СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ С ПОМОЩЬЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по геометрии (7 класс)
В статье приведены примеры постановки проблемных ситуаций на уроках геометрии.
Проведение исследовательских работ методом кейса.
Ключевые слова: проблемная ситуация, кластер, кейс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.sozdanie_situatsii_uspeha_zhuravleva1.pptx.docx | 63.79 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА
НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ
С ПОМОЩЬЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учитель математики
ГБОУ школы № 621 Санкт-Петербурга
Журавлева Оксана Владимировна
АННОТАЦИЯ
В статье приведены примеры постановки проблемных ситуаций на уроках геометрии.
Проведение исследовательских работ методом кейса.
Ключевые слова: проблемная ситуация, кластер, кейс.
Сформировать у учащихся потребность в учении можно лишь доброжелательными отношениями между учителями и учащимися, основанными на уважении и требовательности. При использовании интерактивных технологий на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы.
У Плутарха есть известная притча о работниках, которые везли тачки с камнями. Работников было трое. К ним подошёл человек и задал каждому и них один и тот же вопрос: «Чем ты занимаешься?» Ответ первого был таков: «Везу эту проклятую тачку».
По-иному ответил второй: «Зарабатываю себе на хлеб». Третий воодушевлённо провозгласил: «Строю прекрасный храм!». Все они выполняли одну и ту же работу, но думали о ней, а, следовательно, и выполняли её по-разному. Поэтому, прежде всего, необходимо осознание учащимися полезности своего учебного труда и мотивов своей деятельности.
Одной из составляющих предмета математики является геометрия. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
На уроках геометрии учащиеся должны одновременно знакомиться с новыми для них фигурами, создавая себе достаточно полный их образ, усваивать основные свойства этих фигур, овладевать терминологией и не только говорить, но и думать на новом – геометрическом языке. Главной для развития познавательного интереса являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, в которых необходимо разобраться самому. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация:
- Для учащихся 7-х классов - это геометрическая зарядка или интеллектуальная разминка.
Для геометрической зарядки готовятся карточки с изображением различных геометрических фигур. На рисунках могут отображаться свойства этих фигур и их геометрическая запись. Каждая карточка сопровождается вопросом, на который даётся только два ответа: да или нет. Если ответ «да», то поднимают руки вверх, если «нет» - выставляют руки вперёд. Либо карточка вот такого вида, от простого к сложному.
Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Использую проблемные ситуации, учитель помогает их разрешить. Пример: проблемная ситуация перед изучением темы «Сумма углов треугольника».
- Один из углов треугольника содержит 36 градусов, а другой – на 18 градусов больше. Найдите величину третьего угла.
Пытаясь самостоятельно решить задачу, учащиеся приходят к выводу, что для решения этих задач не хватает данных. Осуществляется переход к практической работе:
Построить 3 треугольника: остро, тупо и прямоугольных. С помощью транспортира измерить углы и найти сумму углов в каждом треугольнике. Но обязательно найдется 1-2 ученика, у которых другой результат. Поэтому доказывается теорема.
Пример: при изучении темы «Теорема Пифагора» метод создания проблемной ситуации, также эффективен.
- Один из примеров проблемной ситуации с помощью задачи индийского математика XII века Бхаскары
На берегу реки рос тополь одинокий.
Вдруг ветра порыв его ствол надломил.
Бедный тополь упал. И угол прямой
С теченьем реки его ствол составлял.
Запомни теперь, что в этом месте река
В четыре лишь фута была широка
Верхушка склонилась у края реки.
Осталось три фута всего от ствола,
Прошу тебя, скоро теперь мне скажи:
У тополя как велика высота?
Анализируя математическую модель этой прикладной задачи, учащиеся приходят к выводу, что нужно найти гипотенузу по двум известным катетам. Возникает проблема: как это сделать?
Для решения этой проблемы проводиться практическая работа исследовательского характера, предлагая учащимся задания по рядам: постройте прямоугольные треугольники с катетами 12 и 5, 6 и 8, 8 и 15 и измерьте гипотенузу. Результаты заносятся в таблицу. Затем учащимся предлагаю выразить формулой зависимость между длинами катетов и гипотенузой в прямоугольном треугольнике. Ребята выдвигают гипотезы, которые обсуждаются. После нахождения зависимости между сторонами прямоугольного треугольника эмпирический вывод требует теоретического обоснования, т е доказывается теорема Пифагора.
Проведение исследовательских работ является одной из наиболее активных форм обучения.
Вот, например, для введения темы: «Средняя линия трапеции» предлагается провести следующие исследования.
1. Указание к работе.
- Постройте 3 трапеции.
- Проведите средние линии.
- Измерьте средние линии и основания трапеции.
- Сравните значение средней линии со значениями оснований.
- Сделайте вывод.
В продолжении темы средний линии трапеции рассмотрим следующий пример:
- Какую фигуру образуют отрезки, последовательно соединяющие середины сторон трапеции?
