Параллелограм
план-конспект урока по геометрии (7 класс)
Определение понятия: Параллелограммом называется четырехугольник, противоположные стороны которого попарно параллельны.
Логический анализ:
- Анализ формулировки:
а) установление вида определения: через род и видовые отличия, косвенное, описательное;
б) выделение родового понятия и установление логической структуры видовых отличий, наличие в определении кванторов;
в) установление содержания понятия и его объема.
Вид понятия: через род и видовые отличия
Родовое понятие: четырехугольник
Видовые отличия: противоположные стороны попарно параллельны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
parallelogramm.docx | 191.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебник: Геометрия, 7 класс/ Л.С. Атанасян и др. – М.: Просвещение, 2010, Глава 5, §2.
Определение понятия: Параллелограммом называется четырехугольник, противоположные стороны которого попарно параллельны.
Логический анализ:
- Анализ формулировки:
а) установление вида определения: через род и видовые отличия, косвенное, описательное;
б) выделение родового понятия и установление логической структуры видовых отличий, наличие в определении кванторов;
в) установление содержания понятия и его объема.
Вид понятия: через род и видовые отличия
Родовое понятие: четырехугольник
Видовые отличия: противоположные стороны попарно параллельны
Логическая связь между видовыми отличиями: конъюнктивная
Кванторы отсутствуют
Содержание понятия:
- родовое понятие и все содержание с ним связанное
- видовые отличия
- Свойства: в параллелограмме противоположные стороны и противоположные углы равны, диагонали параллелограмма пересекаются и точкой пересечения делятся пополам и др.
- Признаки: если в четырехугольнике две стороны равны и параллельны, то этот четырехугольник- параллелограмм; если в четырехугольнике противоположные стороны попарно равны, то этот четырехугольник – параллелограмм; если в четырехугольнике диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам, тот этот четырехугольник- параллелограмм и др.
Объем понятия: множество всех четырехугольников, противоположные стороны которых попарно параллельны.
- Установление необходимости доказательства существования понятия и способа доказательства
Существование понятия доказывается конструктивно (построением), т.е строится четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны.
- Установление возможности переформулировки определения понятия. Замена определения ему эквивалентным. Конструирование возможных эвристик.
Возможные эквивалентные определения:
Параллелограммом называется четырехугольник, у которого две стороны равны и параллельны.
Параллелограммом называется четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно равны.
Параллелограммом называется четырехугольник, у которого диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.
Эвристики:
1) Выведение следствий:
- если известно, что четырехугольник - параллелограмм, то отсюда (по определению) следует, что в нем противоположные стороны попарно параллельны;
- если известно, что в четырехугольнике противоположных сторон попарно параллельны, то отсюда следует (по определению), что этот четырехугольник – параллелограмм.
2) Подведение под понятие:
- для того, чтобы установить параллельность двух прямых, можно попытаться доказать, что они содержат противоположные стороны параллелограмма;
- для того, чтобы установить, что четырехугольник является параллелограммом, можно попытаться доказать попарную параллельность его противоположных сторон.
- Составление отрицания определения.
Фигура не является параллелограммом, если это не четырехугольник или это четырехугольник, но не все его противоположные стороны попарно параллельны (у него есть пара не параллельных противоположных сторон).
- Установление связи между новым понятием и изученными ранее.
Используется: понятие четырехугольника, его сторон, в частности, противоположных, понятие параллельных прямых (отрезков).
- Классификация системы понятий (разделение множества объектов, составляющих объем родового понятия, на виды по их характеристическим свойствам).
Четырехугольники:
А) невыпуклые;
Б) выпуклые:
- общего вида;
- трапеции;
- параллелограммы.
Существуют частные виды параллелограмма:
Ромбом называется параллелограмм, у которого смежные стороны равны.
Прямоугольником называется параллелограмм, у которого есть прямой угол.
Квадратом называется ромб, у которого есть прямой угол (прямоугольник, у которого смежные стороны равны).
Дидактический анализ
Фрагмент урока.
Мотивационно – ориентировочная часть.
Актуализация.
Задание 1:
- Из предложенных рисунков выберите тот, на котором изображены параллельные прямые. Объясните почему они параллельны.
(c║d как две прямые, перпендикулярные третьей прямой)
- Какие прямые называются параллельными? (Две прямые на плоскости называются параллельными, если они не пересекаются)
- Какие отрезки называются параллельными?
(Два отрезка называются параллельными, если они лежат на параллельных прямых)
Задание 2:
Какая из предложенных фигур является четырехугольником?
