Программа дополнительного образования «С КОМПЬЮТЕРОМ ПО ЖИЗНИ»
методическая разработка по информатике и икт (6 класс) по теме
Особенностью данной программы является довольно объемное изучение офисных технологий, компьютерных коммуникаций, презентаций и анимаций. Большое количество часов отводится на практическую (проектную) деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vita.doc | 165.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Южное окружное управление образования
Департамента образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение
СОШ №877
«УТВЕРЖДАЮ»
директор СОШ № 877
________________
«____»____________2009 г.
«С КОМПЬЮТЕРОМ ПО ЖИЗНИ»
Программа дополнительного образования
Направленность – научно-техническая
Возраст детей – 10-15 лет
Срок реализации – 1 год
Автор: Боровая Виктория Анатольевна, педагог дополнительного образования
Программа принята
на педагогическом совете
СОШ № 877
протокол № ________ от
«____»_____________2009 г.
.
Москва
2009 год
1. Пояснительная записка
Развитие информационных технологий сегодня идет стремительными темпами. Мультимедийные свойства компьютера в домашних, учебных, игровых и других повседневных видах деятельности являются неотъемлемой частью современной информационной культуры. Поэтому, очень важно уже в 10-12 лет привить ребенку интерес к новым знаниям и пониманию базового устройства программ прикладной направленности для дальнейшего применения этих знаний и умений в будущей жизнедеятельности современного человека.
Компьютерная грамотность определяется, в основном, умением использовать готовые программные продукты, рассчитанные на пользовательский уровень. Сегодня созданы обширные программные средства компьютерных информационных технологий, позволяющих работать с компьютером непрограммирующему пользователю. Поэтому главной целью обучения работе на компьютере должно стать повышение эффективности применения обучающимся компьютера как средства обучения и развития.
Актуальность и новизна программы заключается в том, что она позволяет осуществить социальный заказ учащихся и родителей, обусловленный значимостью информатизации современного общества; активизировать познавательную деятельность учащихся; реализовать их интерес к выбранному направлению. Программа дает возможность реализовать обучающимся свои изобразительные, творческие, исследовательские способности посредством информационных технологий.
Ценность дополнительного образования заключается в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена ее профориентационной направленностью, т.к. полученные знания, умения и навыки по программе помогут каждому обучающемуся в их дальнейшей жизни.
Особенностью данной программы является более объёмное изучение офисных технологий, компьютерных коммуникаций, компьютерных презентаций и анимации. Большое количество часов отводится на практическую (проектную) деятельность.
Цель: способствование развитию информационной компетентности учащихся через овладение системой дополнительных знаний в области современных ИКТ с целью успешной самореализации в условиях современной российской действительности.
Задачи:
- систематизация знаний в области информационных технологий, полученных в основной школе, углубление их;
- формирование общей «компьютерной» грамотности;
- формирование способности к саморазвитию, самообразованию, воспитание у учащихся инициативы и активности, самостоятельности в принятии решений;
- формирование навыков использования компьютера, как инструмента для творчества, созидания, реализации своих способностей;
- развитие навыков проектной деятельности, а также развитие творческой, социально активной личности, проявляющей интерес к ИТ, воображение, художественный вкус
- создание условий для развития личности ребенка, его нравственного самоопределения, формирование жизненной позиции;
- воспитание индивидуальной ответственности за принимаемое решение и развитие навыков коллективной работы учащихся.
Вид учебной группы – постоянный состав.
Форма занятий – групповые занятия.
Режим занятий : 2 занятия по 1 часу в неделю (2 часа в неделю на группу).
Количество детей в группах: 10 человек
Возраст учащихся – 10-15 лет
Срок реализации программы – 1 год
Ожидаемые результаты реализации программы
Обучающийся должен знать:
- правила техники безопасности при работе на компьютере;
- основные блоки и дополнительные устройства компьютера;
- назначение операционной системе Windows;
- элементы окна;
- основные приёмы работы в операционной системе Windows;
- структуру файлов и папок;
- основные способы копирования, перемещения, переименования и удаления файлов и папок;
- основные термины;
- способы выделения текста;
- способы копирования, перемещения и удаления текста;
- правила и приёмы форматирования текста;
- элементы электронной таблицы;
- форматы чисел, заносимых в электронную таблицу;
- абсолютный и относительный адреса ячеек;
- варианты создания формул;
- значение ошибок;
- способы копирования и перемещения данных и формул;
- типы диаграмм;
- способы форматирования диаграмм;
- виды слайдов;
- режимы просмотра;
- варианты настройки анимации и эффектов перехода.
