Программы
рабочая программа по геометрии (6 класс)
Дополнительная общеразвивающая программа для 5-6 класса "Математика ПЛЮС (геометрия)". Программа включает в себя знакомство с начальными геометрическими сведениями, обучает учащихся работать с чертежными инструментами, развивает их творческое мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_programma_po_matematike.docx | 35.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10» города Когалыма
(МАОУ «СОШ № 10»)
Принята на заседании методического совета от «31» августа 2020г. | Утверждаю Директор МАОУ СОШ №10 ________________Антонов А.В. «___»_______________2020г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Математика ПЛЮС (геометрия)»
направленность: социально -гуманитарная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся:11-12 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Парунина Ирина Михайловна,
учитель математики
г. Когалым, 2020 г
Пояснительная записка
Данный структурный элемент Программы
содержит основные характеристики Программы:
Нормативно-правовые основания
федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – Федеральный закон №273-ФЗ);
приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Концепция развития дополнительного образования, утвержденная
распоряжением правительства Российской Федерации детей от 04.09.2014 № 1726-р;
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН2.4.4.3172-14);
письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Направленность программы «Математика +» — социально-гуманитарная
Актуальность: практическая значимость данной программы выражается в том, что решение геометрических задач школьного курса не позволяет в полной мере раскрыть творческую сторону предмета., напрямую связать с реальной жизнью.
Новизна в решении задач используются оригинальные методы решения
Педагогическая целесообразность разработки и внедрения данной образовательной программы обусловлена тем, что курс содержит различные виды геометрических задач. С их помощью учащиеся получают опыт работы с чертежными инструментами, величинами, получают опыт применения геометрии к решению практических задач.
.
Отличительной особенностью данной программы является ее практическая значимость во всех предметных областях образовательного процесса, с помощью различных способов решения геометрических задач развивается умение анализировать задачные ситуации, строить план решения с учётом взаимосвязей между известными и неизвестными величинами, формулировать и развивать важные общеучебные умения.
Цель дополнительной образовательной программы «Решение практических задач по геометрии» - использование алгоритмов, общих приемов, формулирование новых подходов в решениии дает возможность ликвидировать у большей части учащихся страх перед геометрической задачей, научить решать их и доказывать правоту своего решения.
Задачи программы:
в направлении личностного развития:
- формирование представлений о геометрии, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении:
- развитие представлений о геометрии как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для геометрии и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
Адресат программы: учащиеся в возрасте 11-12 лет, количество в группе 5 или 10 обучающихся
Уровень программы – стартовый, 1 год
Срок реализации программы: 56 часов
Форма обучения–очная
Формы занятий – групповая, индивидуальная.
Режим занятий: расписание занятий кружка строится из расчета 28 учебных недель в год, два занятия в неделю поодному академическому часу, всего 56 занятий в год. Образовательный процесс происходит в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями учащихся, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.Занятия проводимые в один день продолжительностью два академических часа и перерывом 10 минут.
Форма занятий– групповая.
2. Учебный план
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
История возникновения и развития геометрии | 1 | 1 | |||
Точка, линия, прямая | 2 | 1 | 1 | ||
Виды углов, измерение углов | 5 | 1 | 4 | Проверочная работа | |
Биссектриса угла. | 3 | 1 | 2 | ||
Смежные и вертикальные углы | 5 | 1 | 4 | Проверочная работа | |
Практическая работа № 1 | 2 | 2 | |||
Окружность. Круг. | 4 | 1 | 3 | Проверочная работа. | |
Геометрическое кружево | 5 | 5 | Творческое задание | ||
Треугольники | 5 | 1 | 4 | ||
Практическая работа № 2 | 2 | 2 | |||
Осевая и центральная симметрия. | 4 | 1 | 3 | ||
Симметрия вокруг нас. | 3 | 3 | Проверочная работа | ||
Поворот и параллельный перенос . | 4 | 1 | 3 | ||
Практическая работа № 3. | 2 | 2 | |||
Рисование плоских фигур. | 2 | 2 | |||
Создание композиций из плоских фигур. | 5 | 5 | Творческое задание | ||
Практическая работа № 4. | 2 | 2 | |||
| 56 | 9 | 47 |
3. Содержание программы
1. Тема. «История возникновения и развития геометрии.»: На первом вводном занятии руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения в кружке, противопожарный инструктаж учащихся. Рассказывает о истории возникновения и развитии геометрии.
2 Тема «Точка, линия, прямая.»
Содержание
Знакомство с простейшими геометрическими фигурами, их обозначениями, построение на бумаге.
3. Тема « Виды углов, измерение углов.»
