Средняя линия треугольника.
план-конспект урока по геометрии (8 класс)

Пучкова Наталья Викторовна

Урок геометрии в 8 классе "Средняя линия треугольника". Используемый УМК Атанасян Л.С.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебный предмет: геометрия

Класс: 8.

Тема урока: Средняя линия треугольника.

Тип урока: урок открытия новых знаний (урок-практикум).

Методическая цель: формирование у обучающихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого материала и способностей к учебной деятельности.

Цель урока: продолжать развивать умение самостоятельно решать новую задачу (проблему) с помощью выдвижения гипотезы с последующей самопроверкой.

Задачи урока:

образовательные

  • сформировать комплекс умений учащихся, необходимых для того, чтобы учащиеся усвоили понятие средней линии треугольника, её свойство, применение этих свойств на практике и при решении задач;

развивающие 

  • сформировать умение учащихся осуществлять поиск и распознавание разнообразной и полезной информации по данной теме, представленной в виде изменённой ситуации (на основе наблюдения, исследования, конструирования и оценки выявляемых закономерностей);
  • развивать логическое мышление, интерес к предмету;
  • сформировать навыки самоконтроля в учебной деятельности, самостоятельность и творчество (на основе сравнения способа действия и его результата с ранее изученным);
  • развивать графические навыки у учащихся при построении средних линий треугольника, развивать навыки исследовательской деятельности.

воспитательные:

  • повышать коммуникативную активность обучающихся;
  • закрепить умение учащихся оценивать ситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики;
  • способствовать развитию учащихся УУД осознания осваиваемых на уроке приемов учебной деятельности как ценности.

Учебные задачи, направленные на достижение:

Личностного развития:

  • продолжать развивать умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
  • развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач.

Метапредметного развития:

  • расширять кругозор, прививать умение совместно работать в паре, мозговом штурме (чувство товарищества и ответственности за результаты своего труда);
  • продолжать развивать умение понимать и использовать математические средства наглядности.

Предметного развития:

  • формировать теоретическое, практическое представление о средней линии треугольника и об её свойстве;
  • формировать умение применять изученные понятия для решения задач прикладного характера.

Дополнительная литература.

1. Устные упражнения по геометрии для 7-11 классов. Кн. Для учителя /И.М. Смирнова, В.А. Смирнов – М.: Просвещение, 2003.

2. Контрольно –измерительные материалы. Геометрия. 8 класс/Сост. Н.Ф. Гаврилова. – 4-е изд. – М.: ВАКО, 2018. – 96с. – (Контрольно-измерительные материалы).

3. Задачи по геометрии. Пособие для учащихся 7-11 кл. общеобразовательных учреждений /Б.Г.Зив, В.М.Мейлер, А.Г.Баханский – М.: Просвещение, 2020.

Технологическая карта урока.           Дата: _________________ Класс: 8                     Тема: «Средняя линия треугольника».

№ п/п

Этап урока

Методы, реализуемые на этапе

Действия учителя

Действие учащихся

УУД (с указанием вида: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)

ЭОР номер слайда

1

2

3

4

5

6

7

1.

Организационный момент урока

2мин

Метод стимулирования отношений долга и ответственности

Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе.    Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся.

Выполняют необходимые действия.

Демонстрируют готовность к учебной деятельности.

Оценивать ситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики (коммуникативные)

2.

Мотивация учебной деятельности

2 мин

Метод стимулирования положительной самооценки перспектив включения в УД

Беседа с учащимися.

Обращается к учащимся: «Сегодня у нас новый материал».

Слова древнего мыслителя Конфуция:

«Три пути ведут к знанию:

Путь размышления – это путь самый благородный,

Путь подражания – это путь самый лёгкий,

И путь опыта- это путь самый горький».

Успех в учебе редко определяют природные способности. Гораздо чаще ему сопутствует умение выдвигать какую-либо гипотезу и проверять ее, принимая при этом как положительный, так и отрицательный результат проверки.  

Слушают и оценивают предложение учителя, определяют смысл предстоящего поиска.

Осознание осваиваемого на уроке приема учебной деятельности как ценности (личностные)

3.

Актуализация знаний

8мин

Мозговой штурм

Предлагает определить название отрезка MN на рисунке (рис. на доске).

(можно использовать слайд 1)

Выслушивает предположения.

Предлагает вспомнить определения таких понятий как высота, медиана, биссектриса. Что за отрезок изображён на 4-ом рисунке? В чём его особенность?

Проверяет путем фронтального опроса.

Смотрят, актуализируют необходимые установки.

 

Вспоминают определения. Предлагают различные определения MN.

Отвечают на вопросы учителя.

