Урок обобщающего повторения темы "Параллельные прямые" ,геометрия 7 класс
план-конспект урока по геометрии (7 класс)

Садыкова Лидия Владимировна

В данном материале представлен конспект урока повторения и закрепления по теме "Параллельные прямые" и презентация к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Сулеймановская средняя общеобразовательная школа»

Учитель математики: Садыкова Л.В.

Конспект урока по математике для 7 класса по теме:

«Признаки параллельности прямых.

 Свойства параллельных прямых».

Тип урока: урок  обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: повторить, закрепить, обобщить полученные знания  учащихся по данной теме.

Задачи урока:

Образовательная:

  • повторить, закрепить, обобщить полученные знания  учащихся по данной теме; проверить умения и навыки учащихся применять свойства и признаки параллельности прямых при решении задач;
  • учащиеся должен распознавать виды углов, образованных двумя прямыми и секущей, отличать свойства от признаков параллельности прямых; уметь  доказывать, что прямые параллельны; делать выводы об углах образованных двумя параллельными прямыми  и секущей.

Развивающая:

  • развивать у учащихся внимание, самостоятельность, логическое мышление, математическую речь, умение высказываться; продолжать развивать тягу к учебе, к знаниям;
  • продолжить формирование навыков анализировать, сопоставлять, делать выводы;
  • развивать творческую самостоятельность.

Воспитательная:

  • способствовать выработке у школьников желания и потребности обобщения изучаемых фактов;
  • показать связь математики с жизнью;
  • развитие чувства коммуникативности (умение работать в группах);
  • содействовать воспитанию интереса к математике.

Подготовка к уроку: мультимедийный проектор, компьютер, презентация – сопровождение в Power Point; конверты с заданиями, чистые листы.

Методы обучения: частично – поисковый, исследовательский, метод устного и письменного контроля.

Формы обучения: фронтальная, дифференцированная,  групповая,  индивидуальная.

Этапы урока, их продолжительность:

Содержание урока

Продолжительность

1

Организационный момент.

1 мин

2

Сообщение темы. Постановка задач.

3 мин

3

Актуализация опорных знаний:

а) проблемное задание;

б) теоретический «блиц-опрос»;

в) письменный «экспресс-опрос» и его проверка.

16 мин:

3 мин

5 мин

8 мин = 5 мин + 3 мин

4

Решение задач:

 а) решение задач по готовым чертежам

б) групповая работа;

15 мин

2 мин

7 мин

5

Подведение итогов.

Зрительные иллюзии.

4 мин

6

Домашнее задание.

1 мин

Ход урока.

1.Организационный момент (1 мин).

Здравствуйте, ребята, садитесь. Внимание на экран. Слайд 1. – эпиграф. Говорят, что: «Геометрия – витамин для мозга».  Вы согласны? Обоснуйте свой ответ. Сегодня на уроке мы попытаемся это доказать.

2. Сообщение темы. Постановка задач (3 мин).

1). Слайд 2.

             Вам предлагается следующее задание: Разгадать ребус

    Ответ: Параллельные прямые

 Какие прямые называются параллельными? (Две прямые на плоскости называются параллельными, если они не пересекаются).

Итак, сегодня  на уроке мы продолжим изучать параллельные прямые.

Ребята, давайте откроем свои тетради и запишем  число, классная работа. Тема урока:

Слайд 4. Сегодня на уроке мы будем повторять, обобщать, закреплять и проверять  ваши знания, умения и навыки применять признаки параллельности прямых  и свойства параллельных прямых при  решении задач.

Ваша оценка за сегодняшний  урок – это слагаемое вашего успеха  на различных этапах урока. Итак: в конце урока вас ожидает практическая работа, оценку за которую вы узнаете на следующем уроке; вам будет дана возможность проявить себя в в групповой работе при решении задач; вас ожидает письменный «экспресс – опрос»; проведем теоретический «блиц-опрос». А так же прямо сейчас нам предстоит разрешить  некоторую проблему.

Все зависит только от вас! Желаю успеха!

3. Актуализация опорных знаний (15 мин).                                   

а) Проблемное задание. (3 мин).

 Слайд 5.     Какая фигура изображена на рисунке? (Куб).

