Урок по геометрии "Градусная мера дуги. Центральный угол" 8 класс
план-конспект урока по геометрии (8 класс)

Красовская Оксана Николаевна

Цель урока:

· Образовательная: ввести понятия градусной меры дуги окружности, центрального угла; формировать умение решать задачи на нахождение градусной меры дуги окружности, центрального угла; учить читать чертеж.

· Развивающая: развивать навыки исследовательской деятельности (выдвижение гипотез, анализ, сравнение и обобщение полученных результатов); навыки работы в группах, грамотную математическую речь, сообразительность, внимательность, логическое мышление, память, активность на уроке; содействовать развитию умений осуществлять самооценку учебной деятельности.

· Воспитательная: создать у учащихся положительную мотивацию к уроку геометрии, путем вовлечения каждого ученика в активную деятельность; воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей; помочь осознать ценность совместной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gradusnaya_mera_dugi._tsentralnyy_ugol.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по геометрии 8 класс.

Тема: «Градусная  мера  дуги  окружности».  

Цель урока:

  • Образовательная: ввести понятия градусной меры дуги окружности, центрального угла; формировать умение решать задачи на нахождение градусной меры дуги окружности, центрального угла; учить читать чертеж.
  • Развивающая: развивать навыки исследовательской деятельности (выдвижение гипотез, анализ, сравнение и обобщение полученных результатов); навыки работы в группах, грамотную математическую речь, сообразительность, внимательность, логическое мышление, память, активность на уроке; содействовать развитию умений осуществлять самооценку учебной деятельности.
  • Воспитательная: создать у учащихся положительную мотивацию к уроку геометрии, путем вовлечения каждого ученика в активную деятельность; воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей; помочь осознать ценность совместной деятельности.

Цели ученика: освоить понятия: градусная мера дуги окружности, центральный угол; овладеть умением решать задачи на нахождение градусной меры дуги окружности, центрального угла.

Универсальные учебные действия (УУД):

  • регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что неизвестно;
  • коммуникативные: построение речевых высказываний;
  • познавательные: анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • личностные: самооценка.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Дидактической оснащение: учебник, компьютер, проектор, экран, указка, мел, карточки, лист самооценки.

Ход урока.

  1. Организационный момент урока.

- Хочется начать урок с народной мудрости (слайд 1) «Ум без догадки – гроша не стоит», так как при решении геометрических задач нужна смекалка, умение рассуждать, анализировать, а это невозможно без знаний и вдохновения. (слайд 2) К. Вейерштрасс (немецкий математик) сказал по этому поводу «Математик, который не является в известной мере поэтом, никогда не будет настоящим математиком».

- Вдохновения вам на протяжении всего урока.

II. Актуализация опорных знаний и постановка цели.

- Решите ребус, разгадав его, вы узнаете, о какой фигуре мы сейчас поговорим. В этом ребусе зашифровано название фигуры, у которой нет ни начала, ни конца, зато есть длина.

 (слайд 3)

(окружность)

- Посмотрите на чертеж.

          А                    С                (слайд 4)    - Назовите радиусы окружности? (ОА, ОС, ОВ)

         - Сформулируйте определение радиуса окружности?

                                                  - Сколько радиусов можно провести в окружности?

         - При построении этих элементов окружности у нас  

           получились углы. Назовите их. (AOC, AOB, COB).

                                         D         - Вспомните, что вы знаете о паре углов AOC и BOA?

           (они смежные, их сумма равна 1800).

         - Как называется угол BOC? (развернутый, градусная

В           мера его равна 1800).

- Что является сторонами этого угла? А вершина где расположена? (стороны этих углов – радиусы окружности, а вершины располагаются в центре окружности).

- Какой еще есть угол на чертеже? (угол CBD).

- Он какой? (острый).

- Чем являются стороны этого угла? (диаметр и хорда).

- Где расположена вершина угла? (на окружности).

- Сформулируйте определение диаметра окружности? (диаметр – хорда, проходящая через центр окружности).

- Сформулируйте определение хорды? (хорда – отрезок, соединяющий две точки окружности).