- о социальной функции компьютерного творчества и его роли в жизни общества.
Обучающийся должен уметь:
- владеть основными навыками с аппаратными средствами ПК (включать и выключать компьютер, вставлять дискеты и диски в дисководы);
- запускать различные программы на выполнение;
- пользоваться справочной системой;
- использовать меню;
- работать с несколькими окнами;
- работать с файлами и папками;
- искать файлы и папки;
- редактировать и форматировать текст;
- форматировать абзацы;
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, колонки;
- проводить проверку правописания;
- сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать;
- создавать таблицы и форматировать их;
- вводить данные в ячейки;
- редактировать и форматировать данные в ячейках;
- вводить формулы;
- пользоваться встроенными функциями;
- создавать диаграммы;
- форматировать диаграммы;
- строить графики функций
- добавлять текст в изображение;
- создавать слайды;
- настраивать анимацию;
- задавать эффекты перехода;
- настраивать показ слайд-фильма.
- воплощать теоретические навыки в практической работе.
Способы проверки ожидаемых результатов:
Входной контроль. При поступлении ребёнок проходит собеседование для установления уровня общего развития и технической подготовки.
Текущий контроль проводится посредством выполнения детьми самостоятельных работ на пройденные темы.
Итоговый контроль:
Результат обучения ребёнка оценивается по его личным достижениям относительно собственных возможностей.
Критерии оценки по уровням.
1. Знание теории:
Отлично: даёт полный ответ на поставленный вопрос.
Хорошо: даёт полный ответ на поставленный вопрос после наводящего вопроса или небольшой подсказки.
Удовлетворительно: даёт неполный ответ на поставленный вопрос после наводящего вопроса или небольшой подсказки.
2. Выполнение практических заданий:
Отлично: правильное выполнение задания полностью.
Хорошо: правильное выполнение задания полностью после наводящего вопроса или небольшой подсказки.
Удовлетворительно: выполнение задания с ошибками даже после наводящего вопроса или подсказки.
3. Выполнение творческих работ:
Отлично: работа соответствует всем разработанным критериям.
Хорошо: работа в основном соответствует разработанным критериям.
Удовлетворительно: работа выполнена, но не соответствует разработанным критериям.
Конечный результат - это формирование творческой личности ребёнка, умеющей проецировать полученные в процессе освоения образовательной программы знания и умения на различные виды деятельности и профессиональное самоопределение.
2. Учебно-тематический план и содержание программы
Учебно-тематический план
№ темы | Содержание | всего | теория | практика |
1 | Техника безопасности при работе с ПК | 1 | 1 | - |
1.1 | Общие сведения о персональных компьютерах IBMPC. Техника безопасности при работе с ПК | 1 | 1 | - |
2 | Основы работы в среде ОС | 12 | 3 | 9 |
2.1 | Основные понятия ОС | 1 | 1 | - |
2.2 | Работа с окнами | 1 | - | 1 |
2.3 | Работа с клавиатурой (тренажер) | 5 | 1 | 4 |
2.4 | Запуск приложений. Создание простых текстовых документов (Блокнот) | 1 | - | 1 |
2.5 | Работа с буфером обмена. | 1 | - | 1 |
2.6 | Файловая система. Работа с файлами и папками | 2 | 1 | 1 |
2.7 | Игровые программы | 1 | - | 1 |
3 | Основы работы с графическими документами | 6 | 1 | 5 |
3.1 | Класс программ «Графические редакторы». | 2 | 1 | 1 |
3.2 | Техника создания простых графических изображений (Paint) | 1 | - | 1 |
3.3 | Создание и сохранение графических документов | 2 | - | 2 |
3.4 | Редактирование деталей изображения | 1 | - | 1 |
4 | Компьютерная подготовка текстовых документов | 16 | 2 | 14 |
4.1 | Класс программ «Текстовые редакторы» | 1 | 1 | - |
4.2 | Основные элементы текстовых документов | 1 | 1 | - |
4.3 | Основные операции с текстом. Создание и сохранение документов. | 1 | - | 1 |
4.4 | Технология форматирования шрифта | 1 | - | 1 |
4.5 | Технология форматирования абзацев | 1 | - | 1 |
4.6 | Рисование в документе | 4 | - | 4 |
4.7 | Создание фигурного текста | 1 | - | 1 |
4.8 | Форматирование страницы (колонтитулы, сноски, поля) | 1 | - | 1 |
