План-конспект урока "Программисты - это, может быть, вы"
методическая разработка по информатике и икт (6 класс) по теме

План-конспект урока по теме "Алгоритм", первого урока в теме "Алгоритмика" в 6 классе.

Материал содержит конспект урока, дидактический материал к уроку, презентацию, самоанализ урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr_urok.doc449.5 КБ
Microsoft Office document icon zadaniya_k_uroku.doc26 КБ
Microsoft Office document icon samoanaliz_uroka.doc24 КБ
Microsoft Office document icon proekt_uroka.doc44.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya.ppt356 КБ

Предварительный просмотр:

17.02.2011

Открытое учебное занятие

 в 6 б классе Уренской СОШ №1

Тема:    

Цели

Образовательная: 

 формирование  у учащихся понятия алгоритма, умений записи алгоритмов, формального исполнения алгоритмов в нужной последовательности;

Развивающая:

продолжить развитие логического мышления, речи через анализ, синтез и обобщение знаний учащихся по данной теме;

Воспитательная:

продолжить развитие умения работать самостоятельно, развитие коммуникативных навыков посредством работы в парах.

Оборудование программное обеспечение:

компьютеры, информационные листы, раздаточный материал  с  теоретическим материалом и практическим  заданием, мультимедийная презентация, текстовый документ «Алгоритм», компьютерная программа reflex.exe

План занятия

  1. организационный момент – 1 минута
  2. объявление темы занятия, актуализация знаний учащихся (заполнение таблицы ЗХУ, работа с презентацией) – 7 минут
  3. постановка целей урока –2 минуты
  4. самостоятельное изучение нового материала, запись в информационном листе – 3 минут
  5. закрепление нового материала (нахождение алгоритмов среди готовых примеров - 2 мин, составление алгоритма - 4 мин, выполнение алгоритма на компьютере 4 мин) -10 мин
  6. подведение итогов урока (заполнение таблицы ЗХУ-3 мин, мини-тест- 3 мин, рефлексия-1)– 7минут

Ход урока

1. Организационный момент – 1 минута

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений.

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Давайте же начнем урок!

  1. Объявление темы занятия, актуализация знаний учащихся (заполнение таблицы ЗХУ, работа с презентацией) – 7 минут

Фронтальная работа с классом.

Ребята, как вы думаете, для чего мы изучаем информатику? Какие профессии связаны с компьютерами? Чем занимаются программисты? Что такое программа? Как ее можно назвать по-другому?

На 1 слайде презентации вразнобой стоят буквы, составьте из них слово.

Тема нашего занятия: Алгоритм.

Это первый урок главы «Алгоритмизация»

Запишите в информационный лист тему занятия.

В таблице ЗХУ напишите, что вы знаете об этой теме, какие ассоциации приходят на ум. Что бы вы хотели узнать, чему хотели бы научиться?

Знаю

Хочу узнать, хочу научиться

Узнал, научился

  1. Постановка целей урока –2 минуты

Таким образом, какие цели мы ставим перед собой на занятии?

- узнать, что такое алгоритм, научиться составлять алгоритмы, выполнять алгоритмы. А я вам помогу получить эти знания и умения.

Как вы думаете, в реальной жизни нам приходится выполнять алгоритмы?

(Разбираем готовые примеры в презентации, дети пытаются найти алгоритмы. Каждый раз вопрос: почему вы так думаете? Докажите)

  1. Самостоятельное изучение нового материала, запись в информационном листе – 3 минуты

Так что же такое алгоритм?

Обратите внимание на листы  розового  цвета, на них изложен теоретический материал. Прочитайте, найдите ответ и запишите своими словами, что такое алгоритм.

Так что же такое алгоритм? (заслушиваем ответ 2-3 учащихся).

  1. Закрепление нового материала (нахождение алгоритмов среди готовых примеров - 2 мин, составление алгоритма - 4 мин, выполнение алгоритма на компьютере 4 мин) -10 мин

Вернемся к готовым примерам, определим, где же все-таки алгоритмы.

(Работа с презентацией, ответы учащихся опираются на точное знание понятия алгоритма).

А если в алгоритме переставить действия, получим мы нужный результат?

Вывод: действия должны выполняться в том порядке, в котором они записаны в алгоритме.

Готовые алгоритмы вы находить умеете. А теперь я вам предлагаю самим составить алгоритм «Посадки дерева» ( «Сильным» учащимся – составить алгоритм «Кузнечик»).