Самооценка соответствия имеющихся знаний и умений заявленным требованиям.

Развитие умений:

-оформлять свои мысли в устной речи;

-доносить свою позицию до других;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. (коммуникативные)

Развитие активности, находчивости (личностные)

Прогнозирование (регулятивные)

Слайд

2

4.

Целеполагание

1мин

Метод самоопределения в целях на основе выявленного противоречия в понимании установленных фактов

Помогает сформулировать тему урока и  цели предстоящей учебной деятельности в связи с возникновением проблемной ситуации.

Выделяет тему урока «Средняя линия треугольника» и то, чем будут заниматься на уроке.

Дать определение средней линии (учебник стр. 145).

Формулируют тему урока.

Метод самоопределения в целях по аналогии с уже известным и усвоенным учащимися

Самоопределение в целях учебной деятельности (регулятивные)

5.

Физкультминутка

6.

Первичное усвоение новых знаний (открытие детьми новых знаний)

10 мин

Исследовательский метод

Организует высказывание учащимися предположений

Сколько средних линий можно построить в треугольнике? Почему?

Предлагает высказать возможные образцы размышления.

Всегда интересно проводить исследование в процессе эксперимента. И очень важен конечный результат.

Предлагает выполнить практическую работу в парах, которая поможет сделать открытие свойства средней линии треугольника. Следуйте указаниям чётко и быстро и тогда у вас обязательно всё получится:

1. Нарисуйте прямоугольный, тупоугольный и остроугольный треугольники. В каждом из них постройте одну из средних линий. Обозначьте её.

2. Как расположена средняя линия относительно третьей стороны треугольника?

3. Измерьте третью сторону и среднюю линию треугольника. Что вы можете сказать по этому поводу?

Вывод на готовом рисунке на доске.

Доказательство теоремы подготовить на доске.

 Составляют  и предполагают возможные образцы размышления.

Работают по готовым чертежам (отрабатывают умение распознавать на чертежах средние  линии треугольника)

Работают в парах, следуют указаниям.

Выполняют практическую работу, в процессе которой выдвигают гипотезу, что средняя линия треугольника параллельна третьей стороне и равна её половине.

Записывают  условие и доказательство теоремы.

Поиск и выделение необходимой информации на основе наблюдения, исследования  и оценки выявленных закономерностей.

(познавательные)

7.

Первичная проверка понимания

5 мин

Работа по готовым чертежам.

Ребята мы прошли с вами по пути размышления и переходим на путь опыта.

Предлагает проверить свою гипотезу при решении задач.

(на доске 3 задачи по готовым чертежам)

Решают задачи, используя определение средней линии треугольника или доказанную теорему, обсуждают методы решения задач  и записывают ответы в тетрадь

Озвучивают решение устно.

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

(познавательные)

Вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, аргументировано доказывать свою правоту, уметь сотрудничать с учителем и одноклассниками.

(коммуникативные)

Ориентация в межличностных отношениях.

(личностные)

8.

Закрепление (обеспечение осознанности формируемых знаний и умений)

5 мин

Логические  методы познания и обучения.

Учитель предлагает выполнить №566 (учебник стр. 152).

Выполняют задачу  в тетради, кратко записывают условие, решение и ответ.

Развитие умения объяснять и доказывать выбор способа действия при заданном условии, руководствуясь правилом - анализировать, правильность выполнения задания.

(познавательные)

Сотрудничество в выборе и поиске решений заданий.

(коммуникативные)

Участвовать в обсуждении, высказывать собственное мнение.

(личностные).

9.

Завершающий контроль за усвоением знания

10 мин

Самостоятельная работа с тестом.

Дает задание: выполнить тест.                                             

 Контролирует ход и время выполнения и ее проверки.

Через некоторое время показывает заготовленные заранее на обороте доски правильные ответы.    

Выполняют тест.

Оценивание ситуаций защиты и взаимодействия в соответствии с правилами логики, поведения и этики.

(коммуникативные, регулятивные)

10.

Рефлексия

1 мин

Беседа с учащимися

Подводит итог. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на занятии. Проводит беседу с учащимися.

Достигнуты ли цели урока? Что понравилось и запомнилось на уроке? В чем были затруднения?

Благодарит всех за занятие. Мне очень приятно и интересно было с вами работать, спасибо вам за урок!

Отмечает наиболее активных учеников.

Формируют конечный результат своей работы на занятии.

Оценивают свою работу. Отвечают на вопросы учителя.

Расширяют свои знания в математике

(познавательные)

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

(регулятивные)

Соблюдение рамок этических норм общения, приобретение навыков самостоятельности.

(личностные)

11.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

1 мин

Комментирует домашнее задание.