Назовите группы параллельных прямых. (Всего 3 группы: длина – АD, BC, A1D1, B1C1; ширина – AB, DC, A1B1, D1C1, высота – AA1, BB1, CC1, DD1).

Ребята, разрешите спор Пети и Маши. Петя утверждает, что прямые АД и СС1 - параллельны, ведь они не пересекаются.  Маша говорит, что они не похожи на параллельные прямые, ведь одна расположена вертикально, а другая горизонтально. Кто прав?

(Показываю модель куба).

Права Маша. Действительно, хоть прямые АД и СС1 не пересекаются, но параллельными все равно не будут, так как лежат в разных плоскостях. Такие прямые будут называться скрещивающимися. О них бы поговорим на уроках геометрии в 10 классе.

б). Теоретический «блиц-опрос». (2 мин). 

Ну, что же, молодцы! Проблема разрешена. А сейчас мы переходим к следующему этапу нашего урока – это теоретический «блиц-опрос», который позволит нам повторить, закрепить  и проверить  знания различных понятий, определений, признаков, свойств. Достаньте из конверта

Карточку № 1. - Теоретический «блиц-опрос». Задание следующее: вам нужно восстановить выражения.  На подготовку дается 3 минуты. Необходимо заполнить пропуски.

1. Две прямые называются параллельными, если они лежат в одной плоскости и не пересекаются.

2. Две прямые называются перпендикулярными, если при пересечении они образуют прямой угол.

3. Две прямые, перпендикулярные к третьей параллельны между собой.

4. Прямая c называется секущей по отношению к прямым a и b, если она пересекает эти прямые в двух точках.

5. Если углы вертикальные, значит, они равны.

6. Сумма смежных углов равна 180°.

7. Равнобедренный треугольник – это треугольник, у которого две стороны равны.

8. В равнобедренном треугольнике углы при основании равны.

9. Медиана треугольника – это отрезок, проведенный из вершины треугольника к середине противоположной стороны.

10. Высота треугольника – это перпендикуляр, проведенный из вершины треугольника к противоположной стороне.

11. Биссектриса угла – это луч, делящий угол пополам.

12. Биссектриса равнобедренного треугольника, проведенная к основанию, является и медианой, и высотой.

13. Через точку не лежащую на данной прямой, можно провести только одну прямую, параллельную данной.

14. Две прямые, параллельные третьей, параллельны между собой.

15. Если прямая пересекает одну из двух параллельных прямых, то она пересечет и другую.

16. Если при пересечении двух прямых секущей накрест лежащие углы равны, то прямые параллельны.

17. Если при пересечении двух прямых секущей соответственные углы равны, то прямые параллельны.

18. Если при пересечении двух прямых секущей сумма односторонних углов равна 180°, то прямые параллельны.

19. Если две  параллельные прямые пересечены секущей, то накрест лежащие углы равны.

20. Если две параллельные прямые пересечены секущей,  то соответственные углы равны.

21. Если две параллельные прямые пересечены секущей, то сумма односторонних углов равна 180°.

 Ребята, скажите, чем являются утверждения под номерами № 16, № 17, № 18?

 (Признаками параллельности прямых).

 А что сформулировано под номерами №19, № 20, № 21?

(Свойства параллельных прямых).

в). Работа с доской. (2 мин). 

Молодцы, ребята! Теорию вы знаете хорошо, а теперь проверим, насколько хорошо вы знаете  различные виды углов и умеете их распознавать на чертеже. Внимание на экран.

Слайд 6.Задание такое: вам нужно установить соответствие между номерами углов и их видами.

Для этого вы выходите к доске по очереди  рисуете стрелку.   Слайд вывести на доску, на столах картинки с углами      

г). Практический «экспресс – опрос» и его проверка.

Итак, ребята, мы вспомнили с вами формулировки признаков параллельности прямых, свойств параллельных прямых; вы доказали, что  умеете  распознавать различные виды углов на чертеже. А теперь вам придется показать, насколько хорошо вы умеете применять свои знания на практике, то есть при решении задач.

Слайд 7. – Экспресс – опрос.

Достаньте из конверта карточку № 2 – «экспресс-опрос». Вам нужно ответить на 4 вопроса:  либо «да», либо «нет». Свои ответы и, обязательно, небольшие  комментарии к ним вы заносите в

карточку № 3 – ответы на экспресс-опрос, подписываете Ф.И. В тетрадях писать ничего не надо, но можно воспользоваться черновиком (чистый лист). Работы сдаем через 5 минут, затем проверяем ваше решение. Обратите внимание на критерии оценок – они прописаны в карточке № 2.

