интегрированный урок русского языка и математики в 9 классе
методическая разработка по геометрии (9 класс)
Данный урок был проведен в 9 классе. Тема (геометрия): Решение задач ОГЭ по математике. Тема (русский язык) Сложноподчиненное предложение с придаточным условия. Объектом интеграции 2х дисциплин явились сложные предложения (р.яз), а в математике - это высказывания, с помощью которых проверяются теоретические знания аксиом и теорем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirov._urok.docx | 51.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РБ
Кабанское районное управление образованием
МАОУ «Посольская средняя общеобразовательная школа»
Интегрированный урок русского языка и математики в 9 классе.
Тема: Решение задач ОГЭ по математике.
Тема: Сложноподчиненное предложение с придаточным условия (русский язык)
Михайлова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы;
Кириченко Наталья Николаевна, учитель математики.
УМК М.М. Разумовская 9 кл (русский язык)
УМК А.В. Погорелов (геометрия)
Математика | Русский язык |
Тема: подготовка к ОГЭ. Задание 13 | Тема: Сложноподчиненное предложение с придаточным условия |
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений. Цели урока: - повторить и обобщить знания по теории геометрии, - продолжить работу по решению геометрических задач при подготовке к ОГЭ Задачи урока: Образовательные: повторить теоретические знания по темам «Подобие треугольников», «Теорема Пифагора»; продолжить работу по подготовке к ОГЭ; проверка знаний и их коррекция. Развивающие: развитие внимания, мышления, наблюдательности, активности; развитие математической речи; развитие умений анализировать свои ошибки; развитие умений применять полученные знания на практике. Воспитательные: воспитывать дисциплинированность, высокую работоспособность и организованность; воспитание познавательной активности, культуры общения, ответственности; привить навыки самостоятельной работы; воспитывать умение проводить оценку и самооценку знаний и умений. | Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний. Цель урока: А) Систематизировать полученные знания о СПП, научить распознавать придаточные условные, определять их место в СПП; В) воспитывать положительное отношение к знаниям; воспитывать любовь к родному языку. |
Обеспечение урока: учебники, «рабочий лист», презентация, маркеры, распечатанные предложения, бочонок, скрипичный ключ, текст басни |
Ход урока
- Орг. момент
Е.В. Взаимное приветствие учащихся и учителей. Сегодня у нас необычный урок. Почему, как вы думаете? (два учителя, два предмета…). На уроке мы постараемся показать, как знания разных дисциплин в жизни тесно взаимосвязаны. Начать наше занятие мы предлагаем с просмотра одной из серии «Ералаш».https://rutube.ru/video/11c84b7772699e08303fd67f072e4b0e/
- Мотивация. Просмотр серии «Ералаш» (о параллельных прямых)
Н.Н. - Ребята, как вы думаете, почему все-таки ученик не мог понять, почему две параллельные прямые не пересекаются?
–Правильно. Без знания определений, аксиом, теорем и свойств геометрических фигур невозможно выполнить задания по математике.
-В каких заданиях ОГЭ могут пригодиться эти знания? (задания по геометрии)
Умение решать задачи – такое же практическое искусство, как умение плавать или бегать на лыжах. Ему можно научиться только путем подражания или упражнения. (Д. Пойа)
Предлагаю потренироваться в выполнении подобных заданий и ответить на предложенные высказывания «верно», «не верно».
Е.В. Удобно ли вам читать деформированные предложения. Почему?
Давайте восстановим пропущенные буквы, т.е. проведем орфографическую разминку.(Данные предложения-высказывания распечатаны и прикреплены на доске, учащиеся маркером вставляют пропущенные буквы и устно объясняют орфограммы)
- Орфографическая разминка.
- Через зада…ую точку плоскости можно пров…сти только одну прямую. (верно)
- Существуют 3 пр…мые (?) к…торые проходят через одну точку. (верно)
- Ромб- это пара…елогра… (?) у которого все стор…ны равны. (верно)
- Те…рема утверждает (?) что диагонали прямоугольника р…вны. (верно)
- Д…агонали ромба п…рпендикулярны. (верно)
- Угол, опирающийся на д…аметр …кружности, прямой. (верно)
- Если две стороны одного тр…угольника соответствен…о равны двум сторонам друго.. треугольника (?) то такие треугольники равны. (не верно)
- Если три стороны одного треугольника соответственно равны трем сторонам другого треугольника (?) то т…кие треугольники равны. (верно)
Н.Н.- Предложения восстановлены, теперь можно смело приступать к выполнению задания. (По ходу объяснения учащихся учитель сам быстро записывает «верно», «не верно»).
