интегрированный урок русского языка и математики в 9 классе
методическая разработка по геометрии (9 класс)

Елена Владимировна Михайлова

Данный урок был проведен в 9 классе. Тема (геометрия): Решение задач ОГЭ по математике. Тема (русский язык) Сложноподчиненное предложение с придаточным условия. Объектом интеграции 2х дисциплин явились сложные предложения (р.яз), а в математике - это высказывания, с помощью которых проверяются теоретические знания аксиом и теорем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirov._urok.docx51.39 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

Кабанское районное управление образованием

МАОУ «Посольская средняя общеобразовательная школа»

Интегрированный урок  русского языка и математики в 9 классе.

     Тема: Решение задач ОГЭ по математике.

Тема: Сложноподчиненное предложение с           придаточным условия (русский язык)

Михайлова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы;

                                 Кириченко Наталья Николаевна, учитель математики.

УМК М.М. Разумовская  9 кл (русский язык)

 УМК А.В. Погорелов  (геометрия)

Математика

Русский язык

Тема: подготовка к ОГЭ. Задание 13

Тема: Сложноподчиненное предложение с придаточным условия

 Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Цели урока:

повторить и обобщить знания по теории геометрии,

- продолжить работу по решению геометрических задач при подготовке к ОГЭ

Задачи урока:

Образовательные:

повторить теоретические знания по темам «Подобие треугольников», «Теорема Пифагора»;

продолжить работу по подготовке к ОГЭ;

проверка знаний и их коррекция.

Развивающие:

развитие внимания, мышления, наблюдательности, активности; развитие математической речи; развитие умений анализировать свои ошибки; развитие умений применять полученные знания на практике.

Воспитательные:

воспитывать дисциплинированность, высокую работоспособность и организованность;

воспитание познавательной активности, культуры общения, ответственности;

привить навыки самостоятельной работы;

воспитывать умение проводить оценку и самооценку знаний и умений.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цель урока:

А) Систематизировать полученные знания о СПП, научить распознавать придаточные условные, определять их место в СПП; 
способы связи придаточных условия с главными; правильно ставить знаки препинания в предложениях данного типа, составлять схемы; 
Бформировать навыки исследовательской деятельности учащихся, развитие познавательного интереса, коммуникативной речи, развитие творческой способности.

В) воспитывать положительное отношение к знаниям; воспитывать любовь к родному языку.

Обеспечение урока: учебники, «рабочий лист»,  презентация, маркеры, распечатанные предложения, бочонок, скрипичный ключ, текст басни

Ход урока

  1. Орг. момент

Е.В. Взаимное приветствие учащихся и учителей. Сегодня у нас необычный урок. Почему, как вы думаете?  (два учителя, два предмета…). На уроке мы постараемся показать, как знания разных дисциплин в жизни тесно взаимосвязаны. Начать наше занятие мы предлагаем с просмотра одной из серии  «Ералаш».https://rutube.ru/video/11c84b7772699e08303fd67f072e4b0e/

  1. Мотивация. Просмотр серии «Ералаш»  (о параллельных прямых)

Н.Н. - Ребята, как вы думаете, почему все-таки ученик не мог понять, почему две параллельные прямые не пересекаются?

–Правильно. Без знания определений,  аксиом, теорем и свойств геометрических фигур невозможно выполнить задания по математике.

-В каких заданиях ОГЭ могут пригодиться эти знания? (задания по геометрии)

Умение решать задачи – такое же практическое искусство, как умение плавать или бегать на лыжах. Ему можно научиться только путем подражания или упражнения. (Д. Пойа)

 Предлагаю потренироваться в выполнении подобных заданий и ответить на предложенные высказывания «верно», «не верно».

Е.В. Удобно ли вам читать деформированные предложения. Почему?

Давайте восстановим пропущенные буквы, т.е. проведем орфографическую разминку.(Данные предложения-высказывания распечатаны и прикреплены на доске, учащиеся маркером вставляют пропущенные буквы и устно объясняют орфограммы)

  1. Орфографическая разминка.
  1. Через зада…ую точку плоскости можно пров…сти только одну прямую. (верно)
  2. Существуют 3 пр…мые (?) к…торые проходят через одну точку. (верно)
  3. Ромб- это пара…елогра… (?) у которого все стор…ны равны. (верно)
  4. Те…рема утверждает (?) что диагонали прямоугольника р…вны. (верно)
  5. Д…агонали ромба п…рпендикулярны. (верно)
  6. Угол, опирающийся на д…аметр …кружности, прямой. (верно)
  7. Если две стороны одного тр…угольника соответствен…о равны двум сторонам друго.. треугольника (?) то такие треугольники равны. (не верно)
  8. Если три стороны одного треугольника соответственно равны трем сторонам другого треугольника (?) то т…кие треугольники равны. (верно)

Н.Н.-  Предложения восстановлены, теперь можно смело приступать к выполнению задания. (По ходу объяснения учащихся учитель сам быстро записывает «верно», «не верно»).