Карточка № 2

Критерии оценок: «5» - 4 задания; «4» - 3 задания ;

                                  «3» - 2 задания , Комментарии увеличивают оценку на 1 балл.

Г – 7. «Признаки параллельности прямых. Свойства параллельных прямых».

Карточка № 3.  

Ответы на экспресс-опрос.

Вариант 1.

Ф.И.

Г – 7. «Признаки параллельности прямых. Свойства параллельных прямых».

Карточка № 3.        

               Ответы на экспресс-опрос.

Вариант 2.

Ф.И.

1.Да, параллельны, т.к. 6 =3 – это н/л углы.

1. Да, параллельны, т.к. 5  = 4 – это н/л углы.

2.Нет, не параллельны, т.к. 2 =5 =56° (вертик.), а  5 + 3 = 56°+134°=190°≠180°(односторон).

2.Нет, не параллельны, т.к. ∠8 =∠3 = 129°(вертик.), а 5 + 3 = 61°+129°=190°≠180°(односторон).

3.Да, верно. Т.К. а║b, то6 +4 =180°(одностор.), тогда

6 +4 = 180°(верно)

3.Да, верно. Т.К. а║b, то5 +3 =180°(одностор.), тогда

5 +3 =180°(верно)

4. Да, верно. Т.К. 2 =5 (вертик.), а

5 = 7 (как соотв при а║b), то и 2 = 7.

4. Да, верно. Т.К. 1 =6 (вертик.), а

6 = 8 (как соотв при а║b), то и 1 = 8.

Проверка 2 мин.

При ответе на какой вопрос вы пользовались признаками параллельности прямых; свойствами параллельных прямых? (1 и 2 вопрос – признаки; 3и 4 вопрос – свойства).

Карточка №3.  Ф.И.

Вариант 1.   Ответы на экспресс – опрос.

Карточка № 3    Ф.И.

Вариант 2.   Ответы на экспресс – опрос.

1).         +

1).        +

2).        -

2).              -

 3).         +

3).            +

4).         +

4).            +

Ребята, поднимите руки, кто на все вопросы ответил верно? Кто ответил верно только на 3 вопроса? Кто смог ответить правильно только на 2 вопроса?

Ну, что же, молодцы, ребята!   Физкультминутка

А сейчас мы переходим к следующему этапу нашего урока, к решению задач.

3. Решение задач (15 мин). – коллективная работа

а) решение задач по готовым чертежам; Задание на доске со слайда, решение на боковую доску

1.

   

2.                                                                      

                                                                   

                                                                   

                                   

б). Групповая работа. (7 мин). – слайд

Итак, мы с вами уже работали самостоятельно над «экспресс-опросом» и  фронтально  обсуждали ваше решение; слушали решение домашней задачи. На этих этапах урока вы не  оформляли  решение задачи, не строили чертеж, а теперь вам такая возможность будет дана.

Мы переходим к следующему этапу нашего урока – групповая работа.

Достаньте из конверта карточку № 4. На решение двух  задач вам дано 7 минут. Решение оформляете в тетрадях. Вы работаете в парах, обсуждаете решение, записываете. Кто быстрее всех выполнит задание – будет консультантом в своей группе, т.е. будет оказывать помощь остальным.

Группа 1. – парты 1 ряда.

Группа 2. – парты 2 ряда.

Г– 7. «Признаки параллельности прямых. Свойства параллельных прямых».

Карточка № 4.                           Групповая работа  - 1.

1)                       c

                                 а

                         5     6        b

1). Дано: а ║ b,  с - секущая

    1 в 2 раза больше   6

    Найти: 1, 6.

Ответ: 120°, 60°.

 2)                 а                         b        

        d                                      

c                                

                               

2).По данным рисунка найдите х.

Ответ: х = 50°.

Г– 7. «Признаки параллельности прямых. Свойства параллельных прямых».

Карточка № 4.                         Групповая работа – 2.

               

1)                

                                 

                     

        

1). Дано: х ║ у, z - секущая

     1 на 30°меньше 2

    Найти: 3.

Ответ: 75°.