Е.В. - У вас на столе лежит «Рабочий лист», в котором вы будете вести записи на уроке, здесь же оценивать свою работу. Подпишите, пожалуйста, ФИ. Оцените свою работу на этапе «Орфографическая разминка».
Критерии оценивания: Если все орфограммы объяснили верно и правильно вставили пропущенные буквы, то 2 балла. Были недочеты – 1 балл. (математика)
Е.В. – Давайте рассмотрим эти утверждения с точки зрения русского языка, ведь в этих предложениях не расставлены знаки препинания.(Дети работают с предложениями, выделяют грамматические основы, озвучивают характеристику предложений и расставляют знаки препинания). (Два последних предложения скорей всего вызовут затруднения, т.к. предложения такого вида ещё не изучали)
- С какими трудностями вы столкнулись при определении вида СПП? Почему? (еще не проходили, не знаем, не можем поставить вопрос)
Выход на новую тему. Запись новой темы на доске, а учащиеся в рабочем листе.
- Целеполагание:
Сформулируем цели сегодняшнего урока:
- Познакомиться с новым видом сложноподчиненных предложений и их особенностями.
- Уметь находить главную и придаточную часть в СПП и определять вид придаточного.
- Научиться расставлять знаки препинания и составлять схемы предложений данного типа.
- Уметь выполнять задания ОГЭ по геометрии.
- Актуализация новых знаний.
Е.В. Предлагаю провести небольшую исследовательскую работу. Распределитесь на 2 группы. Объектом исследования будут являться СПП с придаточными условия. Задания группам:
1 группа: вам предлагается рассмотреть СПП с придаточным условия и разобраться с предложениями такого вида. Работа с параграфом в учебнике.
План исследования: (лежит на партах)
- Дайте определение СПП предложений с придаточным условия.
- Составьте схему этих предложений.
- группа:
- Назовите союзы, с помощью которых придаточная часть прикрепляется к главной.Составные двойные союзы.
- Где находится придаточная часть по отношению к главной?
Выступление групп:
- Первичное закрепление новых знаний
Е.В. – Давайте вернемся к заданию, которое мы выполняли в начале урока. Теперь, я думаю, вы с ними справитесь.
Разберите предложения, поставьте вопрос, выделите главную и придаточную часть, расставьте знаки препинания. (2 человека с объяснением у доски)
Оцените свою работу, сначала пунктуационную работу, а потом вместе обсудите работу каждого в группе.(2,1,0 баллов)
- Тренировочные задания.«Заморочки из бочки»
(в бочонке: на распечатанных листочках задания ОГЭ по геометрии, скрипичный ключ, басня)
Работа в парах.
(Дети вытягивают задания, озвучивают кому, что попалось)
Н.Н. - Какие задания вам предложено для выполнения? Предлагаем поработать в парах, но работу построим так: прочитайте задание, выполните представленное задание вместе. Далее один объясняет решение задачи, а второй записывает ответ письменно, построив высказывание в форме сложного предложения или одно из предложений должно быть сложным.
1 задание: В
? ) острый
А О С
Определите вид АОВ.
Примерный ответ учеников: Если угол острый, то смежный с ним угол будет тупым.
2 задание:
В
))
А С
Найдите С
Примерный ответ: Если треугольник равнобедренный, то углы при основании равны.
- Задание – музыкальная пауза. Прослушайте песню. Узнали? Назовите автора слов, композитора и исполнителя этой песни. (Исполняет Валентина Толкунова, музыку к этой песенке написал Юрий Энтин, на слова Евгения Крылатова, из мультфильма «Зима в Простоквашино»). Перед вами текст песни, найдите предложения, соответствующие теме нашего урока, а одно запишите на доске, объяснив знаки препинания.
Один из предложенных вариантов: Кабы не было зимы в городах и селах никогда б не знали мы этих дней веселых.
- Перед вами басня Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Найдите предложение в басне, которое соответствует схеме:
(когда ), [ ]
Ответ: Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.