В процессе рассуждения учащимся приходиться проводить исследование для каждого вида трапеции, так как в данной задаче не указано, для какой трапеции следует рассмотреть фигуру. В процессе исследования получаются следующие фигуры: параллелограмм, квадрат, ромб или прямоугольник. В итоге составляется графический кластер.
Пример: отработка навыков использования формул площадей многоугольников может проходить следующим образом.
- На парту раскладывается набор из равнобедренных прямоугольных треугольников, которые равны между собой. Боковая сторона равна 4см.
Задание: Из этих треугольников составить:
- квадрат с площадью 16 см2,
- ромб с площадью 32 см2,
- прямоугольник с площадью 32 см2,
- квадрат с площадью 64 см2,
- параллелограмм с площадью 48 см2,
- трапецию с площадью 48 см2.
Записать формулы, по которым находятся площади этих фигур. В результате проделанной работы получаются рисунки. Постепенно, кластер который мы уже рассматривали можно добавить знаниями о площади каждой фигуры.
При выполнении таких упражнений активная мыслительная деятельность учащихся приводит к желаемому результату, т.е. непроизвольному запоминанию определений, свойств и признаков изучаемых фигур.
Практическое применение задач по геометрии, можно проводить методом-кейса.
Классификация кейсов:
- Обучающие кейсы
- Практические кейсы
- Научно-исследовательские кейсы
Суть метода-кейса заключается в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний.
А именно,
- отработка умений работы с информацией;
- активизация познавательной деятельности;
- повышение мотивации к учебному процессу;
- умение делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации;
- приобретение навыков чёткого и точного изложения собственной точки зрения;
- выработка навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществления самоанализа, самоконтроля и самооценки.
- Рассмотрим пример кейса к уроку по теме: «Подготовка к ОГЭ. Решение практико-ориентированных задач».
Учащимся предлагается рассчитать стоимость ремонта рекреации 1этажа школы. Для решения поставленной задачи необходимо ознакомившись с прайс-листами трех фирм по закупке строительных материалов и найму рабочих, выбрать самый оптимальный, экономичный вариант.
Для решения поставленной задачи подготовлен кейс, в котором имеются характеристики реакреации, условия проведения ремонта, прайс-листы фирм. Учащиеся должны произвести соответствующие практические расчеты и обоснованно объяснить выбор той или иной фирмы. Класс разбивается на группы по 5-6 человек. Каждой группе выдаются кейсы в которых прописан:
1. План работы в группе.
2. Список необходимых работ для выполнения ремонта.
3. Прайс-лист.
4. Прейскурант цен на стоимость услуг, для проведения отделочных работ нужно выбрать наиболее экономически выгодную бригаду.
Поставлены задачи.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАЩИТЫ ПРОЕКТОВ.
- Обоснование выбора фирмы для покупки отделочного материала.
- Обоснование выбора фирмы для проведения отделочных работ.
- Стоимость отделочных работ. Расчеты.
Вопросы для обсуждения.
- С чем вы сегодня познакомились?
- Каким практическим навыкам вы научились?
- Какие математические знания вам помогли на уроке?
Откуда брать ситуации? Самый лучший путь получения конкретных ситуаций— взять их из жизни, то что интересно учащимся, то с чем они сталкиваются ежедневно или могут столкнуться в ближайшем будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание ситуации успехана уроке, как один из способов повышения мотивации учения.
Выступление на заседании методического совета школы....
«Роль создания ситуаций успеха в практической деятельности педагогов».
Педагог связан с обучающимися целой системой формальных и неформальных связей, за характер которых он несет ответственность перед обществом, перед семьей подростка, перед самим подростком и пере...
Создание ситуации успеха на уроке математики с помощью электронной системы опроса SMART-Response XE
Статья содержит анализ опыта применения электронной системы SMART-Response XE для опроса учащихся, создания комфортных условий на уроке...
Создание ситуации успеха в практической деятельности
Буклет предназначен учителям, использующим здоровьесберегающие технологии в своей профессиональной деятельности...
Создание ситуации успеха на уроках истории и обществознания как основы для активизации учебной деятельности учащихся в свете реализации ФГОС.
laquo;Как решить вопрос успеваемости?» Именно такой вопрос стоит перед каждым учителем и администратором школы в конце каждой учебной четверти....
Использование на уроках биологии и во внеурочной деятельности педагогических приёмов создания ситуации успеха ученика
Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех результат подобной ситуации.Ситуация успеха – это переживание субъектом своих личностных достижений.Главный смысл ...
Активизация творческой деятельности учащихся на создание ситуации успеха в практической работе
Пробудить интерес у детей к изучаемым предметам можно, если накапливать материал, способный привлечь внимание каждого ребёнка, ведь то, что привлекает ученика, заставляет его размышлять, сосредоточить...