Геометрия в современной школе: «за» и «против»
статья по геометрии

Нечаева Марина Олеговна

хотелось поделиться о наболевшем, знаю, что не одна размышляю на данную тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geometriya_v_sovremennoy_shkole.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

              Геометрия в современной школе:

                                 «за» и «против»

        Геометрия — это раздел математики, который занимается изучением свойств геометрических фигур(формально) и является незаменимым предметом в школе, но так думают далеко не все в 21 веке.

          Предмет исследования геометрии можно увидеть в повседневной жизни. Куда не глянь, везде геометрия! И, правда, если оглянуться вокруг, то нас сплошь и рядом окружают геометрические объекты, находимся мы на улице или в здании. А ведь эта наука возникла ещё в Древнем Египте и развивалась в связи с потребностями практической деятельности человека: с различными измерительными работами, которые приходилось выполнять при разметке земельных участков, при строительстве зданий и сооружений, прокладывании дорог. В древней архитектуре смело использовались самые разные геометрические формы.

           Где бы мы не находились и чем бы мы не занимались, нас окружают предметы, имеющие форму геометрических фигур. При чем то, что имеет углы, отрезки и плоскости является объектом искусственного происхождения и изготовлено человеком. А предметы природного происхождения имеют округлые формы, такие как шар, окружность, дуга.


            В нашей жизни геометрия играет очень важную роль. Она нужна не только для того, чтобы назвать части строений или формы окружающего нас мира. С помощью геометрии мы можем решить многие задачи и ответить на разные вопросы. Геометрия дает не только представление о фигурах, их свойствах, взаимном расположении, но и учит рассуждать, ставить вопросы, анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, сопоставлять, мыслить логически, творить, искать и находить. Геометрия помогает развитию других наук и открывает новые области знаний. Информационный скачок последних лет проходит не без участия геометрии. Если задуматься, то геометрия есть практически во всех областях знаний и мире профессий

             Какие же навыки прививает изучение геометрии в школе?

  1. Логическое мышление. Основополагающий навык, который можно развить в процессе изучения геометрии. Особенность этой науки в том, что для ее полного понимания недостаточно заучить формулы, теоремы, аксиомы, утверждения и уметь применять их на практике. Необходимо достичь всецелого понимания предмета и увидеть логическую связь в процессе изучения каждой темы, что, к огромному сожалению, в рамках школы сделать трудно.
  2. Память. Огромное количество значений и элементов науки позволяют улучшить память. Касается это не только науки, но и жизни человека в целом.  Регулярное и внимательное изучение геометрии влияет на человеческую память не менее благотворно, чем заучивание наизусть стихов.
  3. Творческие качества. Геометрия остается одной из самых творческих наук. Порой задачи можно решить множеством способов, применяя совершенно разный набор теорем, формул и законов и получить верное решение на основе чертежей и собственных умозаключений. В этом особенность школьного предмета

Почему же в сегодняшнее время, многими детьми этот предмет, любимый их родителями, в прошлом такими же учениками, как и они попал в разряд «нелюбимых»? Почему падает интерес к этому предмету в последние десятилетия? Попробую разобраться в данном вопросе.

С моей точки зрения, есть целый ряд причин, который обуславливает низкую мотивацию к обучению геометрии в школе:

  1. Отсутствие такого важного, на мой взгляд, предмета как черчение. Грамотно выполненный чертёж с помощью инструментов, правильно заточенного простого карандаша, нужной твёрдости-мягкости был залогом 50% решения задачи. В процессе построения чертежа по условию задачи учащийся уже начинал обдумывать её решение, рассуждать, развивать пространственное воображение. Что мы имеем сейчас? Картинка от руки, часто небрежное обозначение, непонимание свойств предмета изучения, подчас безграмотный рисунок, а то и вовсе его отсутствие. Многие дети убеждены, что чертёж к задаче в тетради при решении домашнего задания – лишнее, достаточно того, что он есть на черновике как набросок
  2. Возрастные особенности при изучении геометрии. Образное мышление закладывается и хорошо развивается у детей младшего возраста. К тому моменту, когда геометрия изучается как отдельный предмет, у девочек хорошо развито пространственное воображение, а у мальчиков – нет. В силу этих особенностей мальчикам изначально легче даётся предмет, нежели девочкам, так как изучается геометрия на плоскости, а стереометрия, которая изучается в старшей школе, легче даётся девочкам. Но им уже сложно перестроиться, а мальчикам, понимавшим планиметрию, также сложно войти в стереометрию
  3. Неумение работать с учебником, дополнительной литературой. Дети перестали открывать учебник для того, чтобы прочитать теоретический материал, для них это скучно, непонятно, бессмысленно. Отсюда и грамматические ошибки в написании терминов, определений, понятий, недопустимые сокращения слов.  Это касается любого предмета. Достаточно того, что услышал, увидел на уроке. Хорошо, если есть в кабинете интерактивная доска (у детей хорошо развито «клиповое» мышление), но весь урок нецелесообразно проводить только по готовым красочным картинкам, так как они разучатся письменно излагать материал грамотным языком. А математический язык – язык особенный, он лаконичный, но вместе с тем такой ёмкий!
  4. Интернет и, так называемые, ГДЗ. Проще простого купить ребёнку «решебник», с которого он переписывает домашние задания, в полной уверенности, что там всё верно. Даже не задумываясь над тем, что переписывает. Как правило, «решебник» не даёт полного и грамотного решения задач, использует символы, значения которых ребёнок не знает. Интернет…почему бы не использовать его со знаком «+»? Например, посмотреть видеоуроки, просмотреть решение схожих задач, пройти онлайн-тесты? Нет же, проще списать, то же самое ГДЗ.
  5. Взрослые, безусловно. Как учитель, так и родители. Задача учителя – заинтересовать ученика предметом, неформально давать уроки, делая акцент не на изучении теоретического материала, а на решении задач, а задача родителя – поддержать в этом и учителя, и, в первую очередь, своего ребёнка. Что-то не получается - попытаться разобраться в причине неудач, проявить терпение и волю. Помочь, но не делать за ребёнка домашнее задание или не бросить его в объятия пункта 3, потому что так проще всего.
  6. Наличие геометрии в ОГЭ и ЕГЭ по математике. Сама по себе геометрия – наука, которую можно назвать «свободолюбивой», она не вписывается в рамки экзамена, где важно дать только конечный результат. Из-за этого теряется смысл изучения геометрии, её алгебраизация. Красота решения задач по геометрии в рассуждениях, мыслительной деятельности ученика, грамотно изложенной в тетради, а не в числе, которое стоит в бланке ответов.

Возможно, причин меньше или больше, важнее вопрос : что делать? Сложно ответить на этот вопрос

Скорость изменения окружающей среды, среды обитания столь велика, что человек не успевает приспособиться к этим изменениям. В последнее время все большее влияние получает в обществе движение в защиту окружающей среды. Люди очень озабочены тем, какие продукты питания они потребляют, естественные или синтезированные, количество калорий, которое они содержат, экологически чистые или же содержащие химические добавки и прочее и прочее. Но пора создавать и движение в защиту образовательной среды, нужны глубокие исследования по экологии образовательной среды.

Для нормального развития ребенку необходимо полноценное питание. Для нормального интеллектуального развития необходима разнообразная интеллектуальная пища. Сегодня математика, особенно геометрия, является одним из немногих экологически чистых и полноценных продуктов, потребляемых в системе образования. Геометрия может и должна стать предметом, с помощью которого мы можем сбалансировать работу головного мозга, улучшить функциональное взаимодействие между полушариями. Геометрия — витамин для мозга.


… И замкнулся круг. То есть может замкнуться. Геометрия, стоявшая у колыбели человеческого разума, как одна из самых первых наук, может помочь сегодня человеку сделать еще один скачок в своем развитии. Интеллектуальном, духовном и нравственном.  Не упустить бы эту возможность.




Давыдова В. А., Маеренкова В. В. Геометрия в повседневной жизни // Юный ученый. — 2018. — №6. — С. 16-18. — URL https://moluch.ru/young/archive/20/1330/ (дата обращения: 19.12.2019).

https://1sovetnik.net/semya-deti/item/252-kakie-navyki-pomogaet-razvivat-geometriya.html
http://www.shevkin.ru/stat-i-podrobnee/i-f-shary-gin-nuzhna-li-shkole-21-go-veka-geometriya/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы школьной оценки в современной школе «Оценка : «за» и «против»

1)Система оценивания  должна  давать возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс.2) Необходимо фиксировать...

« Медиация в современной школе, за и против»

В данной работе раскрывается основной принцип работы медиации в школе и ее результативность по итогу....

Классный час "Современные гаджеты: за и против"

Данный клаасный час предназначен для учащихся 8-9 классов. Безусловным плюсом данного классного часа является участие родителей и совместное обсуждение с детьми столь актуальной проблемы как современн...

Современная реклама.За и против.

Данная работа "Современная реклама.За и против" може использоваться во внеурочной деятельности по русскому языку.Она поможет учащимся изучить возникновение рекламы,показать особенности современной рек...

Современные гаджеты - за и против.

Классный час "Современные гаджеты - за и против"....

Изучение геометрии в современной школе

Статья "Изучение геометрии в современной школе"...