Рабочая программа_10 класс_геометрия
рабочая программа по геометрии (10 класс)
Рабочая программа 10 класс геометрия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_10_klass_geometriya.docx | 33.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Геометрия 10 класс Базовый уровень
Рабочая программа по геометрии 10 класса составлена на основе федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования, Программы по геометрии к учебнику для 10-11 классов общеобразовательных школ авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева, Э.Г.Позняка и Л.С.Киселевой. Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов на геометрию по 2 часа в неделю, итого 68 часов за год
Рабочая программа ориентирована на использование учебников и методических материалов:
- Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. Геометрия в 10-11 классах. М.: Просвещение, 2020;
- Крупина Н.Н. Поурочные разработки по геометрии 10 класс М.: Вако,2020;
- Зив. Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы 7 класс М.,2012;
- Фарков А.В. Тесты по геометрии 7 класс. М.,2015.
Общая характеристика учебного предмета
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства.
Цели
- Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование свойственных математической деятельности качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления , интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах геометрии как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к предмету как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты:
- включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию, личностному самоопределению и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями;
- сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок;
- способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
- сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Метапредметные результаты:
- включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);
- самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
- способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
- использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
- выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
-включающих освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;
- формирование математического типа мышления, владение геометрической терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами;
- сформированность представлений о математике, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;
- сформированность представлений о математических понятиях, как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
- владение методами доказательств и алгоритмов решения;
- умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
- владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах;
- сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры;
- применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;
- владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
-вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства
В результате изучения геометрии обучающийся научится:
- распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
- описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
- анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
- изображать основные многогранники и круглые тела, выполнять чертежи по условиям задач;
- строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
- решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин
(длин, углов, площадей, объемов);
- использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
- проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.
Обучающийся получит возможность:
- решать жизненно практические задачи;
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях, работать в группах;
- аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
- пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения
информации;
- самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.
- узнать значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- узнать значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития возникновения и развития геометрии;
- применять универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом.
Основная цель – познакомить обучающихся с содержанием курса стереометрии, с основными понятиями и аксиомами, принятыми в данном курсе, вывести первые следствия из аксиом, дать представление о геометрических телах и их поверхностях, об изображении пространственных фигур на чертеже, о прикладном значении геометрии.
Изучение стереометрии должно базироваться на сочетании наглядности и логической строгости. Опора на наглядность – непременное условие успешного усвоения материала, и в связи с этим нужно уделить большое внимание правильному изображению на чертеже пространственных фигур. Однако наглядность должна быть пронизана строгой логикой. Курс стереометрии предъявляет в этом отношении более высокие требования к обучающимся. В отличие от курса планиметрии здесь уже с самого начала формулируются аксиомы о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей в пространстве, и далее изучение свойств взаимного расположения прямых и плоскостей проходит на основе этих аксиом. Тем самым задается высокий уровень строгости в логических рассуждениях, который должен выдерживаться на протяжении всего курса.
- Параллельность прямых и плоскостей
Параллельность прямых, прямой и плоскости. Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми. Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед.
Основная цель – сформировать представления учащихся о возможных случаях взаимного расположения двух прямых в пространстве (прямые пересекаются, прямые параллельны, прямые скрещиваются), прямой и плоскости (прямая лежит в плоскости, прямая и плоскость пересекаются, прямая и плоскость параллельны), изучить свойства и признаки параллельности прямых и плоскостей.
Особенность данного курса состоит в том, что уже в первой главе вводятся в рассмотрение тетраэдр и параллелепипед и устанавливаются некоторые их свойства. Это дает возможность отрабатывать понятия параллельности прямых и плоскостей (а в следующей главе также и понятия перпендикулярности прямых и плоскостей) на этих двух видов многогранников, что, в свою очередь, создает определенный задел к главе «Многогранники». Отдельный пункт посвящен построению на чертеже сечений тетраэдра и параллелепипеда, что представляется важным как для решения геометрических задач, так и, вообще, для развития пространственных представлений учащихся.
