Средняя линия треугольника.
план-конспект урока по геометрии (8 класс)
Урок геометрии в 8 классе "Средняя линия треугольника". Используемый УМК Атанасян Л.С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Геометрия 8 класс "Средняя линия треугольника" | 68.5 КБ |
Презентация к уроку геометрии "Средняя линия треугольника" 8кл. | 401 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный предмет: геометрия
Класс: 8.
Тема урока: Средняя линия треугольника.
Тип урока: урок открытия новых знаний (урок-практикум).
Методическая цель: формирование у обучающихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого материала и способностей к учебной деятельности.
Цель урока: продолжать развивать умение самостоятельно решать новую задачу (проблему) с помощью выдвижения гипотезы с последующей самопроверкой.
Задачи урока:
образовательные
- сформировать комплекс умений учащихся, необходимых для того, чтобы учащиеся усвоили понятие средней линии треугольника, её свойство, применение этих свойств на практике и при решении задач;
развивающие
- сформировать умение учащихся осуществлять поиск и распознавание разнообразной и полезной информации по данной теме, представленной в виде изменённой ситуации (на основе наблюдения, исследования, конструирования и оценки выявляемых закономерностей);
- развивать логическое мышление, интерес к предмету;
- сформировать навыки самоконтроля в учебной деятельности, самостоятельность и творчество (на основе сравнения способа действия и его результата с ранее изученным);
- развивать графические навыки у учащихся при построении средних линий треугольника, развивать навыки исследовательской деятельности.
воспитательные:
- повышать коммуникативную активность обучающихся;
- закрепить умение учащихся оценивать ситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики;
- способствовать развитию учащихся УУД осознания осваиваемых на уроке приемов учебной деятельности как ценности.
Учебные задачи, направленные на достижение:
Личностного развития:
- продолжать развивать умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
- развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметного развития:
- расширять кругозор, прививать умение совместно работать в паре, мозговом штурме (чувство товарищества и ответственности за результаты своего труда);
- продолжать развивать умение понимать и использовать математические средства наглядности.
Предметного развития:
- формировать теоретическое, практическое представление о средней линии треугольника и об её свойстве;
- формировать умение применять изученные понятия для решения задач прикладного характера.
Дополнительная литература.
1. Устные упражнения по геометрии для 7-11 классов. Кн. Для учителя /И.М. Смирнова, В.А. Смирнов – М.: Просвещение, 2003.
2. Контрольно –измерительные материалы. Геометрия. 8 класс/Сост. Н.Ф. Гаврилова. – 4-е изд. – М.: ВАКО, 2018. – 96с. – (Контрольно-измерительные материалы).
3. Задачи по геометрии. Пособие для учащихся 7-11 кл. общеобразовательных учреждений /Б.Г.Зив, В.М.Мейлер, А.Г.Баханский – М.: Просвещение, 2020.
Технологическая карта урока. Дата: _________________ Класс: 8 Тема: «Средняя линия треугольника».
№ п/п | Этап урока | Методы, реализуемые на этапе | Действия учителя | Действие учащихся | УУД (с указанием вида: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) | ЭОР номер слайда |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Организационный момент урока 2мин | Метод стимулирования отношений долга и ответственности | Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе. Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся. | Выполняют необходимые действия. Демонстрируют готовность к учебной деятельности. | Оценивать ситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики (коммуникативные) | |
2. | Мотивация учебной деятельности 2 мин | Метод стимулирования положительной самооценки перспектив включения в УД Беседа с учащимися. | Обращается к учащимся: «Сегодня у нас новый материал». Слова древнего мыслителя Конфуция: «Три пути ведут к знанию: Путь размышления – это путь самый благородный, Путь подражания – это путь самый лёгкий, И путь опыта- это путь самый горький». Успех в учебе редко определяют природные способности. Гораздо чаще ему сопутствует умение выдвигать какую-либо гипотезу и проверять ее, принимая при этом как положительный, так и отрицательный результат проверки. | Слушают и оценивают предложение учителя, определяют смысл предстоящего поиска. | Осознание осваиваемого на уроке приема учебной деятельности как ценности (личностные) | |
3. | Актуализация знаний 8мин | Мозговой штурм | Предлагает определить название отрезка MN на рисунке (рис. на доске). (можно использовать слайд 1) Выслушивает предположения. Предлагает вспомнить определения таких понятий как высота, медиана, биссектриса. Что за отрезок изображён на 4-ом рисунке? В чём его особенность? Проверяет путем фронтального опроса. | Смотрят, актуализируют необходимые установки.
