Программирование. Паскаль.
презентация к уроку информатики и икт (9 класс) по теме
Презентационные материалы для уроков по программированию. Ничего лишнего. Материала вполне достаточно для начального курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yazyk_programmirovaniya.ppt | 220.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Программирование на Паскале: Заголовок описание тело(блок)- { операторы Конец
Основные операторы : Program < имя программы >; Label < раздел меток >; Const < раздел констант >; Type < раздел типов >; Var < раздел переменных >; Procedure(Function)< раздел подпрограмм >; Begin < раздел операторов >; End.
Оператор цикла: While < условие выполнения > Do < тело цикла > While (пока) Do ( делать) Если тело цикла содержит несколько операторов , то обязательно Begin – End.
Условный оператор : If < условие > Then < оператор 1 > Else < оператор 2 > ( Полная форма ветвления) If < условие > Then < оператор > ( Сокращенная форма ветвления). {…..} – комментарии. Удачное использование комментария- признак хорошего стиля программирования!
Алфавит языка. Латинские буквы (А- Z, a-z ) Цифры 0-9 Шестнадцатеричные цифры 0- F Специальные символы: +,-, *,/, =, <> , {}, [],.,(), :, ;,^,@,$,# Служебные слова Идентификаторы- символическое имя определенного программного объекта.
Объекты: Константы Переменные Типы данных Процедуры и функции программы
Типы данных: Типы данных определяются по свойствам величин: Форма внутреннего представления. Множество принимаемых значений. Множество допустимых операций.
ТИПЫ Простые Структурированные Указатели порядковые вещественные целые логические символьные перечисляемые интегральные массивы строки множества записи файлы
Целые типы Идентификатор Длина(байт) Множество значений Integer 2 -32768-32767 byte 1 0-255 word 2 0…65535 shortint 1 -128…127 longint 4 -2147483648…
Вещественный тип Идентификатор Длина(байт) Диапазон real 6 2.9*10 -39 …1.7*10 38 single 4 1.5*10 -45 …3.4*10 38 double 8 5*10 324 …1.1*10 4932
Логические и символьные типы Идентификатор Длина(байт) Диапазон boolean 1 True, false char 1 Все символы кода ASCCII
Описание переменных Var m,n,k: Integer x,y,z: Real Symbol: Char
Описание констант Const Max=1000; G=9.8; Cod=‘ ОШИБКА ’; Типизированные константы: Const Number Card: Integer=1267; Size: Real=12.67; Symbol: Char=‘*’;
Зарезервированные константы : Идентификатор Тип Значение True boolean Истина False boolean Ложь MaxInt integer 32787
Типы пользователя Пользователю разрешается определять свои типы данных . Раздел типов: Type Gaz=(C,O,N,F); Metal=(Fe,Co,Na,Cu,Zn); Var G1, G2, G3: Caz Met1, Met2: Metall; Day: (Sun, Mon, Tue, Wed, Thu, Fri, Sat); Gaz и Metall – имена перечисляемых типов, которые ставятся в соответствие переменным G1,G2 Интервальный тип. Задается как упорядоченное ограниченное подмножество некоторого порядкового типа. Пример: Type Numbers=1...31; Alf=‘A’.. ‘Z’; Var Data: Numbers; Bukva: Alf ; Арифметические операции: + A+B - A-B / A/B * A*B Div A div B Mod A mod B Стандартные функции. Pi –число Пи Sqr(x) - квадрат Abs(x) – модуль Sqrt(x) – корень кв Arctan(x) - арктангенс Trunc(x) –ближнее Cos(x) –косинус целое не прев х по Exp(x) – экспонента модулю. Frac(x) – Дробная часть числа Int(x) Ln(x) Random(x) Round(x) Sin(x) Правила записи арифметических выражений: Все символы пишутся в строку на одном уровне; Не допускаются два следующих подряд знака операций; Операции с более высоким приоритетом выполняются раньше( вычисление функций, смена знака, *,/, div,mod , +,- . Несколько записанных подряд операций одинакового приоритета выполняются последовательно слева направо. Часть выражения заключенного в скобки выполняется в первую очередь. Ввод данных. Это передача