Рабочая программа по геометрии для 9 класса, 2021-2022
рабочая программа по геометрии (9 класс)

Улаханова Марина Родионовна

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Для реализации программного содержания используется  Геометрия. 7-9 классы: учебник для общеобразовательных организаций. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    1.Пояснительная записка

Нормативно-правовая база

Рабочая  программа по алгебре на 2021-2022 учебный год в 9 классе

МБОО «Заводская СОШ»  составлена на основе:

  • Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г, №273-ФЗ (ред. от 31.07.2020 с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.08.2020);
  • Закона «Об образовании  в РБ» от 13.12.2013г, №240-V.
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", зарегистрированным в Минюсте России 01 февраля 2011 г., регистрационный номер 19644 (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015г №1577);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» от 30.06.2020 №16;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача от 28.09.2021;
  • СанПиН 1.2.3685 – 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от 28.01.2021 №2;
  • Распоряжения Правительства России от 24.12.2013г №2506-р «О концепции развития математического образования в РФ»;
  • Методических рекомендаций по организации образовательной деятельности при реализации основных общеобразовательных программ общего образования в общеобразовательных организациях РБ от 07.08.2019 №02-11/3218.
  • Примерных основных образовательных программ  основного общего образования.
  • ООП ООО  МБОО «Заводская СОШ»;
  • Учебного плана МБОО «Заводская СОШ» на 2021-2022 учебный год.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Для реализации программного содержания используется  

Геометрия. 7-9 классы: учебник для общеобразовательных организаций. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.:М.: Просвещение, 2018.

Цели данной программы: 

  • формирование математического стиля мышления,
  • развитие универсальных (общих) способностей, умений и навыков, являющихся основой существования человека в социуме.

Для решения этих целей поставлены следующие задачи:

  • систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости для применения в практической деятельности;
  • подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных курсов и курса стереометрии в старшей школе;
  • воспитание средствами предмета культуры личности;
  • воспитание понимания значимости предмета для научно-технического прогресса;
  • знакомство с историей развития геометрии;
  • развитие логического мышления;
  • развитие пространственного воображения.
  • соблюдение гигиенических условий в классе;
  • применение активных методов изложения и закрепления учебного материала;
  • использование методов, направленных на самопознание и развитие интеллекта, воображения учащихся;
  • развитие мотивации учащихся (создание ситуации успеха на уроке, развитие

интереса к геометрии;

  • поддержание благоприятного психологического климата на уроке.

2.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные:

  • использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата геометрии;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

Метапредметные:

В 9 классе на уроках геометрии, как и на всех предметах, будет продолжена работа по развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения.

При изучении геометрии обучающиеся усовершенствуют приобретенные навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

  • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
  • выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
  • заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения геометрии обучающиеся усовершенствуют опыт проектной деятельности, как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Регулятивные:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
  • учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • учиться планировать учебную деятельность на уроке;
  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
  • работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, компьютер и инструменты);
  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования регулятивных действий служат технология проблемного  диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные:

  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
  • делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
  • добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях, справочниках и интернет-ресурсах;
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делатьсамостоятельныевыводы. 

Средством формирования познавательных действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие первую линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные:

  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • вступать в беседу на уроке и в жизни;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования коммуникативных действий служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения и организация работы в малых группах.

Предметные:

Тема

Учащиеся научатся

Учащиеся получат возможность

Векторы

  • обозначать и изображать векторы,
  • изображать вектор, равный данному,
  • строить вектор, равный сумме двух векторов, используя правила треугольника, параллелограмма, формулировать законы сложения,
  • строить сумму  нескольких векторов, используя правило многоугольника,
  • строить вектор, равный разности двух векторов, двумя способами.
  • решать геометрические задачи использование  алгоритма выражения через данные векторы, используя правила сложения, вычитания и умножения вектора на число.
  • решать простейшие геометрические задачи, опираясь на изученные свойства векторов;
  • находить среднюю линию трапеции по заданным основаниям.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать векторы для решения простейших задач на определение скорости относительного движения.
  • овладеть векторным методом для решения задач на вычисление и доказательство;

  • прибрести опыт выполнения проектов.

