и здоровье школьников» как составляющей проекта. Использование ресурсов Интернета для отбора необходимой информации для презентации. Технология создания собственного фона презентации – создание и вставка звука.

Учащиеся должны знать:

  1. назначение и основное содержание нормативных документов СанПиНа по работе на компьютерах;
  2. технологию работы в приложении Power Point 2003.

Учащиеся должны уметь:

  1. самостоятельно отобрать необходимую информацию для выбранной темы презентации, воспользовавшись ресурсами Интернета;
  2. самостоятельно создать презентацию на любую тему.

Раздел 5. Информационная технология обработки данных в среде табличного процессора Excel

Тема 5.1. Статистическая обработка массива данных и построение диаграмм.

Практикум. Статистическое исследование массивов данных на примере решения задачи обработки результатов вступительных экзаменов. Постановка и описание задачи.

Технология обработки статистических данных (массива данных) по выбранной теме: определение состава абитуриентов по стажу работы; определение среднего балла; определение регионального состава абитуриентов; определение состава абитуриентов по виду вступительных испытаний.

Анализ результатов статистической обработки данных: определение количества поступивших по направлениям обучения; исследование возраста абитуриентов;

Исследование популярности различных направлений обучения среди юношей и девушек; формирование списков абитуриентов, зачисленных в ВУЗ по выбранным направлениям обучения.

Учащиеся должны знать

  1. назначение и правила формирования логических и простейших статистических функций;
  2. представление результатов статистической обработки в виде разнотипных диаграмм;
  3. как правильно структурировать информацию для статической обработки данных и их анализа.

Учащиеся должны уметь:

  1. применять технологию формирования логических и простейших статистических функций;
  2. использовать технологию представления информации в виде диаграмм;
  3. проводить анализ полученных результатов  обработки массивов данных.

Тема 5.2. Технология накопления и обработки данных.

Практикум. Освоение технологии накопления данных на примере создания тестовой оболочки на тему «Можешь ли ты быть успешным бизнесменом?». Постановка задачи разработки информационной системы для тестового опроса.

Технология разработки тестовой оболочки: оформление области теста; оформление области ответов; создание и настройка форм для ответов.

Технология обработки результатов тестирования: обращение к тестируемому; формирование блока выводов с использованием логических формул.

Учащиеся должны знать:

  1. технологию создания интерактивных оболочек;
  2. правила формирования логических формул.

Учащиеся должны уметь:

  1. создавать текстовые оболочки;
  2. использовать формы для внесения данных в таблицу;
  3. работать с несколькими страницами книги;
  4. разрабатывать и использовать логические формулы;
  5. вводить, накапливать и обрабатывать данные.

Тема 5.3. Автоматизированная обработка данных с помощью анкет.

Практикум. Освоение технологии автоматизированной обработки анкет на примере проведения анкетирования в рамках конкурса на место ведущего музыкальной программы. Постановка задачи.

Технология разработки пользовательского интерфейса: оформление шаблона анкеты претендента; создание форм оценок, вводимых в анкету членами жюри; настройка форм оценок.

Технология организации накопления и обработки данных: создание макросов; создание управляющих кнопок; подведение итогов конкурса и построение диаграмм.

Учащиеся должны знать:

  1. технологию автоматизированной обработки данных с помощью анкет;
  2. понятие макроса и технологию его создания и использования.

Учащиеся должны уметь:

  1. создавать шаблоны для регистрации данных в виде анкеты;
  2. настраивать формы ввода данных;
  3. создавать макросы;
  4. организовывать накопление данных;
  5. обрабатывать накопленные данные и представлять информацию в виде диаграмм.

Раздел 6. Информационная технология разработки проекта

Тема 6.1. Представление об основных этапах разработки проекта.

Понятие проекта. Примеры проектов. Классификация проектов: по сфере использования; по продолжительности; по сложности и масштабу.

Основные этапы разработки проекта: замысел проекта; планирование; контроль и анализ. Характеристика основных этапов.

Понятие структуры проекта как разновидности информационной модели. Цель разработки информационных моделей. Понятие структурной декомпозиции. Итерационный процесс создания структуры проекта.

Учащиеся должны знать:

  1. понятие проекта;
  2. классификацию проектов;
  3. основные этапы разработки проекта;
  4. виды информационных моделей проекта;
  5. понятие структурной декомпозиции проекта.

