11 кл. Касательная плоскость к сфере. Презентация
презентация к уроку по геометрии (11 класс)
Презентация является сопроводительным материалом к уроку по теме "Касательная плоскость к сфере" (УМК - Александров А.Д.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11kl._kasat._ploskost_k_sfere._shuvalova_a.pptx | 651.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повторение «Взаимное расположение сферы и плоскости» Пусть R - радиус, d = OA - расстояние от центра шара до плоскости. 1 ) d > R : сфера и плоскость не имеют общих точек.
2) d = R : сфера и плоскость имеют одну общую точку ; Повторение «Взаимное расположение сферы и плоскости» 3) d < R : сфера и плоскость пересекаются по окружности.
Касательная Свойство касательной к окружности Свойство касательной плоскости (к сфере) Касательная к окружности перпендикулярна к радиусу, проведённому в точку касания. Если прямая касается окружности , то она перпендикулярна радиусу, проведённому в точку касания. Если…, то…
Касательная Свойство касательной к окружности Свойство касательной плоскости сферы Касательная к окружности перпендикулярна к радиусу, проведённому в точку касания. Если прямая касается окружности , то она перпендикулярна радиусу, проведённому в точку касания. Если плоскость касается сферы, то она перпендикулярна радиусу, проведённому в точку касания.
Касательная Свойство касательной к окружности Свойство касательной плоскости сферы Касательная к окружности перпендикулярна к радиусу, проведённому в точку касания. Касательная плоскость сферы перпендикулярна радиусу, проведённому в точку касания. Если прямая касается окружности , то она перпендикулярна радиусу, проведённому в точку касания. Если плоскость касается сферы, то она перпендикулярна радиусу, проведённому в точку касания.
Задание: Доказать свойство касательной плоскости. Методы доказательства: Восходящий – от требования к условию. Нисходящий – от условия к требованию. От противного (от обратного). Метод перебора.
Свойство касательной плоскости Если плоскость касается сферы, то она перпендикулярна радиусу, проведённому в точку касания . Доказательство (от противного): Обозначим: S -сфера, α-касательная плоскость. Пусть α НЕ R -радиусу S . Тогда d < R . d < R , по т. «О пересечении шара с плоскостью» α∩ S ?! (α-касательная плоскость). α R .
Признак касания сферы и плоскости Если плоскость проходит через точку на сфере и перпендикулярна радиусу, проведённому в эту точку, то она касается сферы .
Теорема о касании сферы и плоскости Свойство: Если плоскость касается сферы, то она перпендикулярна радиусу, проведённому в точку касания. Признак: Если плоскость проходит через точку на сфере и перпендикулярна радиусу, проведённому в эту точку, то она касается сферы. Теорема: Плоскость и сфера касаются в некоторой точке тогда и только тогда, когда плоскость перпендикулярна радиусу, проведённому в эту точку.
Минутка релаксации 1. Сядьте на середину стула (спина не прижата к спинке стула), ноги чуть расставьте. 2. Потяните прямые руки ладонями друг к другу вверх на вдохе. 3. На выдохе отклонитесь назад, держа руки прямыми. 4. Не напрягайте шею, постарайтесь максимально расслабить лицо. 5. Через 10 секунд вернитесь в исходное положение.
№ 16.16 Дано: OA = R , α -касательная плоскость, X α. а)| OX |. | XA | = ? б) | XA |. | OX | = ? Расстояние от X до шара = XB - ? Решение: α -касательная плоскость, значит по теореме о касании сферы и плоскости OA XA OAX – прямоугольный. По теореме Пифагора: а ) | XA | = б) | OX | = |OB| = |XA| = R . | XB| = |OX| - |OB| = |OX| - |XA| Ответ : а) | XA | = ; б) | OX | = , | XB | = | OX | - | XA |
№ 16.20 Дано : Шар, R – радиус, KME – линейный угол двугранного угла. Найти : d(O, MN) = ? а) KME = 90 ; б) KME = 60 ; в) KME = План решения: 1) Дополнительное построение: плоскость, проходящая через центр шара, перпендикулярная MN -ребру двугранного угла. 2) Планиметрический случай: внутри угла величиной лежит точка, удалённая на равные расстояния от его сторон, причём эти расстояния известны и равны R . 3) Указанная точка лежит на биссектрисе угла.
Домашнее задание п.16.3 – читать, учить формулировки. Стр.123 №16.20 (в, г). Рефлексия Что на сегодняшнем уроке было наиболее интересным для Вас? Что было наиболее трудным ? Ваши действия по преодолению этих трудностей?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие "Остров сокровищ" по теме "Координатная плоскость" 6 класс.(презентация)
Урок обобщения и систематизации знаний по теме: «Координатная плоскость». Нестандартная форма урока повышает интерес к математике, в игровой форме ученики отрабатывают умение строить точки...
Разработка урока - технологическая карта по УМК "Сферы" презентация Smart Notebook по теме "Население Южной Америки. 7 класс".
Разработка урока по УМК "Сферы" предусматривает практико-деятельный подход, где учитель выступает в качестве "дирижера" учебного действия. В разработку открытого урока входят: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ...
Резработка урока геометрии в 8 классе по теме "Касательная к окружности" с презентацией
Конспект урока «Решение задач по теме «Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности» - 8 класс Учитель: Зайцева Галина Геннадиевна Цели: Обучающие: обобщить и си...
Плоскость, прямая, луч - презентация
Плоскость, прямая, луч...
Презентация к уроку "Касательная. Уравнение касательной"
Касательная.Уравнение касательной»11 класс...
11 кл. Взаимное расположение сферы и плоскости. Презентация
Презентация содержит иллюстрации со страниц учебника (УМК - Атанасян Л.С.)....
11 кл. Касательная плоскость к сфере. Технологическая карта
Технологическая карта разработана на основе УМК - Александров А.Д,...