Урок геометрии в 8 классе по теме "Площади.Теорема Пифагора".Урок с использованием ИКТ
план-конспект урока по геометрии (8 класс) на тему

Латышева Наталья Алексеевна

Урок повторения, обобщения и систематизации знаний учащихся по теме "Площади. Теорема Пифагора". Урок с использованием ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Лицей № 1» г.о. Подольска Московской области

Открытый урок геометрии

Тема: «Площади. Теорема Пифагора».

Класс : 8.

Учитель: Латышева Наталья Алексеевна

Тип урока : урок повторения, обобщения, систематизации знаний по теме «Площади. Теорема Пифагора». Урок с использованием ИКТ.

Актуальность использования ИКТ: Позволяет творчески подойти к уроку, делает возможным наиболее эффективно использовать наглядность, повышает познавательный интерес к предмету.

Цель урока:  Закрепить знания, умения и навыки при решении задач по теме «Площадь. Теорема Пифагора»  и подготовиться к контрольной работе.

Задачи урока:

Общеобразовательная: Совершенствовать навыки нахождения площадей плоских фигур, применения теоремы Пифагора.

Развивающая: Развить  мышление, воображение, речь, художественный вкус.

Воспитательная: Воспитывать познавательный интерес к предмету, самостоятельность, коммуникативность.

Оборудование:  доска, компьютер, мультимедиа проектор, презентационный экран, презентация POWER POINT,  индивидуальные наборы печатных материалов .

План урока.

1. Организационный момент.

2. Индивидуальный опрос (компьютерное тестирование).

2. Повторение основных определений и теорем по теме.

3. Повторение основных формул для вычисления площадей плоских фигур.

4. Повторение теоремы Пифагора.

5. Сообщение по теме «Из истории теоремы Пифагора».

6. Решение задач на нахождение площадей плоских фигур:

    - решение задач по готовым чертежам ;

     - решение многошаговых задач .  

7. Домашнее задание.

8. Подведение итогов урока.

« Вдохновение нужно в геометрии  не меньше,     чем в поэзии.»

                                              (А.С. Пушкин)

Ход урока.

1. Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку. Постановка основной цели урока. (Слайды 1-3).

2.Повторение основных определений и теорем по теме.(Слайд 4).

- Что такое площадь? Чему будет равна площадь фигуры, составленной из нескольких геометрических фигур?

- Какая фигура называется параллелограммом? Как вычислить площадь  параллелограмма?

- Какая фигура называется прямоугольником? Как вычислить площадь  прямоугольника?

- Какая фигура называется трапецией? Как вычислить площадь  трапеции?

- Какая фигура называется ромбом? Как вычислить площадь  ромба?

- Как вычислить площадь  треугольника?

- Как вычислить площадь  прямоугольного треугольника?

3. Повторение основных формул для вычисления площадей плоских фигур.

    1) Тест. Установить соответствие фигур и формул для вычисления их площадей.  Один ученик выполняет тест у доски. (Слайд 5).                                                                      

       

                                                           

 Ответы:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

ж

в

е

а

б

д

г

   2) Самопроверка теста по сайду. (Слайд 6.)

   3) Практическое применение формул при решении базовых задач (устно).

(Слайд 7) ( ответы появляются по щелчку).

 

 4. Повторение теоремы Пифагора. (Слайды 8.)

Вопросы: Какая фигура изображена на рисунке?

                 Как называются стороны АС и ВС?

                 Как можно вычислить площадь такого треугольника?

                 Чему равна сумма острых углов в прямоугольном треугольнике?

                 Сформулируйте теорему Пифагора ( теорему, обратную теореме Пифагора).

   

Решите задачи на применение теоремы Пифагора.

а

b

с

5

12

 6

10

 

5.  Из истории теоремы Пифагора .Сообщение . (Слайды 9-10).

   Доказательство теоремы Пифагора считалось в кругах учащихся средних веков очень трудным и называлось иногда Pons Asinorum «ослиный мост» или elefuga - «бегство убогих», так как некоторые «убогие» ученики, не имевшие серьезной математической подготовки, бежали от геометрии.

   Слабые ученики, заучивавшие теоремы наизусть, без понимания,  и прозванные поэтому «ослами», были не в состоянии преодолеть
теорему Пифагора, служившую для них вроде непреодолимого моста.

