Урок информатики в 5 классе "Кодирование информации"
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) по теме

Урок информатики в 5 классе "Кодирование информации" по учебнику Л.Босовой с региональным компонентом.Урок обобщения знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kodirovanie_informacii.rar574.58 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс

Раздел «Информация вокруг нас»

Тема урока «Формы представления информации»

Урок обобщения (с региональным компонентом)

Цель занятия

  1. Сформировать цельный взгляд на роль и значение формы представления информации для ее создания, хранения, перемещения и обработки.

Задачи обучения

  1. Введение простейшей классификации форм представления информации;
  2. Расширение кругозора учащихся за счет знакомства с новыми формами представления информации;
  3. Выявление достоинств и недостатков разных форм представления информации;
  4. Обосновать связи формы представления информации с удобствами ее создания, хранения, перемещения и потребления;
  5. Развитие творческого подхода к выбору формы представления информации учащимся;
  6. Воспитание любви к Родине, истории и культуре родного края

Рассматриваемые вопросы

  1. Формы представления информации.
  2. Выбор формы представления информации.
  3. Анализ достоинств и недостатков различных форм.

Критерии обучения

Учащиеся должны знать

  1. Название простейших форм представления информации;
  2. Особенности различных формы представления информации.
  3. Учащиеся должны понимать
  4. Правила кодирования и декодирования информации
  5. Учащиеся должны уметь
  6. Приводить примеры форм представления информации;
  7. Анализировать достоинства и недостатки известных им форм представления информации

Ход урока

 Организационный момент

Проверить готовность класса к уроку. Приветствие.

На экране появляется изображение компьютера с подписями. Дети проверяют и находят неверные подписи)  Слайд2

Проверка
Учитель: Зачем человек создал компьютер?

Ученики : Это устройство для обработки, хранения и передачи информации, управляемое программами.

Учитель: Урок мы проводим в кабинете информатики. Давайте вспомним, что нельзя делать в кабинете информатики.

Техника безопасности

Нельзя 

  1. Трогать провода
  2. Приходить во влажной одежде и работать мокрыми руками
  3. Ходить по классу без разрешения учителя
  4. Бегать
  5. Держать лишние предметы на рабочем столе
  6. Громко разговаривать

Введение в тему урока

 Учитель.    Одна и та же информация может быть представлена разными кодами иначе говоря в разных формах. Люди выработали множество форм представления информации. К ним относятся разговорные языки (всего более 2000), язык мимики и жестов. Рисунков и чертежей, научные языки (математический) языки искусства(музыка. Живопись), специальные языки (азбука Морзе,  флажковая азбука).

Форма представления информации зависит от цели, ради которой осуществляется кодирование. Такими целями могут быть сокращение записи, засекречивание информации, удобство обработки и т.д.

- Какие способы информации применяют чаще всего?

Ученики отвечают.  (графический, числовой, символьный)  Слайд3

Учитель. Переход от одной формы представления информации к другой. Более удобной для хранения и передачи называется кодированием. Слайд 4

Декодирование – действия по восстановлению первоначальной формы представления информации. Для декодирования нужен код. Слайд 5

Самостоятельная работа по теме урока.

Учитель. Сейчас мы с вами декодируем следующую информацию.

Задание 1. Известны координаты точек. 1(11,2) 2(11,9) 3(4,9) 4(5,13), 5 (8,15) 6(11,16), 7(14,15) 8(16,13) 9(18,9).

Соедините точки 1-2; 2-3; 2-4; 205; 2-6; 2-7; 2-8; 2-9.

Координаты точек 3,4,5,6,7,8,9 выделите более жирным шрифтом.

Учитель. Какова форма представления исходной информации?

                  К какой форме представления информации мы пришли?

                  Что мы увидели на рисунке?

                  Что символизирует цветок курая? Слайд 6

Задание 2.

