Рабочая программа_8 класс_геометрия
рабочая программа по геометрии (8 класс)
Рабочая программа 8 класс геометрия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_8_klass_geometriya.docx | 37.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа состоит из пояснительной записки, примерного календарно-тематического планирования.
Рабочая программа учебного курса по геометрии для 8 класса разработана ИОСО РАО, реком. МО РФ. Сб. «Программа для общеобразовательных школ, школ (классов) с углубленным изучением математики, гимназий, лицеев»: Математика 5-11 кл. Сост. Кузнецова Г.М., Миндюк Н.Г. , концепции преподавания математики и учебной программы по математике Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8 с углубленным изучением отдельных предметов».
Данная рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю), в том числе контрольных работ 6. Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект:
- Геометрия. 7-9класс :учеб.дляобщеобразоват. учреждений / В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, В.В. Просолов; под ред. В.А. Садовничего. – М.:Просвещение, 2020.
- Бутузов В.Ф. Геометрия. Дидактические материалы. 8 класс / В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, В.В. Просолов. – М.: Просвещение, 2012.
- Геометрия. Поурочные разработки. 8 класс.: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, В.В. Просолов. – М.: Просвещение, 2010.
5. Дидактические материалы по геометрии для 8кл.: / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. – М.: Просвещение, 2005
6. В.В., Ершова А.С., ГолобородькоВ.В.,. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса.-7-е изд., испр. и доп.- М.:ИЛЕКСА,-2012.
Цели изучения: развитие у учащихся пространственного воображения и логическогомышления путём систематического изучения
свойств геометрических фигур на плоскости и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера.
Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции.
Цели изучения: развитие у учащихся пространственного воображения и логическогомышления путём систематического изучения
свойств геометрических фигур на плоскости и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера.
Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции.
Цель программы: развитие у учащихся пространственного воображения и логического мышления путём систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера.
Задачи:
- научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов;
- начать изучение многоугольников и их свойств, научить находить их площади;
- ввести теорему Пифагора и научить применять её при решении прямоугольных треугольников;
- ввести тригонометрические понятия синус, косинус и тангенс угла в прямоугольном треугольнике научить применять эти понятия
- при решении прямоугольных треугольников;
- ввести понятие подобия и признаки подобия треугольников, научить решать задачи на применение признаков подобия;
- ознакомить с понятием касательной к окружности.
Программа обеспечивает достижение следующих результатов:
личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовых связей;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способу работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
- первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
- овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
- умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
- овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
- овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
- усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
- умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров геометрических фигур (треугольника);
- умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использование при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
В результате изучения данного курса учащиеся должны уметь/знать:
- Объяснить, какая фигура называется многоугольником, назвать его элементы. Знать, что такое периметр многоугольника, какой многоугольник называется выпуклым; уметь вывести формулу суммы углов выпуклого многоугольника.
- Знать определения параллелограмм и трапеции, формулировки свойств и признаков параллелограмма и равнобедренной трапеции; уметь их доказывать и применять при решении задач; делить отрезок на n равных частей с помощью циркуля и линейки и решать задачи на построение.
- Знать определения прямоугольника, ромба, квадрата, формулировки их свойств и признаков; уметь доказывать изученные теоремы и применять их при решении задач; знать определения симметричных точек и фигур относительно прямой и точки; уметь строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией.
- Знать основные свойства площадей и формулу для вычисления площади прямоугольника, уметь вывести эту формулу и использовать её и свойства площадей при решении задач.
- Знать формулы для вычисления площадей параллелограмма, треугольника и трапеции; уметь их доказывать, а также знать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу, и уметь применять изученные формулы при решении задач.
- Знать теорему Пифагора и обратную её теорему; уметь их доказывать и применять при решении задач.
- Знать определения пропорциональных отрезков и подобных треугольников, теорему об отношении площадей подобных треугольников и свойство биссектрисы треугольника; уметь применять их при решении задач.
- Знать признаки подобия треугольников, уметь их доказывать и применять при решении задач.
- Знать теоремы о средней линии треугольника, точке пересечения медиан треугольника и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике; уметь их доказывать и применять при решении задач, а также уметь с помощью циркуля и линейки делить отрезок в данном отношении и решать задачи на построение.
- Знать определения синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника; уметь доказывать основное тригонометрическое тождество; знать значения синуса, косинуса, тангенса для углов 30º, 45º, 60º.
- Знать возможные случаи взаимного расположения прямой и окружности, определение касательной, свойство и признак касательной; уметь их доказывать и применять при решении задач.
- Знать, какой угол называется центральным и какой вписанным, как определяется градусная мера дуги окружности, теорему о вписанном угле, следствия из ней и теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд; уметь доказывать эти теоремы и применять их при решении задач.