Вспоминают определения. Предлагают различные определения MN. Отвечают на вопросы учителя. | Самооценка соответствия имеющихся знаний и умений заявленным требованиям. Развитие умений: -оформлять свои мысли в устной речи; -доносить свою позицию до других; -планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. (коммуникативные) Развитие активности, находчивости (личностные) Прогнозирование (регулятивные) | Слайд 2 |
4. | Целеполагание 1мин | Метод самоопределения в целях на основе выявленного противоречия в понимании установленных фактов | Помогает сформулировать тему урока и цели предстоящей учебной деятельности в связи с возникновением проблемной ситуации. Выделяет тему урока «Средняя линия треугольника» и то, чем будут заниматься на уроке. Дать определение средней линии (учебник стр. 145). | Формулируют тему урока. Метод самоопределения в целях по аналогии с уже известным и усвоенным учащимися | Самоопределение в целях учебной деятельности (регулятивные) | |
5. | Физкультминутка | |||||
6. | Первичное усвоение новых знаний (открытие детьми новых знаний) 10 мин | Исследовательский метод | Организует высказывание учащимися предположений Сколько средних линий можно построить в треугольнике? Почему? Предлагает высказать возможные образцы размышления. Всегда интересно проводить исследование в процессе эксперимента. И очень важен конечный результат. Предлагает выполнить практическую работу в парах, которая поможет сделать открытие свойства средней линии треугольника. Следуйте указаниям чётко и быстро и тогда у вас обязательно всё получится: 1. Нарисуйте прямоугольный, тупоугольный и остроугольный треугольники. В каждом из них постройте одну из средних линий. Обозначьте её. 2. Как расположена средняя линия относительно третьей стороны треугольника? 3. Измерьте третью сторону и среднюю линию треугольника. Что вы можете сказать по этому поводу? Вывод на готовом рисунке на доске. Доказательство теоремы подготовить на доске. | Составляют и предполагают возможные образцы размышления. Работают по готовым чертежам (отрабатывают умение распознавать на чертежах средние линии треугольника) Работают в парах, следуют указаниям. Выполняют практическую работу, в процессе которой выдвигают гипотезу, что средняя линия треугольника параллельна третьей стороне и равна её половине. Записывают условие и доказательство теоремы. | Поиск и выделение необходимой информации на основе наблюдения, исследования и оценки выявленных закономерностей. (познавательные) | |
7. | Первичная проверка понимания 5 мин | Работа по готовым чертежам. | Ребята мы прошли с вами по пути размышления и переходим на путь опыта. Предлагает проверить свою гипотезу при решении задач. (на доске 3 задачи по готовым чертежам) | Решают задачи, используя определение средней линии треугольника или доказанную теорему, обсуждают методы решения задач и записывают ответы в тетрадь Озвучивают решение устно. | Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. (познавательные) Вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, аргументировано доказывать свою правоту, уметь сотрудничать с учителем и одноклассниками. (коммуникативные) Ориентация в межличностных отношениях. (личностные) | |
8. | Закрепление (обеспечение осознанности формируемых знаний и умений) 5 мин | Логические методы познания и обучения. | Учитель предлагает выполнить №566 (учебник стр. 152). | Выполняют задачу в тетради, кратко записывают условие, решение и ответ. | Развитие умения объяснять и доказывать выбор способа действия при заданном условии, руководствуясь правилом - анализировать, правильность выполнения задания. (познавательные) Сотрудничество в выборе и поиске решений заданий. (коммуникативные) Участвовать в обсуждении, высказывать собственное мнение. (личностные). | |
9. | Завершающий контроль за усвоением знания 10 мин | Самостоятельная работа с тестом. | Дает задание: выполнить тест. Контролирует ход и время выполнения и ее проверки. Через некоторое время показывает заготовленные заранее на обороте доски правильные ответы. | Выполняют тест. | Оценивание ситуаций защиты и взаимодействия в соответствии с правилами логики, поведения и этики. (коммуникативные, регулятивные) | |
10. | Рефлексия 1 мин | Беседа с учащимися | Подводит итог. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на занятии. Проводит беседу с учащимися. Достигнуты ли цели урока? Что понравилось и запомнилось на уроке? В чем были затруднения? Благодарит всех за занятие. Мне очень приятно и интересно было с вами работать, спасибо вам за урок! Отмечает наиболее активных учеников. | Формируют конечный результат своей работы на занятии. Оценивают свою работу. Отвечают на вопросы учителя. | Расширяют свои знания в математике (познавательные) Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. (регулятивные) Соблюдение рамок этических норм общения, приобретение навыков самостоятельности. (личностные) | |
11. | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 1 мин | Комментирует домашнее задание. №564, №565. | Учащиеся получают домашнее задание, инструкцию его выполнения. | Формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений. (личностные) |
Практическая работа – в1.