Метод координат

  • оперировать на базовом уровнепонятиями:  координаты вектора, координаты суммы и разности векторов, произведения вектора на число;
  • вычислять координаты вектора, координаты суммы и  разности векторов, координаты произведения вектора на число;
  • вычислять  угол между векторами,
  • вычислять скалярное произведение векторов;
  • вычислять расстояние между  точками по известным координатам,
  • вычислять координаты середины отрезка;
  • составлять уравнение окружности, зная координаты центра и точки окружности, составлять уравнение прямой по координатам двух ее точек;
  • решать простейшие задачи методом координат
  • овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство;
  • приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;
  • приобрести опыт выполнения проектов

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

Скалярное произведение векторов

  • оперировать на базовом уровне понятиями: синуса, косинуса и тангенса углов,
  • применять основное тригонометрическое тождество при решении задач на нахождение одной тригонометрической функции через другую,
  • изображать угол между векторами, вычислять  скалярное произведение векторов,
  • находить углы между векторами, используя формулу скалярного произведения в координатах,
  • применять теорему синусов, теорему косинусов,
  • применять формулу площади треугольника,
  • решать простейшие задачи на нахождение сторон и углов произвольного  треугольника

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать векторы для решения задач на движение и действие сил
  • вычислять площади фигур, составленных из двух и более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
  • вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
  • применять алгебраический и тригонометрический материал при решении задач на вычисление площадей многоугольников;
  • приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппаратапри решении геометрических задач

Длина окружности и площадь круга

  • оперировать на базовом уровнепонятиями правильного многоугольника,
  • применять  формулу для вычисления угла правильного n-угольника.
  • применять формулы площади, стороны правильного многоугольника, радиуса вписанной и описанной окружности,
  • применять  формулы длины окружности, дуги окружности, площади  круга и кругового сектора.
  • использовать свойства измерения длин, углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;
  • вычислять площади треугольников, прямоугольников, трапеций, кругов и секторов;
  • вычислять длину окружности и длину дуги окружности;
  • вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя изученные формулы.
  • В повседневной жизни и при изучении других предметов:
  • решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин.
  • выводить формулу для вычисления угла правильного n-угольника и применять ее в процессе решения задач,
  • проводить доказательства теорем  о формуле площади, стороны правильного многоугольника, радиуса вписанной и описанной окружности и следствий из теорем и применять их при решении задач,
  • решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур.

Движения

  • оперировать на базовом уровне понятиями отображения плоскости на себя и движения,
  • оперировать на базовом уровне понятиями осевой и центральной симметрии, параллельного переноса,поворота,
  • распознавать виды движений,
  • выполнять построение движений с помощью циркуля и линейки, осуществлять преобразование фигур,
  •  распознавать по чертежам, осуществлять преобразования фигур с помощью осевой  и центральной симметрии, параллельного переноса и поворота.        
  • применять свойства движения при решении задач,
  • применять понятия: осевая и центральная симметрия, параллельный перенос  и поворот в решении задач

Начальные сведения из стереометрии

  • распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
  • распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
  • определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
  • вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
  • вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
  • углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
  • применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.

Об аксиомах геометрии

Получить более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе

Повторение курса планиметрии      

  • применять при решении задач основные соотношения между сторонами и углами прямоугольного и произвольного треугольника;
  • применять формулы площади треугольника.
  • решать треугольники с помощью теорем синусов и косинусов,
  • применять признаки равенства треугольников при решении геометрических задач,
  • применять признаки подобия треугольников при решении геометрических задач,
  • определять виды четырехугольников и их свойства,
  • использовать формулы площадей фигур для нахождения  их площади,
  • выполнять чертеж по условию задачи, решать простейшие задачи по теме  «Четырехугольники»  
  • использовать свойство сторон четырехугольника, описанного около окружности; свойство углов вписанного четырехугольника при решении задач,
  • использовать формулы длины окружности и дуги, площади круга и сектора при решении задач,
  • решать геометрические задачи, опираясь на свойства касательных к окружности, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический  аппарат,
  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами,
  • распознавать уравнения окружностей и прямой, уметь их  использовать,
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин

3.Содержание учебного предмета

Векторы. Метод координат

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число.  Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Основная цель: научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется  как направленный отрезок. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами. На примерах  показать учащимся применение вектора к решению геометрических  задач.

