Открытый урок по геометрии на тему "Определение подобных треугольников"
методическая разработка по геометрии (8 класс)

Открытый урок по геометрии на тему "Определение подобныхтреугольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_opredelenie_podobnyh_treugolnikov_8_klass.doc204.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Чыраа-Бажынская средяя общеобразовательная школа Дзун-Хемчикского кожууна

Учитель математики: Монгуш Сайлык-кыс Сандан-ооловна.

Цели урока:

Образовательные:

  • ознакомление с понятиями подобия, сходственных сторон, коэффициентом подобия, пропорциональности отрезков; изучение характеристик подобных треугольников и их свойств;

Развивающие:

  • формирование у обучающихся ключевых умений, имеющих универсальное значение для всех видов деятельности – выделение проблемы, сбора, сравнения, анализа и обработки информации, обобщения результатов и формулировки выводов;

Воспитательные:

  • воспитание трудолюбия, терпимости, ответственного отношения к делу.

Оборудование: компьютер, наборы треугольников, транспортиры, линейки, презентация, раздаточный материал (рабочая карта), оценочный лист.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята!

Девизом к сегодняшнему уроку будут слова древнегреческого математика Фалеса:

- Что есть больше всего на свете? – Пространство.

- Что быстрее всего? – Ум.

- Что мудрее всего? – Время.

- Что приятнее всего? – Достичь желаемого.

Учитель: Я желаю всем вам сегодня достичь на уроке желаемых результатов, на основании поставленных вами целей. Итак, начинаем урок!

(слайд № 1)

В Атлантическом океане есть место, по форме напоминающее геометрическую фигуру, о которой мы сегодня будем говорить.

Это место, расположенное между Бермудскими островами, государством Пуэрто-Рико, полуостровом Флорида. Его ещё называют “дьявольским”, “проклятым”. Загадочность его заключается в том, что в нем бесследно исчезают самолеты и корабли. Природа этого места остается, тайной и по сей день

(Слайд №2,3,4).

Учитель: Как вы думаете, что это за место?

(Слайд № 5)

Обучающиеся: Бермудский треугольник.

II. Мотивация и актуализация знаний.

Учитель: Какой же геометрической фигуре мы  посвятим сегодняшний урок?

Обучающиеся: Треугольнику.

Учитель: У вас на рабочих столах лежат оценочные листы, в которых по мере прохождения заданий на уроке вы будете выставлять сами себе оценку по  пяти бальной шкале. Затем, в конце урока, найдя среднее арифметическое ваших оценок, вы оцените себя, прокомментируя свою деятельность.

Учитель: Давайте вспомним все, что нам известно о треугольнике.

(Слайд № 6)

Вопросы:

  1. Какая фигура называется треугольником?
  2. Какие элементы треугольника вы знаете?
  3. Какими могут быть треугольники в зависимости от величины углов, длин сторон?  
  4. Расскажите о равнобедренном треугольнике

(Слайд № 7)

о равностороннем треугольнике

          (Слайд № 8)

о прямоугольном треугольнике

          (Слайд № 9)

  1. Чему равна сумма углов треугольника?

(Слайд № 10)

Учитель: Оцените себя в оценочном листе.

Ребята, это еще маленькая часть того, что мы должны знать и узнаем в будущем.

III. Изложение нового материала.

Показываю два равных треугольника.

Учитель: Что вы можете сказать об этих треугольниках?

Обучающиеся: Равные.

Учитель: Как проверить, что они равны?

Обучающиеся: Треугольники должны совместиться наложением.

Показываю еще 2 треугольника, которые не являются равными, а являются  подобными.

Учитель: А что вы можете сказать об этих треугольниках?

 Обучающиеся: ...?

Учитель: Я предлагаю провести небольшую исследовательскую работу. (По рядам заранее раздаю наборы подобных треугольников, работа  проводится в парах).

Учитель:  Исследуйте  пары треугольников. Подумайте, что вы можете сказать об их соответствующих элементах. (Дети работают в парах и делают выводы. На слайде осуществляем самопроверку).

(слайд № 11)

1 ряд

2 ряд

S =  900    O=900

I = 1400     L=1400

T =  700    P=700

H = 200    M=200

R = 200     Q=200

K =200    N=200

ST/OP=1/2

TR/PQ=1/2

SR/OQ=1/2

IH/LM=1/2

HK/MN=1/2

IK/LN=1/2

(слайд № 12)

Учитель: Оцените себя в оценочном листе.

Учитель:  Как вы думаете, как их можно назвать?

Обучающиеся: Равноугольные  и с пропорциональными сторонами, похожие.

Учитель: Называются эти треугольники подобными треугольниками. Какова же будет тема нашего урока?

Обучающиеся: Подобные треугольники.

Учитель: Тема нашего урока: “Определение подобных треугольников”

(слайд № 13).

Учитель: Какие цели вы поставите перед собой?

Обучающиеся:

  • Сформулировать определение подобных треугольников;
  • Изучить характеристики подобных треугольников и их свойства;
  • Узнать, где применяется подобие треугольников.

