Программа элективного курса "Нескучная геометрия"
рабочая программа по геометрии (7 класс)

Современная парадигма образования требует, чтобы выпускник, получая аттестат зрелости, выходил из стен школы не только с определенным багажом учебных знаний, умений и навыков, но и, обладая определенным уровнем социальной компетенции, то есть усвоенные учеником ценности позволяли ему успешно функционировать в данном обществе. Вопрос социализации личности наиболее успешно решается при условии использования в педагогической практике метода проектно-исследовательских технологий, которые позволяют моделировать проблемную ситуацию и находить варианты разрешения.Современная парадигма образования требует, чтобы выпускник, получая аттестат зрелости, выходил из стен школы не только с определенным багажом учебных знаний, умений и навыков, но и, обладая определенным уровнем социальной компетенции, то есть усвоенные учеником ценности позволяли ему успешно функционировать в данном обществе. Вопрос социализации личности наиболее успешно решается при условии использования в педагогической практике метода проектно-исследовательских технологий, которые позволяют моделировать проблемную ситуацию и находить варианты разрешения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neskuchnaya_geometriya.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нескучная геометрия. Авторская программа элективного курса. 7-й класс

Разделы: Преподавание математики 

Математика, геометрия в частности,
представляет собой могущественный инструмент
познания природы и создания техники

Пояснительная записка

Современная парадигма образования требует, чтобы выпускник, получая аттестат зрелости, выходил из стен школы не только с определенным багажом учебных знаний, умений и навыков, но и, обладая определенным уровнем социальной компетенции, то есть усвоенные учеником ценности позволяли ему успешно функционировать в данном обществе. Вопрос социализации личности наиболее успешно решается при условии использования в педагогической практике метода проектно-исследовательских технологий, которые позволяют моделировать проблемную ситуацию и находить варианты разрешения.

Актуальность и необходимость данного курса очевидна: элективный курс “Практическая геометрия” поможет школьникам развить мышление, нестандартное видение объекта, обогатить личностный опыт, найти реальные пути применения знаний в жизненной практике. Этот курс направлен в первую очередь, на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка. Он отвечает запросам общества, т.е. помогает учащимся сориентироваться и определить профиль будущей трудовой деятельности.

При использовании данного элективного курса акцент следует делать не столько на приобретение дополнительной суммы знаний по геометрии, сколько на развитие способностей самостоятельно приобретать знания. Поэтому ведущими формами занятий могут быть исследовательские проекты, ролевые игры, круглый стол, работа с научно-популярной литературой, практические занятия.

Цели курса:

  • знакомство учащихся с важнейшими методами применения геометрических знаний на практике.

Задачи курса

  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников информации;
  • повышение информационной, коммуникативной культуры, опыта самостоятельной деятельности;
  • совершенствование умений и навыков в ходе выполнения программы курса, выполнения практических заданий, отбор и систематизация информации, подготовка презентации;
  • овладение учащимися знаниями о широких возможностях применения геометрии в жизни человека.

Ожидаемый результат элективного курса:

  • формирование ключевых компетенций;
  • участие в научно-практических конференциях;
  • личностный рост учеников.

В области учебных компетенций:

уметь:

  • организовывать процессы изучения;
  • выбирать собственную траекторию образования;
  • выполнять учебные и самообразовательные программы.

В области исследовательских компетенций:

уметь:

  • получать и использовать информацию из различных источников;

знать:

  • способы поиска и систематизации знаний из различных видов источников.

В области коммуникативных компетенций:

  • выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей;
  • выступать публично;
  • сотрудничать и работать в команде.

В области информационных компетенций:

уметь:

  • самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её.

Особенности освоения элективного курса:

При реализации курса целесообразно выделить следующее:

  • учитель должен выступать не только в роли посредника между учащимися и учебным материалом, но и в роли консультанта;
  • следует существенно уплотнить информационную насыщенность материала;
  • необходимо адаптировать учебный материал соответственно уровню подготовки учащихся. При этом доступность содержания не должна наносить ущерб научности, обсуждение проблем и задач требует от обучающихся определенных усилий, поэтому учитываются возрастные особенности детей;
  • предельно ориентировать содержание на практическое применение;
  • уделять большое внимание процессу целеполагания и рефлексии.

Критериями эффективности освоения программы считается:

  • развитие интереса к предмету;
  • ориентация на осознанный выбор профессии и связь будущей профессии с математикой;
  • умение учащихся отбирать, изучать и систематизировать информацию, полученную из научно-популярной литературы.

Содержание элективного курса для учащихся 7 класса

Технологическая карта

Наименование темы

Дата

занятия

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. Вводное занятие.

14.01

Знакомятся с целями и задачами курса.

Постановка цели. Обсуждение с учащимися возможных способов решения поставленной проблемы, выдвижение гипотезы решения и определения методов исследования.