Применение метода координат иллюстрируется на примерах решения простейших задач в координатах: координаты середины отрезка, вычисление длины вектора по его координатам, расстояние между двумя точками, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

Синус. косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Основная цель:  развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Синус и косинус любого угла от 0о до 180о вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника. Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике. Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.

Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.

Длина окружности и площадь круга

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности.  Площадь круга.

Основная цель: расширить  знания учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.

В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и  вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2п-угольника, если дан правильный п-угольник.

 Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь  - к площади круга, ограниченного окружностью.

Движение

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос и поворот. Наложения и движения.

Основная цель: познакомить с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.

 Движение плоскости вводится как  отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками.  При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте.

Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.

Начальные сведения из стереометрии

Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида. Формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар. Формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов.

Основная цель: дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве; познакомить учащихся с основными формулами для вычисления площадей поверхностей и объемов тел.

Рассмотрение простейших многогранников, а также тел и поверхностей вращения проводится на основе наглядных представлений, без привлечения аксиом стереометрии. Формулы для вычисления объемов тел выводятся на основе принципа Кавальери, формулы для вычисления площадей боковых поверхностей цилиндра и конуса получаются с помощью разверток этих поверхностей. Форму площади сферы приводится без обоснования.

Об аксиомах геометрии

Беседа об аксиомах геометрии.

Основная цель: дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.

В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных способах введения понятия равенства фигур.

Повторение. Решение задач  

Тематическое планирование

№ 

раздела

 п/п

Название темы раздела

Всего часов

Из них

Теория

Контрольные работы

1  

Повторение

2

2

2  

Векторы.

12

11

1

3

Метод координат

10

9

1

4

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

14

13

1

5

Длина  окружности и площадь  круга

12

11

1

6

Движение

10

9

1

7

Начальные сведения из стереометрии

6

6

8

Об аксиомах планиметрии

2

9

Повторение

2

Итого

70

65

5

Формы  организации учебной деятельности

Система уроков условна, основные виды:

Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: решение различных задач, изучение свойств различных фигур, практическое применение различных методов решения задач.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовки.

Урок-зачет. Устный опрос учащихся  по заранее составленным вопросам, а также решение задач разного уровня по изученной теме.

Урок-самостоятельная работа (Предлагаются разные виды самостоятельных работ).

Урок-контрольная работа, Урок-защита проектов и т.д.

Основные  виды учебной деятельности

Важным условием правильной организации образовательного процесса является выбор рациональной системы педагогических технологий, методов и приемов обучения, ее оптимизация с учетом возраста учащихся, уровня их математической подготовки, развития общеучебных умений, специфики решаемых задач.

В своей работе я  применяю дифференцированный подход к учащимся.

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: уровневая дифференциация, игровые, групповые, компьютерные технологии.

Согласно ст.16 Закона об образовании в РФ «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий» могут быть применены дистанционные технологии (образовательные технологии, реализуемые с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников).

Виды учебной деятельности: словесные (рассказ, беседа,  познавательные игры, учебные дискуссии и др.), наглядные (демонстрация чертежей, моделей, компьютерных презентаций), исследовательские (решение текстовых задач, задач на построение и доказательство), проектирование (решение задач).

4.Календарно – тематическое планирование

п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

Причина корректировки

план

факт

Повторение

2

 

1

 

Повторение курса геометрии 7 класса

1

2

 

Повторение курса геометрии 8 класса

1

 

 

Векторы

12

 

3

 

Понятие вектора. Равенство векторов.

1

 

4

Откладывание вектора от данной точки.

1

5

 

Сложение и вычитание векторов

1

 

6

 

Сложение и вычитание векторов

1

 

7

 

Сложение и вычитание векторов

1

 

8

Сложение и вычитание векторов

1

9

 

Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач.

1

 

10

 

Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач.

1

 

11

 

Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач.

1

 

12

 

Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач.

1

 

13

 

Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач.

