Подобие треугольников. Практикум по решению задач.
учебно-методический материал по геометрии (8, 9 класс)
Тема "Подобие треугольников" изучается в 8 классе. Задачи на подобие встречаются в вариантах ОГЭ и ЕГЭ. Тема является очень важной в курсе геометрии. Данная статья рассматривает вопросы, помогающие решать задачи на признаки подобия треугольников. Материал носит теоретический и практический характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podobie_treugolnikov.docx | 185.24 КБ |
Предварительный просмотр:
В первую очередь необходимо знать само определение подобных треугольников.
Определение: Два треугольника называются подобными, если их углы соответственно равны и стороны одного треугольника пропорциональны сходственным сторонам другого треугольника, т.е. если выполняется:
- ∠А = ∠А1, ∠В = ∠В1, ∠С = ∠С1 (1)
- = = (2)
K – это отношение сходственных сторон подобных треугольников, называется коэффициентом подобия.
Следует обратить внимание, что сходственные стороны смотрят на равные углы. Подобие треугольников можно установить, проверив только одно из неравенств (1) и (2). Далее будут рассмотрены признаки подобия треугольников и их свойства.
Отношение периметров подобных треугольников равно отношению соответствующих сторон и равно коэффициенту подобия.
= = K
Отношение площадей подобных треугольников равно квадрату коэффициента подобия.
= = K2
Признаки подобия треугольников:
- Если ∠А = ∠А1, ∠В = ∠В1, то АВС ∾А1В1С1 (по двум равным углам)
- Если ∠А = ∠А1, = , то АВС ∾А1В1С1 (по двум пропорциональным сторонам и углу между ними)
- Если = = , то АВС ∾А1В1С1 (по трем пропорциональным сторонам)
Далее следует обратить внимание на такие случаи:
- Если MN ∥ BC, то АMN ∾AВС (Прямая, параллельная стороне треугольника, отсекает треугольник, подобный данному)
- Если A1B1 ∥ A2B2 ∥ A3B3, то АА1 + А1А2 + А2А3 = AB1 + B1B2 + B2B3 (Параллельные отрезки, пересекающие стороны угла отсекают на сторонах угла пропорциональные отрезки. В частности, если АА1 = А1А2 = А2А3, то AB1 = B1B2 = B2B3 – теорема Фалеса. Если параллельные прямые, пересекающие стороны угла, отсекают на одной его стороне равные отрезки, то они отсекают равные отрезки и на другой его стороне.
Подобие прямоугольных треугольников
Остановимся на подобии прямоугольных треугольников.
- Для подобия двух прямоугольных треугольников достаточно, чтобы у них было по одному равному острому углу.
АВС : ∠В = 90° и в А1В1С1 : ∠В1 = 90°, а также ∠A = ∠A1, то АВС ∾А1В1С1 (по двум равным углам). Из подобия следует, что = . Из этого равенства следует, что катет прямоугольного треугольника есть среднее пропорциональное между гипотенузой и проекцией этого катета на гипотенузу.
АСD ∾CBD
Высота прямоугольного треугольника, проведенная из прямого угла, есть среднее пропорциональное между проекциями катетов на гипотенузу.
CD2 = AD * DB
CD – биссектриса ∠С. Биссектриса треугольника делит противолежащую сторону на отрезки, пропорциональные двум другим сторонам.
= или =
Решение задач
- В прямоугольном треугольнике биссектриса острого угла делит катет на отрезки 10 см и 6 см. Найдите периметр треугольника.
Биссектриса треугольника делит противолежащую сторону на отрезки, пропорциональные прилежащим сторонам. АВ - гипотенуза, ВС и АС - катеты, ВК - биссектриса. СК = 6 см, АК = 10 см. ВС : АВ = СК : АВ 6 : 10 = СК : ВС. Тогда ВС = 6х, а АВ = 10х, АС = 16 см. По теореме Пифагора АВ² = ВС² + АС²
100х² = 36х² + 256 64х² = 256
х² = 4 х = 2
Получилось, что АВ = 10х = 20 см, ВС = 6х = 12 см
Периметр Р = АВ + АС + ВС = 20 + 16 + 12 = 48 (см)
- Определить длину AD (x) геометрической фигуры на рисунке.