№564, №565.

Учащиеся получают домашнее задание, инструкцию его выполнения.

Формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений.

(личностные)

Практическая работа – в1.

Провести среднюю линию MN.

Работа № 1

1. Измерить:  АС= ______         MN= ________    Cравнить   MN  и АС.          MN=      

2. Провести МК- среднюю линию .

     Измерить МК=                     АВ=                   Сравнить   МК и АВ         МК=

3. Провести    NК- среднюю линию. Измерить и сравнить

4. Сделать вывод:  Средняя линия треугольника равна ______________________________

____________________________________________________________________________

Работа№ 2

  1. Найти периметр треугольника АВС=________________________________
  2. Найти периметр треугольника MNК=_______________________________
  3. Сравнить периметры

       4. Сделать вывод: Периметр треугольника, построенного средними линиями равен __

_____________________________________________________________________________  

Работа № 3

Построить все средние линии треугольника. Найдите все равные треугольники: _________________

_____________________________________________________________________________________

Вывод : Средние линии треугольника делят заданный треугольник на _________ равных треугольников.

Практическая работа – в2.

Провести среднюю линию MN.

Работа № 1

1. Измерить:  АС= ______         MN= ________    Cравнить   MN  и АС .         MN=      

2. Провести МК- среднюю линию .

     Измерить МК=                     АВ=                   Сравнить   МК и АВ         МК=

3. Провести    NК- среднюю линию. Измерить и сравнить

4. Сделать вывод:  Средняя линия треугольника равна ______________________________

_____________________________________________________________________________      

Работа№ 2

  1. Найти периметр треугольника АВС= ________________________________
  2. Найти периметр треугольника MNК=____________________________________
  3. Сравнить периметры

       4. Сделать вывод: Периметр треугольника, построенного средними линиями равен __

____________________________________________________________________________      

Работа № 3

Построить все средние линии треугольника. Найдите все равные треугольники:

Вывод : Средние линии треугольника делят заданный треугольник на _________ равных треугольников.

Практическая работа – в3.

Провести среднюю линию MN.

Работа № 1

1. Измерить:  АС= ______         MN= ________   . Cравнить   MN  и АС.          MN=      

2. Провести МК- среднюю линию .

     Измерить МК=                     АВ=                  

Сравнить   МК и АВ         МК=

3. Провести    NК- среднюю линию. Измерить и сравнить

4. Сделать вывод:  Средняя линия треугольника равна ______________________________

_____________________________________________________________________________

         

Работа№ 2

  1. Найти периметр треугольника АВС=
  2. Найти периметр треугольника MNК=
  3. Сравнить периметры

       4. Сделать вывод: Периметр треугольника, построенного средними линиями равен __

_____________________________________________________________________________    

Работа № 3

Построить все средние линии треугольника. Найдите все равные треугольники6

Вывод : Средние линии треугольника делят заданный треугольник на _________ равных треугольников.

Тест (на 3 варианта).

Вариант 1.

  1. Середины сторон   квадрата  последовательно соединили  отрезками. Какая фигура  при этом  получилась?

а ) параллелограмм ;   б) прямоугольник;    в ) ромб;     г) квадрат.

  1. Периметр равностороннего треугольника равен   24  см. Найдите длину средней линии треугольника.

  а) 6 см,  б)  12 см, в ) 8 см; г) 4 см

      3.    В прямоугольном треугольнике  через середину гипотенузы проведены прямые, параллельные его катетам. Найдите периметр  образовавшегося прямоугольника, если катеты  треугольника равны 5 см и 12 см.

  а) 8,5 см; б) 25,5 см;  в) 17 см; г) 22 см.

      4*.  Средние линии треугольника АВС  образовали треугольник КМН. Чему равен периметр  треугольника АВС , если периметр треугольника КМН равен  12 см?

  а)  36 см;  б) 6 см; в)  24 см;  г) 48 см.

  5*.   Периметр  прямоугольника равен   36    см. Одна сторона его на 6 см.  больше другой. Найдите расстояние  от точки пересечения диагоналей  до сторон прямоугольника.

   а) 6 см, 12 см; б) 3 см, 6 см  в) 7,5см, 10.5 см; г) 3 см, 4 см.

Вариант 2.

  1. Середины сторон   прямоугольника последовательно соединили  отрезками. Какая фигура  при этом  получилась?

а ) параллелограмм ;   б) прямоугольник;    в ) ромб;     г) квадрат.

  1. Периметр равностороннего треугольника равен   18 см. Найдите длину средней линии треугольника.

    а)  4 см;  б) 9 см; в )  6 см;  г) 3 см.