2. Из истории геометрии.

21.01

Разрабатывают планы решения задач, согласовывают представленный проект решения со всеми участниками.

Наблюдает за деятельностью учащихся, вносит коррективы в решение задач.

3. Пространство и размерность.

28.01

Определение способов сбора информации по теме.

Проводит беседу. Вносит свои идеи предложения по сбору материала.

Раздел 1. Геометрия в дороге.

1. Измерения длины.

04.02

 

 

2. Измерение высоты недоступных предметов.

11.02

Работают над решением поставленных задач. Выполняют практическую работу.

 

3. Искусство мерить шагами. Глазомер.

18.02

Выполняют практическую работу.

Проводит беседу с привлечением учащихся.

4. Практическая работа №1. Провешивание прямой на местности. Использование Свойств равностороннего треугольника

25.02

Обсуждение в группе методом “мозговой атаки” возможных способов решения поставленной проблемы.

Наблюдает за деятельностью учащихся. Корректирует работу.

5. Измерение голыми руками.

04.03,11.03

 

Вносит коррективу в программу поиска.

6. Практическая работа №2. Измерение недоступной высоты.

 18.03

Выполняют практическую работу.

Консультирует учащихся.

Раздел 2. Окружность. Старое и новое о круге.

1. Практическая геометрия египтян и римлян.

01.04

 

 

2. Ошибка Джека Лондона.

08.04

 

 

3. Практическая работа №3. Как нарисовать окружность?

15.04

Выполняют эскизы. Работают над решением промежуточных задач.

Руководит деятельностью учащихся.

4. Окружность как совершенная геометрическая форма в архитектуре.

22.04,29.04

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий и критерий успеха проектной деятельности.

Вносит свои идеи и предложения.

5. Практическая работа №4. Деление окружности на n частей.

 06.05

Выдвижение гипотезы решения и определённых методов исследования.

Помогает и мотивирует учащихся.

6. Геометрия без измерений и вычислений.

13.05

Анализируют полученную информацию.

Проводит беседу.

7. Практическое занятие.

20.05

Докладывают о результатах работы.

 

8. Презентационный час.

27.05

Участвуют в оценке проектов других групп. Осуществляют рефлексию процесса себя в нём с учётом оценки других.

Участвует в оценке проекта.

Методические рекомендации

В ходе освоения элективного курса применяются технологии проектного обучения. Все учащиеся разбиваются на группы, каждой группе предлагается выбрать тему проектной деятельности. Проект создается в процессе коллективной работы школьников в группе, важно, чтобы каждый ученик чувствовал себя комфортно и вносил свой вклад в общее дело.

Примерные темы проектных работ

  1. Окружность как совершенная геометрическая форма в архитектуре.
  2. Бордюры
  3. Орнаменты
  4. Топологические опыты

Литература

  1. Наглядная геометрия. И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева.
  2. Занимательная геометрия Я.И. Перельман 2005 год
  3. За страницами учебника математики В.Л. Минковский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по математике для учащихся 10-11 классов « Подготовка к ЕГЭ: решение дополнительных задач по алгебре и геометрии »

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10-11 классов, расчитана на 70 часов (35 ч в 10 классе, 35 ч в 11 классе). Цель курса - создание условий для формирования и развития у обуча...

Программа элективного курса по математике для учащихся 2-3 курсов НПО «Подготовка к ЕГЭ: решение дополнительных задач по алгебре и геометрии »

Цель курса - создание условий для формирования и развития у обучающихся самоанализа и систематизации полученных знаний, подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.Рассчитанная на 40 часов, программа...

Программа элективного курса по черчению в 10-11 кл. «Элементы начертательной геометрии и инженерной графики»

В данном курсе учащиеся знакомятся с основными навыками современных профессий инженерно-технического направления: инженера-технолога, архитектора, дизайнера и т.д.Дизайн – проектирование, ставше...

Рабочая программа элективного курса по геометрии "Симметрия вокруг нас"

Предлагаемая программа нацелена на развитие интереса учащихся, на развитие их творчества, на формирование представлений о симметрии, на развитие образного мышления учащихся, на формирование картины...

Элективный курс «Геометрия в искусстве и искусство в геометрии»

Данный курс рассчитан на 16 часов и посвящен темам, которые не рассматриваются на уроках геометрии.Элективный курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по естественно-научному и художест...

Программа элективного курса по геометрии "Геометрия вокруг нас"

Программа элективного курса по геометрии для учащихся 9 класса рассчитана на 17 часов...

Программа элективного курса по математике для учащихся 10 классов. "ГЕОМЕТРИЯ ТРЕУГОЛЬНИКА"

программа элективного курсам по математике для учащихся 10 классов. рассчитана на 17 часов. Рассмотрена на заседании кафедры математики и методики преподавания математики Поволжской государственной с...