Треугольники ΔABC и ΔCDE являются подобными так как AB || DE и у них общий верхний угол C. Мы видим, что один треугольник является масштабированной версией другого. Однако нам нужно это доказать математически.
AB || DE, CD || AC и BC || EC
∠BAC = ∠EDC и ∠ABC = ∠DEC (по двум равным углам)
Исходя из вышеизложенного и учитывая наличие общего угла C, мы можем утверждать, что треугольники ΔABC и ΔCDE подобны.
Следовательно,
CA = = 23,57
AD = AC - DC = 23.57 - 15 = 8.57
- Диагонали AC и BD трапеции ABCD пересекаются в точке O. Площади треугольников AOD и BOC равны соответственно 16 см2 и 9 см2. Найдите площадь трапеции.
По условию площади треугольников AOD и ВОС не равны, поэтому AD и BC являются не боковыми сторонами, а основаниями трапеции. Тогда треугольники AOD и BOC подобны по двум углам, а отношение их площадей равно квадрату коэффициента подобия k. Поэтому k = .= . Поскольку треугольники ABO и CBO имеют общую высоту, проведённую из вершины В, отношение их площадей равно отношению их оснований, т. е. .= . = . Значит, площадь треугольника ABO будет равна: =
Площади треугольников ABD и ACD равны, так как эти треугольники имеют общее основание AD и их высоты, проведённые к этому основанию, равны как высоты трапеции, следовательно,
= – = – =
Поэтому и = 12. SABCD = 9 + 16 + 12 + 12 = 49 см2.
- В трапеции ABCD точка пересечения диагоналей делит одну диагональ на отрезки 7 см и 9 см. Средняя линия трапеции равна 12 см. Вычислите длины оснований трапеции.
Решение. Сумма оснований трапеции равна удвоенной средней линии, то есть 24 см. Пусть ВС = х, тогда AD = 24 – x. ВОС подобен АОD по двум углам, ∠CBD = ∠ BDA и ∠BCA = ∠CAD – накрест лежащие углы при параллельных прямых BC и AD и секущих AC и BD.
Получаем:
BC = 10,5 и AD = 24 – 10,5 = 13,5
Ответ: BC = 10,5 см и AD = 13,5 см
- Основания трапеции ABCD равны 20 см и 45 см. Одна диагональ AC делит трапецию на два подобных треугольника. Вычислите длину этой диагонали.
Решение. Так как , то составим пропорцию:
Ответ: 30 см.
- Основания трапеции ABCD равны 18 и 32 см. Вычислите длину отрезка, который делит трапецию на две подобные трапеции. Сравните его длину с длиной средней линии MN трапеции.
Решение. Если трапеции AMND и MBCN подобны, то их сходственные стороны пропорциональны. Составим пропорцию:
или
MN2 =
Средняя линия же равна (18 + 32)/2 = 25.
Ответ: 24 см, 24 < 25.
- Боковая сторона трапеции ABCD разделена в отношении 5 : 3, считая от большего основания. Через точку деления параллельно основанию проведена к противоположной боковой стороны прямая EF. Точка K – точка пересечения прямой EF и диагонали BD. Найдите длину этого отрезка, если основания трапеции равны 14 см и 30 см.
Решение: подобен , где EK параллельно AD по условию. Составим пропорцию:
подобен , где KF параллельно BC по условию. Также составим пропорцию:
EF = EK + KF = 11,25 + 8,75 = 20.
Ответ: 20 см.
- В трапеции ABCD угол ABD равен углу BCD. Основание BC равно 30 см, сторона CD равна 45 см, диагональ BD = 60 см. Вычислите сторону АВ и основание AD.
Решение. Угол ADB равен углу CBD как накрест лежащие углы при параллельных прямых AD и BC и секущей BD. В то же время угол ABD равен углу BCD по условию. Тогда треугольник ABD подобен треугольнику DCB. Составим пропорцию:
Ответ: 90 см, 120 см.
- В трапеции ABCD основания равны 8 см и 6 см. Боковые стороны продолжены до взаимного пересечения в точке M. Вычислите расстояние от точки пересечения боковых сторон до большего основания (AD), если высота трапеции NK = 4 см.