4.9 | Создание и оформление таблиц | 2 | - | 2 |
4.10 | Применение таблиц | 2 | - | 2 |
4.11 | Подготовка сложных текстовых материалов | 1 | - | 1 |
5 | Технология обработки числовых данных в электронных таблицах | 13 | 1 | 12 |
5.1 | Структура электронных таблиц, типы и формат данных | 5 | 1 | 4 |
5.2 | Создание и сохранение таблиц | 4 | - | 4 |
5.3 | Встроенные функции | 4 | - | 4 |
6 | Создание компьютерных презентаций | 20 | 3 | 17 |
6.1 | Настройка приложения | 2 | 1 | 1 |
6.2 | Создание презентаций | 6 | 2 | 14 |
6.3 | Добавление эффектов мультимедиа | 2 | - | 2 |
6.4 | Оформление презентаций | 2 | - | 2 |
6.5 | Работа с сортировщиком слайдов | 2 | - | 2 |
6.6 | Создание управляющих кнопок | 2 | - | 2 |
6.7 | Применение анимации | 2 | - | 2 |
6.8 | Демонстрация презентаций | 2 | - | 2 |
Всего | 72 | 11 | 61 | |
Организационные мероприятия | 8 | |||
Итого | 80 |
Содержание программы
1. Техника безопасности при работе с ПК
Рассматриваются вопросы общего устройства ПК. Основное внимание уделяется грамотному включению и выключению ПК, полученные знания закрепляются на практических занятиях.
2. Основы работы в среде WINDOWS
Операционная система WINDOWS является основной операционной системой на современных персональных компьютерах. Усвоение основных принципов работы с интерфейсом WINDOWS позволит учащимся безболезненно пользоваться практически любыми ПК.
Интерфейс Windows. Указатели мыши. Элементы окна. Использование меню. Оконное меню. Панели инструментов. Прокрутка содержимого в окне. Управление размерами и положением окна. Работа с несколькими окнами.
Окно диалога и его элементы. Выбор элемента диалогового окна с клавиатуры. Справочная система. Файлы и папки. Длинные имена файлов и папок. Проводник. Изменение размеров и расположение объектов в окне. Отображение содержимого папки. Создание ярлыка для часто используемых объектов. Копирование объектов. Перемещение объектов. Переименование объектов. Удаление объектов.
Корзина. Меню Пуск. Поиск файлов и папок.
3. Основы работы с графическими документами
Тема является вводной, т.к подготовка простых графических документов простыми графическими редакторами (PAINT) обычно не вызывает затруднений.
4. Компьютерная подготовка текстовых документов (WORD)
Подготовкой текстовых документов занято более 80% ПК во всем мире. Тема является важнейшей. Основное внимание уделяется приобретению учащимися практических навыков набора текста. Особенности программы WORD рассматриваются на конкретных примерах.
Запуск и завершение работы Word. Помощник по office. Окно Word. Ввод текста. Вставка и замена текста. Перемещение по тексту. Добавление и удаление пустой строки. Выделение текста. Копирование текста с помощью кнопок панели инструментов, команд меню «Правка». Копирование текста с помощью контекстного меню и мыши. Перемещение текста с помощью кнопок панели инструментов, команд меню «Правка». Перемещение текста с помощью контекстного меню и мыши.
Форматирование символов при помощи панели инструментов и при помощи команды «Шрифт» меню «Формат». Форматирование абзацев. Добавление обрамления и заливка. Стили абзаца и символов.
Работа с полями. Создание колонтитулов. Поиск и замена текста. Списки. Проверка орфографии и грамматики. Подбор синонимов и антонимов. Создание таблиц. Форматирование таблиц. Удаление таблицы или её частей.
Колонки. Создание, открытие и сохранение файла. Печать документа. Работа с графикой, фигурный текст и надписи.
5. Технология обработки числовых данных в электронных таблицах (EXCEL)
Рабочие книги и листы. Диапазон ячеек, выделение ячеек. Ввод данных. Быстрый ввод данных. Автозаполнение. Добавление примечания, проверка орфографии. Редактирование листа, поиск и замена. Абсолютные и относительные адреса ячеек. Ввод формул. Копирование данных и формул. Перемещение данных. Удаление данных. Вставка и удаление строк и столбцов.
Форматирование ячеек и рабочих листов. Изменение формата чисел. Значение ошибок. Форматирование заголовков. Объединение и разделение ячеек. Границы ячеек, обрамление таблицы рамкой. Функции.
Диаграммы. Форматирование диаграммы. Экспорт диаграмм.
Подготовка к печати и печать.