Учащиеся должны уметь:

  1. приводить примеры различных проектов и относить их к определенному класс;
  2. объяснять суть основных этапов разработки проектов;
  3. выделять основную цель проекта.

Тема 6.2. Базовые информационные модели проекта.

Информационная модель проекта в виде дерева целей. Общий вид структуры дерева целей. Декомпозиция цели. Построение дерева целей на примере проекта ремонта школы.

Информационная модель проекта в виде структуры проекта. Общий вид структуры. Построение структуры продукта на примере проекта ремонта школы.

Информационная модель проекта в виде структуры разбиения работ (СРР). Общий вид структуры. Построение структуры разбиения работ на примере проекта ремонта школы.

Информационная модель проекта в виде матрицы ответственности. Общий вид структуры.

Другие виды информационных моделей проекта.

Учащиеся должны знать:

  1. виды информационных моделей проекта;
  2. правила построения структуры дерева целей;
  3. правила построения структуры продукции;
  4. правила построения СРР;
  5. правила построения матрицы ответственности.

Учащиеся должны уметь:

  1. разработать дерево целей проекта;
  2. разработать структуру продукции проекта;
  3. разработать структуру разбиения работ проекта;
  4. разработать матрицу ответственности по работам проекта.

Тема 6.3. Разработка информационных моделей социального проекта «Жизнь без сигареты».

Понятие замысла проекта. Уточнение и детализация замысла социального проекта, направленного на борьбу с курением школьников, в форме вопросов и ответов. Анализ социальной проблемы, связанной с курением школьников. Составление предварительного плана работы по проекту.

Построение дерева целей проекта, где генеральной целью является борьба с ранним курением школьников. Построение структуры разбиения работ проекта. Построение матрицы ответственности.

Учащиеся должны знать:

  1. содержание теоретической части разработки проекта;
  2. как определять замысел проекта;
  3. рекомендации по проведению анализа среды, в которой будет реализован проект.

Учащиеся должны уметь:

  1. анализировать среду, для которой будет разрабатываться проект;
  2. разрабатывать информационные модели проекта: дерево целей, структуру продукции, структуру разбиения работ, матрицу ответственности.

Тема 6.4. Информационная технология создания социального проекта «Жизнь без сигареты».

Практикум. Подготовка рефератов по теме «О вреде курения» с позиции основных предметных областей: истории, химии, биологии, экономики, литературы, обществоведения, социологии, психологии.

Подготовка материалов о проблемах курильщиков, с которыми они обращаются к врачам.

Исследование причин курения с помощью анкеты. Создание анкеты в среде Excel. Проведение опроса. Обработка статистических данных.

Исследование возраста курящих школьников с помощью анкеты. Создание анкеты в среде Excel. Проведение опроса. Обработка статистических данных.

Представление результатов проекта: проведение общешкольных мероприятий, молодежный форум в Интернете, проведение антиникотиновых акций.

ЗАМЕЧАНИЕ

Практическая часть социального проекта «Жизнь без сигареты» выполняется на базе материалов, найденных в Интернете.

Учащиеся должны уметь:

  1. осуществлять расширенный поиск информационных ресурсов Интернете;
  2. подготовить материал о вреде курения с разных точек зрения, используя возможности Интернета;
  3. разработать статистические данные, отображенные в анкетах;
  4. представить результаты работ по проекту в разных формах.

Раздел 7. Основы программирования в среде Visual Basic

Тема 7.1. Основные понятия и инструментарий среды Visual Basic

Обобщенный вид информационной модели объекта. Понятия события и метода.

Представление о среде разработки проекта Visual Basic. Интерфейс среды. Назначение основных вкладок. Технология работы с окнами. Окно редактора кода программы. Окно проводника проекта. Окно свойств объекта. Окно-интерпретатор.

Учащиеся должны знать:

  1. что такое объект и чем он характеризуется в среде Visual Basic;
  2. что такое события и методы;
  3. в чем состоит процесс создания приложения в Visual Basic.

Учащиеся должны уметь:

  1. изменять состав среды разработки проекта;
  2. использовать различные способы управления окнами.

Тема 7.2. Технология работы с формой и графическими методами.

Понятие и назначение формы. Технология задания и редактирования свойств формы. Использование событий и методов формы для вывода текста.

