Конспект урока геометрии в 9 классе по теме Куб. Элементы куба.
план-конспект урока по геометрии (9 класс)

Никифорова Наталья Николаевна

Успех в усвоении геометрического материала учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида во многом зависит от правильного использования средств, методов и приёмов обучения.

Обучение геометрии должно быть наглядным и действенным. Формирование пространственных и геометрических представлений у обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии возможно только через непосредственное восприятие материальных моделей геометрических фигур, геометрических тел, предметов окружающей действительности.   (М.Н. Перова. В.В. Эк)

В качестве наглядных средств на уроке используются модели геометрических фигур и тел разных размеров, цвета; плакаты с изображением фигур и тел; конкретные предметы, которые по форме тождественны или имеют сходство с изучаемыми геометрическими фигурами и телами.

Выбор методов и приёмов, применяемых на уроке, определяется содержанием геометрического материала, индивидуальными возможностями обучающихся, образовательными и коррекционными задачами урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Кузедеевская школа-интернат»

Конспект урока математики в 9 классе по теме:

«Куб. Элементы куба»

(для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида)

                                             

 

Учитель Н.Н. Никифорова

                                 

Тема урока: «Куб. Элементы куба»

Цели урока:

  1. Систематизация знаний обучающихся о параллелепипеде. Показать, что куб – это параллелепипед.
  2. Развитие восприятия формы, зрительной памяти, умения сравнивать объекты, устанавливать черты сходства и различия предметов.
  3. Воспитание усидчивости, терпеливость.

Оборудование. Модели кубов, других параллелепипедов, шаблоны для изображения кубов, плакат с изображением предметов, имеющих форму геометрических тел, линейки чертёжные, треугольники, ножницы, презентация по теме: «Куб. Элементы куба».

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Повторение

У учителя и у каждого обучающегося имеются модели куба и

прямоугольного параллелепипеда иного вида.

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=717ab1ae258557920d75ad8f4234a2fe-13-144&n=21http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=9a4d3458b04ead5dc01e1f692cd98e8c-112-144&n=21

  1. Учитель просит показать вершины  параллелепипеда. Спрашивает:

«Что показали?  Что можно сказать о количестве вершин параллелепипеда?»

(Ответ обучающихся: «Вершины – это точки. У параллелепипеда 8 вершин»).

Учитель просит показать рёбра  параллелепипеда. Спрашивает: «Что показали?  Что можно сказать о рёбрах параллелепипеда?»

(Ответ обучающихся: «Рёбра – это отрезки. У параллелепипеда 12 рёбер»).

Учитель просит показать равные рёбра.

        Далее учитель просит показать грани параллелепипеда. Спрашивает: «Что показали?  Что можно сказать о гранях параллелепипеда?»

(Ответ обучающихся:  «У параллелепипеда 6 граней»).

Учитель просит показать равные грани.

После этого обучающиеся повторяют всё то, что им известно о параллелепипеде: (8 вершин, 12 рёбер, каждые 4  ребра равны между собой, 6 граней, каждые 2 грани являются равными между собой прямоугольниками).

  1. Объяснение нового материала

1. Учитель показывает обучающимся куб и говорит, что это – параллелепипед, т.к. у него тоже 8 вершин, 12 рёбер, 6 граней, только все рёбра и грани у этого параллелепипеда равны.

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=4c2668bea91d62433aaccf66b046c898-44-144&n=24

2. Презентация по теме: «Куб. Элементы куба».

Слайд 1

Тема урока: «Куб. Элементы куба».

Слайд 2

1. Систематизировать знания обучающихся о параллелепипеде.

Показать, что куб – это параллелепипед.

2. Развивать восприятие, зрительную память.

3. Воспитывать усидчивость, терпеливость.

Слайд 3. Куб. Элементы куба

Элементы куба: 1-ребро 2-грань 3- вершина.

Слайд 4. Элементы куба - грани

Вопросы: 1. Сколько граней у куба? 2. Какой геометрической фигурой представлены грани куба? 3. Что вы можете сказать о размере граней куба?

Слайд 5. Грани куба

Запомните: 1. У куба 6 граней. 2. Все грани куба – квадраты. 3. Все грани куба равны.

Слайд 6. Элементы куба - ребра

Вопрос: 1. Чем представлены ребра куба? 2. Сколько ребер у куба? 3. Что вы можете сказать об их величине?

Слайд 7. Элементы куба - ребра

Запомните: 1. Ребра куба – отрезки. 2. У куба 12 ребер. 3. У куба все ребра равны.

Слайд 8. Элементы куба - вершины

Вопрос: 1. Чем представлены вершины куба? 2. Сколько вершин у куба?

Слайд 9. Элементы куба - вершины

Запомните: 1. Вершины куба – точки. 2. У куба 8 вершин.

