Авторская программа "Мир компьютерной графики"
рабочая программа по информатике и икт (5 класс)
Данная программа кружковых занятий по информатике носит пропедевтический характер. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек.
Предлагаемый материал:
- пояснительная записка
- учебно-методический план
- содержание курса
- условия реализации
- список дополнительной литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Programma.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
«Дело не в том, чтобы научить рисовать, а в том, чтобы научить мыслить».
Стендаль
Данная программа кружковых занятий по информатике носит пропедевтический характер. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек.
Актуальность и новизна.
В соответствии с президентской программой учебные заведения были укомплектованы современными персональными компьютерами. Это позволяет на их основе по-другому, на более высоком уровне, организовать кружковую работу.
Новые задачи системы образования заставляют по-новому осмыслить и задачи эстетического воспитания, связав его с практической деятельностью. Реальным и продуктивным путем в этом направлении представляется слияние процессов трудового и эстетического воспитания.
Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.
В кружках внешкольных учреждений имеется возможность более детального и углубленного изучения отдельных разделов предмета «Информатика» за счет большего времени, нежели чем в школе. Причем за счет гибкости индивидуальной программы, разработанной преподавателем кружка, приблизить обучение к реалиям современной жизни.
Настоящая учебная программа реализует современные требования по изучению графических пакетов данной возрастной группой и созданию мультимедиа презентаций.
Цель:
- привитие эстетического вкуса;
- формирование у учащихся основ компьютерной грамотности;
- оказание помощи в освоении азов компьютерной графики, основных инструментов и приемов, используемых в растровой и векторной компьютерной графике;
- обучение выполнению рисунка разной степени сложности;
- знакомство с программами для мультимедиа презентаций.
Задачи:
- обучить работе с графическими редакторами, с использованием ПК;
- развивать эстетический вкус детей через знакомство с современными информационными технологиями;
- сформировать навыки обработки информации посредством современных компьютерных технологий;
- организовать развивающий досуг.
Отличительная особенность данной программы заключается в ее: доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по-разному преподается, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал распределяется от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время;
наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больше информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются наглядные материалы, обучающие программы, презентации и интер-активная доска.
Для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия – игры, конкурсы, совместное творчество, дни свободно творчества, выставки
Возраст детей, занимающихся в объединении 11 - 13 лет.
Срок реализации программы – 2 года.
Формы занятий – групповые и индивидуальные,
1-ый год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа на одну группу (4 часа в неделю, 144 часа в год)
2-ой год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа на одну группу (4 часа в неделю, 144 часа в год)
Также предусмотрены 2 часа в неделю для индивидуальных занятий с воспитанниками (подготовка к выставкам, конкурсам)
Ожидаемый результат:
В результате реализации программы воспитанники должны:
- знать состав компьютера и назначение его основных устройств;
- выбирать и загружать нужную программу;
- уметь работать в графических редакторах, с использованием ПК;
- иметь навыки обработки информации посредством современных компьютерных технологий;
Способы их проверки:
- Педагогическое наблюдение.
- Контрольные задания.
- Контрольные срезы знаний, умений и навыков.
- Анализ роста умений и навыков .
Формы подведения итогов:
- Итоговые занятия.
- Компьютерное тестирование.
- Выставки.
- Конкурсы.