В рамках этой темы учащиеся знакомятся также с параллельным проектированием и его свойствами, используемыми при изображении пространственных фигур на чертеже.
- Перпендикулярность прямых и плоскостей
Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей.
Основная цель – ввести понятия перпендикулярности прямых и плоскостей, изучить признаки перпендикулярности прямой и плоскости, двух плоскостей, ввести основные метрические понятия: расстояние от точки до плоскости, расстояние между параллельными плоскостями, между параллельными прямой и плоскостью, расстояние между скрещивающимися прямыми, угол между прямой и плоскостью, угол между двумя плоскостями, изучить свойства прямоугольного параллелепипеда.
Понятие перпендикулярности и основанные на нем метрические понятия (расстояния, углы) существенно расширяют класс стереометрических задач, появляются много задач на вычисление, широко использующих известные факты из планиметрии.
- Многогранники
Понятие многогранника. Призма. Пирамида. Правильные многогранники.
Основная цель – познакомить обучающихся с основными видами многогранников (призма, пирамида, усеченная пирамида), с формулой Эйлера для выпуклых многогранников, с правильными многогранниками и элементами их симметрии.
С двумя видами многогранников – тетраэдром и параллелепипедом – обучающиеся уже знакомы. Теперь эти представления расширяются. Многогранник определяется как поверхность, составленная из многоугольников и ограничивающая некоторое геометрическое тело (его тоже называют многогранником). В связи с этим уточняется само понятие геометрического тела, для чего вводится еще ряд новых понятий (граничная точка фигуры, внутренняя точка и т. д.). Усвоение их не является обязательным для всех обучающихся, можно ограничиться наглядными представлениями о многогранниках.
- Заключительное повторение курса геометрии 10 класса
Учебно-тематический план
№п\п | Тема | Кол-во часов | Контрольные работы | зачеты |
1 | Введение | 3 | ||
2 | Параллельность прямых и плоскостей | 20 | 2 | 1 |
3 | Перпендикулярность прямых и плоскостей | 22 | 1 | 1 |
4 | Многогранники | 15 | 1 | 1 |
5 | Заключительное повторение курса геометрии 10 класса | 8 | ||
Всего | 68 | 4 | 3 |
Календарно- тематическое планирование
№ | Тема раздела, тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
Введение | 3 | |||
1 | Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии | 1 | ||
2 | Некоторые следствия из аксиом | 1 | ||
3 | Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий | 1 | ||
Глава 1 Параллельность прямых и плоскостей | 20 | |||
$1 Параллельность прямых, прямой и плоскости | 5 | |||
4-5 | Параллельные прямые в пространстве Параллельность трех прямых | 2 | ||
6 | Параллельность прямой и плоскости | 1 | ||
7-8 | Решение задач | 2 | ||
$2Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми | 6 | |||
9 | Скрещивающиеся прямые | 1 | ||
10-11 | Углы с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми | 2 | ||
12-13 | Решение задач на нахождение угла между прямыми | 2 | ||
14 | Контрольная работа № 1 по теме: «Взаимное расположение прямых в пространстве» | 1 | ||
$3 Параллельность плоскостей | 3 | |||
15 | Параллельные плоскости. Признак параллельности двух плоскостей. | 1 | ||
16 | Свойства параллельных плоскостей | 1 | ||
17 | Решение задач | 1 | ||
$4 Тетраэдр и параллелепипед | 4 | |||
18 | Тетраэдр | 1 | ||
19 | Параллелепипед. Свойство граней и диагоналей параллелепипеда | 1 | ||
20-21 | Задачи на построение сечений | 2 | ||
22 | Контрольная работа № 2 по теме: «Параллельность плоскостей» | 1 | ||
23 | Зачет №1 "Параллельность прямых и плоскостей" | 1 | ||
Глава 2 Перпендикулярность прямых и плоскостей | 22 | |||
$1 Перпендикулярность прямой и плоскости | 6 | |||
24 | Перпендикулярные прямые в пространстве Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости | 1 | ||