Слайд 10. Противоположные грани

Запомните: 1. Две грани куба, которые лежат друг против друга, называются противоположными гранями. 2. У куба 3 пары противоположных граней.

Слайд 11. Смежные грани

Запомните: 1. Две грани куба, которые имеют одно общее ребро, называются смежными гранями.

Слайд 12. Элементы куба

Вопросы: 1. Сколько ребер у куба? 2. Сколько граней у куба? 3. Сколько вершин у куба?

3. Учитель показывает обучающимся плакат с изображением предметов, имеющих форму геометрических тел. Просит ответить на вопрос: «Какие из изображённых на плакате предметов имеют форму куба?»

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=1867494880825849f8eb4070c6ff252d-128-144&n=21http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=bd26b8eb95969ecd12cd3f428e7d73fe-29-144&n=21http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=580da50f34cee745c5ef6ab6a5a2319b-116-144&n=21http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=b10ea4e91f01816e594e9293e9d23cae-113-144&n=21http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=bee8b0fbd476f1a1c1cd22b8621c230e-126-144&n=21

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=93c91450d5a859f7fc8cd49c4e8b709f-139-144&n=21NEW STEALTHCAM B/W WALL CLOCKhttp://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=7ee52951e0a7dd55730240682b478d0f-96-144&n=21http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=d12b0fa03700e628fc46cb9b1c4dbebb-119-144&n=21

  1. Закрепление изученного материала

1. Работа с учебником

1.1. Учитель задаёт вопрос: «Как из деревянной модели прямоугольного параллелепипеда сделать модель куба?»,  и предлагает  обучающимся проверить правильность их ответов по учебнику (стр. 46, №143, на рисунке 87 показано решение задачи).

1.2. Стр. 48 № 148

Упражнение 25. Найдите объем общей части двух призм ADA1BCB1 и ABA1DCD1, содержащихся в единичном кубе ABCDA1B1C1D1. - Картинка

Выпишите для куба АВСД А 1 В 1 С 1 Д 1 (рис.89,а):

а) все его видимые грани, рёбра, вершины;

б) все его невидимые грани, рёбра, вершины;

в) все пары равных между собой рёбер.

1.3. Стр. 48 №149

Посмотрите на куб с разных сторон и из предложенных рисунков выберите те, которые могут являться изображениями куба (рис. 90)

                Урок геометрии в 10 классе         http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=58b530075e940a25cd10d86826cf168b-88-144&n=21

2. Практическая работа

2.1. Рисование кубов

Изображение кубов можно рисовать от руки, с помощью чертёжных инструментов, но можно воспользоваться шаблоном.  Он имеет форму контура изображения куба. В нём сделаны две дырочки – в местах изображения вершин, не лежащих на контуре.

С помощью чертёжных инструментов или с помощью шаблона нарисуйте куб.

                               http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=7d843becea7e7b93e07c1aaffdb1360c-125-144&n=21

2.2. Работа с моделью

а) Составьте какую-нибудь конструкцию из пяти одинаковых кубиков и нарисуйте её, глядя на неё справа.

б) Измените конструкцию и нарисуйте её, глядя на неё сверху.

V. Подведение итогов урока

1. Размышляем:

а) Почему куб является прямоугольным параллелепипедом?

б) Верно ли, что всякий прямоугольный параллелепипед является кубом?

в) Дайте определение куба («Куб – это прямоугольный параллелепипед с равными рёбрами»)

2. Оценка работы обучающихся на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока информатики 10 класс на тему: "Приемы работы с графическими элементами текстового редактора"

План-конспект урока информатики 10 класс на тему: "Приемы работы с графическими элементами текстового редактора"...

Конспект урока геометрии 8 класс по теме: "Вписанная и описанная окружность" Атанасян.

Конспект урока геометрии 8 класса по теме: "Вписанная и описанная окружность" автор учебника Атанасян....

Конспект урока геометрии 9 класс на тему "Площадь треугольника"

Конспект урока геометрии 9 класс на тему "Площадь треугольника"....

План-конспект урока физкультуры (6 класс) по теме: Урок. Гимнастика с элементами акробатики.(6 класс)

Совершенствование техники кувырков вперёд слитно; закрепление выполнения акробатического элемента «мост» из положения стоя с помощью...

Конспект урока геометрии 8 класс по теме "Площадь параллелограмма"

Конспект урока геометрии 8 класс по теме "Площадь параллелограмма". Урок разработан в соответствии с требораниями ФГОС с использованием элементов технологии развития критического мышления....

Конспект урока геометрии 8 класс по теме "Теорема Пифагора"

Конспект урока геометрии 8 класс по теме "Теорема Пифагора"...

Конспект урока геометрии 7 класс по теме "Второй признак равенства треугольников"

Цели:ознакомление обучающихся с теоремой о втором признаке равенстве треугольников;совершенствование навыков решения задач на применение первого и второго признаков равенства треугольников;показ обуча...