Конспект урока геометрии в 9 классе по теме "Цилиндр"
план-конспект урока по геометрии (9 класс) по теме

Конспект урока геометрии в 9 классе  по теме  "Цилиндр"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsilindr.docx59.02 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 59
ТЕМА: ЦИЛИНДР

Предмет: геометрия

Класс: 9

Дата:

Цели: ввести понятие цилиндра (ось цилиндра, его высота, основания цилиндра); ввести понятие цилиндрической поверхности, образующих цилиндра; доказать теорему об объеме цилиндра и теорему о площади боковой поверхности цилиндра; научить применять эти теоремы при решении задач.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- планировать свою учебную познавательную деятельность;

- осуществлять контроль в процессе своей деятельности;

- проводить самооценку результатов своей учебной деятельности.

- находить, исправлять и объяснять ошибки.

- анализировать причины успеха / неуспеха;

- выделять достижения и трудности в работе;

- организовывать себя на продуктивную работу;

- принимать и удерживать учебную задачу.

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте / по иллюстрации;

- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

- систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках;

- систематизировать, обобщить затруднения при выполнении задания;

- использовать знаково-символические средства для решения задач;

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные УУД:

- строить рассуждение и доказательство своей точки зрения;

- формулировать и аргументировано отстаивать свою точку зрения;

- формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания;

- задавать вопросы с достаточной полнотой и точностью; - уважать позиции других людей, отличную от собственной;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные результаты:

- оценивать и осознавать свой вклад в общий результат урока;

- связывать свои успехи с усилием, трудолюбием;

ответственно относиться к учению;

- вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- определять общие для всех правила поведения;

Ход урока

I. Объяснение нового материала.

1. Возьмем прямоугольник АВСD и будем вращать его вокруг одной из сторон, например, вокруг стороны АВ (рис. 360). В результате получится тело, которое называется цилиндром.

Учитель показывает модель цилиндра.

2. На доске  и  в  тетрадях  строится  изображение цилиндра и его частей (рис. 360 на с. 327). Прямая АВ называется осью цилиндра, а отрезок АВ – его высотой. При вращении сторон АD и ВС образуются два равных круга – они называются основаниями цилиндра, а их радиус называется радиусом цилиндра. При вращении стороны СD образуется поверхность, состоящая из отрезков, параллельных оси цилиндра. Ее называют цилиндрической поверхностью или боковой поверхностью цилиндра, а отрезки, из которых она составлена, – образующими цилиндра. Таким образом, цилиндр – это тело, ограниченное двумя равными кругами и цилиндрической поверхностью.

3. Рассмотреть решение задачи № 1213 (рис. 366, с. 331 учебника). Пользуясь принципом Кавальери, можно доказать, что объем цилиндра равен произведению площади основания на высоту.

,

где S – площадь основания;

h – высота цилиндра.

4. Ввести понятие развертки боковой поверхности цилиндра, используя рисунок  учебника (рис. 361).

Записать в тетрадях: площадь боковой поверхности цилиндра равна площади ее развертки, то есть

,

где r – радиус основания цилиндра, h – высота цилиндра.

II. Закрепление изученного материала.

1. Решить задачу № 1214 (б; в) на доске и в тетрадях.

б) Дано: V = 120 см3; h = 3,6 см. Найти r.

Решение

V = Sh, отсюда

S =(см2).

Sкруга = πr2,

отсюда                        r =(см).

Ответ: см.

в) Дано: r = h; V = 8π см3. Найти h.

V = Sh = πr2 ∙  h = π ∙  h2 ∙  h = πh3,

тогда                                       8π = πh3,

отсюда                                h3 = 8, h == 2.

Ответ: 2.

2. Решить задачу № 1216.

Учащиеся  решают  задачу  самостоятельно,  а  затем  проверяется решение.

Решение

Дано: диаметр d = 1 м; h = с (длина окружности основания). Найдите Sбок.

Длина окружности равна с = 2πr = πd; по условию h = c, тогда h = πd =
= π ∙  1 м = π (м).

Sбок = 2πr ∙  h = πd ∙  h = π ∙  1 ∙  π = π2 (м2).

Ответ: π2 м2.

3. Решить задачу № 1217. Задача практического характера.