Провести среднюю линию MN.
Работа № 1
1. Измерить: АС= ______ MN= ________ Cравнить MN и АС. MN=
2. Провести МК- среднюю линию .
Измерить МК= АВ= Сравнить МК и АВ МК=
3. Провести NК- среднюю линию. Измерить и сравнить
4. Сделать вывод: Средняя линия треугольника равна ______________________________
____________________________________________________________________________
Работа№ 2
- Найти периметр треугольника АВС=________________________________
- Найти периметр треугольника MNК=_______________________________
- Сравнить периметры
4. Сделать вывод: Периметр треугольника, построенного средними линиями равен __
_____________________________________________________________________________
Работа № 3
Построить все средние линии треугольника. Найдите все равные треугольники: _________________
_____________________________________________________________________________________
Вывод : Средние линии треугольника делят заданный треугольник на _________ равных треугольников.
Практическая работа – в2.
Провести среднюю линию MN.
Работа № 1
1. Измерить: АС= ______ MN= ________ Cравнить MN и АС . MN=
2. Провести МК- среднюю линию .
Измерить МК= АВ= Сравнить МК и АВ МК=
3. Провести NК- среднюю линию. Измерить и сравнить
4. Сделать вывод: Средняя линия треугольника равна ______________________________
_____________________________________________________________________________
Работа№ 2
- Найти периметр треугольника АВС= ________________________________
- Найти периметр треугольника MNК=____________________________________
- Сравнить периметры
4. Сделать вывод: Периметр треугольника, построенного средними линиями равен __
____________________________________________________________________________
Работа № 3
Построить все средние линии треугольника. Найдите все равные треугольники:
Вывод : Средние линии треугольника делят заданный треугольник на _________ равных треугольников.
Практическая работа – в3.
Провести среднюю линию MN.
Работа № 1
1. Измерить: АС= ______ MN= ________ . Cравнить MN и АС. MN=
2. Провести МК- среднюю линию .
Измерить МК= АВ=
Сравнить МК и АВ МК=
3. Провести NК- среднюю линию. Измерить и сравнить
4. Сделать вывод: Средняя линия треугольника равна ______________________________
_____________________________________________________________________________
Работа№ 2
- Найти периметр треугольника АВС=
- Найти периметр треугольника MNК=
- Сравнить периметры
4. Сделать вывод: Периметр треугольника, построенного средними линиями равен __
_____________________________________________________________________________
Работа № 3
Построить все средние линии треугольника. Найдите все равные треугольники6
Вывод : Средние линии треугольника делят заданный треугольник на _________ равных треугольников.
Тест (на 3 варианта).
Вариант 1.
а ) параллелограмм ; б) прямоугольник; в ) ромб; г) квадрат.
а) 6 см, б) 12 см, в ) 8 см; г) 4 см 3. В прямоугольном треугольнике через середину гипотенузы проведены прямые, параллельные его катетам. Найдите периметр образовавшегося прямоугольника, если катеты треугольника равны 5 см и 12 см. а) 8,5 см; б) 25,5 см; в) 17 см; г) 22 см. 4*. Средние линии треугольника АВС образовали треугольник КМН. Чему равен периметр треугольника АВС , если периметр треугольника КМН равен 12 см? а) 36 см; б) 6 см; в) 24 см; г) 48 см. 5*. Периметр прямоугольника равен 36 см. Одна сторона его на 6 см. больше другой. Найдите расстояние от точки пересечения диагоналей до сторон прямоугольника. а) 6 см, 12 см; б) 3 см, 6 см в) 7,5см, 10.5 см; г) 3 см, 4 см. |
Вариант 2.