Е.В. - У вас на столе лежит «Рабочий лист», в котором вы будете вести записи на уроке, здесь же оценивать свою работу. Подпишите, пожалуйста, ФИ.  Оцените свою работу на этапе «Орфографическая разминка».

Критерии оценивания: Если все орфограммы объяснили верно и правильно вставили пропущенные буквы, то 2 балла. Были недочеты – 1 балл. (математика)

Е.В. – Давайте рассмотрим эти утверждения с точки зрения русского языка, ведь в этих предложениях не расставлены знаки препинания.(Дети работают с предложениями, выделяют грамматические основы, озвучивают характеристику предложений и расставляют   знаки препинания). (Два последних предложения скорей всего вызовут затруднения, т.к. предложения такого вида ещё не изучали)

-  С какими  трудностями вы столкнулись  при  определении вида СПП? Почему? (еще не проходили, не знаем, не можем поставить вопрос)

Выход на новую тему. Запись новой темы на доске, а учащиеся в рабочем листе.

  1. Целеполагание:

 Сформулируем цели  сегодняшнего урока:

  1. Познакомиться с новым видом  сложноподчиненных предложений  и их особенностями.
  2. Уметь находить главную и придаточную часть в СПП и определять вид придаточного.
  3. Научиться  расставлять знаки препинания  и составлять схемы предложений данного типа.
  4. Уметь выполнять задания ОГЭ по геометрии.
  1. Актуализация новых знаний.

Е.В. Предлагаю провести небольшую исследовательскую работу. Распределитесь  на 2  группы.  Объектом исследования будут являться СПП с придаточными условия.  Задания группам:

1 группа: вам предлагается рассмотреть СПП с придаточным условия и разобраться с предложениями такого вида. Работа с параграфом в учебнике.

План исследования: (лежит на партах)

  1. Дайте определение СПП предложений с придаточным условия.
  2. Составьте схему этих предложений.
  1. группа:
  1. Назовите  союзы, с помощью которых придаточная часть прикрепляется  к главной.Составные двойные союзы.
  2. Где находится придаточная часть по отношению к главной?

Выступление групп:

  1. Первичное закрепление новых знаний

Е.В. – Давайте вернемся к заданию, которое мы выполняли в начале урока. Теперь, я думаю, вы с ними справитесь.

Разберите предложения, поставьте вопрос, выделите главную и придаточную часть, расставьте знаки препинания. (2 человека с объяснением у доски)

Оцените свою работу, сначала пунктуационную работу, а потом вместе обсудите работу каждого в группе.(2,1,0 баллов)

  1. Тренировочные задания.«Заморочки из бочки»

 (в бочонке: на распечатанных листочках  задания  ОГЭ по геометрии, скрипичный ключ,  басня)

Работа в парах.

(Дети вытягивают задания, озвучивают кому, что попалось)

Н.Н. - Какие задания вам предложено для выполнения? Предлагаем поработать в парах, но работу построим так: прочитайте задание, выполните представленное задание вместе. Далее один объясняет решение задачи, а  второй записывает ответ письменно, построив высказывание в форме сложного предложения или одно из предложений должно быть сложным.

1 задание:                      В                            

                ?         )   острый        

А                 О                         С

  Определите вид            АОВ.

Примерный ответ учеников: Если угол острый, то смежный с ним угол будет тупым.

 2 задание:

                   В

        ))

А                           С

Найдите           С

Примерный ответ: Если треугольник равнобедренный, то углы при основании равны.

  1. Задание – музыкальная пауза. Прослушайте песню. Узнали? Назовите автора слов, композитора и исполнителя этой песни.  (Исполняет Валентина Толкунова, музыку к этой песенке  написал Юрий Энтин, на слова Евгения Крылатова, из мультфильма  «Зима в Простоквашино»). Перед вами текст песни, найдите предложения, соответствующие теме нашего урока, а одно запишите на доске, объяснив знаки препинания.

Один из предложенных вариантов: Кабы не было зимы в городах и селах никогда б не знали мы этих дней веселых.