После выполнения этого задания заслушиваю ответы учащихся, у «сильных» проверяю сама. Сопоставьте с моим алгоритмом. Похоже? А если переставить местами действия, то получится посадить дерево?

Итак, вы сами написали алгоритмы.  И у вас это получилось.

На уроках информатики мы тоже выполняем алгоритмы: последовательно выполняем команды, чтобы включить компьютер, выключить его. И теперь я вам предлагаю выполнить алгоритм на компьютере.

Алгоритмы разложены у компьютеров, займите свои рабочие места. Возьмите с собой информационные листы. До конца урока вы останетесь у компьютеров. Напоминаю вам о необходимости выполнения правил безопасности работы за компьютером.

Для тех, кто раньше выполнит практическое задание, на листе есть задача для любознательных. Обдумайте ее решение.

Практическое задание проверяем по  звучанию песни.

Вопрос: А если переставить местами действия, то получится песня?

  1. Подведение итогов урока (заполнение таблицы ЗХУ-3 мин, мини-тест- 3 мин, рефлексия-1)– 7минут

Подведем итог: вернемся к  таблице: что вы знали, что вы хотели узнать( проговариваем, ставим + или - ), запишите самостоятельно, что вы узнали на уроке, чему вы научились.

Проверим ваши знания (итоговое задание): мини - тест из трех вопросов.

Проверим (правильные ответы в презентации). Встаньте, пожалуйста, те кто ответил правильно на все вопросы, кто допустил одну ошибку. Спасибо.

Вернемся к целям занятия: что мы запланировали, что у нас получилось. Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке, поставьте оценку.

 Это был первый урок по теме «Алгоритмизация», на последующих уроках вы продолжите изучать эту тему, основываясь на полученных сегодня знаниях.

 И в заключение, на панели задач компьютеров свернута  программа Рефлексия, включите ее, нажмите ту клавишу, которая наиболее точно соответствует вашему настрою.

Спасибо за урок, дети! Всего доброго!


Практическое задание

Открой документ «Алгоритм», который расположен на Рабочем столе.

Выполни алгоритм:

  1. вырежи   строку под номером 5  и поставь ее первой
  2. вырежи строку под номером 2 и поставь ее второй
  3. вырежи  строку под номером 4 и поставь ее третьей
  4. вырежи строку под номером 1 и поставь ее четвертой
  5. вырежи строку под номером 3 и поставь ее пятой
  6.  вырежи оставшиеся строки и поставь их последними.

Приложение №3

 

Планируемый результат:  

Что такое доброта?
Что это такое-доброта?

И увидеть нельзя, и нельзя потрогать.

Доброта – это когда,
Доброта – это тогда, когда

Все друг другу друзья,
И летать все могут!

Алгоритм может представлять собой некоторую последовательность вычислений, а может — последовательность действий нематематического характера. Но, в любом случае, перед его составлением должны быть четко определены начальные условия и то, что предстоит получить.

Алгоритм — конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату.

Разрабатывать алгоритмы может только человек. Исполняют алгоритмы люди  и всевозможные устройства — компьютеры, роботы, станки, спутники, сложная бытовая техника и даже некоторые детские игрушки.

Приложение № 2        Раздаточный материал с теорией

        

Приложение №1

Задание для «сильных» ( на составление алгоритма)



Предварительный просмотр:

Практическое задание

Открой документ «Барбарики».

Выполни алгоритм:

  1. вырежи   строку под номером 5  и поставь ее первой
  2. вырежи строку под номером 2 и поставь ее второй
  3. вырежи  строку под номером 4 и поставь ее третьей
  4. вырежи строку под номером 1 и поставь ее четвертой
  5. вырежи строку под номером 3 и поставь ее пятой
  6.  вырежи оставшиеся строки и поставь их последними.

Практическое задание

Открой документ «Барбарики».

Выполни алгоритм:

  1. вырежи   строку под номером 5  и поставь ее первой
  2. вырежи строку под номером 2 и поставь ее второй
  3. вырежи  строку под номером 4 и поставь ее третьей
  4. вырежи строку под номером 1 и поставь ее четвертой
  5. вырежи строку под номером 3 и поставь ее пятой
  6.  вырежи оставшиеся строки и поставь их последними.

           

Работа с текстом



Предварительный просмотр:

Самоанализ учебного занятия в 6 «б» классе

Тема занятия  «Алгоритм ».

 По структуре урок изучения нового материала, где включалось первичное введение материала с учетом собственного жизненного опыта учащихся при активной мыслительной  деятельности учащихся.