- Попробуйте разделить все эти углы на две группы по каким-то общим элементам.

Углы в окружности (слайд 5)

        AOC                                                      CBD

                           AOB

                           BOC

- По какому признаку вы разделили эти углы на две группы? (у всех углов I группы вершиной угла является центр окружности, у угла II группы вершина угла лежит на окружности).

- Как вы думаете, как называются эти углы, вершины которых – центр окружности? (центральные углы).

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Попробуйте сформулировать тему урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием центрального угла и градусной мерой дуги окружности.

- Тема урока: «Градусная мера дуги окружности». (слайд 6)

- Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока (запись на доске).

III. Изучение нового материала.

- Напомним определение окружности. Внимание, это определение будет дано ошибочное. Задача – найти ошибку.

- Итак, вот это определение:   (слайд 7)

Окружностью называют множество точек, равноудаленных от одной точки – от центра.

- Где ошибка? (пропущено одно слово множество «всех» точек, равноудаленных от одной точки окружности).

- Например, вершины квадрата – это множество точек, равноудаленных от центра квадрата, но это не есть окружность.

        (слайд 8)        - Окружность – это множество всех точек,  

           равноудаленных от центра.

- Важный элемент окружности.

- Узнайте его, решив ребус.

     

  (дуга)          (слайд 9)     

- Дуга – это часть окружности, расположенная между двумя точками этой окружности.

(слайд 10)

                        L                                                  

                А B                

                                               

                                                                                                         

                                               

                                М

Имеем:        

- ALB – это дуга окружности.

- центральный угол.

- т. О – центр окружности.

- Как вы думаете, какой угол называют центральным углом? (угол с вершиной в центре окружности центральным углом этой окружности).

- Имеем дугу и соответствующий центральный угол.

- Сколько дуг на рисунке? (на рисунке две дуги).

- Чтобы различать эти дуги, на каждой из них отмечают промежуточную точку. Когда ясно о какой из двух дуг идет речь, используется обозначение без промежуточной точки.

- Обозначают дуги так: , , . (слайд 11) 

- В чем измеряются дуги окружности?

- Отгадайте шараду. Подсказка: первая часть – природное явление, вторая – есть у кошки.

(слайд 12)

(градусы)

- Рассмотрим, что такое градусная мера дуги окружности. (слайд 13)

- Дуга ALB – дуга не больше полуокружности.

- Дуга AMB – дуга, больше полуокружности.

- Какая дуга называется полуокружностью? (дуга называется полуокружностью, если, отрезок, соединяющий ее концы, является диаметром окружности).

- Так вот: Градусной мерой дуги ALB называется градусная мера соответствующего центрального угла AOB. (слайд 14)

- Получаем. Вот сколько градусов в этом угле, столько же градусов и в этой дуге.

- Если дуга больше полуокружности, то градусная мера этой дуги:                                      . (слайд 15)

- Давайте рассмотрим одну дугу и второю дугу, которые вместе составляют всю окружность. Получим, градусная мера первой дуги – это угол AOB.

Градусная мера второй дуги – это .

        

- В результате получим 3600. Значит, вся окружность измеряется числом 3600.

- Градусная мера окружности – это 3600.

- Как вы думаете, чему равна градусная мера полуокружности? (градусная мера полуокружности равна градусной мере развернутого угла - 1800).

IV. Физминутка. (слайд 16 – 25)

- Отдохнем немного. Сделаем физминутку для глаз.

V. Фронтальная работа. (слайд 26)

- Рассмотрим конкретные примеры.

- Дано: окружность, диаметр, перпендикулярный радиус, OM – радиус, такой, что угол СОМ = 450. Значит и другой угол AOM = 450.

                                    С

.

             M L          

    А В

  1. - Что можете сказать о дуге ACB? (дуга ACB – это полуокружность).

- Какова градусная мера дуги ACB? (дуга ACB = 1800).

2)   - Следующая дуга BLC. Как ее найти? (дуга BLC соответствует центральному углу COB).

 - Какой это угол? (прямой).