  1. Перед вами басня Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Найдите предложение в басне, которое соответствует схеме:

(когда  ),              [     ]

Ответ: Когда в товарищах согласья нет,  на лад их дело не пойдет.

  1. Итог урока

Рабочий лист ______________________

Математика

Русский язык

Задания ОГЭ

Оценивание:2

Орфографическая разминка

Оценивание:2+2

Тема:

Тема:

Исследовательская работа

Оценивание:2

«Заморочки из бочки»

Оценивание:2

Итог урока:

Приложение к уроку:

1 группа: вам предлагается рассмотреть СПП с придаточным условия и разобраться с предложениями такого вида. Работа с параграфом в учебнике.

План исследования:

  1. Дайте определение СПП предложений с придаточным условия.
  2. Составьте схему(ы) данных предложений.

2 группа:

План исследования:

  1. Назовите  союзы, с помощью которых придаточная часть прикрепляется  к главной. Расскажите о составных двойных союзах.
  2. Где находится придаточная часть по отношению к главной?

Придаточные условия служат для выражения условия, при котором возможно то, о чём говорится в главном; отвечают на вопрос при каком условии?

Например,  [Мы сможем пойти в кино], (при каком условии?)(если сделаем домашнюю работу).

Придаточные условия прикрепляются к главному предложению союзами: если, коли, когда (в значении «если»), раз (в значении «если»), кабы, ежели,  буде, ли...ли, как (в значении «если»):

Пример:

В сложноподчинённых предложениях с условными придаточными могут использоваться составные двойные союзы: если..., то; если..., так; раз..., так; как,... так и др.:

Пример:

Раз уж вы согласились, так уж нельзя вам отказываться. (В. Даль).

 Придаточные условия могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного:

Пример:

[Не ищи правды в других], (когда в тебе её нет) (Посл.). 

[И мелкий дождь, (коль долго он идёт), вызывает наводнение] (Посл.).

(Раз вы молчите), [я скажу за вас] (К. Паустовский).

Кабы не было зимы

Кабы не было зимы
В гоpодах и сёлах,
Hикогда б не знали мы
Этих дней весёлых.
Hе кружила б малышня
Возле снежной бабы,
Hе петляла бы лыжня,
Кабы, кабы, кабы…
Hе петляла бы лыжня,
Кабы, кабы, кабы…

Кабы не было зимы,
В этом нет секрета,
От жары б устали мы,
Hадоело б лето.
Hе пришла бы к нам метель
Hа денёк хотя бы.
И снегирь не сел на ель
Кабы, кабы, кабы…
И снегирь не сел на ель
Кабы, кабы, кабы…

Кабы не было зимы,
А всё время лето,
Мы б не знали кутерьмы
Hовогодней этой,
Hе спешил бы Дед Мороз
К нам через ухабы,
Лёд на речке б не замёрз
Кабы, кабы, кабы…
Лёд на речке б не замёрз
Кабы, кабы, кабы…

Кабы не было зимы
В гоpодах и сёлах,
Hикогда б не знали мы
Этих дней весёлых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и математики"Говорят, что числа правят миром..."

Интегрированный урок русского языка и математики был создан в качестве обобщительного - повторяющего по теме " Имя числительное"....

Интегрированный урок (русский язык и математика) "Выбирай, решай, твори!"

Форма урока: путешествие по "Морю  тайн и надежд"....

Интегрированный урок русского языка и математики "Космическое путешествие на планету Числяндия"(6 класс)

Интегрированный урок русского языка и математики проводится в форме игры-путешествия на планету Числяндия с целью обобщений знаний обучающихся по русскому языку по теме "Имя числительное" и по математ...

Интегрированный урок русского языка и математики в 6 классе на тему "Имя числительное и число".

Цель урока: научить различать имена числительные и числа,обратить внимание на слова со значением числа, развивать интерес к математике и русскому языку на базе получения дополнительной информац...

Интегрированный урок русского языка и математики 6 класс

Имя числительное и число.Цели: научить учащихся различать имена числительные и числа; обратить внимание на слова со значением числа; развивать интерес к математике и русскому языку на базе получения д...

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и математики в 6 классе по теме "Имя числительное"

Технологическая карта  интегрированного урока русского языка и математики в 6 классе по теме "Имя числительное"...

Интегрированный урок русского языка и математики. Склонение числительных, обозначающих целые числа (6 класс)

Интегрированный урок русского языка и математики. Склонение числительных, обозначающих целые числа. Комбинированный урок. Цели: -развивающие: развивать умение правильно склонять числител...