1

 

14

 

Контрольная работа №1 «Векторы»

1

 

 

Метод координат

10

 

15

 

Координаты вектора

1

 

16

 

Координаты вектора

1

 

17

Простейшие задачи в координатах

1

18

 

Простейшие задачи в координатах

1

 

19

 

Простейшие задачи в координатах

1

 

20

Уравнения окружности и прямой

1

21

Уравнения окружности и прямой

1

22

 

Решение задач по теме «Уравнение окружности и прямой»

1

 

23

 

Решение задач по теме «Метод координат»

1

 

24

 

Контрольная работа №2 «Метод координат»

1

 

 

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

14

 

25

 

Синус, косинус, тангенс угла

1

 

26

 

Синус, косинус, тангенс угла

1

 

27

 

Синус, косинус, тангенс угла

1

 

28

 

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

1

 

29

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

1

30

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

1

31

 

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

1

 

32

 

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

1

 

33

 

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

1

 

34

Скалярное произведение векторов

1

35

 

Скалярное произведение векторов

1

 

36

 

Скалярное произведение векторов

1

 

37

 

Скалярное произведение векторов

1

 

38

 

Контрольная работа №3 «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»

1

 

 

Длина окружности и площадь круга

12

 

39

 

Правильные многоугольники

1

 

40

 

Правильные многоугольники

1

 

41

 

Правильные многоугольники

1

 

42

 

Правильные многоугольники

1

 

43

 

Длина окружности и площадь круга

1

 

44

 

Длина окружности и площадь круга

1

 

45

Длина окружности и площадь круга

1

46

 

Длина окружности и площадь круга

1

 

47

 

Решение задач

1

 

48

 

Решение задач

1

 

49

 

Решение задач

1

 

50

 

Контрольная работа №4 «Длина окружности и площадь круга»

1

 

 

Движение

10

 

51

 

Понятие движения

1

 

52

 

Понятие движения

1

 

53

 

Понятие движения

1

 

54

 

Понятие движения

1

 

55

 

Понятие движения

 

56

 

Параллельный перенос и поворот

1

 

57

 

Параллельный перенос и поворот

1

 

58

Решение задач

1

59

 

Решение задач

1

 

60

 

Контрольная работа №5 «Движения»

1

 

Начальные сведения из стереометрии

6

61

 

Многогранники

1

 

62

 

Многогранники

1

 

63

 

Многогранники

1

 

64

 

Тела и поверхности вращения

1

 

65

Тела и поверхности вращения

1

66

Тела и поверхности вращения

1

67

Об аксиомах планиметрии

1

68

Об аксиомах планиметрии

1

69

Повторение

1

70

Повторение

1

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике.

1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

Отметка «5» ставится, если:

  • работа выполнена полностью;
  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если

  • работа выполнены полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умения обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • допущена дна ошибка или два-три недочета в решении, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух-трех недочетов, но учащийся владеет обязательными умениями по данной теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

  • работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена несамостоятельно.

Учитель может повысить отметку:

  • за оригинальный ответ на вопрос;
  • за оригинальное решение задачи;
  •  за решение более сложной задачи.

2.Оценка устных ответов обучающихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность  и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
  • возможны одна – две  неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,  легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится, если:

ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов

3.Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

Грубыми считаются ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
  • незнание наименований единиц измерения;
  • неумение выделить в ответе главное;
  • неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
  • неумение делать выводы и обобщения;
  • неумение читать и строить графики;
  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
  • потеря корня или сохранение постороннего корня;
  • отбрасывание без объяснений одного из них;
  • равнозначные им ошибки;
  • вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
  •  логические ошибки.

