РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ 10-11 КЛАСС (2018-2019 УЧ. ГОД, БУРМИСТРОВОЙ Е.Ю.)
рабочая программа по геометрии по теме
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ 10-11 КЛАСС (2018-2019 УЧ. ГОД)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
annotatsiya_k_rabochey_programme_po_geometrii_10-11_klass.docx | 25.65 КБ |
rabochaya_programma._10-11_geometriya_10_klass.docx | 71.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация к рабочей программе
Предмет | Геометрия |
Класс | 10-11 |
Нормативная база | Рабочая программа составлена на основе: 1. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 (в действующей редакции от 07.06.2017) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; 2. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 N 1312 (в действующей редакции от 01.02.2012) "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования"; 3. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 31.03.2014 N 253 (в действующей редакции от 05.07.2017) "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"; 4. Учебного плана МАОУ Абатская СОШ №1 на 2018-2019 учебный год; 5. Программы для общеобразовательных учреждений: Геометрия для 10-11 классов, составитель Т.А. Бурмистрова, издательство Просвещение, 2011 г. 6. Сборника рабочих программ. Геометрия. 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. органи¬заций: базовый и углубл. уровни / [сост. Т. А. Бурмистрова]. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018. - 143 с. |
Реализуемый УМК | Геометрия. 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Л. С. Атанасян [и др]. – М.: Просвещение |
Основные цели и задачи реализации содержания предмета | - формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики; - развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе; - овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки; - воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей |
Срок реализации | 2018-2019 учебный год |
Место предмета в учебном плане | Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне отводится 4 ч в неделю, также дополнительно отводится один час за счет вариативной части учебного плана школы. Таким образом, на изучение геометрии отводится 2 часа в неделю: 10 класс - 68 часов в год (34 учебные недели); 11 класс - 68 часов в год (34 учебные недели). |
Структура курса | 10 класс:
11 класс:
|
Структура рабочей программы | 1) планируемые результаты освоения учебного предмета; 2) содержание учебного предмета; 3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
Абатская средняя общеобразовательная школа № 1
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей математики, физики и информатики МАОУ Абатская СОШ №1 ______________ Бурмистрова Е.Ю. «___»____________________2018 г. протокол № ___________________ | «Согласовано» заместитель директора по УВР МАОУ Абатская СОШ №1 ____________Т.В.Сухарева «___»_____________2018 г. | «Утверждаю» Директор МАОУ Абатская СОШ №1 ______________ Н.В.Куликова Приказ от «___»________ 2018 г. № ___________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
ГЕОМЕТРИЯ
10-11 классы
Составлена на основе:
| Составитель: Е.Ю. Бурмистрова, учитель математики МАОУ Абатская СОШ №1 первой квалификационной категории. |
с. Абатское
2018
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по геометрии 10-11 классов составлена на основе:
- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 (в действующей редакции от 07.06.2017) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 N 1312 (в действующей редакции от 01.02.2012) "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";
- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 31.03.2014 N 253 (в действующей редакции от 05.07.2017) "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
- Учебного плана МАОУ Абатская СОШ №1 на 2018-2019 учебный год;
- Программы для общеобразовательных учреждений: Геометрия для 10-11 классов, составитель Т.А. Бурмистрова, издательство Просвещение, 2011 г.
- Сборника рабочих программ. Геометрия. 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый и углубл. уровни / [сост. Т. А. Бурмистрова]. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018. - 143 с.
- УМК:
- Геометрия. 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Л. С. Атанасян [и др]. – М.: Просвещение, 2012 -255 с.;
- Геометрия. Поурочные разработки. 10—11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций /С. М. Саакян, В. Ф. Бу тузов. — М.: Просвещение, 2017. —2-е изд., перераб. — 232 с.;
- Геометрия: дидактические материалы. 10 класс/ Б. Г. Зив.10-е изд. – М.: Просвещение, 2009-159 с.;
- Геометрия: дидактические материалы для 11 кл./ Б. Г. Зив.10-е изд. – М.: Просвещение, 2008-128 с.;
- Поурочные разработки по геометрии: 10 класс к учебному комплекту Л. С. Атанасяна / Сост. В.А. Яровенко- М.: ВАКО, 2010.