 2

2).По данным рисунка найдите х.

Ответ: х =74°.

Кто быстрее всех справился с заданием, тот  достает из конверта карточку № 5 и разгадывает кроссворд.

4. Подведение итогов. (2 мин).

Зрительные искажения

1). Слайд 10.  Ребята, посмотрите внимательнее на следующие рисунки.

Являются ли параллельными горизонтальные линии? (Да, они параллельны).

Как вы считаете, за счет чего достигается эффект «обман зрения»? (За счет сбоя расположения желтых и синих квадратов).

2). Итак, мы убедились, что рисунок может таить в себе подвох, значит нельзя безраздельно доверять нашим органам чувств. Поэтому все выводы, полученные с помощью наблюдений, необходимо проверять путем рассуждений. Таким образом, очень важно уметь доказывать параллельность прямых, а не верить только своим глазам.

3) А теперь, ребята, давайте подведем итог. Какая тема нашего урока? (Признаки параллельности прямых и свойства параллельных прямых).

Да, совершенно верно, сегодня мы закрепляли и проверяли ваши знания, умения и навыки применять свойства и признаки параллельности прямых для решения задач.

Что вам понравилось на уроке? Что не понравилось?

Давайте оценим свою работу на уроке. Подведение обучающихся к самооценке деятельности на уроке. У каждого из вас на партах лежат оценочные листы (карточка №5). Поставьте каждый себе оценку за урок, учитывая результаты  теоретического блиц - опроса, практического экспресс - опроса, ответы у доски и устные ответы. Сдайте листы самооценки.

       4) Резюме    урока.

Закончить наш урок хотелось бы такими словами: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их» (Д. Пойа).

 

5. Домашнее задание. (1 мин). В Р.Т. номера 113,114,115

Приложение

Карточка № 1. - Теоретический «блиц-опрос».  Заполнить пропуски.

1. Две прямые называются параллельными, если они лежат в ________________________ и не ________________.

2. Две прямые называются перпендикулярными, если при пересечении они образуют ____________________.

3. Две прямые, перпендикулярные к третьей __________________________.

4. Прямая c называется секущей по отношению к прямым a и b, если она ______________ эти прямые в ______________.

5. Если углы вертикальные, значит, они ____________.

6. Сумма смежных углов равна __________.

7. Равнобедренный треугольник – это треугольник, у которого ____________________.

8. В равнобедренном треугольнике углы при ____________________.

9. Медиана треугольника – это отрезок, проведенный из вершины треугольника к________________________________.

10. Высота треугольника – это ________________, проведенный из вершины треугольника к _______________________.

11. Биссектриса угла – это луч, делящий ____________________.

12. Биссектриса равнобедренного треугольника, проведенная к основанию, является и _____________________.

13. Через точку не лежащую на данной прямой, можно провести только ____________________, параллельную данной.

14. Две прямые, параллельные третьей, ___________________________.

15. Если прямая пересекает одну из двух параллельных прямых, то она _________________.

16. Если при пересечении двух прямых секущей накрест лежащие углы __________________________________.

17. Если при пересечении двух прямых секущей соответственные углы __________________________________.

18. Если при пересечении двух прямых секущей сумма __________________ углов равна 180°, то ___________________. 19. Если две  параллельные прямые пересечены секущей, то накрест лежащие ___________________.

20. Если две параллельные прямые пересечены секущей,  то соответственные________________.

21. Если две параллельные прямые пересечены секущей, то сумма ____________углов ___________.

Карточка № 2

Критерии оценок: «5» - 4 задания с комментариями; «4» - 3 задания с комментариями ;

                                  «3» - 2 задания с комментариями.

Г – 7. «Признаки параллельности прямых. Свойства параллельных прямых».

Карточка № 3.  

Ответы на экспресс-опрос.

Вариант 1.

Ф.И.

Г – 7. «Признаки параллельности прямых. Свойства параллельных прямых».

Карточка № 3.        

               Ответы на экспресс-опрос.

Вариант 2.

Ф.И.

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

_

Карточка № 4.                           Групповая работа  - 1.

1)                       c

                                 а

                         5     6        b

1). Дано: а ║ b,  с - секущая

    1 в 2 раза больше   6

    Найти: 1, 6.

 2)                 а                         b        

        d                                      

c                                

                               

2).По данным рисунка найдите х.

