Конспект урока геометрии в 9 классе по теме "Цилиндр"
план-конспект урока по геометрии (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок 59
ТЕМА: ЦИЛИНДР
Предмет: геометрия
Класс: 9
Дата:
Цели: ввести понятие цилиндра (ось цилиндра, его высота, основания цилиндра); ввести понятие цилиндрической поверхности, образующих цилиндра; доказать теорему об объеме цилиндра и теорему о площади боковой поверхности цилиндра; научить применять эти теоремы при решении задач.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- планировать свою учебную познавательную деятельность;
- осуществлять контроль в процессе своей деятельности;
- проводить самооценку результатов своей учебной деятельности.
- находить, исправлять и объяснять ошибки.
- анализировать причины успеха / неуспеха;
- выделять достижения и трудности в работе;
- организовывать себя на продуктивную работу;
- принимать и удерживать учебную задачу.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте / по иллюстрации;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках;
- систематизировать, обобщить затруднения при выполнении задания;
- использовать знаково-символические средства для решения задач;
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные УУД:
- строить рассуждение и доказательство своей точки зрения;
- формулировать и аргументировано отстаивать свою точку зрения;
- формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания;
- задавать вопросы с достаточной полнотой и точностью; - уважать позиции других людей, отличную от собственной;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Личностные результаты:
- оценивать и осознавать свой вклад в общий результат урока;
- связывать свои успехи с усилием, трудолюбием;
ответственно относиться к учению;
- вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- определять общие для всех правила поведения;
Ход урока
I. Объяснение нового материала.
1. Возьмем прямоугольник АВСD и будем вращать его вокруг одной из сторон, например, вокруг стороны АВ (рис. 360). В результате получится тело, которое называется цилиндром.
Учитель показывает модель цилиндра.
2. На доске и в тетрадях строится изображение цилиндра и его частей (рис. 360 на с. 327). Прямая АВ называется осью цилиндра, а отрезок АВ – его высотой. При вращении сторон АD и ВС образуются два равных круга – они называются основаниями цилиндра, а их радиус называется радиусом цилиндра. При вращении стороны СD образуется поверхность, состоящая из отрезков, параллельных оси цилиндра. Ее называют цилиндрической поверхностью или боковой поверхностью цилиндра, а отрезки, из которых она составлена, – образующими цилиндра. Таким образом, цилиндр – это тело, ограниченное двумя равными кругами и цилиндрической поверхностью.
3. Рассмотреть решение задачи № 1213 (рис. 366, с. 331 учебника). Пользуясь принципом Кавальери, можно доказать, что объем цилиндра равен произведению площади основания на высоту.
, где S – площадь основания; h – высота цилиндра. |
4. Ввести понятие развертки боковой поверхности цилиндра, используя рисунок учебника (рис. 361).
Записать в тетрадях: площадь боковой поверхности цилиндра равна площади ее развертки, то есть
,
где r – радиус основания цилиндра, h – высота цилиндра.
II. Закрепление изученного материала.
1. Решить задачу № 1214 (б; в) на доске и в тетрадях.
б) Дано: V = 120 см3; h = 3,6 см. Найти r.
Решение
V = Sh, отсюда
S =(см2).
Sкруга = πr2,
отсюда r =(см).
Ответ: см.
в) Дано: r = h; V = 8π см3. Найти h.
V = Sh = πr2 ∙ h = π ∙ h2 ∙ h = πh3,
тогда 8π = πh3,
отсюда h3 = 8, h == 2.
Ответ: 2.
2. Решить задачу № 1216.
Учащиеся решают задачу самостоятельно, а затем проверяется решение.
Решение
Дано: диаметр d = 1 м; h = с (длина окружности основания). Найдите Sбок.
Длина окружности равна с = 2πr = πd; по условию h = c, тогда h = πd =
= π ∙ 1 м = π (м).
Sбок = 2πr ∙ h = πd ∙ h = π ∙ 1 ∙ π = π2 (м2).
Ответ: π2 м2.
3. Решить задачу № 1217. Задача практического характера.
Решение
h = 4 м; d = 20 см. Найти Sбок.
Sбок = 2πrh = πdh = π ∙ 0,2 ∙ 4 = 0,8π (м2).
Найдем 2,5 % от 0,8 π2.
2,5 % = 0,025; тогда 0,8π ∙ 0,025 = 0,02π (м2).
