Конспект урока для 7 класса на тему « Аксиома параллельных прямых»
план-конспект урока по геометрии (7 класс)
Конспект урока для 7 класса на тему « Аксиома параллельных прямых»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
102701-aksioma-parallelnykh-pryamykh.docx | 16.29 КБ |
Предварительный просмотр:
АКСИОМА ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ПРЯМЫХ
Цели: дать представление об аксиомах геометрии; ввести аксиому параллельных прямых и следствия из нее.
Ход урока
I. Анализ результатов самостоятельной работы.
II. Изучение нового материала.
1. Беседа об аксиомах геометрии (использовать материал пункта 27 учебника и Приложение 1 на с. 344–348 учебника, Приложение 2 на с. 349–351, а также книгу: Глейзер Г. И. История математики в школе. М.: Просвещение, 1982).
2. Записать в тетрадях:
Аксиомами называются те основные положения геометрии, которые принимаются в качестве исходных положений, на основе которых доказываются далее теоремы и строится вся геометрия.
3. Предложить учащимся задачу, решение которой дано в начале п. 28: через точку М, не лежащую на прямой а, провести прямую, параллельную прямой а. Решение этой задачи доказывает существование прямой, проходящей через данную точку и параллельной данной прямой.
4. Вопрос к учащимся: Сколько таких прямых можно провести?
5. Рассказать учащимся о том, что в геометрии Евклида, изложенной им в книге «Начала» ответ на данный вопрос следует из знаменитого пятого постулата, и этот ответ таков: через точку, не лежащую на данной прямой, проходит только одна прямая, параллельная данной. Пятый постулат знаменит тем, что долгие годы его пытались доказать на основе остальных аксиом Евклида. И лишь в прошлом веке, во многом благодаря великому русскому математику Н. И. Лобачевскому, было доказано, что пятый постулат не может быть выведен из остальных аксиом. Поэтому утверждение о единственности прямой, проходящей через данную точку параллельно данной прямой, принимается в качестве аксиомы.
6. Заострить внимание учащихся на том, что в аксиоме утверждается, что через точку, не лежащую на данной прямой, проходит только одна прямая, параллельная данной (единственность прямой), а существование такой прямой доказывается.
III. Закрепление изученного материала.
1. Устно решить задачи №№ 196, 197.
Указание: при решении задачи № 197 полезно на рисунке показать учащимся два возможных случая расположения прямых:
1) все четыре прямые пересекают прямую р;
2) одна из четырех прямых параллельна прямой р, а три другие прямые пересекают ее.
Эти два случая иллюстрируют ответ на вопрос задачи: по крайней мере, три прямые пересекают прямую р.
2. Разъяснение смысла понятия «следствия».
Записать в тетрадях: следствиями называются утверждения, которые выводятся непосредственно из аксиом или теорем.
3. Рассмотреть следствия 1° и 2° из аксиомы параллельных прямых.
4. Решить задачи №№ 198, 200, 218.
Решение задачи № 218: отметим произвольную точку, не лежащую на прямой b, и проведем через нее прямую с, параллельную прямой b. Так как прямая а пересекает прямую b, то она пересекает и прямую с. Таким образом, прямая с пересекает прямую а и параллельна прямой b.
5. Решить задачу № 219*.
Решение
Предположим, что прямые а и b не параллельны, то есть пересекаются. Тогда можно провести прямую с, которая пересекает прямую а и не пересекает прямую b (задача № 218). Но это противоречит условию задачи. Значит, наше предположение неверно и а || b.
IV. Итоги урока.
Домашнее задание: изучить пункты 27 и 28; ответить на вопросы 7–11 на с. 68 учебника; решить задачи №№ 217, 199.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме "Аксиомы параллельных прямых"
урок изучения нового материала....
Задачи по теме :"Аксиома параллельных прямых"
Задачи по геометрии за курс 7класса...
Презентация по теме "Аксиома параллельных прямых"
Презентация по теме "Аксиома параллельных прямых" предназначена для урока геометрии в 7 классе. В ней дается первое представление об аксиомах, следствиях и аксиоматическом методе в геометрии....
Урок геометрии 7 класс по теме Аксиома параллельных прямых
Данные материалы предназначены для закрепления изученного материала по теме курса геометрии 7 класса "Аксиома параллельных прямых"....
Конспект урока геометрии в 7-м классе по теме "Аксиома параллельных прямых"
Цель: ввести понятие аксиомы, рассмотреть аксиому параллельных прямых и ее следствия....
Конспект урока геометрии в 7-м классе по теме "Аксиома параллельных прямых"
Цель: ввести понятие аксиомы, рассмотреть аксиому параллельных прямых и ее следствия....
Конспект урока геометрии в 7 классе по теме "Признаки параллельности прямых" к учебнику Л.С.Атанасяна 7-9 кл.
Данный конспект урока предназначен для изучения и закрепления нового материала по теме"Признаки параллельности прямых"...