- Поурочные разработки по геометрии: 11 класс к учебному комплекту Л. С. Атанасяна / Сост. В.А. Яровенко- М.: ВАКО, 2010.
Изучение математики, в т. ч. геометрии на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
- воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Уровень обучения – базовый.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне отводится 4 ч в неделю, также дополнительно отводится один час за счет вариативной части учебного плана школы. Таким образом, на изучение геометрии отводится 2 часа в неделю:
10 класс - 68 часов в год (34 учебные недели);
11 класс - 68 часов в год (34 учебные недели).
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Формы контроля: тестирование, математические диктанты, контрольные, самостоятельные работы.
Источник контрольных работ:
- Программы для общеобразовательных учреждений: Геометрия для 10-11 классов, составитель Т.А. Бурмистрова, издательство Просвещение, 2011 г.;
- Геометрия: дидактические материалы. 10 класс/ Б. Г. Зив.10-е изд. – М.: Просвещение, 2009-159 с.;
- Геометрия: дидактические материалы для 11 кл./ Б. Г. Зив.10-е изд. – М.: Просвещение, 2008-128 с.: ил.;
- Поурочные разработки по геометрии: 10 класс к учебному комплекту Л. С. Атанасяна / Сост. В.А. Яровенко- М.: ВАКО, 2010.-304 с.;
- Поурочные разработки по геометрии: 11 класс к учебному комплекту Л. С. Атанасяна / Сост. В.А. Яровенко- М.: ВАКО, 2010.-336 с.
Промежуточная аттестация в 10 классе проводится в форме контрольной работы по аналогам КИМов ЕГЭ. Итоговая аттестация в 11 классе проводится в форме ЕГЭ базового, профильного уровней по математике по выбору обучающихся.
Сравнение с авторской программой:
Содержание учебного материала 10 класс | Часов по авторской программе (1,5 часа в нед.) | Часов по рабочей программе (2 часа в нед.) | Кор-ректировка часов |
Введение | 3 | 3 | - |
Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии (пп. 1, 2) Некоторые следствия из аксиом (п. 3) | 1 2 | 1 2 | |
Глава I. Параллельность прямых и плоскостей | 16 | 20 | +4 |
§1. Параллельность прямых, прямой и плоскости | 4 | 4 | |
Параллельные прямые в пространстве. Параллельность трёх прямых (пп. 4, 5) Параллельность прямой и плоскости (п. 6) | |||
Повторение теории, решение задач на параллельность прямой и плоскости. | - | 1 | +1 |
§ 2. Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми | 4 | 5 | |
Скрещивающиеся прямые (п. 7) Углы с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми (пп. 8, 9) | |||
Повторение теории, решение задач. Контрольная работа №1(20 мин) | - | 1 | +1 |
§ 3. Параллельность плоскостей | 2 | 2 | |
Параллельные плоскости. Свойства параллельных плоскостей (пп.10,11) | |||
§ 4. Тетраэдр и параллелепипед | 4 | 6 | |
Тетраэдр. Параллелепипед (пп. 12, 13) Задачи на построение сечений (п. 14) | |||
Повторение теории, решение задач | - | 2 | +2 |
Контрольная работа №2. | 1 | 1 | |
Зачёт №1 по теме «Параллельность в пространстве» | 1 | 1 | |
Глава II. Перпендикулярность прямых и плоскостей | 17 | 20 | +3 |
§ 1. Перпендикулярность прямой и плоскости | 5 | 5 | |
Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости (пп. 15, 16) Признак перпендикулярности прямой и плоскости (п. 17) Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости (п. 18) | |||
§ 2. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью | 6 | 6 | |
Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трёх перпендикулярах (пп. 19, 20) Угол между прямой и плоскостью (п. 21) | |||
§ 3. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей | 4 | 4 | |
Двугранный угол. Признак перпендикулярности двух плоскостей (пп. 22, 23) Прямоугольный параллелепипед (п. 24) | |||
Решениезадач по теме: «Перпендикулярность прямых и плоскостей» | - | 3 | +3 |
Контрольная работа №3. | 1 | 1 | |
Зачёт №2 по теме: «Перпендикулярность прямых и плоскостей» | 1 | 1 | |
Глава III. Многогранники | 12 | 16 | +4 |
§ 1. Понятие многогранника. Призма | 3 | 5 | +2 |