- Итог урока
Рабочий лист ______________________
Математика | Русский язык |
Задания ОГЭ Оценивание:2 | Орфографическая разминка Оценивание:2+2 |
Тема: | Тема: |
Исследовательская работа | |
Оценивание:2 | |
«Заморочки из бочки» Оценивание:2 | |
Итог урока: |
Приложение к уроку:
1 группа: вам предлагается рассмотреть СПП с придаточным условия и разобраться с предложениями такого вида. Работа с параграфом в учебнике.
План исследования:
- Дайте определение СПП предложений с придаточным условия.
- Составьте схему(ы) данных предложений.
2 группа:
План исследования:
- Назовите союзы, с помощью которых придаточная часть прикрепляется к главной. Расскажите о составных двойных союзах.
- Где находится придаточная часть по отношению к главной?
Придаточные условия служат для выражения условия, при котором возможно то, о чём говорится в главном; отвечают на вопрос при каком условии?
Например, [Мы сможем пойти в кино], (при каком условии?)(если сделаем домашнюю работу).
Придаточные условия прикрепляются к главному предложению союзами: если, коли, когда (в значении «если»), раз (в значении «если»), кабы, ежели, буде, ли...ли, как (в значении «если»):
Пример:
В сложноподчинённых предложениях с условными придаточными могут использоваться составные двойные союзы: если..., то; если..., так; раз..., так; как,... так и др.:
Пример:
Раз уж вы согласились, так уж нельзя вам отказываться. (В. Даль).
Придаточные условия могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного:
Пример:
[Не ищи правды в других], (когда в тебе её нет) (Посл.).
[И мелкий дождь, (коль долго он идёт), вызывает наводнение] (Посл.).
(Раз вы молчите), [я скажу за вас] (К. Паустовский).
Кабы не было зимы
Кабы не было зимы
В гоpодах и сёлах,
Hикогда б не знали мы
Этих дней весёлых.
Hе кружила б малышня
Возле снежной бабы,
Hе петляла бы лыжня,
Кабы, кабы, кабы…
Hе петляла бы лыжня,
Кабы, кабы, кабы…
Кабы не было зимы,
В этом нет секрета,
От жары б устали мы,
Hадоело б лето.
Hе пришла бы к нам метель
Hа денёк хотя бы.
И снегирь не сел на ель
Кабы, кабы, кабы…
И снегирь не сел на ель
Кабы, кабы, кабы…
Кабы не было зимы,
А всё время лето,
Мы б не знали кутерьмы
Hовогодней этой,
Hе спешил бы Дед Мороз
К нам через ухабы,
Лёд на речке б не замёрз
Кабы, кабы, кабы…
Лёд на речке б не замёрз
Кабы, кабы, кабы…
Кабы не было зимы
В гоpодах и сёлах,
Hикогда б не знали мы
Этих дней весёлых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка и математики"Говорят, что числа правят миром..."
Интегрированный урок русского языка и математики был создан в качестве обобщительного - повторяющего по теме " Имя числительное"....
Интегрированный урок (русский язык и математика) "Выбирай, решай, твори!"
Форма урока: путешествие по "Морю тайн и надежд"....
Интегрированный урок русского языка и математики "Космическое путешествие на планету Числяндия"(6 класс)
Интегрированный урок русского языка и математики проводится в форме игры-путешествия на планету Числяндия с целью обобщений знаний обучающихся по русскому языку по теме "Имя числительное" и по математ...
Интегрированный урок русского языка и математики в 6 классе на тему "Имя числительное и число".
Цель урока: научить различать имена числительные и числа,обратить внимание на слова со значением числа, развивать интерес к математике и русскому языку на базе получения дополнительной информац...
Интегрированный урок русского языка и математики 6 класс
Имя числительное и число.Цели: научить учащихся различать имена числительные и числа; обратить внимание на слова со значением числа; развивать интерес к математике и русскому языку на базе получения д...
Технологическая карта интегрированного урока русского языка и математики в 6 классе по теме "Имя числительное"
Технологическая карта интегрированного урока русского языка и математики в 6 классе по теме "Имя числительное"...
Интегрированный урок русского языка и математики. Склонение числительных, обозначающих целые числа (6 класс)
Интегрированный урок русского языка и математики. Склонение числительных, обозначающих целые числа. Комбинированный урок. Цели: -развивающие: развивать умение правильно склонять числител...