   Из-за чертежей, сопровождающих теорему Пифагора, учащиеся называли ее так же “ветряной мельницей”, составляли стихи вроде “Пифагоровы штаны на все стороны равны”, рисовали карикатуры.

6. Решение задач на нахождение площадей плоских фигур.

1) Решение задач по готовым чертежам.(Слайды 11-14)

 

 

2) Решение задач. (Слайд 15 – условие, 16-17 – решение).

1.В треугольнике АВС угол А равен 450 , ВС = 13 см, а высота BD  отсекает на стороне АС отрезок DC, равный 12 см. Найдите площадь треугольника АВС и высоту, проведенную к стороне ВС.

2. Одна из диагоналей ромба в три раза  больше другой, а площадь ромба равна 96 см2. Найдите стороны ромба.

7 . Домашнее задание (Слайд 18).

1. Повторить §§ 1-3, стр.

2. Решить задачи из сборника «Самостоятельных и контрольных работ»       А.П. Ершовой на выбор:

1 уровень: стр.173-174 КА-2 Вариант - А

2 уровень: стр.174 КА – 2  Вариант - Б

3 уровень: стр. 174-175  КА – 2  Вариант – В.

3. (По желанию)  Составить и решить задачу на практическое применение формул вычисления площадей.

8. Итоги урока (рефлексия) (Слайд 19).

- Что удалось на уроке?

- За что ты можешь себя похвалить?

- Над чем нужно еще поработать?

9.Окончание урока. Выставление оценок. (Слайд 20).

10.Резервный блок .Формула Пика.(Слайды21-24).

  Формула Пика была открыта австрийским математиком Георгом Пиком (англ) в 1899 г. Она применяется для вычисления площадей фигур на клетчатой бумаге.

   Площадь многоугольника с целочисленными вершинами равна

В + Г/2 − 1,

где В есть количество целочисленных точек внутри многоугольника, а Г — количество целочисленных точек на границе многоугольника.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f1/Pick-theorem.png

В=7, Г=8,
В + Г/2 − 1= 10  

Вычислите площади фигур.

                       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема : « ПЛОЩАДИ. ТЕОРЕМА ПИФАГОРА».

Слайд 2

Цель урока : закрепить знания, умения и навыки при решении задач по теме «Площадь. Теорема Пифагора.» и подготовиться к контрольной работе.

Слайд 3

«Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии.» (А.С. Пушкин)

Слайд 5

1. А. 2. Б. 3. В. 4. Г. 5. Д. 6. Е. 7. Ж. S = а ·h S = а ·b S = а ²

Слайд 6

Проверь себя! 1 . Ж. 2. В. 3. Е. 4. А. 5. Б. 6. Д. 7. Г.

Слайд 7

a =2 b = 3 S - ? a= 3 ,5 b= 4 ,5 S - ? h =3 h= 3 S - ? a =4 a= 4 h = 3 ,5 S - ? d 1 = 3 d 2 = 4 S - ? 1 2 3 4 5 S = 6 S = 12 S = 12 S = 7 S = 6

Слайд 8

C A B a b c с ² = а 2 + b 2 b 2 = c² - a² а 2 = c²- b² 6 c b а 12 5 10 13 8 8

Слайд 9

«Ослиный мост» Доказательство теоремы Пифагора считалось в кругах учащихся средних веков очень трудным и называлось иногда Pons Asinorum «ослиный мост» или elefuga - «бегство убогих», так как некоторые «убогие» ученики, не имевшие серьезной математической подготовки, бежали от геометрии. Слабые ученики, заучивавшие теоремы наизусть, без понимания, и прозванные поэтому «ослами», были не в состоянии преодолеть теорему Пифагора, служившую для них вроде непреодолимого моста.

Слайд 10

Из-за чертежей, сопровождающих теорему Пифагора, учащиеся называли ее так же “ветряной мельницей”, составляли стихи вроде “Пифагоровы штаны на все стороны равны”, рисовали карикатуры. Шаржи из учебника XVI века Ученический шарж XIX века

Слайд 11

Дано: ABCD – параллелограмм , АВ = 6 см, ВС = 8 см, BH – высота , угол BAD = 30 0 . Найти: S ABCD C B А D H 6 см 8 см 30 0

Слайд 12

Дано: MNPK - параллелограмм, NP = 12 см, угол NMK = 45 0 . Найти: S MNPK . M N P K L 12 см 45 0

Слайд 13

Дано: ABCD – ромб, AC = 8 см, BD = 6 см. Найти: S ABCD B A C D

Слайд 14

A D C H B 45 0 5 см 5 см Дано: ABCD - трапеция, BH – высота, угол B А D равен 45 0 , AH = HD = 5 см. Найти: S ABCD

Слайд 15

Решите задачи. 1. В треугольнике АВС угол А равен 45 0 , ВС = 13 см, а высота BD отсекает на стороне АС отрезок DC , равный 12 см. Найдите площадь треугольника АВС и высоту, проведенную к стороне ВС. 2. Одна из диагоналей ромба в 3 раза больше другой, а площадь ромба равна 96 см 2 . Найдите стороны ромба.