Назначение графических методов. Синтаксис графических методов Line и Circle. Технология выполнения задания по выводу простейших графических объектов по двойному щелчку на форме. Освоение фрагментов программы по рисованию типовых фигур.

Учащиеся должны знать:

  1. назначение формы;
  2. назначение графических методов и их синтаксис.

Учащиеся должны уметь:

  1. изменять свойства формы в окне свойств различными способами;
  2. программно изменять свойства формы;
  3. применять графический метод Line;
  4. применять графический метод Circle;
  5. писать программы обработки различных событий: Click, DblClick, KeyPress;
  6. рассчитывать и программировать положение графики на форме.

Тема 7.3. Оператор присваивания и ввод данных

Понятие переменной и ее значение в программе. Синтаксис оператора присваивания. Синтаксис оператора ввода данных. Программа рисования окружности и вывод расчетных параметров. Программа рисования прямоугольников.

Учащиеся должны уметь:

  1. пользоваться переменными в программах;
  2. использовать оператор присваивания;
  3. вводить данные при помощи функции InputBox().

Тема 7.4. Управляющие элементы: метка, текстовое окно, кнопка.

Понятие управляющих элементов. Назначение метки (Label). Создание пользовательского интерфейса с помощью меток. Воздействие на метки и программирование откликов.

Назначение управляющего элемента – текстового окна. Технология написания программы для диалогового окна.

Назначение управляющего элемента – кнопки. Технология написания программы с управляющей кнопкой.

Технология работы с функциями даты и времени. Области определения переменной. Технология работы с глобальными переменными.

Учащиеся должны знать:

  1. назначение и виды управляющих переменных;
  2. области определения переменной.

Учащиеся должны уметь:

  1. создавать и использовать метки для отображения текстовой информации;
  2. программировать различные отклики при щелчке на метке;
  3. создавать текстовое окно и изменять их свойства;
  4. вводить данные в текстовые окна различными способами;
  5. создавать и использовать кнопки;
  6. работать с глобальными переменными.

Тема 7.5. Процедуры и функции.

Назначение вспомогательного алгоритма. Понятие процедуры. Синтаксис процедуры. Пример оформления процедуры.

Технология написания процедуры без параметров. Технология написания процедуры с параметрами. Программа рисования ромбов с разными диагоналями.

Стандартные функции. Синтаксис функции. Пример оформления функции. Технология создания и использования функции.

Использование процедур и функций с параметрами на примере создания программы расчета медианы треугольника.

Учащиеся должны знать:

  1. понятие, назначение и синтаксис процедуры;
  2. назначение и использование параметров процедуры;
  3. понятие, назначение и синтаксис функции.

Учащиеся должны уметь:

  1. создавать процедуры с параметрами и без параметров;
  2. вызывать процедуры из основной программы;
  3. задавать фактические параметры различных видов при вызове процедуры;
  4. использовать в программах стандартные функции;
  5. создавать в программе собственные функции и обращаться к ним из программы;
  6. использовать для вывода стандартное окно MsgBox.

Раздел 8. Основы социальной информатики.

Тема 8.1. От индустриального общества – к информационному.

Роль и характеристики информационных революций. Краткая характеристика поколений ЭВМ и связь с информационной революцией. Характеристика индустриального общества. Характеристика информационного общества. Понятие информатизации. Информатизация как процесс преобразования индустриального общества в информационное.

Понятие информационной культуры: информологический и культурологический подходы. Проявление информационной культуры человека. Основные факторы развития информационной культуры.

Учащиеся должны знать:

  1. понятие информационной революции и ее влияние на развитие цивилизации;
  2. краткую характеристику каждой информационной революции;
  3. характерные черты индустриального общества;
  4. характерные черты информационного общества;
  5. суть процесса информатизации общества;
  6. определение информационной культуры;
  7. факторы развития информационной культуры.

Учащиеся должны уметь:

  1. приводить примеры, отражающие процесс информатизации общества;
  2. сопоставлять уровни развития стран с позиции информатизации.

Тема 8.2. Информационные ресурсы

Основные виды ресурсов. Понятие информационного ресурса. Информационный ресурс как главный стратегический ресурс страны. Как отражается правильное использование информационных ресурсов на развитии общества.

Понятие информационного продукта, услуги, информационной услуги. Основные виды информационных услуг в библиотечной сфере. Роль баз данных в представлении информационных услуг. Понятие информационного потенциала общества.