информации от внешних устройств в оперативную память. Вводятся исходные данные решаемой задачи. Read (< список ввода >) Пример: Read(a,b,c,d) Var T: Real; J: Integer; K: Char; Begin Read (T,J,K); Набираем на клавиатуре: 253.98 100 G ( Enter) Ввод потоком. Var A,B: Integer; C,D: Real; Begin Read(A,B); Read(C,D); Набираем на клавиатуре: 18758 34 ( Enter) 2.62Е-02 1.54Е+01 ( Enter) Ввод строками . ReadLn(< список ввода >) ReadLn(A,B); ReadLn(C,D); 34 (Enter) 2.62E-02 1.54E+01 (Enter) Вывод на экран. Write (< список вывода >) Пример: Write (234); { выводится целая константа } Write(A+B-2);{ результат вычисления } Write(X, Summa, Arg1,Arg2);{ выводятся значения переменных } Вывод строкой. WriteLn(< список вывода >) WriteLn (I,’ ‘,J,’ ‘,K); Форматы вывода. Формат определяет представление выводимого значения на экране. Он отделяется от соответствующего ему значения двоеточием. Примеры: I=134 I=287 I=134 Write (I) Write(I,I,I) Write(I:6) 287287287 _ _ _134 R=715.432 R=46.78 Write(R) Write(-R:12) 7.1543200000E+02 -4.67800E+01 R=511.04 R=-46.78 Write(R:8:4) Write(R:7:2) 511.0400 -_ 46.78 Управление символьным выводом на экран. Дополнительные возможности управления выводом на экран дают процедуры и функции модуля CRT . Формат команды: Uses CRT Для работы с модулем необходимо знать: Режимы экрана; Координаты на экране; Текстовое окно; Цвет фона и цвет символа. Режимы экрана . В модуле CRT каждый режим имеет определенный номер, за которым закреплено символическое имя (описанная константа). Для установки режима экрана используется процедура: TextMode (< номер режима >) Пример: TextMode(1); TextMode(CO40 ); По умолчанию устанавливается режим СО80. Координаты позиции. Каждая символьная позиция на текстовом экране определена двумя координатами (Х, У). Х – позиция в строке; У – номер строки, в которой находится символ. Строки нумеруются сверху вниз. Для установления курсора на экране в позицию с координатами (Х, У) в модуле CRT существует процедура: GoToXY(X, Y) Координаты курсора задаются переменными типа Byte. Пример программы. Программа очищает экран и выставляет в центре символ «*»: Uses CRT; Begin ClrScr; GoToXY(40,13); Write(‘*’) End. Текстовое окно. Прямоугольное пространство на экране, в котором производится вывод символов, называется текстовым окном. Процедура: Window(X1,Y1,X2,Y2) –определяет положение и размер окна. X1, Y1, X2, Y2 – переменные типа Byte , координаты верхнего левого и правого нижнего угла окна. Управление цветом. В модуле CRT объявлены константы, имена которых представляют собой английские названия цветов, а соответствующие им значения – порядковые номера этих цветов. Процедура назначения цвета фона: TextBackGround(Color) Аргумент величина типа Byte , задающая номер цвета. Процедура назначения цвета символа: TextColor(Color). Пример программы : По очереди откроются четыре окна, и каждое из них будет залито своим фоновым цветом: Uses CRT; Begin Window(1,1,40,12); TextBackGround(White); ClrScr; Window(41,1,80,12); TextBackGround(Red); ClrScr; Window(1,13,40,25); TextBackGround(LightRed); ClrScr; Window(41,13,80,25); TextBackGround(Green); ClrScr; End. Пример программы: На белом фоне в середине экрана будут выделены номера первых 15 цветов. Каждый номер будет того цвета, который он обозначает: Uses CRT; Var I: Byte; Begin TextBackGround(White); ClrScr; GoToXY(1,12); For I=0 To 14 Do Begin TextColor(I); Write(I:5); End; End. Процедуры управления текстовым экраном из модуля CRT . ClrEOL – стирает часть строки от текущей позиции курсора до конца этой строки в окне. Положение курсора не меняется. DelLine – уничтожает всю строку с курсором. Нижние строки сдвигаются на одну вверх. InsLine – вставляет пустую строку перед