6. Создание компьютерных презентаций (PowerPoint)
Создание новой презентации. Табличный слайд. Организационная диа-граммма. Режимы просмотра. Сортировщик слайдов. Форматирование образца. Вставка объектов. Анимация. Показ слайдов.
Творческая работа. Создание презентации на свободную тему. Презентация содержит сеть сладов, тематически связанных между собой, содержащих графику и анимацию. Презентация должна демонстрироваться в автоматическом режиме.
- Методическое обеспечение программы
Необходимым условием для реализации программы является наличие компьютерного класса, оборудованного компьютерными столами и стульями с компьютерами. Программное обеспечение в соответствии с содержанием программы должно быть установлено на каждом компьютере.
Для достижения более высоких и прочных учебно-воспитательных результатов (целей и задач программы) используется совокупность методов и приёмов обучения.
Методы обучения: словесные методы (объяснение, рассказ, лекция, беседа), наглядные методы, практические методы (упражнения репродуктивные и творческие, практические работы).
Приёмы обучения: анализ ситуаций, показ практических действий, выполнение заданий, создание проблемных ситуаций, поиск решений.
Формы проведения занятий разнообразны. Это и лекция, и объяснение материала с привлечением обучающихся, и самостоятельная тренировочная работа, и эвристическая беседа, практическое учебное занятие, зачёт.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (ребенку даётся самостоятельное задание с учётом его возможностей), фронтальная (работа со всеми одновременно, например, при объяснении нового материала или отработке определённого технологического приёма), групповая (разделение детей на группы для выполнения определённой работы).
4. Список литературы
1. О. ЕФИМОВА, В. МОРОЗОВ "ПРАКТИКУМ ПО КОМПЬЮТЕРНОЙ
2. МАКАРОВА Н.В. «ПРАКТИКУМ ПО ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ НА КОМПЬЮТЕРЕ» М., «Финансы и статистика», 2000 г.
3. MАKAPOBA Н.В. «ИНФОРМАТИКА ДЛЯ 10-11 классов» П., «Питер», 2002 г.
4. Н. УГРИНОВИЧ, "ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" М., Лаборатория Базовых Знаний, 2001 г.
5. Н. УГРИНОВИЧ, Л. БОСОВА. Н. МИХАЙЛОВА "ПРАКТИКУМ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ" М., Лаборатория Базовых Знаний, 2001 г.
6. Ю. ШАФРИН "ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ". М., ABF", 1996 г. ТЕХНОЛОГИИ" М.,"АBF", 1996 г.
7.Ю.ШАФРИН "КУРС КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ". М.,"МОСКОВСКИЙ УЧЕБНИК", 2000 г.
8. MICROSOFT OFFICE 2000 П., «БХВ Петербург», 2002 г.
9. WINDOWS 2000 PROFESSIONAL П., «БХВ Петербург», 2003 г.
Литература для обучающихся
1. Александров В. В.. Диаграммы в Excel. Краткое руководство. - М, СП, Киев: «Диалектика», 2004.
2. Кондратьев Г. Популярный самоучитель, работа в Интернете. - СП, 2004.
3. Копыл В. И. Какие кнопки нажимать Microsoft Word. – Мн.: Харвест, 2004.
4. Лукин С.Н.. Word и Windows. Самоучитель для начинающих. Практические советы. – М.: Диалог-МИФИ, 2004.
5. Мураховский В.Н.. Компьютер своими руками. - М.: Аст-Прес-Книги, 2004.
Приложение 1
Краткое содержание инструктажа по технике безопасности.
1. Все дети обязаны выполнять правила внутреннего распорядка учреждения.
2. Входить в класс можно только с разрешения педагога.
3. Передвигаться в кабинете спокойно, не торопясь.
4. На занятия приходить с чистыми сухими руками и сменной обуви.
5. Запрещается детям подходить к электрощиту.
6. Включать и выключать компьютеры только с разрешения педагога.
7. Быть предельно осторожными при работе с техникой.
8. Соблюдать правила последовательности включения и выключения компьютера.
9. Контролировать расстояние до экрана и правильную осанку.
10. Запрещается передвигать системный блок и монитор.
11. Запрещается касаться экрана монитора.
12. В случае возникновения неисправностей дети должны немедленно сообщить педагогу и не предпринимать никаких действий по их устранению
Приложение 2
Образцы вариантов зачётных заданий.
ЗАДАНИЕ №
WINDOWS. 1. Действия при зависании компьютера. 2.Расположение окон сверху вниз. 3. Отображать содержимое папок в одном окне. 4.Переименование объектов с помощью клавиатуры.