                 Цели урока:

  - формирование  у учащихся понятия алгоритма, умений записи алгоритмов, формального исполнения алгоритмов в нужной последовательности;

  - продолжить развитие логического мышления, речи через анализ, синтез и обобщение знаний учащихся по данной теме;

  - продолжить развитие умения работать самостоятельно, развитие коммуникативных навыков посредством работы в парах.

     Материал был изложен, используя следующие методы: иллюстративно-объяснительный метод,  проблемное изложение, сочетающееся с самостоятельной работой учащихся, которое состоит в решении вопросов, поставленных учителем; репродуктивный , способствующий усвоению знаний на основе умений и навыков по подготовленным заданиям; метод контрольных вопросов.

      На уроке были применены: фронтальная беседа учащихся, индивидуальная работа, коллективный способ обучения. В течение урока использовались компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

  Для реализации развивающегося и дифференцированного
обучения сопоставлялись ранее полученные знания и выявлялась
логика решения проблемных вопросов. Это способствовало
развитию  самостоятельности, творческой активности,
мыслительной деятельности учащихся и развитие личности
обучаемых. Урок был завершен самостоятельной работой, самооценочным и рефлексивным этапом. Я считаю, что можно сделать следующие выводы: цели урока достигнуты, учащиеся работали активно, минитест показал успешность усвоения материала.



Предварительный просмотр:

Проект учебного занятия по информатике

 в 6 «б» классе Уренской СОШ №1

Тема занятия:

 

Этап урока

Действия учителя

Действия учеников

1. Организационный момент

Приветственное слово учителя, эмоциональный настрой учащихся на урок

Эмоциональный настрой на урок

2.Объявление темы занятия, актуализация знаний учащихся (заполнение таблицы ЗХУ, работа с презентацией)

Фронтальная работа с классом.

Ребята, как вы думаете, для чего мы изучаем информатику? Какие профессии связаны с компьютерами? Чем занимаются программисты? Что такое программа? Как ее можно назвать по-другому?

На 1 слайде презентации вразнобой стоят буквы, составьте из них слово.

Тема нашего занятия: Алгоритм.

Это первый урок главы «Алгоритмизация», полученные знания и умения будут основой при дальнейшем изучении темы.

Запишите в информационный лист тему занятия.

В таблице ЗХУ напишите, что вы знаете об этой теме, какие ассоциации приходят на ум. Что бы вы хотели узнать, чему хотели бы научиться?

Беседа с учителем, заполнение таблицы ЗХУ

3. Постановка целей урока

Какие цели мы ставим перед собой на занятии?

- узнать, что такое алгоритм, научиться составлять алгоритмы, выполнять алгоритмы. А я вам помогу получить эти знания и умения.

Как вы думаете, в реальной жизни нам приходится выполнять алгоритмы?

(Разбираем готовые примеры в презентации, дети пытаются найти алгоритмы. Каждый раз вопрос: почему вы так думаете? Докажите)

Вместе с учителем формулируют цели занятия.

Среди  примеров в презентации пытаются отыскать алгоритмы, основываясь на собственном опыте.

4. Самостоятельное изучение нового материала

Обратите внимание на листы    цвета, на них изложен теоретический материал. Прочитайте, найдите ответ и запишите своими словами, что такое алгоритм.

Так что же такое алгоритм?

В тексте находят определение алгоритма, своими словами записывают  в информационные листы.

Зачитывают, что у них получилось.

5. Закрепление нового материала (нахождение алгоритмов среди готовых примеров, составление алгоритма, выполнение алгоритма на компьютере)

Вернемся к готовым примерам, определим, где же все-таки алгоритмы.

А если в алгоритме переставить действия, получим мы нужный результат?

Готовые алгоритмы вы находить умеете. А теперь я вам предлагаю самим составить алгоритм «Посадки дерева» ( «Сильным» учащимся – составить алгоритм «Кузнечик»).

Сопоставьте с моим алгоритмом. А если переставить местами действия, то получится посадить дерево?

Итак, вы сами написали алгоритмы.

На уроках информатики мы тоже выполняем алгоритмы: последовательно выполняем команды, чтобы включить компьютер, выключить его. И теперь я вам предлагаю выполнить алгоритм на компьютере.

Алгоритмы разложены у компьютеров, займите свои рабочие места. Возьмите с собой информационные листы. До конца урока вы останетесь у компьютеров. Напоминаю вам о необходимости выполнения правил безопасности работы за компьютером.

Для тех, кто раньше выполнит практическое задание, на листе есть задача для любознательных. Обдумайте ее решение.