 - Чему равна градусная мера дуги BLC? (градусная мера дуги BLC равна градусной мере угла BOC = 900).

3) Градусная мера дуги BC чему равна? (дуга MC = 450).

4) Как найти градусную меру дуги BCM?  Из скольких дуг она состоит? (эта дуга состоит из двух дуг BLC и CM. Значит, дуга BCM = 900 + 450 = 1350).

5) Наконец, рассмотрим градусную меру дуги MAB.

- Эта дуга больше или меньше полуокружности? (больше полуокружности).

- Как найдем градусную меру дуги MAB? ().

- Мы рассмотрели некоторые примеры по вычислению градусной меры дуги окружности.

- Теперь выполним работу самостоятельно.

VI. Самостоятельная работа. (слайд 27)

- У каждого на столе есть карточка с заданием.

- Вам предлагается решить карточку с готовыми чертежами. Решение записать в тетрадь.

- Проверка решений задачи (по одному человеку). Оценки.

VII. Работа в парах. (слайд 28)

- Выполним задание в парах. Но сначала послушайте внимательно задание. Решив задачи, вы должны сопоставить ответы с буквами, расположив числа по возрастанию. У вас получится слово, и вы узнаете, какой праздник празднует Россия 20 марта.

        

        

       А        Т        С        Е

          С                Ч                                           Ь

1 – 1300 –А, 2 – 1800 – Т, 3 – 900 – С, 4 – 3300 – Е, 5 – 1350 – С, 6 – 1080 – Ч, 7 – 2600 – Ь.

СЧАСТЬЕ.

- Какое слово получилось? (счастье). (слайд 29)

- Новый праздник – День счастья – мир отмечает 20 марта. Ведь 20 марта – это день весеннего солнцестояния, уникального в природе явления, когда день точно равен ночи. Таким образом, День весеннего равноденствия послужил неким символом счастья, на которое в равной степени имеет право каждый житель Земли. Кроме того, во многих азиатских странах 20 марта отмечают Новый год.

VIII. Итог урока (рефлексия, самооценка). (слайд 30)

- Ответим на вопросы и узнаем, что вам дал сегодняшний урок геометрии.

Сегодня я узнал… 

Было интересно… 

Было трудно… 

Я научился… 

У меня получилось … 

Урок дал мне для жизни… 

- А сейчас я предлагаю проанализировать свою работу. У вас на столах есть карта самооценки. Подчеркните фразы, характеризующие вашу работу на уроке.

Рефлексия. (слайд 31)

  1. Я считаю, что занятие было… интересным, скучным.
  2. Я научился… многому, малому.
  3. Я думаю, что слушал других… внимательно, невнимательно.
  4. Я принимал участие в дискуссии… часто, редко.
  5. Результатами своей работы на уроке я… доволен, не доволен. 

- Объявление оценок за работу на уроке.

- Я надеюсь, что сегодняшний урок прошел для вас с пользой. Мы узнали, что такое центральный угол окружности, что такое градусная мера дуги окружности. На следующем уроке узнаем, что такое вписанный угол и теорему о нем.

- Мы с вами хорошо потрудились, спасибо вам за работу.

IX. Домашнее задание. (слайд 32).

- Запишите домашнее задание.

п. 70, № 650 (а, б), №649, стр. 173.

Рабочая тетрадь № 85, № 86, стр. 40 – 41.

(слайд 33) – Урок закончен. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Градусная мера дуги окружности, урок геометрии в 8 классе

Рассмотреть градусную меру дуги окружности, обучить применять знания по теме при решении задач, ввести понятие центрального угла;Развивающая цель: развивать регулятивные, познавательные, коммуникативн...

Градусная мера дуги окружности

                                                      ...

Презентация по теме "Градусная мера дуги окружности"

Презентация по теме "Градусная мера дуги окружности"...

Градусная мера дуги окружности.

Для самостоятельного изучения темы...

Градусная мера дуги окружности

Градусная мера дуги окружности. Презентация. Собраны задачки на ешение по этой теме. Не авторские, а свободно распространяемые....