Учитель. Стоят седые великаны
Как часовые на посту.
 Стерлитамакские шиханы
Хранят земную красоту.
Слайд 7

   Какова форма представления исходной информации?

 А вы знаете какова высота шиханов, которые окружают наш город?

Шихан Юрактау имеет высоту – 338м, Куштау – 357 м, Шахтау до начала разработок имела высоту 336 м, Тратау 402м. Слайд 8

С помощью какой формы представления информации удобно представить данные в тексте?

Выполните данное задание и постройте столбчатую диаграмму? Слайд 9

Физкультминутка.

Задание 3. Класс делится на 3 группы.  Каждая группа получает лист с заданиями

Каждой букве алфавита поставлено в соответствие пара чисел: первое число- номер столбца, второе число- номер строки следующей кодовой таблицы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

к

л

м

н

о

ь

ъ

ы

э

ю

я

пробел

2

п

р

с

т

у

ф

х

ч

ц

ш

щ

-

3

а

б

в

г

д

е

ё

ж

з

и

й

.

Расшифруйте следующие записи и вспомните что означают данные слова.

(1,1) (5,2) (2,3) (8,1) (9,3)    (кубыз)

(5,3) (5,1) (3,1) (2,3) (2,2) (1,3) (домбра)

(1,1) (8,1) (2,1) (12,2) (1,1) (5,2) (3,1) (8,1) (9,3)  (кыл-кумыз)

(1,1) (5,2) (2,2) (1,3) (11,3) (курай) Слайд 10-13

Проверка задания с помощью слайдов презентации.

Задание 4. Практическая работа на компьютере.

             Учитель: Как бы вы представили своё настроение?

Изобразите с помощью рисунка или опишите с помощью текста.

Итог урока

  1. Какие формы представления информации вы знаете. (запись, списки, таблицы, стихи, рисунки, диаграммы, карты, чертежи, символы)
  2. Какие формы представления информации вам приходилось создавать на уроках в школе. (рисунки, аппликации, поделки )
  3. Почему люди стремятся найти единую форму представления информации? (Чтобы им было легче общаться друг с другом)
  4. Почему людям не удается найти единую форму представления информации? (Потому что с информацией надо выполнять много различных действий, и формы, удобные для одних действий, не всегда удобны для других.)

Домашнее задание

Представьте информацию о своей семье текстом (сочинение) или рисунком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку информатики по теме «Информация» для базового курса 10 класса в соответствии с «Примерной программой среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень)».

В соответствии с учебным планированием, объём информации большой, а времени на изучение очень мало. Поэтому так необходимы средства, повышающие эффективность учебного процесса. Одним из таких средств ...

Презентация к уроку информатики "Понятие об информации" 8 класс

Презентация по теме «Понятие об информации» к учебнику Н.В. Макаровой «Информатика и ИКТ» 8-9 класс. Тема 1. В презентации предусмотрена проверка знаний по теме в виде  тестов....

урок информатики "Кодирование текстовой информации" для 8 класса

Урок содержит следующие этапы: Организационный момент; Проверка домашнего задания Проверка знаний учащихся; Постановка цели урока перед  учащимися; Организация восприятия новой информации...

урок информатики "Кодирование текстовой информации" для 8 класса

Урок содержит следующие этапы: Организационный момент; Проверка домашнего задания Проверка знаний учащихся; Постановка цели урока перед  учащимися; Организация восприятия новой информации...

Урок информатики по теме "Информация. Виды информации". 5 класс

Сопроводительная презентация к уроку информатики в 5 классе. Создана на основе разработки урока в книге "Поурочные разработки по информатике. 5 класс" Автор: Югова Наталья Леонидовна,...

Обобщающий урок информатики по теме: « Информация вокруг нас» в 5А классе ,Урок-игра.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознате...

Урок информатики по теме: "Информация — Компьютер — Информатика."

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ  И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ, УСТРОЙСТВО КОМПЬЮТЕРА....