Урок по геометрии "Градусная мера дуги. Центральный угол" 8 класс
план-конспект урока по геометрии (8 класс)
Цель урока:
· Образовательная: ввести понятия градусной меры дуги окружности, центрального угла; формировать умение решать задачи на нахождение градусной меры дуги окружности, центрального угла; учить читать чертеж.
· Развивающая: развивать навыки исследовательской деятельности (выдвижение гипотез, анализ, сравнение и обобщение полученных результатов); навыки работы в группах, грамотную математическую речь, сообразительность, внимательность, логическое мышление, память, активность на уроке; содействовать развитию умений осуществлять самооценку учебной деятельности.
· Воспитательная: создать у учащихся положительную мотивацию к уроку геометрии, путем вовлечения каждого ученика в активную деятельность; воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей; помочь осознать ценность совместной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gradusnaya_mera_dugi._tsentralnyy_ugol.doc | 159.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по геометрии 8 класс.
Тема: «Градусная мера дуги окружности».
Цель урока:
- Образовательная: ввести понятия градусной меры дуги окружности, центрального угла; формировать умение решать задачи на нахождение градусной меры дуги окружности, центрального угла; учить читать чертеж.
- Развивающая: развивать навыки исследовательской деятельности (выдвижение гипотез, анализ, сравнение и обобщение полученных результатов); навыки работы в группах, грамотную математическую речь, сообразительность, внимательность, логическое мышление, память, активность на уроке; содействовать развитию умений осуществлять самооценку учебной деятельности.
- Воспитательная: создать у учащихся положительную мотивацию к уроку геометрии, путем вовлечения каждого ученика в активную деятельность; воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей; помочь осознать ценность совместной деятельности.
Цели ученика: освоить понятия: градусная мера дуги окружности, центральный угол; овладеть умением решать задачи на нахождение градусной меры дуги окружности, центрального угла.
Универсальные учебные действия (УУД):
- регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что неизвестно;
- коммуникативные: построение речевых высказываний;
- познавательные: анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- личностные: самооценка.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Дидактической оснащение: учебник, компьютер, проектор, экран, указка, мел, карточки, лист самооценки.
Ход урока.
- Организационный момент урока.
- Хочется начать урок с народной мудрости (слайд 1) «Ум без догадки – гроша не стоит», так как при решении геометрических задач нужна смекалка, умение рассуждать, анализировать, а это невозможно без знаний и вдохновения. (слайд 2) К. Вейерштрасс (немецкий математик) сказал по этому поводу «Математик, который не является в известной мере поэтом, никогда не будет настоящим математиком».
- Вдохновения вам на протяжении всего урока.
II. Актуализация опорных знаний и постановка цели.
- Решите ребус, разгадав его, вы узнаете, о какой фигуре мы сейчас поговорим. В этом ребусе зашифровано название фигуры, у которой нет ни начала, ни конца, зато есть длина.
(слайд 3)
(окружность)
- Посмотрите на чертеж.
А С (слайд 4) - Назовите радиусы окружности? (ОА, ОС, ОВ)
- Сформулируйте определение радиуса окружности?
- Сколько радиусов можно провести в окружности?
- При построении этих элементов окружности у нас
получились углы. Назовите их. (AOC, AOB, COB).
D - Вспомните, что вы знаете о паре углов AOC и BOA?
(они смежные, их сумма равна 1800).
- Как называется угол BOC? (развернутый, градусная
В мера его равна 1800).
- Что является сторонами этого угла? А вершина где расположена? (стороны этих углов – радиусы окружности, а вершины располагаются в центре окружности).
- Какой еще есть угол на чертеже? (угол CBD).
- Он какой? (острый).
- Чем являются стороны этого угла? (диаметр и хорда).
- Где расположена вершина угла? (на окружности).
- Сформулируйте определение диаметра окружности? (диаметр – хорда, проходящая через центр окружности).
- Сформулируйте определение хорды? (хорда – отрезок, соединяющий две точки окружности).