А) Б) В)
(Ответ: Б)
- Какие элементы есть у четырёхугольника? (Каждый четырехугольник имеет четыре вершины, четыре стороны, четыре угла и две диагонали).
- Какие стороны четырехугольника называются противоположными? (Две стороны четырехугольника, которые не являются смежными, т.е. не имеют общую вершину, называются противоположными).
Мотивация:
- Выделите из приведенных рисунков группу четырёхугольников по некоторому общему признаку. (2, 4, 6)
- Что общего в выбранных вами четырехугольниках? (противоположные стороны попарно параллельны)
Такие четырехугольники в геометрии имеют специальное название - параллелограммы
Постановка учебной задачи: изучить новое понятие - параллелограмм
Планирование решения учебной задачи: дать новому понятию определение и выявить его свойства
Операционно-познавательная часть.
Задание1: Постройте две параллельные прямые.
Задание 2: Постройте две другие прямые, пересекающие данные, и между собой также параллельные
Задание 3: Обозначьте четырехугольник, получившийся при пересечении прямых
A B
D C
Задание 4: Заполните пропуски в предложении:
Параллелограммом называется ……….., противоположные ……… которого попарно …………...
(Параллелограммом называется четырехугольник, противоположные стороны которого попарно параллельны)
AD║BC
AB║CD
- К какому виду четырехугольников относится параллелограмм?
(выпуклый четырехугольник)
- Сколько диагоналей в параллелограмме?
(две)
- Нарисуйте их
- Как они взаимно расположены?
(пересекаются)
- Чему равна сумма углов параллелограмма?
(3600 (по свойству выпуклого четырехугольника))
Рефлексивно-оценочная часть.
Задание 1: Выберите верное утверждение:
- Параллелограмм- шестиугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны.
- Параллелограмм- четырехугольник, у которого две противоположные стороны параллельны
- Параллелограмм- четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны.
(ответ: 3)
Задание 2: укажите на каком рисунке изображен параллелограмм?
А) Б) В)
(Ответ: А, В)
Задание 3: Дан параллелограмм ABCD. Найти остальные углы параллелограмма, если B=145°.
(Ответ:
Дано: ABCD- параллелограмм, B=145°
Найти: ∠ A, ∠C, ∠D
B C
A D
Решение:
- ∠ A и ∠B - односторонние углы при AD // BC и секущей AB
Тогда по свойству B +A=180°. Значит ∠A= 35°
- B и C- односторонние углы при AB // DC и секущей BC
Тогда по свойству ∠ B +∠С=180°. Значит С= 35°
- C и D- односторонние углы при AD // BC и секущей DC
Тогда по свойству ∠ D +∠C=180°. Значит D= 145°
Ответ: А= C= 35°, D=145°
Задание 4:
Дано:
ABCD – параллелограмм
Докажите:
Доказательство:
AD║BC (т. к. ABCD – параллелограмм) (т. к. они накрест лежащие).
*Какова была цель урока?
Ответ: Изучить новое понятие – параллелограмм.
*Цель была достигнута?
Ответ: Да.
*Как мы ее достигли? Сформулируйте изученное определение.
Ответ: Параллелограммом называется четырехугольник, противоположные стороны которого попарно параллельны
Домашнее задание: №1,2.
Задание 1:
Дан параллелограмм ABCD. Найти остальные углы параллелограмма, если ∠А=55°.
Дано: ABCD-параллелограмм, А=55°
Найти: B, C, D
B C
A D
Решение:
- ∠ A и ∠B - односторонние углы при AD // BC и секущей AB
Тогда по свойству B +A=180°. Значит ∠B= 125°
- B и C- односторонние угла при AB // DC и секущей BC
Тогда по свойству ∠ B +∠С=180°. Значит С= 55°
- C и D- односторонние углы при AD // BC и секущей DC
Тогда по свойству ∠ D +∠C=180°. Значит D= 125°
Ответ: C= 55°, B= D=125°
Задание 2:
Дано:
ABCD – параллелограмм
Найти:
Решение:
- Т.к. , то
- AD║BC (т. к. ABCD – параллелограмм).
Из п. 1 и 2 следует, что (так как, если две прямые параллельны и одна из них перпендикулярна третьей прямой, то и вторая прямая перпендикулярна этой прямой), следовательно, .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная работа по теме" Параллелограм и трапеция"
Самостоятельная работа состоит из двух вариантов...
Дополнительные задачи на тему: "Параллелограм"
Интересные задачи по теме: "Параллелограм"....
Задание № 16 параллелограм
Подборка заданий для подготовки к ОГЭ...