Учащиеся должны знать:

  1. роль и значение информационных ресурсов в развитии страны;
  2. понятие информационной услуги и продукта;
  3. виды информационных продуктов;
  4. виды информационных услуг.

Учащиеся должны уметь:

  1. приводить примеры информационных ресурсов;
  2. составлять классификацию информационных продуктов для разных сфер деятельности;
  3. составлять классификацию информационных услуг для разных сфер деятельности.

Тема 8.3. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека.

Право собственности на информационный продукт: права распоряжения, права владения, права пользования. Роль государства в правовом регулировании. Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» как юридическая основа гарантий прав граждан на информацию. Проблемы, стоящие перед законодательными органами в части правового обеспечения информационной деятельности человека. Понятие этики. Этические нормы информационной деятельности. Формы внедрения этических норм.

Учащиеся должны знать:

 понятие права собственности на информационный продукт;

 понятия права распоряжения информационным продуктом;

 понятия права владения информационным продуктом;

 понятия права пользования информационным продуктом;

 роль государства в правовом регулировании информационной деятельности;

 этические нормы информационной деятельности.

Тема 8.4. Информационная безопасность.

Понятия информационной безопасности. Понятия информационной среды. Основные цели информационной безопасности. Объект, который необходимо обеспечить информационную безопасность. Понятия информационных угроз. Источники информационных угроз. Основные виды информационных угроз и их характеристики.

Информационная безопасность различных пользователей компьютерных систем. Методы защиты информации: ограничение доступа, шифрование информации, контроль доступа к аппаратуре, политика безопасности, защита от хищения информации, защита от компьютерных вирусов, физическая защита, защита от случайных угроз и пр.

Учащиеся должны знать:

 основные цели и задачи информационной безопасности:

 представление об информационных угроз и их проявлениях;

 источники информационных угроз;

 методы защиты информации от информационных угроз.


2.5 СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА (2 курс)

Раздел 1. Информационные системы и технологии.

Тема 1.1. Информационные системы.

Понятие системы. Представление об информационной системе. Процессы в информационной системе. Разомкнутая информационная система. Замкнутая  информационная система. Понятие обратной связи. Классификация информационных систем: по характеру использования информации; по сфере применения. Типовые обеспечивающие подсистемы: техническая, информационная, математическая, программная, организационная, правовая.

Учащиеся должны знать:

  1. понятия системы и информационной системы;
  2. отличие замкнутой информационной системы от разомкнутой;
  3. классификацию информационных систем по характеру использования информации;
  4. классификацию информационных систем по сфере применения;
  5. назначение типовых обеспечивающих подсистем.

Тема 1.2 Информационные технологии.

Сопоставление понятий и целей технологии материального производства и информационной технологии. Особенности компьютерной технологии. Инструментарий информационной технологии. Как соотносятся между собой информационные технологии и системы. История развития информационной технологии.

Учащиеся должны знать:

  1. отличие информационной технологии от материальной;
  2. отличие информационной технологии от информационной системы;
  3. историю развития информационной технологии.

Тема 1.3. Моделирование в электронных таблицах.

Этапы моделирования в электронных таблицах.

Моделирование биологических процессов на примере решения задачи исследования биоритмов и прогнозирование неблагоприятных дней для человека. Индивидуальные задания.

Моделирование движения тела под действием силы тяжести на примере решения следующих задач; исследование движения тела, брошенного под углом к горизонту; исследование движения парашютиста. Индивидуальные задания.

Моделирование экологических систем на примере задачи исследования изменения численности биологического вида (популяции) при разных коэффициентах рождаемости и смертности с учетом природных факторов и биологического взаимодействия видов. Индивидуальные задания.

Моделирование случайных процессов на примере решения следующих задач: бросание монеты, игра в рулетку. Индивидуальные задания.

Учащиеся должны знать:

  1. особенности класса задач, ориентированных на моделирование в табличном процессоре;
  2. этапы построения моделей для электронной таблицы;
  3. особенности формирования структуры компьютерной модели для электронной таблицы;
  4. технологию проведения моделирования в среде табличного процессора.

Учащиеся должны уметь:

  1. составлять план проведения поэтапного моделирования в среде табличного процессора;
  2. выполнять моделирование в среде табличного процессора задач из разных областей;
  3. анализировать результаты моделирования и делать выводы по окончанию анализа.

Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий.

Раздел 2. Информационная технология автоматизированной обработки текстовых документов.

Тема 2.1. Автоматизация редактирования.

Редактирование и форматирование документа. Проверка орфографии. Автозамена. Автотекст. Поиск и замена символов. Обработка сканированного текста.

Учащиеся должны знать:

  1. понятия форматирования и редактирования;
  2. инструменты автоматизированной обработки текста;
  3. возможности среды Word по автоматизации операций редактирования документа.

Учащиеся должны уметь:

  1. проверять правописание в документе и выполнять автоматическое исправление ошибок;
  2. использовать инструменты автозамены текста и автотекста;
  3. выполнять автоматизированный поиски замену символов;
  4. выполнять автоматическую коррекцию отсканированного текста.

Тема 2.2. Автоматизация форматирования.

Автоперенос. Нумерация страниц. Стилевое форматирование. Функции панели задач Стили и форматирование. Технология стилевого форматирования. Правила применения стилей в многостраничных документах. Применение и изменение стандартных стилей. Создание нового стиля. Создание стиля на основе выделенного фрагмента. Определение стилей в документах. Стили заголовков с нумерацией.

Создание оглавления. Автоматическая нумерация таблиц и рисунков. Перекрестные ссылки в документе, в колонтитулах, на список литературы. Обновление автоматически созданных стилей. Сортировка.

Учащиеся должны знать:

  1. возможности среды Word по автоматизации операций форматирования документа;
  2. понятие стилевого оформления;
  3. технологию использования стилевого оформления в документе;
  4. понятие перекрестной ссылки и ее назначение;
  5. технологию использования перекрестных ссылок в документе.

Учащиеся должны уметь:

  1. создавать и применять стилевое оформление многостраничного документа;
  2. создавать оглавление в документе;
  3. использовать перекрестные ссылки в документе;
  4. автоматически нумеровать таблицы и рисунки;
  5. сортировать список.

Раздел 3. Информационная технология хранения данных.

Тема 3.1. представление о базах данных.

Роль информационной системы в жизни людей. Понятие предметной области. Примеры представления информации в разных предметных областях. Пример организации алфавитного и предметного каталогов.

Понятие структурирования данных. База данных как основа информационной системы. Основные понятия базы данных – поле и запись. Понятие структуры записи.

Учащиеся должны знать:

  1. понятие базы данных; цель создания информационной системы и роь в ней базы данных;
  2. назначение процесса структурирования данных;
  3. понятие поля и записи в базе данных;
  4. понятие структуры записи.

Учащиеся должны уметь:

  1. приводить примеры информационных систем;
  2. представлять параметры объектов конкретной предметной области в виде таблицы;
  3. указывать в таблице данные о параметрах объектов «поле» и «запись», а также структуру записи.

Тема 3.2. Виды моделей данных.

Примеры информационных моделей предметной области. Понятие модели данных. Иерархическая модель данных и ее основные свойства. Сетевая модель данных и ее основные свойства.

Реляционная модель данных и ее основные свойства. Типы связей между таблицами реляционной модели данных: «один к одному», «один ко многим», «многие ко многим». Графическое обозначение реляционной модели данных. Понятие ключа. Причина, по которой одна таблица разделяется на две. Преобразование иерархической и сетевой модели данных к реляционной.

Учащиеся должны знать:

  1. особенности иерархической модели данных;
  2. особенности сетевой модели данных;
  3. особенности реляционной модели данных;
  4. типы связей в реляционной модели данных;
  5. понятие ключа и его роль в реляционной модели данных.

Учащиеся должны уметь:

  1. приводить примеры моделей для разных предметных областей;
  2. представлять иерархическую и сетевую модели данных в графической форме;
  3. приводить примеры и объяснение разных типов связей между таблицами реляционной модели данных;
  4. представлять реляционную модель данных в виде нескольких таблиц со связями.

Тема 3.3. Система управления базами данных Access.

Понятие системы управления базой данных (СУБД). Этапы работы в СУБД. Интерфейс среды СУБД Access.

Основные группы инструментов СУБД: для создания таблиц; для управления видом представления данных; для обработки данных; для вывода данных. Технология описания структуры таблицы. Понятие формы для ввода и просмотра данных. Понятие фильтра. Виды фильтров: «по выделенному», «исключить выделенное», расширенный фильтр. Понятие запроса. Понятие отчета.