Г– 7. «Признаки параллельности прямых. Свойства параллельных прямых».

Карточка № 4.                         Групповая работа – 2.

               

1)                

                                 

                     

        

1). Дано: х ║ у, z - секущая

     1 на 30°меньше 2

    Найти: 3.

 2

2).По данным рисунка найдите х.

Карточка № 5. Лист самооценки.  Ф.И.______________________

Карточка №1

Теоретический блиц - опрос

Карточка №2

Практический экспресс - опрос

Коллективная работа.

Решение задач.

Карточка №4

Групповая работа

Суммарный балл

Итоговая оценка

Карточка № 5. Лист самооценки.  Ф.И.______________________

Карточка №1

Теоретический блиц - опрос

Карточка №2

Практический экспресс - опрос

Коллективная работа.

Решение задач.

Карточка №4

Групповая работа

Суммарный балл

Итоговая оценка

Карточка № 5. Лист самооценки.  Ф.И.______________________

Карточка №1

Теоретический блиц - опрос

Карточка №2

Практический экспресс - опрос

Коллективная работа.

Решение задач.

Карточка №4

Групповая работа

Суммарный балл

Итоговая оценка

Карточка № 5. Лист самооценки.  Ф.И.______________________

Карточка №1

Теоретический блиц - опрос

Карточка №2

Практический экспресс - опрос

Коллективная работа.

Решение задач.

Карточка №4

Групповая работа

Суммарный балл

Итоговая оценка

Карточка № 5. Лист самооценки.  Ф.И.______________________

Карточка №1

Теоретический блиц - опрос

Карточка №2

Практический экспресс - опрос

Коллективная работа.

Решение задач.

Карточка №4

Групповая работа

Суммарный балл

Итоговая оценка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Геометрия – витамин для мозга».

Слайд 2

Разгадайте ребус

Слайд 3

Признаки параллельности прямых. Свойства параллельных прямых. Тема урока:

Слайд 5

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ: 2 и 3 накрест лежащие 7 и 4 5 и 7 соответственные 5 и 4 3 и 4 односторонние 4 и 8 1 и 4 вертикальные 1 и 3 7 и 3 смежные 8 и 7 6 и 8 2 и 5 1 2 3 4 5 6 7 8

Слайд 6

Экспресс – опрос. 2 вариант . 1 вариант. Будет ли a ׀׀ b (рис. 1) , если  6 =  3  3 = 134 ° ;  2 = 56 °  5 =  4  5 = 61 ° ;  8 = 129 ° Если a ׀׀ b (рис. 2) , то верно ли, что  6 +  4 = 180 °  2 =  7  5 +  3 = 180 °  1 =  8 6 2 1 5 8 4 3 7 1 2 3 4 5 6 7 8 a b c a b c рис.1 рис.2

Слайд 7

Решение задач по теме: «Признаки параллельности прямых. Свойства параллельных прямых.» Задача №1

Слайд 8

Задача №2

Слайд 9

Групповая работа.

Слайд 10

ЗРИТЕЛЬНЫЕ ИСКАЖЕНИЯ Являются ли параллельными красные горизонтальные линии ?

Слайд 11

Иллюзия Геринга (иллюзия веера) Прямые, на самом деле, параллельны

Слайд 12

Иллюзия Вундта (1896) Линии в центре, в действительности, параллельны.

Слайд 14

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: В рабочих тетрадях номера 113, 114, 115

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....

Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....

Презентация к уроку по теме "Скрещивающиеся прямые". Геометрия. 10 класс.

Данная презентация предназначена для введения нового понятия "Скрещивающиеся прямые". 10 класс. Геометрия....

Урок обобщающего повторения в 7 классе. Урок-игра "Счастливый случай"

На уроке в игровой форме повторяются все разделы русского языка. Материал урока можно использовать и для внеклассного мероприятия...

Урок обобщающего повторения курса географии 10 класса. Игра «Мозговой штурм»

Обобщающее повторение курса возможно повести в игровой форме. Игра "Мозговой штурм" дает возможность повторить с учениками все темы изучаенные в 10 классе....

Конспект урока. "Признаки параллельности двух прямых ". Геометрия 7 класс

Обобщающий урок по теме : «Признаки параллельности двух прямых»...

Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.

Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...