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения, 2 раза в неделю по 2 часа
№ п/п | Темы и виды работы | Теория | Практика | Всего |
1. | Набор детей в кружок. Рекламная акция кружка. | 8 | - | 8 |
2. | Организационные занятия | 4 | 2 | 6 |
3. | Учимся работать на компьютере | 10 | 10 | 20 |
4. | Стандартная программа Windows – Рaint | 22 | 30 | 52 |
5. | Графические возможности MS Word | 15 | 15 | 30 |
6. | Теория графики | 5 | 5 | 10 |
7. | Работа с простейшими программами по созданию анимации | 3 | 9 | 12 |
9. | Разработка итогового проекта. Конкурс работ | 1 | 5 | 6 |
Итого | 68 | 76 | 144 |
2 год обучения, 2 раза в неделю по 2 часа
№ п/п | Темы и виды работы | Теория | Практика | Всего |
1. | Вводное занятие | 2 | - | 2 |
2. | Повторение | 1 | 5 | 6 |
3. | Методы представления графических изображений | 4 | 6 | 10 |
4. | Цвет в компьютерной графике | 1 | 1 | 2 |
5. | Форматы графических файлов | 1 | 1 | 2 |
6. | Программы векторной и растровой графики | 1 | - | 1 |
7. | Создание иллюстраций | 1 | - | 1 |
8. | Введение в программу CorelDRAW | 1 | - | 1 |
9. | Рабочее окно программы CorelDRAW | 1 | 2 | 3 |
10. | Основы работы с объектами | 2 | 10 | 12 |
11. | Закраска рисунков | 1 | 5 | 6 |
12. | Вспомогательные режимы работы | 2 | 6 | 8 |
13. | Создание рисунков из кривых | 2 | 8 | 10 |
14. | Методы упорядочения и объединения объектов | 1 | 9 | 10 |
15. | Эффект объема | 2 | 16 | 18 |
16. | Перетекание | 2 | 12 | 16 |
17. | Работа с текстом | 2 | 12 | 16 |
18. | Работа с фотографией | 2 | 5 | 7 |
19. | Сохранение и загрузка изображений в CorelDRAW | 1 | 2 | 3 |
20. | Разработка итогового проекта. Конкурс работ | 2 | 8 | 10 |
Итого | 32 | 112 | 144 |
- СОДЕРЖАНИЕ
1 год обучения
- Набор детей в кружок. Рекламная акция – 8 часов.
- Организационные занятия -6 часов
Знакомство с компьютерным кабинетом. Правила поведения в кабинете информатики. Техника безопасности при работе на компьютерах. Закон Краснодарского края № 1539-КЗ "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений в Краснодарском крае"
3. Учимся работать на компьютере – 20 часов
Знакомство с компьютером. Компьютер – надежный помощник человека. У компьютера тоже есть своя история (история развития вычислительной техники). Из чего состоит ПК. А какие они бывают компьютеры. ОС Windows. Окно в компьютерный мир. Рабочий стол в реальном и виртуальном мире. Манипулятор – мышь. Меню. Клавиатура. Клавиатурный тренажер. Включение и выключение ПК. Создание папок.
4.Стандартная программа Windows – Рaint – 52 часов.
Программные средства для работы с графикой. Графический редактор Paint. Инструменты рисования. Свободное рисование. Инструменты рисования линий. Создание стандартных фигур. Заливка областей. Исполнение надписей. Изменение размера просмотра. Изменение размера рисунка. Сохранение рисунка. Операция с цветом. Работа с объектами. Выбор фрагмента изображения. Монтаж рисунка из объектов. Внедрение и связывание объектов. Вставка графического объекта в текстовый документ. Связывание и внедрение.
Закрепление пройденного.
Разработка собственных проектов. Подготовка к выставке.
5. Графические возможности MS Word – 30 часов
Работа с растровыми и графическими объектами. Внедрение рисунков. Операции с внедренным рисунком. Перемещение рисунка. Связывание рисунка и документа. Редактирование встроенного рисунка. Создание рисунка Paint внутри документа Word. Автофигуры. Объекты WordArt.
Закрепление пройденного.
Разработка собственных проектов. Подготовка к выставке.
6.Теория графики - 10 часов
Цифровое изображение. Растровое и векторное изображения. Оцифровка. Цифровые фотокамеры и видеокамеры. Визуализация цифровых изображений: мониторы, видеопроекторы, проекционные панели, принтеры, плоттеры. Сканирование изображений. Внедрение сканированных изображений в графический редактор Paint.
Закрепление пройденного.
Разработка собственных проектов. Подготовка к выставке.
7. Работа с простейшими программами по созданию анимации –12 часов
Создание анимационных изображений с использованием графического редактора Paint.
Разработка собственного проекта. Конкурс анимации.
9. Разработка итогового проекта. Конкурс работ – 6 часов.