Понятие многогранника. Призма (пп. 27, 28, 30) | |||
§ 2. Пирамида | 3 | 5 | +2 |
Пирамида. Правильная пирамида. Усечённая пирамида (пп. 32-34). | |||
§ 3. Правильные многогранники | 4 | 4 | |
Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. Элементы симметрии правильных многогранников (пп. 35-37) | |||
Контрольная работа №4. | 1 | 1 | |
Зачёт №3 по теме: «Многогранники». | 1 | 1 | |
Заключительное повторение тем геометрии 10 класса Контрольная работа на промежуточной аттестации | 3 | 9 | +6 |
ИТОГО | 51 | 68 | +17 |
Содержание учебного материала 11 класс | Часов по авторской программе (1,5 часа в нед.) | Часов по рабочей программе (2 часа в нед.) | Кор-ректировка часов |
Глава IV. Цилиндр, конус и шар | 13 | 16 | +3 |
§ 1. Цилиндр | 3 | 3 | |
Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра (пп. 38, 39). | |||
§ 2. Конус | 3 | 3 | |
Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усечённый конус (пп. 40-42) | |||
§ 3. Сфера | 5 | 5 | |
Сфера и шар. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы (пп. 43-46) | |||
Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус и шар. | - | 3 | +3 |
Контрольная работа №5 | 1 | 1 | |
3ачёт № 4 по теме: «Цилиндр, конус и шар» | 1 | 1 | |
Глава V. Объёмы тел | 15 | 18 | +3 |
§ 1. Объём прямоугольного параллелепипеда | 2 | 2 | |
Понятие объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда (пп. 52, 53). | |||
§ 2. Объёмы прямой призмы и цилиндра | 3 | 3 | |
Объём прямой призмы. Объём цилиндра (пп. 54,55) | |||
§ 3. Объёмы наклонной призмы, пирамиды и конуса | 4 | 4 | |
Вычисление объёмов тел с помощью определённого интеграла. Объём наклонной призмы. Объём пирамиды (пп. 56-58). Объём конуса (п. 59). | |||
§ 4. Объём шара и площадь сферы | 4 | 4 | |
Объём шара. Объёмы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора. Площадь сферы (пп. 60-62*) | |||
Решение задач по теме: «Объемы тел» | - | +3 | +3 |
Контрольная работа №6 | 1 | 1 | |
3ачёт № 5 по теме: «Объёмы тел» | 1 | 1 | |
Глава VI. Векторы в пространстве | 6 | 7 | +1 |
§ 1. Понятие вектора в пространстве | 1 | 1 | |
Понятие вектора. Равенство векторов (пп. 63, 64) | |||
§ 2. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число | 2 | 2 | |
Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов. Умножение вектора на число (пп. 65-67) | |||
§ 3. Компланарные векторы | 2 | 2 | |
Компланарные векторы. Правило параллелепипеда. Разложение вектора по трём некомпланарным векторам (пп. 68-70) | |||
Решение задач по теме: «Векторы» | - | 1 | +1 |
3ачёт №6 по теме: «Векторы в пространстве» | 1 | 1 | |
Глава VII. Метод координат в пространстве. Движения | 11 | 14 | +3 |
§ 1. Координаты точки и координаты вектора | 3 | 3 | |
Прямоугольная система координат в пространстве (п. 71) Координаты вектора (п. 72). Связь между координатами векторов и координатами точек (п. 73) Простейшие задачи в координатах (п. 74). Уравнение сферы (п. 75) | |||
§ 2. Скалярное произведение векторов | 4 | 4 | |
Угол между векторами. Скалярное произведение векторов (пп. 76, 77) Вычисление углов между прямыми и плоскостями (п. 78). | |||
§ 3. Движения | 2 | 2 | |
Центральная симметрия (п. 80). Осевая симметрия (п. 81). Зеркальная симметрия (п. 82). Параллельный перенос (п. 83) | |||
Решение задач по теме: «Метод координат в пространстве» | - | 3 | +3 |
Контрольная работа №7. | 1 | 1 | |
Зачёт №7 по теме: «Метод координат в пространстве» | 1 | 1 | |
Заключительное повторение при подготовке учащихся к итоговой аттестации по геометрии | 6 | 13 | +7 |
ИТОГО | 51 | 68 | +17 |
II. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю возникновения и развития геометрии;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности.
Геометрия
Уметь:
- распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
- описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
- анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
- изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
- строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
- решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
- использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
- проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
- вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО РАЗДЕЛАМ:
Раздел | 10 класс | |||
Введение | Перечислять основные фигуры в пространстве (точка, прямая, плоскость), формулировать три аксиомы об их взаимном расположении и иллюстрировать эти аксиомы примерами из окружающей обстановки. Формулировать и доказывать теорему о плоскости, проходящей через прямую и не лежащую на ней точку, и теорему о плоскости, проходящей через две пересекающиеся прямые | |||
Глава I. Параллельность прямых и плоскостей | Формулировать определение параллельных прямых в пространстве, формулировать и доказывать теоремы о параллельных прямых; объяснять, какие возможны случаи взаимного расположения прямой и плоскости в пространстве, и приводить иллюстрирующие примеры из окружающей обстановки; формулировать определение параллельных прямой и плоскости, формулировать и доказывать утверждения о параллельности прямой и плоскости (свойства и признак); решать задачи на вычисление и доказательство, связанные со взаимным расположением прямых и плоскостей. Объяснять, какие возможны случаи взаимного расположения двух прямых в пространстве, и приводить иллюстрирующие примеры; формулировать определение скрещивающихся прямых, формулировать и доказывать теорему, выражающую признак скрещивающихся прямых, и теорему о плоскости, проходящей через одну из скрещивающихся прямых и параллельной другой прямой; объяснять, какие два луча называются сонаправленными, формулировать и доказывать теорему об углах с сонаправленными сторонами; объяснять, что называется углом между пересекающимися прямыми и углом между скрещивающимися прямыми; решать задачи на вычисление и доказательство, связанные со взаимным расположением двух прямых и углом между ними. Формулировать определение параллельных плоскостей, формулировать и доказывать утверждения о признаке и свойствах параллельных плоскостей, использовать эти утверждения при решении задач. Объяснять, какая фигура называется тетраэдром и какая параллелепипедом, показывать на чертежах и моделях их элементы, изображать эти фигуры на рисунках, иллюстрировать с их помощью различные случаи взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве; формулировать и доказывать утверждения о свойствах параллелепипеда; объяснять, что называется сечением тетраэдра (параллелепипеда), решать задачи на построение сечений тетраэдра и параллелепипеда на чертеже | |||
Глава II. Перпендикулярность прямых и плоскостей | Формулировать определение перпендикулярных прямых в пространстве; формулировать и доказывать лемму о перпендикулярности двух параллельных прямых к третьей прямой; формулировать определение прямой, перпендикулярной к плоскости, и приводить иллюстрирующие примеры из окружающей обстановки; формулировать и доказывать теоремы (прямую и обратную) о связи между параллельностью прямых и их перпендикулярностью к плоскости, теорему, выражающую признак перпендикулярности прямой и плоскости, и теорему о существовании и единственности прямой, проходя щей через данную точку и перпендикулярной к данной плоскости; решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с перпендикулярностью прямой и плоскости. Объяснять, что такое перпендикуляр и наклонная к плоскости, что называется проекцией наклонной; что называется расстоянием: от точки до плоскости, между параллельными плоскостями, между параллельными прямой и плоскостью, между скрещивающимися прямыми; формулировать и доказывать теорему о трёх перпендикулярах и применять её при решении задач; объяснять, что такое ортогональная проекция точки (фигуры) на плоскость, и доказывать, что проекцией прямой на плоскость, неперпендикулярную к этой прямой, является прямая; объяснять, что называется углом между прямой и