- Попробуйте разделить все эти углы на две группы по каким-то общим элементам.
Углы в окружности (слайд 5)
AOC CBD
AOB
BOC
- По какому признаку вы разделили эти углы на две группы? (у всех углов I группы вершиной угла является центр окружности, у угла II группы вершина угла лежит на окружности).
- Как вы думаете, как называются эти углы, вершины которых – центр окружности? (центральные углы).
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Попробуйте сформулировать тему урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием центрального угла и градусной мерой дуги окружности.
- Тема урока: «Градусная мера дуги окружности». (слайд 6)
- Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока (запись на доске).
III. Изучение нового материала.
- Напомним определение окружности. Внимание, это определение будет дано ошибочное. Задача – найти ошибку.
- Итак, вот это определение: (слайд 7)
Окружностью называют множество точек, равноудаленных от одной точки – от центра.
- Где ошибка? (пропущено одно слово множество «всех» точек, равноудаленных от одной точки окружности).
- Например, вершины квадрата – это множество точек, равноудаленных от центра квадрата, но это не есть окружность.
(слайд 8) - Окружность – это множество всех точек,
равноудаленных от центра.
- Важный элемент окружности.
- Узнайте его, решив ребус.
(дуга) (слайд 9)
- Дуга – это часть окружности, расположенная между двумя точками этой окружности.
(слайд 10)
L
А B
М
Имеем:
- ALB – это дуга окружности.
- центральный угол.
- т. О – центр окружности.
- Как вы думаете, какой угол называют центральным углом? (угол с вершиной в центре окружности центральным углом этой окружности).
- Имеем дугу и соответствующий центральный угол.
- Сколько дуг на рисунке? (на рисунке две дуги).
- Чтобы различать эти дуги, на каждой из них отмечают промежуточную точку. Когда ясно о какой из двух дуг идет речь, используется обозначение без промежуточной точки.
- Обозначают дуги так: , , . (слайд 11)
- В чем измеряются дуги окружности?
- Отгадайте шараду. Подсказка: первая часть – природное явление, вторая – есть у кошки.
(слайд 12)
(градусы)
- Рассмотрим, что такое градусная мера дуги окружности. (слайд 13)
- Дуга ALB – дуга не больше полуокружности.
- Дуга AMB – дуга, больше полуокружности.
- Какая дуга называется полуокружностью? (дуга называется полуокружностью, если, отрезок, соединяющий ее концы, является диаметром окружности).
- Так вот: Градусной мерой дуги ALB называется градусная мера соответствующего центрального угла AOB. (слайд 14)
- Получаем. Вот сколько градусов в этом угле, столько же градусов и в этой дуге.
- Если дуга больше полуокружности, то градусная мера этой дуги: . (слайд 15)
- Давайте рассмотрим одну дугу и второю дугу, которые вместе составляют всю окружность. Получим, градусная мера первой дуги – это угол AOB.
Градусная мера второй дуги – это .
- В результате получим 3600. Значит, вся окружность измеряется числом 3600.
- Градусная мера окружности – это 3600.
- Как вы думаете, чему равна градусная мера полуокружности? (градусная мера полуокружности равна градусной мере развернутого угла - 1800).
IV. Физминутка. (слайд 16 – 25)
- Отдохнем немного. Сделаем физминутку для глаз.
V. Фронтальная работа. (слайд 26)
- Рассмотрим конкретные примеры.
- Дано: окружность, диаметр, перпендикулярный радиус, OM – радиус, такой, что угол СОМ = 450. Значит и другой угол AOM = 450.
С
.
M L
А В
- - Что можете сказать о дуге ACB? (дуга ACB – это полуокружность).
- Какова градусная мера дуги ACB? (дуга ACB = 1800).
2) - Следующая дуга BLC. Как ее найти? (дуга BLC соответствует центральному углу COB).
- Какой это угол? (прямой).
- Чему равна градусная мера дуги BLC? (градусная мера дуги BLC равна градусной мере угла BOC = 900).