Практическое задание проверяем по  звучанию песни.

Вопрос: А если переставить местами действия, то получится песня?

Работа с презентацией, ответы учащихся опираются на точное знание понятия алгоритма

Делают вывод, что действия должны выполняться в том порядке, в котором они записаны в алгоритме.

Составляют алгоритмы и записывают их в информационных листах

Делают вывод, что действия должны выполняться в том порядке, в котором они записаны в алгоритме

Практическая работа на компьютерах.

Делают вывод, что действия должны выполняться в том порядке, в котором они записаны в алгоритме

Подведение итогов урока (заполнение таблицы ЗХУ, мини-тест, рефлексия)

Подведем итог: вернемся к  таблице: что вы знали, что вы хотели узнать   ( проговариваем, ставим + или - ), запишите самостоятельно, что вы узнали на уроке, чему вы научились.

Проверим ваши знания: мини - тест из трех вопросов.

Проверим (правильные ответы в презентации). Встаньте, пожалуйста, те кто ответил правильно на все вопросы, кто допустил одну ошибку. Спасибо.

Вернемся к целям занятия: что мы запланировали, что у нас получилось. Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке, поставьте оценку.

 Это был первый урок по теме «Алгоритмизация», на последующих уроках вы продолжите изучать эту тему, основываясь на полученных сегодня знаниях.

 И в заключение, на панели задач компьютеров свернута  программа Рефлексия, включите ее, нажмите ту «кнопку», которая наиболее точно соответствует вашему настроению.

Спасибо за урок, дети! Всего доброго!

Заполнение последнего столбика в таблице ЗХУ.

Отвечают на вопросы мини-теста.

Самопроверка ответов.

Самооценка работы на занятии.

Самооценка внутреннего эмоционального состояния.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

а л г о р и т м

Слайд 2

Алгоритм

Слайд 3

Переход улицы: Остановись на тротуаре. Посмотри налево. Если транспорта нет, то иди до середины улицы и остановись, иначе выполняй п. 2. Посмотри направо. Если нет транспорта, то иди до противоположного тротуара, иначе выполняй п. 4. Переход улицы: Будь внимателен при переходе

Слайд 4

Покупка хлеба: Взять у мамы деньги. Пойти в магазин. Выбрать нужные хлебобулочные изделия. Оплатить стоимость покупки. Принести хлеб домой. Покупка хлеба: Зайти в магазин и купить хлеб.

Слайд 5

Иди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что. Русская народная сказка Примеры из сказок … Петушок мой золотой Будет верный сторож твой: Коль кругом все будет мирно, Так сидеть он будет смирно; Но лишь чуть со стороны Ожидать тебе войны, иль набега силы бранной, Иль другой беды незваной, Вмиг тогда мой петушок Приподымет гребешок, Закричит и встрепенется И в то место обернется. А.С.Пушкин

Слайд 6

- это конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату. Алгоритм

Слайд 7

Алгоритм посадки дерева Выкопать в земле ямку Опустить в ямку саженец Закопать ямку с саженцем землей 4. Полить саженец водой

Слайд 8

Практическое задание

Слайд 9

Из пяти монет одинакового достоинства одна фальшивая (более легкая). Как ее найти с помощью двух взвешиваний на чашечных весах без гирь? Запишите алгоритм. Определение фальшивой монеты

Слайд 10

Что можно считать алгоритмом: 1.Список класса 2. Объявление в газете 3. Правило сложения десятичных дробей

Слайд 11

2. Алгоритм - это 1. конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату 2. нумерованный список 3. система команд исполнителя

Слайд 12

1-3 2-1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физика не может быть нелюбимой

как сделать так, чтобы наши ученики любили и знали физику?...

Физика не может быть нелюбимой

Конкурентность  на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся м...

«Без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, без любви к Отечеству не может быть любви к Человечеству».

Отечественная война 1812 года является ярким примером того, как объединившись, представители различных национальностей и социальных слоёв общества смогли противостоять интервентам и одержать Великую п...

Дискуссия "Ценности, без которых человек не может быть счастливым"

Человеку для счастья надо много, мало того, у разных людей разные потребности. Но есть ценности, в которых нуждается, вообщем-то, каждый из нас..... Песни я пишу давно. О том, что вижу и чувствую...

План-конспект урока обществознания "Почему нужно быть терпимым" 7 класс

План-конспект урока обществознания "Почему нужно быть терпимым" 7 класс. Урок-путешествие...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...