плоскостью и каким свойством он обладает; объяснять, что такое центральная проекция точки (фигуры) на плоскость. Объяснять какая фигура называется двугранным углом и как он измеряется; доказывать, что все линейные углы двугранного угла равны друг другу; объяснять, что такое угол между пересекающимися плоскостями и в каких пределах он изменяется; формулировать определение взаимно перпендикулярных плоскостей, формулировать и доказывать теорему о признаке перпендикулярности двух плоскостей; объяснять, какой параллелепипед называется прямоугольным, формулировать и доказывать утверждения о его свойствах; решать задачи на вычисление и доказательство с использованием теорем о перпендикулярности прямых и плоскостей, а также задачи на построение сечений прямоугольного параллелепипеда на чертеже. | |||
ГлаваIII. Многогранники | Объяснять, какая фигура называется многогранником и как называются его элементы, какой многогранник называется выпуклым, приводить примеры многогранников; объяснять, какой многогранник называется прямой и как называются её элементы, какая призма называется прямой, наклонной, правильной, изображать призмы на рисунке; объяснять, что называется площадью полной (боковой) поверхности призмы и доказывать теорему о площади боковой поверхности прямой призмы; решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с прямой. Объяснять, какой многогранник называется пирамидой и как называются её элементы, что называется площадью полной (боковой) поверхности пирамиды; объяснять, какая пирамида называется правильной, доказывать утверждение о свойствах её боковых рёбер и боковых граней и теорему о площади боковой поверхности правильной пирамиды; объяснять, какой многогранник называется усечённой пирамидой и как называются её элементы, доказывать теорему о площади боковой поверхности правильной усечённой пирамиды; решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с пирамидами, а также задачи на построение сечений пирамид на чертеже. Объяснять, какие точки называются симметричными относительно точки (прямой, плоскости), что такое центр (ось, плоскость) симметрии фигуры, приводить примеры фигур, обладающих элементами симметрии, а также примеры симметрии в архитектуре, технике, природе; объяснять, какой многогранник называется правильным, доказывать, что не существует правильного многогранника, гранями которого являются правильные n-угольники при п >6; объяснять, какие существуют виды правильных многогранников и какими элементами симметрии они обладают | |||
Раздел | 11 класс | |||
Глава VI. Цилиндр, конус, шар | Объяснять, что такое цилиндрическая поверхность, её образующие и ось, какое тело называется цилиндром и как называются его элементы, как получить цилиндр путём вращения прямоугольника, изображать цилиндр и его сечения плоскостью, проходящей через ось, и плоскостью, перпендикулярной к оси; объяснять, что принимается за площадь боковой поверхности цилиндра, и выводить формулы для вычисления боковой и полной поверхностей цилиндра; решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с цилиндром. Объяснять, что такое коническая поверхность, ее образующие, вершина и ось, какое тело называется конусом и как называются его элементы, как получить конус путём вращения прямоугольного треугольника, изображать конус и его сечения плоскостью, проходящей через ось, и плоскостью, перпендикулярной к оси; объяснять, что принимается за площадь боковой поверхности конуса, и выводить формулы для вычисления площадей боковой и полной поверхностей конуса; объяснять, какое тело называется усечённым конусом и как его получить путём вращения прямоугольной трапеции, выводить формулу для вычисления площади боковой поверхности усечённого конуса; решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с конусом и усечённым конусом. Формулировать определения сферы и шара, их центра, радиуса, диаметра; исследовать взаимное расположение сферы и плоскости, формулировать определение касательной плоскости к сфере, формулировать и доказывать теоремы о свойстве и признаке касательной плоскости; объяснять, что принимается за площадь сферы и как она выражается через радиус сферы; решать простые задачи, в которых фигурируют комбинации многогранников и тел вращения | |||