Решение. подобен , так как BC параллельно AD. Составим пропорцию:
Ответ: 16 см.
- В прямоугольном треугольнике АВС высота, проведенная к гипотенузе, делит ее на части, разность длин которых равна 6 см, а высота СH равна 4. Вычислите длину гипотенузы.
Решение. подобен , они прямоугольные, угол B равен углу ACH – их стороны соответсвенно перпендикулярны. Составим пропорцию:
Тогда АВ = 2 + 8 = 10.
Ответ: 10 см.
- Прямая EF, параллельная меньшей стороне AB параллелограмма ABCD, отсекает от него параллелограмм, подобный данному. Стороны большего параллелограмма равны 6 см и 10 см. Вычислите стороны меньшего параллелограмма ABEF.
Решение. Если параллелограммы подобны, то их стороны пропорциональны. Составим пропорцию:
Ответ: 3,6 см и 6 см.
- В равнобедренном треугольнике ABC высота AE, опущенная на боковую сторону, делит ее на отрезки 7 см и 2 см, считая от вершины. Вычислите основания треугольника.
Решение. Проведем высоту треугольника BD. подобен – прямоугольные, угол С – общий. Составим пропорцию:
Примем AD = DC = x.
Ответ: 6 см.
- Биссектриса AD угла треугольника ABC делит противоположную сторону на отрезки 7 см и 5 см. Периметр треугольника равен 36 см. Вычислите стороны треугольника.
Решение. Известно, что биссектриса угла треугольника делит противоположную сторону на части, пропорциональные прилежащим сторонам треугольника.
Следовательно, АВ = 14 см, АС = 10 см.
Ответ: 14 см, 10 см, 12 см.
- В треугольнике АВС высота СН и медиана СМ делят угол С на три равные части. Докажите, что угол С – прямой.
Доказательство. = . Они прямоугольные с общим катетом СН и имеют по равному острому углу. Тогда:
Треугольник ACH – прямоугольный, а СМ – биссектриса угла ACH. По свойству биссектрисы угла следует:
То есть СН = 0,5 АС. В прямоугольном треугольнике АСН СН = 0,5 АС. Следовательно, угол А равен 30 градусов, угол АСН равен 60 градусов. Тогда угол С равен 90 градусов, что и требовалось доказать.
Представленный материал по решению задач на подобие помогает результативно решать задачи более высокого уровня сложности по ОГЭ в 9 классе. Задания 23 и 24 часто бывают на подобия.
Автор-составитель – учитель математики высшей категории Кудряшова С.В., 1498 школа г. Москвы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум по решению задач на сцепленное наследование генов и наследование, сцепленное с полом
Цель урока: формирование умений решать генетические задачи, применять теоретические знания на практикеРассматриваются задачи на сцепленное наследование генов и сцепленное с полом наследование...
Элективный курс "Практикум по решению задач"
Основная цель курса- это решение задач повышенной сложности и подготовка учащихся к новой системе государственной (итоговой) аттестации по алгебре в 9 классе....
Элективный курс "Практикум по решению задач"
Цель курса:на основе коррекции базовых математических знаний учащихся совершенствовать математическую культуру и творческие способности учащихся. Интеллектуальное развитие учащихся, формирование...
элективный курс "Практикум по решению задач"
Программа элективного курса «Практикума по решению задач» предназначена для учащихся 9-11 классов, то есть, рассчитана на 3 года обучения. Преподавание элективного курса строится как углубленное изуч...
Практикум по решению задач на определение поясного времени
Данная работа предназначена для учащихся 8 класса и направлена на отработку навыка определения поясного времени по карте "Часовые пояса" и без использования карты. Представлено достаточное количество ...
элективный курс "Практикум по решению задач"
Курс разработан с целью подготовки учащихся 11 классов к итоговой аттестации....
Урок решения задач для 10 класса по теме: «Закон сохранения полной механической энергии». Урок – практикум по решению задач.
Урок решения задач для 10 класса по теме: «Закон сохранения полной механической энергии».Урок – практикум по решению задач....