2 год обучения
- Вводное занятие -2 часа
Знакомство с компьютерным кабинетом. Правила поведения в кабинете информатики. Техника безопасности при работе на компьютерах. Закон Краснодарского края № 1539-КЗ "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений в Краснодарском крае"
- Повторение – 10 часов
ОС Windows. Графический редактор Paint. Инструменты рисования. Работа с объектами. Вставка графического объекта в текстовый документ. Связывание и внедрение. Творческая работа. Графические возможности MS Word. Объекты WordArt.
3 . Методы представления графических изображений – 10 часов
Растровая графика. Достоинства растровой графики. Недостатки растровой графики. Векторная графика. Достоинства векторной графики. Недостатки векторной графики. Сравнение растровой и векторной графики. Особенности растровых и векторных программ.
4. Цвет в компьютерной графике - 2 часа
Описание цветовых оттенков на экране монитора и на принтере (цветовые модели). Цветовая модель RGB. Формирование собственных цветовых оттенков на экране монитора.
5. Форматы графических файлов – 2 часа
Векторные форматы. Растровые форматы. Методы сжатия графических данных. Сохранение изображений в стандартных форматах, а также собственных форматах графических программ. Преобразование файлов из одного формата в другой.
6. Программы векторной и растровой графики – 1 час
7. Создание иллюстраций- 1 час
8.Введение в программу CorelDRAW – 1 час
9.Рабочее окно программы CorelDRAW – 3 часа
Особенности меню. Рабочий лист. Организация панели инструментов. Панель свойств. Палитра цветов. Строка состояния.
10 .Основы работы с объектами – 12 часов
Рисование линий, прямоугольников, квадратов, эллипсов, окружностей, дуг, секторов, многоугольников и звезд. Выделение объектов. Операции над объектами: перемещение, копирование, удаление, зеркальное отражение, вращение, масштабирование. Изменение масштаба просмотра при прорисовке мелких деталей. Особенности создания иллюстраций на компьютере.
11.Закраска рисунков – 6 часов
Закраска объекта (заливка). Однородная, градиентная, узорчатая и текстурная заливки. Формирование собственной палитры цветов. Использование встроенных палитр.
12. Вспомогательные режимы работы – 8 часов
Инструменты для точного рисования и расположения объектов относительно друг друга: линейки, направляющие, сетка. Режимы вывода объектов на экран: каркасный, нормальный, улучшенный.
13. Создание рисунков из кривых – 10 часов
Особенности рисования кривых. Важнейшие элементы кривых: узлы и траектории. Редактирование формы кривой. Рекомендации по созданию рисунков из кривых.
14.Методы упорядочения и объединения объектов – 10 часов
Изменение порядка расположения объектов. Выравнивание объектов на рабочем листе и относительно друг друга. Методы объединения объектов: группирование, комбинирование, сваривание. Исключение одного объекта из другого.
15 .Эффект объема – 18 часов
Метод выдавливания для получения объемных изображений. Перспективные и изометрические изображения. Закраска, вращение, подсветка объемных изображений.
16. Перетекание – 16 часов
Создание технических рисунков. Создание выпуклых и вогнутых объектов. Получение художественных эффектов.
17. Работа с текстом – 16 часов
Особенности простого и фигурного текста. Оформление текста. Размещение текста вдоль траектории. Создание рельефного текста. Масштабирование, поворот и перемещение отдельных букв текста. Изменение формы символов текста.
18. Работа с фотографией – 7 часов
19.Сохранение и загрузка изображений в CorelDRAW – 3 часа
Особенности работы с рисунками, созданными в различных версиях программы CorelDRAW. Импорт и экспорт изображений в CorelDRAW.
20. Разработка итогового проекта. Конкурс работ – 10 часов
уметь/знать:
1-ый год обучения
Знать:
- состав компьютера и назначение его основных устройств;
- что такое операционная система, для чего она;
- что такое Рабочий стол.
Уметь:
- выбирать и загружать нужную программу;
- уметь работать с папками;
- уметь работать с файлами;
- уметь работать в графических редакторах, с использованием ПК;
- иметь навыки обработки информации посредством современных компьютерных технологий;
- иметь представление о методах и способах создания анимации.