Всего пойдет жести
0,8π + 0,02π = 0,82π (м2) ≈ 0,82 ∙ 3,14 ≈ 2,58 (м2).
Ответ: ≈ 2,58 м2.
4. Решить задачу № 1245.
Решение
Плотность свинца ρ = 11,4 г/см3; h = 25 м = 2500 см.
ρ =; найдем объем свинцовой трубы:
V = Sосн ∙ h = πr2h.
Основание свинцовой трубы представляет собой кольцо. Найдем площадь кольца по формуле
,
где R1 =+ 4 = 10,5 (мм), R2 = 6,5 мм.
Sкольца = π (10,52 – 6,52) = π (10,5 – 6,5) (10,5 = 6,5) =
= π ∙ 4 ∙ 17 = 68π (мм2) = 0,68π (см2).
Объем свинцовой трубы равен
V = 0,68π ∙ 2500 = 1700π (см3) ≈ 5338 (см3) ≈ 5340 см3.
m = ρV = 11,4 ∙ 5340 ≈ 60,876 (кг) ≈ 61 кг.
Ответ: 61 кг.
5. Решить задачу № 1246. (Учитель объясняет решение.)
Решение
По условию задачи h > r на 12 см, тогда h = r + 12 см.
= 288π см2. Найти r и h.
= 2Sосн + Sбок = 2 ∙ πr2 + 2πrh =
= 2πr2 + 2πr ∙ (r + 12) = 2πr2 + 2πr2 + 24πr = 4πr2 + 24πr.
По условию Sполн = 288π (см2), тогда 4πr2 + 24πr = 288π; разделим обе части равенства на 4π, получим
r2 = 6r – 72 = 0.
r1 = 6; r2 = – 12 – не удовлетворяет условию задачи.
Значит, радиус цилиндра равен 6 см, а высота цилиндра 6 + 12 =
= 18 (см).
Ответ: 6 см; 18 см.
6. Решить задачу № 1247.
Решение По условию АВСD – квадрат; АС = d; Sквадрата = Sбок. цилиндра Найти: Sоснования. |
Обозначим сторону квадрата х, тогда из Δ АDС по теореме Пифагора найдем d2 = x2 + x2 = 2x2; x2 =,
отсюда x =. AB = AD =.
Площадь квадрата Sквадрата = ,
значит, Sбок = .
Мы знаем, что Sбок = 2πrh; h = AB =;
тогда = 2πr ∙ ;
отсюда найдем r =, r =.
Площадь основания цилиндра равна
S = πr2 = π ∙ .
Ответ: .
III. Итоги урока.
Ответить на вопросы:
1. Какое тело называется цилиндром? Что такое ось, высота, основания, радиус, боковая поверхность, образующие цилиндра?
2. Какой формулой выражается объем цилиндра?
3. Какой формулой выражается площадь боковой поверхности цилиндра?
Домашнее задание: изучить материал пункта 125, решить задачи № 1214 (а) и № 1244.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку решение задач по теме "Цилиндр"
Конспект и презентация к уроку решение задач по теме "Цилиндр". 11 класс. Учебник: «Геометрия 10-11», Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцева и др., 2009г...
Worksheet к технологической карте урока в 4 классепо теме "Что ты можешь узнать в зоопарке?"
Раздаточный материал к уроку в 4 классе...
Планы-конспекты уроков геометрии по теме Цилиндр, сечение цилиндра плоскостями, вписанная и описанная призмы. Урок 1, 2, 3. (11 класс)
Планы-конспекты уроков по геометрии по учебнику Погорелова. 11 класс...
Конспект урока в 3 классепо теме "Seasons"
Конспект урока в 3 классе по теме "Seasons"...
Конспект урока в 3 классепо теме "In the shop"
Конспект урока в 3 классе по теме "In the shop "...
Презентация у уроку геометрии "Решение задач на цилиндр, конус, шар.
Презентация содержит тест, проверяющий знания по теме:"Цилиндр, конус, шар", задачи на готовых чертежах....
План-конспект урока геометрии в 11-м классе "Объем цилиндра"
План-конспект урока геометрии в 11-м классе "Объем цилиндра"Мы продолжаем встречи на уроках геометрии. Трудно не согласится со словами А.С. Пушкина «Вдохновение нужно в геометрии, как ...