Разработка и использование курсов в системе Moodle для обучения детей с ОВЗ при дистанционном обучении
статья по геометрии (9 класс)

Черенкова Ирина Владимировна

Данная статья о практике разработки и использовании курса "Геометрия" по учебнику Л.С. Атанасяна для учащихся 9 класса разработанного в системе Moodle для обучения детей с ОВЗ при дистанционном образовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка и использование курсов в системе Moodle для обучения детей с ОВЗ при дистанционном обучении

Дистанционное образование на сегодняшний день является одним из основных приоритетных направлений в педагогике. Конечно, оно не может заменить традиционное, но позволяет организовать непрерывное обучение даже в сложных эпидемиологических условиях. В некоторых ситуациях это лишь временная мера, а в других, это выход и возможность получения образования не зависимо от доступности места проживания, физического состояния человека и многих других факторов. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны.

Несмотря на то, что при дистанционном образовании, содержание получаемых знаний кардинально не меняется, но структура их подачи, получения и формирование ЗУН отличается от традиционной системы, что может вызывать трудности на начальных этапах не только у учащихся, но и педагогов. Это связано с тем, что дистанционное образование характеризуется использованием комплекса специфических методов, средств и форм обучения. Прежде всего, к ним относятся информационные и коммуникационные технологии. Меняется и роль его участников: учитель – наставник; ученик – исследователь, проектировщик познания, автор образовательного маршрута. 

Для того, чтобы данная система обучения имела общую тенденцию, сегодня много говориться о создании единого информационно-образовательного пространства, куда следует включить всевозможные электронные источники информации, виртуальные библиотеки, базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия и прочее. Отсюда следует, что главным при организации дистанционной формы обучения является создание электронных курсов, разработка дидактических основ дистанционного обучения, подготовка педагогов-координаторов.

К сожалению, то, что мы сегодня видим в Интернете в большинстве своем не отвечает элементарным педагогическим требованиям, носит разрозненный характер, требует дополнительной проработки и проверки содержания. Отсюда значимость проблемы, связанной с разработкой самих курсов дистанционного обучения и методикой их использования для различных целей базового, углубленного, дополнительного образования остается актуальной.

Кроме того, не часто можно встретить готовые курсы обучения по определенной школьной программе и учебникам на весь учебный год, что затрудняет подготовку педагогов и требует от них создания дополнительных источников информации. В некотором смысле решить данную проблему позволяет создание собственных мультимедийных курсов на общих образовательных онлайн-платформах.

На данный момент для сферы образования существует большое количество как коммерческих, так и свободно распространяемых программных продуктов, в том числе, и систем дистанционного обучения (СДО). Все СДО имеют свои достоинства и недостатки. Для практической эксплуатации той или иной системы чрезвычайно важными являются вопросы технической поддержки, периодического обновления, совместимости программ и др. В связи с этим, наиболее выигрышное положение занимает СДО Moodle (модульная объектно-ориентированная среда дистанционного обучения), которая распространяется бесплатно по лицензии GNU GPL.

Основной учебной единицей Moodle являются учебные курсы. В рамках такого курса можно организовать:

- Взаимодействие учеников между собой и с учителем. Для этого могут использоваться такие элементы как: форумы, чаты.

- Передачу знаний в электронном виде с помощью файлов, архивов, веб-страниц, лекций.  

- Проверку знаний и обучение с помощью тестов и заданий. Результаты работы ученики могут отправлять в текстовом виде или в виде файлов.

 -Совместную учебную и исследовательскую работу учеников по определенной теме, с помощью встроенных механизмов wiki, семинаров, форумов и пр.

Работая на протяжении 7 лет в «Школе дистанционного образования» с детьми с ОВЗ, успела в полной мере оценить достоинство данной образовательной платформы. Неоднократно использую ее для повышение собственной профессиональной компетенции на дистанционных курсах повышения квалификации. Активно применяю в педагогической практике готовые курсы, разработанные в данной платформе, дистанционные мониторинги на различных этапах обучения. Разработала, апробировала и внедрила в свою педагогическую практику курс «9 класс, УМК Атанасян Л.С.,
Геометрия»
http://moodle.kras-do.ru/course/view.php?id=654.

Курс разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО,  по геометрии, для учащихся 9 класса, занимающимися по учебнику Атанасяна Л.С.

Основная цель курса: создание условий для формирования устойчивых знаний обучающихся по геометрии на базовом уровне с учетом их индивидуальных особенностей.

Данный курс удобен для использования учениками с разным уровнем интеллектуальных способностей. Многообразие форм заданий, позволяют создать «ситуацию успеха» даже для учеников с ограниченными возможностями физического развития (например, для тех кто не может писать). Информация и задания составлены с использованием дифференцированного и системно-деятельного подхода. В оценочной деятельности заложен принцип распределения ответственности между участниками образовательного процесса, позволяющий учащимся не только выбрать уровень проверяемых знаний, но и определить степень самостоятельности при выполнения того или иного задания,  возможность самооценки по разработанным в курсе критериям.

Проблемные лекции, с интерактивными заданиями, практико-ориентированные задачи, задания на формирования УУД и подготовку к итоговой аттестации, делает данный курс доступный учащимся, вызывает личную заинтересованность, повышает познавательную активность и самостоятельность, делая учителя  лишь координатором данного процесса.

В заключении, хотелось бы отметить, что данный курс, разработанный для учащихся с ограниченными возможностями развития, может успешно применятся учителем в рамках дистанционного обучения в любой школе, а его элементы на традиционных уроках, сделать деятельность учителя и учащихся более разнообразной.

 Несмотря на то, что курс разработан по учебнику Атанасяна Л.С. его элементы можно успешно использовать при работе с другими учебниками.

Литература

  1. Эффективность использования СДО Moodle для организации дистанционного обучения в школе http://shgpi.edu.ru/files/faculties/f11/publication/conf_2012/it/menshikova.doc 
  2. Приорететы дистанционного обучения и самоконтроль получаемых знаний http://www.rusnauka.com/10_NPE_2010/Pedagogica/62080.doc.htm 
  3. Обучающая среда Moodle https://docs.altlinux.org/ruRU/archive/4.1/html-single/school-server/moodle/index.html 
  4. Анисимов А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle. - 2- е изд. - Харьков: ХНАГХ, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий в дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматриваются технологии и методы обучения детей-инвалидов в дистанционной школе. К статье прилагается конспект урока по русскому языку "Повелительное наклонение глагола", созданный с приме...

Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....

Организация дистанционного обучения детей с ОВЗ. Знакомство с СДО MOODLE

Презентация направлена на ознакомление одной из наиболее популярных технологических платформ для дистанционного обучения(используется более чем в 100 странах )...

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации

Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....

«Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации»

Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....

Дистанционное обучение школьников Принципы и средства дистанционного обучения Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

Дистанционное обучение школьников в последние годы становится одним из перспективных направлений модернизации общего образования, с которым связано развитие системы открытого образования, расширение д...

Использование возможностей дистанционного обучения. Вовлечение учащихся в систему дистанционного обучения, в том числе осваивающих программы заочных школ, Интернет-школ и т.п.

Использование возможностей дистанционного обучения. Вовлечение учащихся в систему дистанционного обучения, в том числе осваивающих программы заочных школ,  Интернет-школ и т.п. ...