(слайд № 14)

Учитель: Приглашаю вас в геометрическую лабораторию. Как и при любом исследовании, результаты будут зависеть от того, насколько точно и аккуратно будет сделана работа. Перед вами на столах наборы для исследования,  рассмотрев несколько примеров, ваша задача ввести понятие подобных треугольников и сформулировать их основные свойства.

Учитель: Для того чтобы начать работу, давайте, вспомним понятия:

- Что называется отношением двух отрезков?

- Когда отрезки являются пропорциональными отрезками?

1этап. Для каждого из рисунков, заполните таблицу 1  и таблицу 2 по рядам соответственно, результаты внесите в рабочую карту:

(слайд № 15)

На выполнение этого этапа исследования отводится 6-7 минут, затем выполняем самопроверку со слайда

(слайд № 16)

2 этап. Ответьте на вопросы:

  1. Что можно сказать про углы каждой пары треугольников? (соответственные углы каждой пары треугольников равны).
  2. Что можно сказать про стороны каждой пары треугольников? (соответственные стороны каждой пары треугольников пропорциональны).

 - Сформулировать определение подобных треугольников, вписав необходимые пропущенные слова:

Если углы двух треугольников РАВНЫ и стороны одного треугольника ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫ сходственным сторонам другого, то такие треугольники называются ПОДОБНЫМИ.

(слайд № 17)

Число равное отношению сходственных сторон подобных треугольников называется КОЭФФИЦИЕНТОМ ПОДОБИЯ.

Физкультминутка:

3 этап. Определите, чему равны коэффициенты подобия каждой пары треугольников из  1 этапа исследования. Ответы запишите в рабочую карту. Выполняем самопроверку со слайда..

(слайд № 18,19)

 4 этап. Сравните данные коэффициенты подобия треугольников с соответствующими им отношениями периметров и площадей. Результаты запишите в рабочую карту.

Ответьте на вопросы:

  1. Чему равно отношение периметров подобных треугольников? (отношение периметров подобных треугольников равно коэффициенту подобия)
  2. Чему равно отношение площадей подобных треугольников? (отношение площадей подобных треугольников равно квадрату коэффициента подобия)

Ответы запишите в рабочую карту. Выполняем самопроверку со слайда.

(слайд № 20,21)

Учитель: Оцените себя в оценочном листе.

IV. Решение задач.

Учитель: Теперь рассмотрим, где же на практике применяется подобие треугольников. Ребята, уже  совсем немного времени вам остаётся до ОГЭ в 9 классе, поэтому мы решим задачу из раздела реальная математика:

 

 (Слайд № 22)

Один ученик решает задачу у доски, остальные в рабочих тетрадях.

Учитель: Оцените себя в оценочном листе.

V. Подведение итогов урока (рефлексия), выставление оценок.

Возвращаемся к слайду, содержащему цели урока,  дети отвечают, что узнали, чему научились.

(слайд № 23)

Вычислите в оценочном листе средний бал и прокомментируйте свою деятельность на уроке, поставив себе оценку.

Выставляю оценки за урок.

VI. Домашнее задание (слайд № 24)        

1. п. 56-58, из рабочей карты выучить определения и свойства, №533, 536  для всех.

2. подготовить рисунки или макеты подобных фигур.
3. подготовить историческую справку о Фалесе Милетском.

VII. Заключительное слово учителя.

Ребята, сегодня на уроке все хорошо постарались для того, чтобы достигнуть поставленных вами  целей. В ходе проведения исследования были открыты новые для нас понятия и сформулированы свойства. В дальнейшем мы с вами узнаем как подобие можно применить в жизненных ситуациях. На сегодня все молодцы и спасибо за урок!(слайд№25)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по геометрии 8 класс: "Подобные треугольники. Отношение подобных треугольников."

В работе дан развернутый конспект урока геометрии в 8 классе по теме: "Подобные треугольники. Отношение подобных треугольников"....

Открытый урок в 8 классе по геометрии на тему "Подобные треугольники".

Архив содержит сценарий урока, презентацию и самоанализ проведённого урока....

Презентация открытого урока по геометрии 7 класс. Тема "Треугольники".

Данный урок предназначен для урока обобщения по теме "Признаки равенства треугольников". Урок систематизации знаний с использованием фронтальной работы по готовым чертежам, решением задач повышенной т...

Открытый урок по геометрии в 8 классе по теме "Определение подобных треугольников"

Цели урока:ввести понятие подобных треугольников;сформировать навык применения понятия подобных треугольников к решению задач;развитие творческой деятельности;реализовать межпредметные связи с алгебро...

Открытый урок по геометрии 7 класс "Прямоугольный треугольник. Решение задач" СОШ №660 ЗЦ ДЮТ "Зеркальный". Шавинкова Елена Сергеевна

Открытый урок по геометрии 7 класс "Прямоугольный треугольник. Решение задач" СОШ №660 ЗЦ ДЮТ "Зеркальный". Шавинкова Елена Сергеевна...

Открытый урок по геометрии "Первый признак равенства треугольников"

На уроке дети должны усвоить, что в равенстве треугольников можно убедиться несколькими способами: два из них им уже известны, а третий способ — первый признак равенства треугольников. Также уче...