        3.   Диагональ квадрата   равна 12 см.  найдите периметр четырехугольника, образованного отрезками, которые последовательно  соединяют  середины сторон данного квадрата.

  а) 16  см; б) 8  см; в)  24 см; г) 12 см

     4*.   Периметр треугольника  АВС равен    18  см.  Средние линии данного треугольника  образуют треугольник  KLM. Чему равен периметр  треугольника  KLM?

       а)  6 см; б)  12  см;  в) 4,5 см ; г)  9 см.

5*.  Периметр  прямоугольника равен   24   см. Одна сторона его на 4 см.  больше другой. Найдите расстояние  от точки пересечения диагоналей  до сторон прямоугольника.

а )  4 см , 8 см  б) 2 см, 4 см  в) 5 см, 7 см  г) 3 см, 6 см

Вариант 3.

  1. Середины сторон четырехугольника последовательно соединили  отрезками. Какая фигура  получилась?

         а ) параллелограмм ; б) прямоугольник; в) ромб;  г) квадрат.

  1. Стороны треугольника равны 6 см, 8 см и 10 см . Найдите периметр треугольника , вершинами которого являются середины сторон данного треугольника.

а) 6см;  б) 8 см;  в) 12 см; г)20 см.

3.       Периметр равностороннего треугольника равен 36 см. Найдите длину средней линии треугольника.

а)  6 см; б) 12  см;  в) 18  см;   г) 8 см.

4* Периметр треугольника равен  12 см. Найдите периметр треугольника, отсеченного от данного треугольника одной из его  средних линий.

 а) 4 см;  б) 3 см; в) 9 см; г) 6 см.

5*.  Периметр  прямоугольника равен 32  см. Одна сторона его на 4 см.  больше другой. Найдите расстояние  от точки пересечения диагоналей  до сторон прямоугольника.

а) 6 см, 10 см  б)  7 см , 9 см  в)  3 см, 10 см   г) 3 см, 5 см  

Выбрать правильный ответ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Для каждого треугольника определите название отрезка АВ высота медиана катет биссектриса средняя линия А В А В А В А В ? ?

Слайд 2

Средняя линия треугольника А В С D F Определение: Средней линией треугольника называется отрезок, соединяющий середины двух сторон сторон

Слайд 3

Практическая работа Сколько средних линий в треугольнике? Чему равна средняя линия треугольника? Чему равен периметр треугольника, образованного средними линиями? Сколько равных треугольников получилось после построения средних линий?

Слайд 4

Выводы: 1 2 3 4 А K M В С N

Слайд 5

Теорема : C редняя линия треугольника параллельна третьей стороне и равна её половине Дано: АВС М N – средняя линия Док-ть: 1) М N // АВ 2) М N = 1/2 АВ N М С В А

Слайд 6

Устная работа N М С В А 16 ?

Слайд 7

Устная работа N М С В А 20 ?

Слайд 8

Устная работа N М С В А К 8 3 6 Найти : Р АВС

Слайд 9

Устная работа А В С Д P Q R F Назовите вид четырехугольника PQRF

Слайд 10

Задача по готовому чертежу 4 А В С F E 5 10 Дано Найти: и Решение: 1) EF – средняя линия по условию, значит EF = 5 см, 2) АЕ = ЕВ = 4 см (по условию) 3) BF = FC - по теореме Фалеса , BF = 5 см Тогда (см) (см) Ответ: 14 см и 28 см


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Средняя линия треугольника. Средняя линия трапеции"

Урок обобщения и закрепления знаний по теме "Средняя линия треугольника. Средняя линия трапеции" в 8 классе с использованием ИКТ....

Средняя линия треугольника

Материал к уроку геометрии 8 класс по теме"Средняя линия треугольника"...

Средняя линия треугольника 8 класс

Презентация к уроку "Средняя линия треугольника" 8 класс Атанасян Л. С....

Устный счет на уроках геометрии в 8 классе.Повторение темы «Равнобедренный треугольник», «Средняя линия треугольника», «Теорема Пифагора», «Подобие треугольников», «Ромб», «Площадь параллелограмма».

Устный счет на уроках геометрии в 8 классеПрезентация содержит практические устные задачи по геометрии, которые учитель может предложить на этапе устной работы на уроке. При решении данных задач повто...

«Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника».

laquo;Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника»....

Самостоятельная работа 8 класс «Свойства биссектрисы, медиан, средней линии треугольника, высоты прямоугольного треугольника; sin, cos, tg острого угла»

Самостоятельная итоговая работа состоит из 2-х вариантов разного уровня сложности: 1 вариант простой, 2 вариант - сложный. Это позволит провести срез ЗУН учащихся по темам с разным уровнем подготовки....