ЗАДАНИЕ №.
WORD. 1. Выделение части текста. 2.Установка отступа абзаца при помощи линейки. 3. Проверка орфографии. 4.Сортировка строк в таблице.
ЗАДАНИЕ №
EXCEL. 1. Копирование листов. 2.Перемещение данных с помощью кнопок панели инструментов. 3.Изменение шрифта. 4. Построить график функции Y=2x.
Приложение 3
Комплекс упражнений для глаз.
Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счёт 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть налево и зафиксировать взгляд на счёт 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счёт 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх-налево вниз, потом прямо вдаль на счёт 1-6:затем налево вверх-направо вниз и посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
Комплекс упражнений физкультурных минуток.
Физкультминутка общего воздействия.
1. И.п. – о.с. 1-2 – встать на носки, руки вверх-наружу, потянуться вверх за руками. 3-4 – дугами в стороны руки вниз и расслаблено скрестить перед грудью, голову наклонить вперёд. Повторить 6-8 раз, Темп быстрый.
2. И.п. – стойка ноги врозь, руки вперёд, 1 – поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину. 2 и.п. 3-4 – то же в другую сторону. Упражнения выполняются размашисто, динамично. Повторить 6-8 раз. Темп быстрый.
3. И.п. 1 – согнуть правую ногу вперёд и, обхватив голень руками, притянуть ногу к животу. 2 – приставить ногу, руки вверх-наружу. №-4 – то же другой ногой. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения.
1. И.п. – о.с. 1 – руки за голову, локти развести пошире, голову наклонить назад. 2 – локти вперёд. 3-4 – руки расслабленно вниз, голову наклонить вперёд. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. – стойка ноги врозь, кисти в кулаках. 1 – мах левой рукой назад, правой вверх – назад. 2 – встречными махами переместить положение рук. Махи заканчивать рывками руками назад. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
3. И.п. – сидя на стуле. 1-2 отвести голову назад и плавно наклонить назад. 3-4 – голову наклонить вперёд, плече не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса.
1. И.п. – о.с. 1 – поднять плечи. 2 – опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем пауза 2-3 с, расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный.
2. И.п. – руки согнуты перед грудью. 1-2 – два пружинящих рывка назад согнутыми руками. 3-4 – то же прямыми руками. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
3. И.п. – стойка ноги врозь. 1-4 – четыре последовательных круга руками назад. 5-8 – то же вперёд. Руки не напрягать, туловище не поворачивать. Повторить 4-6 раз. Закончить расслаблением. Темп средний.
Физкультминутка для снятия утомления с туловища и ног.
1. И.п. – о.с. 1 – шаг влево, руки к плечам, прогнуться. 2 – и.п. 3-4 – то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
2. И.п. – стойка ноги врозь. 1 – упор присев. 2 и.п. 3 - наклон вперёд, руки впереди. 4 – и.п. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
3. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 – круговые движения тазом в одну сторону. 4-6 – то же в другую сторону. 7-8 – руки вниз и расслаблено потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования «С КОМПЬЮТЕРОМ ПО ЖИЗНИ»
Особенностью данной программы является довольно объемное изучение офисных технологий, компьютерных коммуникаций, презентаций и анимаций. Большое количество часов отводится на практическую (проектную) ...
Авторская программа объединения дополнительного образования "Мой компьютер"
Авторская программа объединения дополнительного образования «Мой компьютер» построена таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с котор...
Образовательная программа дополнительного образования детей "С компьютером по жизни"
Сегодня уже трудно представить себе хоть одну сферу деятельности человека, в которой не было бы компьютерных технологий. Компьютер пришёл в науку, культуру, экономику и образование. Знание персонально...
Программа дополнительного образования "Здравствуй, компьютер"
Данная общеразвивающая программа рассчитана на возраст детей 5 -7 лет....
Программа дополнительного образования "Пользователь компьютера"
«Пользователь персонального компьютера»Направленность – техническая.Срок реализации – 2 года,возраст учащихся: 11-15 лет.Цель программы: развитие творческих, интеллектуальных и познавательн...
Программа дополнительного образования «О компьютере на английском языке» для обучающихся 8-9 классов
laquo;О компьютере на английском языке» определяется современными требованиями к уровню общего развития обучающихся, а именно необходимостью практического овладения новыми информационными техно...
Программа дополнительного образования «Маршруты Здорового образа жизни.» .
Создание здоровьесберегающей среды, ориентированной на сохранение и укрепление физического, социального,психологического, нравственного здоровья на всех этапах общеобразовательной шк...