 К негрубым ошибкам следует отнести:

  • неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
  • неточность графика;
  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
  • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочетами являются:

  • нерациональные приемы вычислений и преобразований;
  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

 Условия для реализации программы

  Учебно-методический комплекс учителя:

  • Учебник «Геометрия- 7-9» Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. «Просвещение», 2014г
  • «Контрольные и самостоятельные работы по алгебре и геометрии, 9 класс», С.Г. Журавлев, С.А. Изотова, С.В. Киреева, «Экзамен», 2015г
  • «Тесты по геометрии, 9класс», А.В. Фарков, «Экзамен», 2013г
  • «Геометрия. Тематические тесты, 9 класс», Просвещение, 2014г
  • «Дидактические материалы» по геометрии в 9 классе, в.Г. Зив, В.М. Мейлер, «Просвещение», 2010г
  •  «Задачи для подготовки к олимпиадам по математике. 500 нестандартных задач», НВ Заболотнева, Волгоград, Учитель, 2007
  • «Задания для подготовки к олимпиадам по математике», ОЛ Безрукова,   Волгоград, Учитель, 2007г

Учебно-методический комплекс ученика:

  • Учебник «Геометрия- 7-9» Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. «Просвещение», 2014г
  • «Дидактические материалы» по геометрии в 9 классе, в.Г. Зив, В.М. Мейлер, «Просвещение», 2013г
  • «Тесты по геометрии-9», АВ Фарков, Москва, Экзамен, 2010г

Материально-техническое обеспечение программы:

  • Таблицы по геометрии для 9 класса
  • Набор моделей геометрических фигур
  • Набор каркасных моделей
  • Набор гипсовых моделей геометрических тел
  • Набор пластинок «Звуковое приложение к учебнику геометрии»
  • Набор моделей для лабораторных работ по измерению площадей и объемов
  • ЭОРы: Энциклопедия «Школьный курс математики. Арифметика. Алгебра. Начала анализа. Тригонометрия.», 3-11 классы, МГУ, 7 волк Мультимедиа, 1999.
  • ПК учителя

Список литературы

1.«Закон об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г

2.Программы общеобразовательных учреждений, «Геометрия, 7-9 классы», Москва, «Просвещение», 2009г

3.Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике 

4.«Оценка качества подготовки выпускников основной школы», Г.В.Дорофеева, Л.В.Кузнецова, Г.М.Кузнецова, К.А.Краснянская, С.С.Минаева, Т.М.Мищенко, Л.О.Рослова, Е.А.Седова, С.Б.Суворова «Дрофа», 2004.

5.«ГИА в новой форме», С.С. Минаева  и другие, «Интеллект-центр», 2010.

6.«За страницами учебника математики», 7-9 классы, И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин, «Аркти», 2004.

Дополнительная литература

1.А.И.Медянник «Контрольные и проверочные работы по геометрии 7 – 11 классы», Москва, «Дрофа», 1997.

2.П.И.Алтынов «Геометрия. 7 – 9 классы. Тесты», Москва, «Дрофа», 2002.

3.И.Л.Гусева, И.Ф.Макарова, А.О.Татур «Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 7 (8, 9) класс», Москва, «Интеллект Центр», 2002.

4.Г.И.Кукарцева «Сборник задач по геометрии в рисунках и тестах», Москва, «ВАКО», 2009.

5.Л.И.Звавич «Новые контрольные и проверочные работы по геометрии. 7 – 9 классы», Москва, «Дрофа», 2002.

6.Рубежные тестовые работы по математике для 5-11 классов, А. И. Азевич, Москва, «Школьная Пресса» - 2002.

7.Математические олимпиады в школе, 5 – 11 классы, А. В. Фарков, Москва, Айрис – пресс-2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса физики 9 класс 2021-2022 учебный год

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного  предмета  в школе,  вносит  существенный  вклад  в  систему  знаний  об ок...

Рабочая программа курса физики 11 класс 2021-2022 учебный год

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного  предмета  в школе,  вносит  существенный  вклад  в  систему  знаний  об ок...

рабочая программа по физике 7 класс 2021-2022 учебный год

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного  предмета  в школе,  вносит  существенный  вклад  в  систему  знаний  об ок...

Рабочая программа курса физики 10 класс 2021-2022 учебный год

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного  предмета  в школе,  вносит  существенный  вклад  в  систему  знаний  об ок...

Рабочая программа курса астрономии 11 класс 2021-2022 учебный год

Астрономия как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного  предмета  в школе,  вносит  существенный  вклад  в  систему  знаний  о...

Рабочая программа по литературе 5 класс 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по литературе 5 класс 2021-2022 учебный год...

рабочая программа по истории 9 класс 2021-2022 уч. год

Рабочая программа по ситории для 9 класса в 2021-22 учебном году...