а ) параллелограмм ; б) прямоугольник; в ) ромб; г) квадрат.
а) 4 см; б) 9 см; в ) 6 см; г) 3 см. 3. Диагональ квадрата равна 12 см. найдите периметр четырехугольника, образованного отрезками, которые последовательно соединяют середины сторон данного квадрата. а) 16 см; б) 8 см; в) 24 см; г) 12 см 4*. Периметр треугольника АВС равен 18 см. Средние линии данного треугольника образуют треугольник KLM. Чему равен периметр треугольника KLM? а) 6 см; б) 12 см; в) 4,5 см ; г) 9 см. 5*. Периметр прямоугольника равен 24 см. Одна сторона его на 4 см. больше другой. Найдите расстояние от точки пересечения диагоналей до сторон прямоугольника. а ) 4 см , 8 см б) 2 см, 4 см в) 5 см, 7 см г) 3 см, 6 см |
Вариант 3.
а ) параллелограмм ; б) прямоугольник; в) ромб; г) квадрат.
а) 6см; б) 8 см; в) 12 см; г)20 см. 3. Периметр равностороннего треугольника равен 36 см. Найдите длину средней линии треугольника. а) 6 см; б) 12 см; в) 18 см; г) 8 см. 4* Периметр треугольника равен 12 см. Найдите периметр треугольника, отсеченного от данного треугольника одной из его средних линий. а) 4 см; б) 3 см; в) 9 см; г) 6 см. 5*. Периметр прямоугольника равен 32 см. Одна сторона его на 4 см. больше другой. Найдите расстояние от точки пересечения диагоналей до сторон прямоугольника. а) 6 см, 10 см б) 7 см , 9 см в) 3 см, 10 см г) 3 см, 5 см |
Выбрать правильный ответ.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Средняя линия треугольника А В С D F Определение: Средней линией треугольника называется отрезок, соединяющий середины двух сторон сторон
Практическая работа Сколько средних линий в треугольнике? Чему равна средняя линия треугольника? Чему равен периметр треугольника, образованного средними линиями? Сколько равных треугольников получилось после построения средних линий?
Выводы: 1 2 3 4 А K M В С N
Теорема : C редняя линия треугольника параллельна третьей стороне и равна её половине Дано: АВС М N – средняя линия Док-ть: 1) М N // АВ 2) М N = 1/2 АВ N М С В А
Устная работа N М С В А 16 ?
Устная работа N М С В А 20 ?
Устная работа N М С В А К 8 3 6 Найти : Р АВС
Устная работа А В С Д P Q R F Назовите вид четырехугольника PQRF
Задача по готовому чертежу 4 А В С F E 5 10 Дано Найти: и Решение: 1) EF – средняя линия по условию, значит EF = 5 см, 2) АЕ = ЕВ = 4 см (по условию) 3) BF = FC - по теореме Фалеса , BF = 5 см Тогда (см) (см) Ответ: 14 см и 28 см
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Средняя линия треугольника. Средняя линия трапеции"
Урок обобщения и закрепления знаний по теме "Средняя линия треугольника. Средняя линия трапеции" в 8 классе с использованием ИКТ....
Средняя линия треугольника
Материал к уроку геометрии 8 класс по теме"Средняя линия треугольника"...
Средняя линия треугольника 8 класс
Презентация к уроку "Средняя линия треугольника" 8 класс Атанасян Л. С....
Устный счет на уроках геометрии в 8 классе.Повторение темы «Равнобедренный треугольник», «Средняя линия треугольника», «Теорема Пифагора», «Подобие треугольников», «Ромб», «Площадь параллелограмма».
Устный счет на уроках геометрии в 8 классеПрезентация содержит практические устные задачи по геометрии, которые учитель может предложить на этапе устной работы на уроке. При решении данных задач повто...
«Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника».
laquo;Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника»....
Контрольная работа по теме: «Трапеция, средняя линия треугольника, средняя линия трапеции»
Комфортная для решения контрольная работа...
Самостоятельная работа 8 класс «Свойства биссектрисы, медиан, средней линии треугольника, высоты прямоугольного треугольника; sin, cos, tg острого угла»
Самостоятельная итоговая работа состоит из 2-х вариантов разного уровня сложности: 1 вариант простой, 2 вариант - сложный. Это позволит провести срез ЗУН учащихся по темам с разным уровнем подготовки....