Слайд 16

Дано: ∆ ABC , ВАС =45 º , ВС = 13 см, BD , АЕ – высоты, DC = 12 см . Найти : S ABC , АЕ. А В С D 45 0 13 см 12 см Е Решение: Из ∆ BDC по теореме Пифагора BD 2 = BC 2 – DC 2 = = 169 – 144 =25 , BD = 5 см. 2. Рассмотрим ∆ ABD :  D = 90 0 ,  A = 45 0 , тогда В = 45 0 . Значит, ∆ ABD – равнобедренный и AD = BD = 5 см. 3. AC = AD + DC = 5 см + 12 см = 17 см. 4. S ABC = 0,5 AC BD = 0,5 17 5 = 42,5 см 2 . 5. Ответ: 42,5 см 2 , см. . . . . S ABC = 0,5 BC AE = > AE = ( 2S ) : BC= 85 : 13 = см. Задача 1.

Слайд 17

A C D B Дано: ABCD – ромб, AC > BD в 3 раза , S ABCD = 96 см 2 . Найти: АВ . Решение: Пусть BD = х , АС = 3х. Тогда ( х . 3х) : 2=96; 3х 2 = 192; х 2 = 64; х = 8 или х = - 8 – не соответствует условию задачи. Тогда BD = 8 см, АС = 24 см. 2. ABCD – ромб. По св-ву ромба АС ┴ BD и АО = ОС, ВО = OD . Рассм . прямоугольный треугольник АОВ: АО = 12 см, BD = 4 см. По теореме Пифагора АВ 2 =АО 2 +ВО 2 , АВ 2 = 144 + 16 = 160, АВ = 4 см. Ответ: 4 см О Задача 2

Слайд 18

Домашнее задание: 1. Повторить §§ 1-3 2. Решить задачи из сборника «Самостоятельных и контрольных работ» А.П.Ершовой на выбор: 1 уровень : стр.173-174 ,КА-2 ,Вариант – А 2 уровень : стр.174 ,КА – 2, Вариант – Б 3 уровень : стр. 174-175, КА – 2, Вариант – В 3 . (По желанию) Составить и решить задачу на практическое применение формул вычисления площадей.

Слайд 19

Урок окончен. За что ты можешь себя похвалить? Что тебе удалось на уроке? Над чем ещё надо поработать?

Слайд 20

Удачи на контрольной работе!

Слайд 21

Площадь многоугольника с целочисленными вершинами равна В + Г/2 − 1 , где В есть количество целочисленных точек внутри многоугольника, а Г — количество целочисленных точек на границе многоугольника . Формула Пика или как считать площади многоугольников . В=7 , Г=8 , В + Г/2 − 1= 10 История Формула Пика была открыта австрийским математиком Георгом Пиком ( англ ) в 1899 г.

Слайд 22

1см

Слайд 23

1 см

Слайд 24

1см

Слайд 25

Открытый урок геометрии Тема: «Площади. Теорема Пифагора». Класс : 8. Учитель : Латышева Наталья Алексеевна



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Геометрия, 8 класс

Тема урока.

Площадь. Теорема Пифагора.

ФИО преподавателя

Латышева Наталья Алексеевна

Актуальность использования ИКТ

Позволяет творчески подойти к уроку, делает возможным наиболее эффективно использовать наглядность, повышает познавательный интерес к предмету.

Цели урока

Задачи урока

  Закрепить знания, умения и навыки при решении задач по теме «Площадь. Теорема Пифагора»  и подготовиться к контрольной работе.

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Совершенствовать

навыки нахождения площадей плоских фигур, применения теоремы Пифагора.

Развить  мышление, воображение, художественный вкус.

Воспитывать познавательный интерес к предмету, самостоятельность,

коммуникативность.