2-ой год обучения
Знать:
- особенности, достоинства и недостатки растровой графики;
- особенности, достоинства и недостатки векторной графики;
- методы описания цветов в компьютерной графике — цветовые модели;
- способы хранения изображений в файлах растрового и векторного формата;
- методы сжатия графических данных.
Уметь:
- создавать рисунки из простых объектов (линий, дуг, окружностей и т.д.);
- выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное отражение и др.);
- формировать собственные цветовые оттенки в различных цветовых моделях;
- закрашивать рисунки, используя различные виды заливок;
- работать с контурами объектов;
- создавать рисунки из кривых;
- создавать иллюстрации с использованием методов упорядочения и объединения объектов;
- получать объёмные изображения;
- применять различные графические эффекты (объём, перетекание, фигурная подрезка и др.);
- создавать надписи, заголовки, размещать текст по траектории.
Показатели результативности.
- Владение ПК на уровне пользователя (с учетом возрастной группы).
- Успешное владение графическими редакторами.
- Создание графического изображения любой сложности (в пределах изученного).
- Участие в конкурсах, выставках.
Условия реализации программы:
- Создание комфортной обстановки на занятиях, необходимой для проявления способностей каждого ребенка.
- Индивидуальный подход к воспитаннику с учетом его психологических и возрастных особенностей.
- Поддержка педагогом связи с родителями.
- Постоянная работа педагога по самообразованию, пополнение знаний в области педагогики, психологии, новых информационных технологий.
- Наличие материальной базы: кабинет информатики, соответствующий требованиям материального и программного обеспечения, кабинет оборудован согласно правилам пожарной безопасности, наглядные пособия, раздаточный материал, презентации по темам занятий.
Список используемой литературы:
Для педагога:
- Богомолова ЕМ. Занимательные задания по базовому курсу информатики. // Информатика и образование. – 2004. –№ 2. –С. 52-60.
- Брыксина О.Ф. Планируем урок информационной культуры в начальных классах. // Информатика и образование. – 2001. – 2. – С. 86-93.
- Горячев А.В. О понятии “Информационная грамотность. // Информатика и образование. – 2001. –№8 – С. 14-17.
- Левкович О.А. Основы компьютерной грамотности. Минск, ТетраСистемс, 2005.
- Информатика. 5 класс: Практикум. – Саратов: Лицей, 2004.
- Информатика. 6 класс: Практикум. – Саратов: Лицей, 2004.
- Образовательные сайты Интернет.
Для воспитанников:
- Информатика 5-6 класс. Начальный курс. Под. Ред. Н.В. Макаровой, М.,2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компьютерная графика вчера и сегодня. Виды компьютерной графики.
Презентация предназначена для изучения темы `Компьютерная графика` в 7-8 классах по учебнику Семакина. В презентации рассматривается применение и история развития компьютерной графики, виды компьютерн...
РП курса по выбору «Черчение и графика с элементами компьютерной графики» для 9 класса
Рабочая программа «Черчение и графика с элементами компьютерной графики» составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений «Графика и черчение». 9 класс разрабо...
Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики.
Презентация к уроку "Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики."...
конспект урока по теме: Виды компьютерной графики. Сравнительная характеристика растровой и векторной графики.
конспект урока для ознакомления с новой темой...
Виды компьютерной графики. Понятие растровой графики
Лекция «Виды компьютерной графики. Понятие растровой графики»Для студентов СПО 1 курса (на базе образования - 9 классов)...
Урок по теме " Компьютерная графика и область её применения. Растровая и векторная графика."
Урок по теме " Компьютерная графика и область её применения. Растровая и векторная графика."...
Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика»
Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика» Л.А. Залоговой. ...
Комментарии
В прошлом году вместе с
В прошлом году вместе с ребятами, занимающимися в кружке, мы подготовили и провели виртуальную экскурсию «Где живет Дед мороз» для начальной школы. Результатом были письма и открытки Деду морозу выполнение на ПК, а помогали - мои кружковцы. Восторг был обоюдным. В ближайшее время размещу материалы на сайте. Надеюсь, Вам это будет интересно.