25 | Признак перпендикулярности прямой и плоскости | 1 | ||
26 | Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости | 1 | ||
27-29 | Решение задач на тему «Перпендикулярность прямой и плоскости» | 3 | ||
$2Перпендикуляр и наклонные.Угол между прямой и плоскостью(6 ч.) | 9 | |||
30-32 | Расстояние от точки до плоскости Теорема о трёх перпендикулярах | 3 | ||
33-34 | Угол между прямой и плоскостью | 2 | ||
35-38 | Решение задач на применение теоремы о трех перпендикулярах, на угол между прямой и плоскостью. | 4 | ||
$3 Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей(4 ч.) | 5 | |||
39 | Двугранный угол | 1 | ||
40 | Признак перпендикулярности двух плоскостей | 1 | ||
41 | Прямоугольный параллелепипед | 1 | ||
42-43 | Решение задач по теме "Перпендикулярность плоскостей" | 2 | ||
44 | Контрольная работа № 3 по теме: «Перпендикулярность прямых и плоскостей» | 1 | ||
45 | Зачет №2 по теме " Перпендикулярность прямых и плоскостей" | 1 | ||
Глава 3 Многогранники | 15 | |||
$1 Понятие многогранника. Призма | 3 | |||
46 | Понятие многогранника. Призма | 1 | ||
47-48 | Площадь поверхности призмы | 2 | ||
$2 Пирамида(5ч.) | 5 | |||
49 | Пирамида | 1 | ||
50-51 | Правильная пирамида. | 2 | ||
52-53 | Усеченная пирамида Площадь поверхности пирамиды. | 2 | ||
$3 Правильные многогранники(5 ч.) | 5 | |||
54-55 | Симметрия в пространстве. | 2 | ||
56-58 | Понятие правильного многогранника Элементы симметрии правильных многогранников. | 3 | ||
59 | Контрольная работа №4 по теме «Многогранники» | 1 | ||
60 | Зачет №3 по теме "Многогранники | 1 | ||
Повторение | 8 | |||
61 | Повторение темы: «Аксиомы стереометрии» | 1 | ||
62-63 | Повторение темы: «Параллельность прямых и плоскостей» | 2 | ||
64-65 | Повторение темы: «Перпендикулярность прямых и плоскостей» | 2 | ||
66 | Промежуточная аттестация | 1 | ||
67 | Итоговая контрольная работа | 1 | ||
68 | Обобщающий урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике 5 класс, алгебре 7,8 классы, геометрии 7,8 классы
Рабочие программы составлены согласно рекомендациям ЦРО г.Братска....
Рабочая программа 7 класс (геометрия)
Данная программа разработана на основе федерального компонента образовательного стандарта образовательной области «Математика». За основу данной программы взята «Программы общеобразователь...
Рабочая программа 7 класс геометрия
Данные рабочие программы помогут учителям в разработках своих программ....
Рабочие программы: по математике 6 класс, по алгебре 9 класс, геометрии 9 класс.
Рабочие программы составлены на основе Программ общеобразовательных учреждений МО РФ и государственного Стандарта основного общего образования по математике с учетом методической темы школы. В р...
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 5-6 класс к учебнику Виленкина, 7-9 класс алгебра к учебнику Макарычева, 7-9 класс геометрия к учебнику Атанасяна.
Рабочая программа по математике 5-9 классы1. Пояснительная запискаМатематика является одним из основных, системообразующих предметов школьного образования. Такое место математики среди школьных предме...
Рабочая программа 7 класс. Геометрия. 2ч. в неделю, авторы учебника: Геометрия 7-9 классы: учебник для общеобразовательных организаций / Л.С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др
Рабочая программа составлена для 7 классов базового уровня изучения предмета Геометрия общеобразовательных учреждений. Содержит разделы: аннотация, цели, учебно- тематический план, планируемые результ...
Рабочая программа 9 класс. Геометрия. 2ч. в неделю, авторы учебника: Геометрия 7-9 классы: учебник для общеобразовательных организаций / Л.С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др
Рабочая программа составлена для 9 классов базового уровня изучения предмета Геометрия общеобразовательных учреждений. Содержит разделы: аннотация, цели, учебно- тематический план, планируемые результ...