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ЦОР на CD –ROM, ресурсы сети Интернет)

Презентация POWER POINT

Универсальные (компьютер, проектор, экран)

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Компьютер, проектор, экран

Методическое описание использования ЦОР на уроке

Демонстрационные

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1

Организационный момент

Цель

Ознакомить с целями и задачами урока. Эмоционально настроить ребят.

Длительность этапа

1-2  минуты

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Показывается 1-3  слайды презентации

Форма организации деятельности учащихся

Коллективная

Функции преподавателя на данном этапе

Организаторские

Основной вид деятельности преподавателя

Пробуждение интереса учащихся, осознания необходимости продуктивной работы на уроке для успешного написания контрольной работы на следующем уроке.

Промежуточный контроль

Организовать учащихся

ЭТАПЫ 2-3

Устная работа. Повторение основных определений , теорем и формул по теме.

Цель

Подготовить учащихся к работе на следующих этапах.

Длительность этапа

7-8  минут

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Показ слайдов 4-7.

Форма организации деятельности учащихся

Коллективная, индивидуальная

Функции преподавателя на данном этапе

Организация повторения материала

Этап 4

Теорема Пифагора.Повторение.

Цель

Повторить теорему Пифагора.

Длительность этапа

4 минуты

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Демонстрация слайдов 8.

Форма организации деятельности учащихся

Фронтальная, индивидуальная

Функции преподавателя на данном этапе

Организационные

ЭТАП 5

Из истории математики. «Теорема Пифагора».

Цель

Познакомить учащихся с некоторыми фактами из истории теоремы Пифагора.

Длительность этапа

2  минуты

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Демонстрация слайдов 9-10.

Форма организации деятельности учащихся

Коллективная, индивидуальная

Функции преподавателя на данном этапе

Информационные

ЭТАП 6(1)

Решение задач по готовым чертежам.

Цель

Совершенствовать умение обучающихся читать данные с чертежей, навыки применения теоретических знаний при решении базовых задач по теме «Площади. Теорема Пифагора».

Длительность этапа

7  минут

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Показ слайдов 11-14.

Форма организации деятельности учащихся

Фронтальная и коллективная

Функции преподавателя на данном этапе

Стимулирующие, оценочные.

Основной вид деятельности преподавателя

Оказание помощи.

Промежуточный контроль

Самоконтроль, взаимоконтроль.

ЭТАП 6(2)

Закрепление. Решение задач.

Цель

Закрепление и совершенствование навыков применения теоретических знаний обучающихся при решении многошаговых задач на нахождение площадей и применение теоремы Пифагора.

Длительность этапа

15 минут

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Демонстрация слайда 15 – условие задач, 16-17 – решение задач .

Форма организации деятельности учащихся

Коллективная, индивидуальная, фронтальная

Функции преподавателя на данном этапе

Организация самостоятельной работы учащихся на местах и у доски.

Основной вид деятельности преподавателя

Консультация, контроль.

Промежуточный контроль

Проверка  решения задач по решениям на доске или по слайдам.

ЭТАП 7

Домашнее задание.

Цель

Мотивация учащихся на выполнение домашнего задания, подготовку к контрольной работе.

Длительность этапа

2  минуты

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Демонстрация слайдов 18.

Форма организации деятельности учащихся

Фронтальная

Функции преподавателя на данном этапе

Информационные

ЭТАП 8

Итоги урока.

Цель

Подведение итогов урока.

Длительность этапа

2  минуты

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Демонстрация слайдов 19-20.

Форма организации деятельности учащихся

Коллективная, индивидуальная

Функции преподавателя на данном этапе

Информационные, оценочные



Предварительный просмотр:

Лист контроля учащегося.

Фамилия, имя

Класс: 8-А

Дата: 21.12.2012

Тема урока:  «Площади. Теорема Пифагора».

1 .

Организационный момент.

2 .

Компьютерное тестирование .

Оценка:

3 .

Повторение теории.

Самооценка:

4.

Повторение формул для вычисления площадей.

Самооценка:

5.

Теорема Пифагора.

Самооценка:

6.

Из истории теоремы Пифагора.

Самооценка:

7.

Решение задач по готовым чертежам.

Самооценка:

8.

Решение многошаговых задач.

Самооценка:

Итоги урока.

Лист контроля учащегося.

Фамилия, имя

Класс: 8-А

Дата: 21.12.2012

Тема урока:  «Площади. Теорема Пифагора».

1 .