Учащиеся должны знать:

  1. назначение СУБД;
  2. назначение инструментов СУБД Access для создания таблиц;
  3. назначение инструментов СУБД Access для управления видом представленных данных;
  4. назначение инструментов СУБД Access для обработки данных;
  5. назначение инструментов СУБД Access для вывода данных;
  6. понятие и назначение формы;
  7. понятие и назначение фильтра;
  8. понятие и назначение запроса;
  9. понятие и назначение отчета.

Тема 3.4. Этапы разработки базы данных.

Этап 1 – постановка задачи. Этап 2 – проектирование базы данных. Этап 3 – создание базы данных в СУБД. Этап 4 – управление базой данных в СУБД.

Учащиеся должны знать:

  1. основные этапы работы в СУБД Access;
  2. задачи, решаемые на каждом этапе работы в СУБД Access.

Тема 3.5. Практикум. Теоретические этапы разработки базы данных.

Постановка задачи – разработка базы данных «Географические объекты». Цель создания базы данных. Проектирование базы данных «Географические объекты»: разработка структуры таблиц «Континенты», «Страны», «Населенные пункты»; выделение в таблицах ключей.

Учащиеся должны уметь:

  1. выделять объекты предметной области;
  2. задавать информационную модель объекта в виде структуры таблицы;
  3. выделять в таблицах ключи;
  4. устанавливать тип связи между таблицами.

Тема 3.6. Практикум. Создание базы данных в СУБД Access.

Технология создания таблицы «Континенты». Создание структуры таблицы. Изменение свойств таблицы. Вставка рисунка в таблицу. Редактирование структуры таблицы. Технология создания таблицы «Страны». Технология создания таблицы «Населенные пункты».

Установление связей между таблицами: создание связей, удаление и восстановление связей. Понятие целостности данных. Использование Мастера подстановок.

Ввод данных в связанные таблицы.

Учащиеся должны знать:

  1. понятие целостности данных;
  2. технологию создания и редактирования структуры таблицы.

Учащиеся должны уметь:

  1. создавать и редактировать структуру таблицы;
  2. вводить данные в таблицы;
  3. устанавливать связи между таблицами;
  4. вставлять рисунки в таблицу;
  5. изменять свойства таблицы.

Тема 3.7. Практикум. Управление базой данных в СУБД Access.

Технология создания и редактирования форм для таблиц «Континенты», «Страны», «Населенные пункты».  Создание Ир редактирование составной формы. Ввод данных с помощью форм. Изменение вида подчиненной формы. Составная форма на основе трех таблиц.

Сортировка данных в таблице. Разработка фильтра «по выделенному». Бланк расширенного фильтра и фильтрация «по маске».

Технология работы с запросами. Создание запроса на выборку и условия отбора в нем. Создание запроса с параметром и условия отбора в нем. Групповые операции в запросах.

Технология создания и редактирования отчета.

Учащиеся должны знать:

  1. структуру и назначение простой и составной формы;
  2. правила формирования условий в запросах.

Учащиеся должны уметь:

  1. создавать и редактировать простую форму ввода данных;
  2. создавать и редактировать составную форму ввода данных;
  3. сортировать данные в таблицах;
  4. создавать запросы, формируя в них различные условия отбора данных;
  5. создавать и редактировать отчеты.

Раздел 4. Основы программирования в среде Visual Basic.

Тема 4.1. Цикл с параметром.

Назначение оператора цикла. Понятие параметра и тела цикла. Синтаксис оператора цикла. Примеры программ, использующих циклы.

Учащиеся должны знать:

  1. понятия параметра и тела цикла;
  2. синтаксис оператора цикла.

Учащиеся должны уметь:

  1. выделять повторяющиеся фрагменты в алгоритме;
  2. оформлять повторяющиеся фрагменты в виде подпрограмм;
  3. обращаться из программы к написанной функции разными способами;
  4. использовать в программах цикл For… Next.

Тема 4.2. Условный оператор.

Назначение условного оператора. Синтаксис условного оператора в короткой форме. Синтаксис условного оператора в полной форме. Примеры написания программ с условными операторами: определения знака числа; проверка навыков устного счета диалоговой программы; вывод текста по условию; отгадывания числа.