Содержание
Что такое угол, как его можно измерить, в чем можно измерить
4 Тема « Биссектриса угла»
Содержание
Определение биссектрисы, ее свойства, решение задач
5. Тема «Смежные и вертикальные углы»
Содержание
Определение смежных и вертикальных углов, их свойства, решение задач.
6. Тема «Окружность. Круг.»
Содержание
Даем понятие окружности и круга, в чем их принципиальное отличие, учимся строить окружность по заданному радиусу, решение задач..
7. Тема «Геометрическое кружево»
Содержание
Развиваем творческие способности, рисуем с помощью циркуля и линейки замысловатые узоры, передаем их в цвете, пытаемся найти геометрические узоры в архитектуре.
8. Тема «Треугольники»
Содержание
Даем определение треугольнику, его обозначение, построение, решаем задачи..
9. Тема «Осевая и центральная симметрия.»
Содержание
Вводим новое понятие геометрии осевой и центральной симметрии, учимся отображать фигуры при различных симметриях..
10. Тема «Симметрия вокруг нас.
Содержание
Учимся находить в природе тела, обладающие осевой или центральной симметрией
11. Тема «Поворот и параллельный перенос»
Содержание
Даем определение поворота и параллельного перноса, решаем практические задачи на бумаге..
12. Тема «Рисование плоских фигур.»
Содержание
Применяем навыки работы с чертежными инструментами, строим плоские фигуры.
13. Тема «Создание композиций из плоских фигур»
Содержание
Рисуем картины из плоских фигур.
4.Планируемые (ожидаемые) результаты
Личностными результатами реализации программы станет формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества, а так же формирование и развитие универсальных учебных умений самостоятельно определять, высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
Метапредметными результатами реализации программы станет формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности, а именно следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
- В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи.
- Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять более простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, учиться договариваться.
Предметными результатами реализации программы станет создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности, а именно:
- познакомиться со способами решения нестандартных задач по математике;
- познакомиться с нестандартными методами решения различных математических задач;
- освоить логические приемы, применяемые при решении задач;
- рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию
- расширить свой кругозор, осознать взаимосвязь математики с другими учебными дисциплинами и областями жизни;
- познакомиться с новыми разделами математики, их элементами, некоторыми правилами, а при желании самостоятельно расширить свои знания в этих областях;
- приобрести опыт самостоятельной деятельности по решению учебных задач;
5.Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы
Формы подведения итогов реализации программы: текущий, промежуточный и итоговый.
Средства контроля: устная проверка, тестирование, контрольные упражнения, выполнение технических и тактических приемов.
Формы контроля
- Проверочные работы
- Практические занятия
- Творческие задания
- Методические материалы
- Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения материалов);
- Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий)
- Метод наглядности
- Метод практического обучения
- Метод иллюстраций
- Групповая работа (используется при решении геометрических задачи задач со спичками)
Формы организации учебных занятий
- урок-консультация;
- практикум;
- урок проверки и коррекции знаний и умений.
- соревнование;
Используются следующие педагогические технологии:
Информационно – коммуникационные, игровые, здоровьесберегающие, коммуникативные.
7.Организационно – педагогические условия реализации Программы
7.1. Календарный учебный график
Дата начала и окончания учебных периодов | Количество учебных недель и (или) количество учебных дней | Продолжительность каникул | Сроки контрольных процедур |
01.09.2020 – 31.05.2021 | 35 недель и 245 дней | 26.10 – 7.11.2020 | с 19 по 24.12.2020 с 15 по 20.05.2021 |
7.2. Материально – технические условия реализации программы
Технические средства
Компьютер, проектор, экран.
7.3. Кадровое обеспечение реализации программы
Программу реализует педагогический работник (педагог дополнительного образования, учитель), имеющий среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлению, соответствующему направлению данной дополнительной общеразвивающей программы) и отвечающий квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональным стандартам.
К реализации программы возможно привлечение лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" в случае рекомендации аттестационной комиссии и соблюдения требований, предусмотренных квалификационными справочниками.
7.4. Список литературы
- Задачи на смекалку 6 класс: И. Ф. Шарыгин пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/- М.: Просвещение, 2013
- Виват, математика! Занимательные задания и упражнения. 5 класс / авт.-сост. Н. Е. Кордина. – Волгоград : Учитель, 2014..Фарков А.В. Внеклассная работа по математике.5-11 классы М.: Айрис-пресс, 2008
- Гельфман, Э. Г. Геометрия для младших школьников : учеб. пособие / Э. Г. Гельфман [и др.]. – Томск : Томский государственный университет, 2001.Екимова М.А., Кукин Г.П. задачи на разрезание. – М.: МЦНМО, 2005
- Шарыгин, И. Ф. Наглядная геометрия. 5–6 классы : пособие для общеобразоват. учреждений / И. Ф. Шарыгин, Л. Н. Ерганжиева. – М. : Дрофа, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...