Решение

h = 4 м; d = 20 см. Найти Sбок.

Sбок = 2πrh = πdh = π ∙  0,2 ∙  4 = 0,8π (м2).

Найдем 2,5 % от 0,8 π2.

2,5 % = 0,025; тогда 0,8π ∙  0,025 = 0,02π (м2).

Всего пойдет жести

0,8π + 0,02π  = 0,82π (м2) ≈ 0,82 ∙  3,14 ≈ 2,58 (м2).

Ответ: ≈ 2,58 м2.

4. Решить задачу № 1245.

Решение

Плотность свинца ρ = 11,4 г/см3;  h = 25 м = 2500 см.

ρ =;  найдем объем свинцовой трубы:

V = Sосн ∙  h = πr2h.

Основание свинцовой трубы представляет собой кольцо. Найдем площадь кольца по формуле

,

где                   R1 =+ 4 = 10,5 (мм),   R2 = 6,5 мм.

Sкольца = π (10,52 – 6,52) = π (10,5 – 6,5) (10,5 = 6,5) =

= π ∙  4 ∙  17 = 68π (мм2) = 0,68π (см2).

Объем свинцовой трубы равен

V = 0,68π ∙  2500 = 1700π (см3) ≈ 5338 (см3) ≈ 5340 см3.

m = ρV = 11,4 ∙  5340 ≈ 60,876 (кг) ≈ 61 кг.

Ответ: 61 кг.

5. Решить задачу № 1246. (Учитель объясняет решение.)

Решение

По условию задачи h > r на 12 см, тогда h = r + 12 см.

= 288π см2. Найти r и h.

= 2Sосн + Sбок = 2 ∙  πr2 + 2πrh =

= 2πr2 + 2πr ∙  (r + 12) = 2πr2 + 2πr2 + 24πr = 4πr2 + 24πr.

По условию Sполн = 288π (см2), тогда 4πr2 + 24πr = 288π; разделим обе части равенства на 4π, получим

r2 = 6r – 72 = 0.

r1 = 6; r2 = – 12 – не удовлетворяет условию задачи.

Значит,  радиус  цилиндра  равен  6  см,  а  высота  цилиндра  6 + 12 =
= 18 (см).

Ответ: 6 см; 18 см.

6. Решить задачу № 1247.

Решение

По условию АВСD – квадрат; АС = d;

Sквадрата = Sбок. цилиндра

Найти: Sоснования.

Обозначим сторону квадрата х, тогда из Δ АDС по теореме Пифагора найдем d2 = x2 + x2 = 2x2;  x2 =,

отсюда                     x =.     AB = AD =.

Площадь квадрата                Sквадрата = ,

значит,                                   Sбок = .

Мы знаем, что Sбок = rh;  h = AB =;

тогда                                = 2πr ;

отсюда найдем        r =,   r =.

Площадь основания цилиндра равна

S = πr2 = π ∙  .

Ответ: .

III. Итоги урока.

Ответить на вопросы:

1. Какое тело называется цилиндром? Что такое ось, высота, основания, радиус, боковая поверхность, образующие цилиндра?

2. Какой формулой выражается объем цилиндра?

3. Какой  формулой  выражается  площадь  боковой  поверхности  цилиндра?

Домашнее задание:  изучить  материал  пункта 125, решить задачи № 1214 (а) и № 1244.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку решение задач по теме "Цилиндр"

Конспект и презентация к уроку решение задач по теме "Цилиндр". 11 класс. Учебник: «Геометрия 10-11», Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцева и др., 2009г...

Конспект урока в 3 классепо теме "Seasons"

Конспект урока в 3 классе по теме "Seasons"...

Конспект урока в 3 классепо теме "In the shop"

Конспект урока в 3 классе по теме "In the shop "...

Презентация у уроку геометрии "Решение задач на цилиндр, конус, шар.

Презентация содержит тест, проверяющий знания по теме:"Цилиндр, конус, шар", задачи на готовых чертежах....

План-конспект урока геометрии в 11-м классе "Объем цилиндра"

План-конспект урока геометрии в 11-м классе "Объем цилиндра"Мы продолжаем встречи на уроках геометрии. Трудно не согласится со словами А.С. Пушкина «Вдохновение нужно в геометрии, как ...