- Знать теоремы о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия, теорему о пересечении высот треугольника; уметь их доказывать и применять при решении задач.
- Знать, какая окружность называется вписанной в многоугольник и какая описанной около многоугольника, теоремы об окружности, вписанной в треугольник, и об окружности, описанной около треугольника, свойства вписанного и описанного четырёхугольников; уметь их доказывать и применять при решении задач.
При формировании общеучебных умений, навыков и способов деятельности основное внимание предполагается уделять:
в познавательной деятельности:
-владение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями;
-владение алгоритмической культурой, пространственным воображением, математической интуицией, творческими способностями на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности;
в информационно-коммуникационной деятельности:
-владение навыками самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт через написание докладов, рефератов.
-в рефлексивной деятельности :
-формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления через организацию контроля, взаимопроверки, работы по оцениванию в группах.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач.
Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы иотношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания
68 учебных часов распределены следующим образом: на усвоение базового уровня 64 часа,4часа повторения. Увеличивается время на повторение, систематизацию и обобщение учебного материала, на достижение опорного уровня, который позволяет ученику с невысоким уровнем математической подготовки адаптироваться к изучению нового материала.
Выявление итоговых результатов изучения темы завершается контрольной работой и зачетом. Контрольные работы составляются с учетом обязательных результатов обучения.
Промежуточная аттестация проводится в форме смотра знаний.
Учебно-тематический план
№п\п | Тема | Кол-во часов | Контрольные работы | зачеты |
Четырехугольники. | 17 | 1 | 1 | |
Площадь. | 14 | 1 | 1 | |
Подобные треугольники | 19 | 2 | 2 | |
Окружность | 13 | 1 | 1 | |
Обобщающее повторение курса геометрии 8 класса | 4 | 1 | ||
Всего | 68 | 5 | 6 |
Глава 5. Четырехугольники. 17ч
Основная цель - дать учащимся систематические сведения о четырехугольниках и их свойствах; сформировать представления о фигурах, симметричных относительно точки или прямой.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
- знать определения рассматриваемых четырехугольников; формулировки и доказательства теорем, выражающих признаки и свойства этих четырехугольников; определения симметричных точек и фигур относительно прямой и точки;
- уметь: распознавать на рисунке и по определению четырехугольники; применять признаки в решении задач; строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией
Глава 6. Площадь. 14ч
Основная цель - сформировать у учащихся понятие площади многоугольника, развить умение вычислять площади фигур, применяя изученные свойства и формулы, применять теорему Пифагора.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
- знать основные свойства площади, формулы площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; формулировки теоремы Пифагора и обратной к ней теоремы;
- уметь применять их в решении задач.
Глава 7. Подобные треугольники. 19ч
Основная цель - сформировать понятие подобных треугольников, выработать умение применять признаки подобия треугольников, сформировать аппарат решения прямоугольных треугольников.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
- знать определения пропорциональных отрезков, подобных треугольников, формулировки и доказательства теорем, выражающих признаки и свойства подобных треугольников; определения синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника;
- уметь воспроизводить доказательства признаков подобия треугольников, доказывать основное тригонометрическое тождество, применять их в решении задач.
Глава 8. Окружность. 13ч
Основная цель - дать учащимся систематизированные сведения об окружности и ее свойствах, вписанной и описанной окружностях.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
- знать случаи расположения прямой и окружности; определение, свойство и признак касательной; определения центрального, вписанного углов, теорему о вписанном угле и следствия из нее; какая окружность называется вписанной, описанной, теоремы о свойствах окружностей.
- уметь доказывать и применять их в решении задач.
Повторение 4 часа
Календарно- тематическое планирование. Геометрия 8 класс.