строкой, в которой стоит курсор. LowVideo, NormVideo, HighVideo – устанавливает режимы пониженной, нормальной и повышенной яркости символов соответственно. KeyPressed – часто используют для организации задержки окна результатов на экране. Repeat Until KeyPressed; - пустой цикл, который крутится на месте до нажатия какой-либо клавиши. Ставится в конце программы. Пример : В приведенной выше программе перед концом добавим: Repeat Until KeyPressed; Window(1,1,80,25); TextBackGround(Black); ClrScr; Логические величины, операции, выражения. Логический оператор присваивания. Логические значения обозначаются служебными словами false (ложь) и true (истина), а идентификатор логического типа – boolean . Кроме величин (констант и переменных) типа boolean логическое значение false и true принимают результаты операций отношения. Операции отношения. Операции отношения осуществляют сравнение двух операндов и определяют, истинно или ложно соответствующее отношение между ними. < знак отношения >:= =( равно) <> (не равно) < (меньше) > (больше) <=, >= (меньше(больше) или равно) Логические операции . Not – отрицание And – логическое умножение. Or – логическое сложение. Xor – исключающая или. Операции отношения имеют самый низкий приоритет, поэтому заключаются в скобки. Логическое выражение. Логическая формула, записанная на языке программирования. Состоит из логических операндов, связанных логическими операциями и круглыми скобками. Результатом вычисления логического выражения является булева величина ( false или true) . Логическими операндами могут быть логические константы, переменные, функции, операции отношения. Примеры логических выражений. A, b, c – логические переменные. X, y – вещественные переменные , K – целая переменная. x<2*y; 2) true; 3) d; 4) odd(k); 5) not not d; 6) not (x>y/2); 7) D and (x<>y) and b; 8) (c or d) and (x=y) or not b. Если d = true; b=false; c=true; x=3; y=0.5; k=5 , то результаты вычислений: false; 2) true; 3) true; 4) true; 5) true; 6) false; 7) false; 8) true. Логический оператор присваивания. < Логическая переменная > := < логическое выражение > Примеры: d:=true; B:=(x>y) and (k<>0); C:=d or b and not(odd(k) and d)/ Odd ( k) – функция целого аргумента k , принимает значение true , если k нечетное и false , если k – четное. Функции связывающие различные типы данных. Обращение Тип аргумента Тип Результата Действие Ord(x) Любой Порядковый Integer Порядковый номер значения х в его типе Pred(x) Любой Порядковый Тот же, что для х Предыдущее относительно х значение в его типе Succ(x) Любой Порядковый Тот же, что для х Следующее относительно х значение в его типе Chr(x) Byte Char Символ с порядковым номером х Odd(x) Integer Boolean true , если х неч. False , если х четн.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа. Знакомство с языком программирования Паскаль.
Контрольная работа представлена в 6 вариантах....
Язык программирования Паскаль.Знакомство
Презентация к уроку информатики и ИКТ в 8 классе по теме "Язык программирования Паскаль". Данная презентация состоит из 10 слайдов....
Язык программирования Паскаль (Введение)
Презентация....
Урок и презентация по теме Язык программирования Паскаль
Конспект урока + Презентация...
Основы программирования: ТЕМА 01. ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ.
ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯВВЕДЕНИЕОдним из популярных сегодня ЯП является Паскаль. Он позволяет составлять программы для решения математических задач, обработки текстов, построения изображений на экране ...
Программирование. Язык программирования Паскаль
Цель• Познакомить обучающихся с языком программирования Паскаль• Отрабатывать практические умения обучающихся по работе в сре...