Управляющий элемент Переключатель. Оператор множественного выбора. Управляющий элемент флажок. Массивы управляющих элементов. Примеры написания программ: выбора из меню; рисования фигур; вывод по условию; тестирующей программы; расчета стоимости заказа и др.

Учащиеся должны знать:

  1. понятие, назначение и синтаксис условного оператора;
  2. две формы записи условного оператора.

Учащиеся должны уметь:

  1. использовать в программах условные операторы;
  2. использовать полное и неполное ветвление в алгоритмах;
  3. использовать вложенные конструкции;
  4. осуществлять выбор по сложному условию;
  5. использовать в программах управляющие элементы;
  6. использовать управляющий элемент Переключатель;
  7. использовать оператор Select Case для множественного выбора;
  8. использовать в интерфейсе управляющий элемент флажок;
  9. работать с массивами управляющих элементов;
  10. создавать фрагменты тестирующих программ.

Тема 4.3. Циклы с предусловием и постусловием.

Понятие цикла с предусловием. Синтаксис оператора цикла Do… While. Примеры написания программ: использования признака делимости; поиска наибольшего делителя двух чисел, нахождения суммы двух дробей.

Понятие цикла с постусловием. Синтаксис оператора цикла Do…Loop Until. Примеры написания программ: проверка правильности телефонного набора; разложения на простые множители; заполнения адресной книги; обработки пин-кода.

Учащиеся должны знать:

  1. синтаксис циклов с предусловием и постусловием

Учащиеся должны уметь:

  1. разрабатывать программы, включающие циклы с предусловием;
  2. разрабатывать программы, включающие циклы с постусловием;
  3. выбирать циклическую конструкцию для решения конкретной задачи.

Тема 4.4. Углубленное изучение программирования в среде Visual Basic

Метод исследовательной детализации. Примеры программ.

Технология работы со строками. Примеры программ.

Технология работы со списками. Примеры программ.

Технология работы с файлами. Примеры программ.

Мультимедийные возможности Visual Basic. Примеры программ.

Учащиеся должны уметь:

  1. разбивать сложную задачу на блоки и создавать для них подпрограммы (процедуры и функции);
  2. создавать управляющую программу для соединения модулей в единое целое;
  3. использовать в программах типовые функции для работы со строками;
  4. работать с элементом управления Список;
  5. заполнять списки различными способами;
  6. открывать и закрывать файлы из приложения;
  7. использовать содержимое файлов в качестве входной информации;
  8. загружать содержимое файлов различными способами;
  9. сохранять результирующие данные в виде файлов;
  10. использовать в программе мультимедийные средства.


2.6 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Макарова Н. В. Информатика  ИКТ. Программа для базового уровня (системно-информационная концепция). – СПб.: Питер, 2006.
  2. Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9-11 классы. Базовый уровень/ Под ред. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006.
  3. Информатика и ИКТ. 10 класс. Базовый уровень/ Под ред. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006.
  4. Информатика и ИКТ. 11 класс. Базовый уровень/ Под ред. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006.
  5. Информатика и ИКТ. Практикум 10-11 классы. Базовый уровень/ Под ред. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006.
  6. Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф. Компьютерное делопроизводство. – СПб.: Питер, 2006.

Список дополнительной литературы

  1. С. В. Симонович Информатика Базовый курс 2-е издание Питер, 2003.
  2. С. Симонович, Г. Евсеев, А. Алексеев «Специальная информатика» - М.: Издательский дом «Вильяме», 2002.
  3. А. А. Журин «Самый современный самоучитель работы на компьютере» Москва, ООО «Издательство АСТ» 2005 г.
  4. В. В. Сапков «Информационные технологии и компьютеризация делопроизводства» Москва, ИЦ «Академия» 2006 г.
  5. Ю. Леонтьев «Word 2000. Самоучитель» СПб.: Питер 2001 г.
  6. А. А. Журин «Excel 2000. Для школьников и начинающих пользователей» Москва, Аквариум ЛТД ГИППВ 2002 г.
  7. И Харитонова «Access 2000. Самоучитель» СПб.: Питер 2005 г.
  8. Е. В. Михеева «Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности» Москва, ИЦ «Академия» 2006 г.
  9. С. А. Клейменов «Информационная безопасность и защита информации» Москва, ИЦ «Академия» 2006 г.
  10. П. Б. Хореев «Методы и средства защиты информации в компьютерных системах» Москва, ИЦ «Академия» 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...