3) Градусная мера дуги BC чему равна? (дуга MC = 450).
4) Как найти градусную меру дуги BCM? Из скольких дуг она состоит? (эта дуга состоит из двух дуг BLC и CM. Значит, дуга BCM = 900 + 450 = 1350).
5) Наконец, рассмотрим градусную меру дуги MAB.
- Эта дуга больше или меньше полуокружности? (больше полуокружности).
- Как найдем градусную меру дуги MAB? ().
- Мы рассмотрели некоторые примеры по вычислению градусной меры дуги окружности.
- Теперь выполним работу самостоятельно.
VI. Самостоятельная работа. (слайд 27)
- У каждого на столе есть карточка с заданием.
- Вам предлагается решить карточку с готовыми чертежами. Решение записать в тетрадь.
- Проверка решений задачи (по одному человеку). Оценки.
VII. Работа в парах. (слайд 28)
- Выполним задание в парах. Но сначала послушайте внимательно задание. Решив задачи, вы должны сопоставить ответы с буквами, расположив числа по возрастанию. У вас получится слово, и вы узнаете, какой праздник празднует Россия 20 марта.
А Т С Е
С Ч Ь
1 – 1300 –А, 2 – 1800 – Т, 3 – 900 – С, 4 – 3300 – Е, 5 – 1350 – С, 6 – 1080 – Ч, 7 – 2600 – Ь.
СЧАСТЬЕ.
- Какое слово получилось? (счастье). (слайд 29)
- Новый праздник – День счастья – мир отмечает 20 марта. Ведь 20 марта – это день весеннего солнцестояния, уникального в природе явления, когда день точно равен ночи. Таким образом, День весеннего равноденствия послужил неким символом счастья, на которое в равной степени имеет право каждый житель Земли. Кроме того, во многих азиатских странах 20 марта отмечают Новый год.
VIII. Итог урока (рефлексия, самооценка). (слайд 30)
- Ответим на вопросы и узнаем, что вам дал сегодняшний урок геометрии.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я научился…
У меня получилось …
Урок дал мне для жизни…
- А сейчас я предлагаю проанализировать свою работу. У вас на столах есть карта самооценки. Подчеркните фразы, характеризующие вашу работу на уроке.
Рефлексия. (слайд 31)
- Я считаю, что занятие было… интересным, скучным.
- Я научился… многому, малому.
- Я думаю, что слушал других… внимательно, невнимательно.
- Я принимал участие в дискуссии… часто, редко.
- Результатами своей работы на уроке я… доволен, не доволен.
- Объявление оценок за работу на уроке.
- Я надеюсь, что сегодняшний урок прошел для вас с пользой. Мы узнали, что такое центральный угол окружности, что такое градусная мера дуги окружности. На следующем уроке узнаем, что такое вписанный угол и теорему о нем.
- Мы с вами хорошо потрудились, спасибо вам за работу.
IX. Домашнее задание. (слайд 32).
- Запишите домашнее задание.
п. 70, № 650 (а, б), №649, стр. 173.
Рабочая тетрадь № 85, № 86, стр. 40 – 41.
(слайд 33) – Урок закончен. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Градусная мера дуги окружности, урок геометрии в 8 классе
Рассмотреть градусную меру дуги окружности, обучить применять знания по теме при решении задач, ввести понятие центрального угла;Развивающая цель: развивать регулятивные, познавательные, коммуникативн...
Презентация к уроку по геометрии (8 класс) на тему: " Градусная мера дуги окружности"
Презентация к уроку....
Презентация по теме "Градусная мера дуги окружности"
Презентация по теме "Градусная мера дуги окружности"...
Градусная мера дуги окружности.
Для самостоятельного изучения темы...
Презентация: "Градусная мера дуги окружности".
Замечательная презентация ....
Градусная мера дуги окружности
Градусная мера дуги окружности. Презентация. Собраны задачки на ешение по этой теме. Не авторские, а свободно распространяемые....