Организационный момент.

2 .

Компьютерное тестирование .

Оценка:

3 .

Повторение теории.

Самооценка:

4.

Повторение формул для вычисления площадей.

Самооценка:

5.

Теорема Пифагора.

Самооценка:

6.

Из истории теоремы Пифагора.

Самооценка:

7.

Решение задач по готовым чертежам.

Самооценка:

8.

Решение многошаговых задач.

Самооценка:

Итоги урока.



Предварительный просмотр:

Материалы к уроку для учащегося.

Тест.

1

2

3

4

5

6

7

К задаче на применение теоремы Пифагора.

а

b

с

5

12

 6

10

                                   

Задачи.

1.В треугольнике АВС угол А равен 450 , ВС = 13 см, а высота BD  отсекает на стороне АС отрезок DC, равный 12 см. Найдите площадь треугольника АВС и высоту, проведенную к стороне ВС.

2. Одна из диагоналей ромба в три раза  больше другой, а площадь ромба равна 96 см2. Найдите стороны ромба.



Предварительный просмотр:

Кроссворд.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

http://educationfor.narod.ru/uzly.gif

ВОПРОСЫ:

1.Площадь какого многоугольника вычисляется по формуле S =  ah?

2.Какой треугольник имеет измерения 3,4,5?

3. Площадь какого многоугольника вычисляется по формуле S = ?

4.На что нужно умножить основание, чтобы найти площадь параллелограмма?

5.Какой сантиметр (метр, километр и т.д.) принят за единицу измерения площади?

6.Какие площади имеют равные многоугольники?

7. Площадь какого многоугольника вычисляется по формуле S = (a + b)h ?

8. Площадь какого треугольника вычисляется по формуле S =  ab?

9(по горизонтали). Величина той части плоскости, которую занимает многоугольник

9(по вертикали). Площадь какого многоугольника вычисляется по формуле S = ab?

10.Если высоты двух треугольников равны, то их площади относятся как…

11.Эта теорема была известна  за 1200 лет до учёного, имя которого она носит. О каком учёном идёт речь?

12.Площадь какого многоугольника вычисляется по формуле S = ah?

Ответы к кроссворду

Т

Р

Е

У

Г

О

Л

Ь

Н

И

К

Г

В

И

В

Ы

С

О

Т

А

П

Д

К

Е

Р

А

В

Н

Ы

Е

Т

Т

А

А

Р

С

П

Т

Д

А

К

Р

Р

П

И

Я

П

Л

О

Щ

А

Д

Ь

Е

Й

М

Р

Т

Ц

О

Я

О

С

Н

О

В

А

Н

И

Я

П

У

М

Ы

Я

И

Г

О

Й

Ф

О

У

П

А

Р

А

Л

Л

Е

Л

О

Г

Р

А

М

М

Г

Ь

О

О

Н

Л

http://educationfor.narod.ru/uzly.gif

Р

ы

Ь

й

Н

И

К


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок геометрии 8 класс по теме:" Теорема Пифагора".

Разработан урок по геометрии в 8 классе по теме: "Теорема Пифагора" с презентацией....

Урок геометрии 8 класс. Тема: Площади. Теорема Пифагора

Обобщающий урок по теме, предшествующий контрольной работы. Контрольная работа как вариант прилагается. Здесь презентация, тест. задачи на карточках....

Урок геометрии 8 класс. Тема: Площади. Теорема Пифагора

Обобщающий урок по теме, предшествующий контрольной работы. Контрольная работа как вариант прилагается. Здесь презентация, тест. задачи на карточках....

Технологическая карта и презентация к уроку геометрии 8 класс по теме "Теорема Пифагора"

Технологическая карта урока геометрии в 8 классе «Теорема Пифагора»Составил учитель высшей категории МБОУ «Новотроицкая СОШ» Тукаевского района Республики ТатарстанГусева ГульфиняХаевна Предмет: ...

Урок геометрии 8 класс "Путешествуем с теоремой Пифагора"

Теорема Пифагора применима практически в любой ситуации...

урок геометрии 8 класс по теме "Теорема Пифагора"

Предлагаемый урок проводится в курсе геометрии 8 класса при изучении темы «Площади фигур»...

Урок геометрии 7 класс. Разработка и технологическая карта урока по теме : "Прямоугольные треугольники. Решение задач".

Разработка и технологическая карта урока по теме : "Прямоугольные треугольники. Решение задач"....