№ | Темы | Количество часов | Дата проведения | |
по плану | фактически | |||
Глава 5. Четырехугольники. | 17 | |||
Многоугольники | 1 | |||
Решение задач | 1 | |||
Параллелограмм | 1 | |||
Признакипараллелограмма | 1 | |||
Решение задач по теме: «Параллелограмм» | 1 | |||
Решение задач по теме: «Параллелограмм» | 1 | |||
Трапеция | 1 | |||
Решение задач по теме: «Трапеция» | 1 | |||
Теорема Фалеса | 1 | |||
Прямоугольник | 1 | |||
Решение задач по теме: «Прямоугольник» | 1 | |||
Ромб, квадрат | 1 | |||
Решение задач по теме: «Ромб. Квадрат» | 1 | |||
Осевая и центральная симметрия | 1 | |||
Решение задач | 1 | |||
Зачет № 1 по теме: «Четырехугольники» | 1 | |||
Контрольная работа № 1 по теме: «Четырех-угольники» | 1 | |||
Глава 6. Площадь | 14 | |||
Анализ контрольной работы. Площадь многоугольника | 1 | |||
Площадь прямоугольника | 1 | |||
Площадь параллелограмма | 1 | |||
Решение задач по теме: «Площадь параллелограмма» | 1 | |||
Площадь треугольника | 1 | |||
Решение задач по теме: «Площадь треугольника» | 1 | |||
Площадь трапеции | 1 | |||
Решение задач по теме: «Площадь» | 1 | |||
Теорема Пифагора | 1 | |||
Решение задач по теме: «Теорема Пифагора» | 1 | |||
Теорема, обратная теореме Пифагора | 1 | |||
Решение задач | 1 | |||
Зачет № 2 по теме: «Площадь» | 1 | |||
Контрольная работа № 2 по теме: «Площадь» | 1 | |||
Глава 7. Подобные треугольники | 19 | |||
Анализ контрольной работы. Определение подобных треугольников | 1 | |||
Отношение площадей подобных треугольников | 1 | |||
Первый признак подобия треугольников | 1 | |||
Второй и третий признаки подобия треугольников | 1 | |||
Решение задач по теме: «Признаки подобия треугольников» | 1 | |||
Решение задач по теме: «Признаки подобия треугольников» | 1 | |||
Зачет №3 по теме:«Признаки подобиятреугольников» | 1 | |||
Контрольная работа №3 по теме: «Признаки подобия треугольников» | 1 | |||
Анализ контрольной работы. Средняя линия треугольника | 1 | |||
Свойство медиан треугольника | 1 | |||
Пропорциональные отрезки | 1 | |||
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике | 1 | |||
Решение задач по теме | 1 | |||
Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника | 1 | |||
Значения синуса, косинуса, тангенса для углов 30°, 45°, 60°, 90° | 1 | |||
Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника | 1 | |||
Решение задач по теме:«Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника» | 1 | |||
Зачет№4 по теме: «Применение подобия треугольников, соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника» | 1 | |||
Контрольная работа №4 по теме: «Применение подобия треугольников, соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника» | 1 | |||
Глава 8. Окружность | 13 | |||
Анализ контрольной работы. Взаимное расположение прямой и окружности | 1 | |||
Касательная к окружности | 1 | |||
Центральный угол | 1 | |||
Теорема о вписанном угле | 1 | |||
Теорема об отрезках пересекающихся хорд | 1 | |||
Свойство биссектрисы угла | 1 | |||
Серединный перпендикуляр | 1 | |||
Теорема о точке пересечения высот треугольника | 1 | |||
Вписанная окружность | 1 | |||
Свойство описанного четырехугольника | 1 | |||
Описанная окружность | 1 | |||
Свойство вписанного четырехугольника | 1 | |||
Зачет №5 по теме:«Окружность» | 1 | |||
Контрольная работа №5 по теме: «Окружность» | 1 | |||
Анализ контрольной работы. Повторение темы: «Четырехугольники» | 1 | |||
Повторение темы: «Окружность» | 1 | |||
Промежуточная аттестация | 1 | |||
Обобщающее повторение | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике 5 класс, алгебре 7,8 классы, геометрии 7,8 классы
Рабочие программы составлены согласно рекомендациям ЦРО г.Братска....
Рабочая программа 7 класс (геометрия)
Данная программа разработана на основе федерального компонента образовательного стандарта образовательной области «Математика». За основу данной программы взята «Программы общеобразователь...
Рабочая программа 7 класс геометрия
Данные рабочие программы помогут учителям в разработках своих программ....
Рабочие программы: по математике 6 класс, по алгебре 9 класс, геометрии 9 класс.
Рабочие программы составлены на основе Программ общеобразовательных учреждений МО РФ и государственного Стандарта основного общего образования по математике с учетом методической темы школы. В р...
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 5-6 класс к учебнику Виленкина, 7-9 класс алгебра к учебнику Макарычева, 7-9 класс геометрия к учебнику Атанасяна.
Рабочая программа по математике 5-9 классы1. Пояснительная запискаМатематика является одним из основных, системообразующих предметов школьного образования. Такое место математики среди школьных предме...
Рабочая программа 7 класс. Геометрия. 2ч. в неделю, авторы учебника: Геометрия 7-9 классы: учебник для общеобразовательных организаций / Л.С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др
Рабочая программа составлена для 7 классов базового уровня изучения предмета Геометрия общеобразовательных учреждений. Содержит разделы: аннотация, цели, учебно- тематический план, планируемые результ...
Рабочая программа 9 класс. Геометрия. 2ч. в неделю, авторы учебника: Геометрия 7-9 классы: учебник для общеобразовательных организаций / Л.С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др
Рабочая программа составлена для 9 классов базового уровня изучения предмета Геометрия общеобразовательных учреждений. Содержит разделы: аннотация, цели, учебно- тематический план, планируемые результ...