Глава VII. Объемы тел | Объяснять, как измеряются объёмы тел, проводя аналогию с измерением площадей многоугольников; формулировать основные свойства объёмов и выводить с их помощью формулу объёма прямоугольного параллелепипеда. Формулировать и доказывать теоремы об объёме прямой призмы и объёме цилиндра; решать задачи, связанные с вычислением объёмов этих тел. Выводить интегральную формулу для вычисления объёмов тел и доказывать с её помощью теоремы об объёме наклонной призмы, об объёме пирамиды, об объёме конуса; выводить формулы для вычисления объёмов усечённой пирамиды и усечённого конуса; решать задачи, связанные с вычислением объёмов этих тел. Формулировать и доказывать теорему об объёме шара и с её помощью выводить формулу площади сферы; решать задачи с применением формул объёмов различных тел | |||
Глава IV. Векторы в пространстве | Формулировать определение вектора, его длины, коллинеарных и равных векторов, приводить примеры физических векторных величин; Объяснять, как вводятся действия сложения векторов, вычитания векторов и умножения вектора на число, какими свойствами они обладают, что такое правило треугольника, правило параллелограмма и правило многоугольника сложения векторов; решать задачи, связанные с действиями над векторами; Объяснять, какие векторы называются компланарными; формулировать и доказывать утверждение о признаке компланарности трёх векторов; объяснять, в чём состоит правило параллелепипеда сложения трёх некомпланарных векторов; формулировать и доказывать теорему о разложении любого вектора по трём данным некомпланарным векторам; применять векторы при решении геометрических задач | |||
Глава V. Метод координат в пространстве. Движения | Объяснять, как вводится прямоугольная система координат в пространстве, как определяются координаты точки и как они называются, как определяются координаты вектора; формулировать и доказывать утверждения: о координатах суммы и разности двух векторов, о координатах произведения вектора на число, о связи между координатами вектора и координатами его конца и начала; выводить и использовать при решении задач формулы координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками; выводить уравнение сферы данного радиуса с центром в данной точке. Объяснять, как определяется угол между векторами; формулировать определение скалярного произведения векторов; формулировать и доказывать утверждения о его свойствах; объяснять, как вычислить угол между двумя прямыми, а также угол между прямой и плоскостью, используя выражение скалярного произведения векторов через их координаты; применять векторно-координатный метод при решении геометрических задач. Объяснять, что такое отображение пространства на себя и в каком случае оно называется движением пространства; объяснять, что такое центральная симметрия, осевая симметрия, зеркальная симметрия и параллельный перенос, обосновывать утверждения о том, что эти отображения пространства на себя являются движениями; применять движения при решении геометрических задач |
III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ГЕОМЕТРИИ 10-11 классов (обязательный минимум содержания)
Геометрия
Прямые и плоскости в пространстве. Основные понятия стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство).
Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямых. Параллельность и перпендикулярность прямой и плоскости, признаки и свойства. Теорема о трех перпендикулярах. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью.
Параллельность плоскостей, перпендикулярность плоскостей, признаки и свойства.
Двугранный угол, линейный угол двугранного угла.
Расстояния от точки до плоскости. Расстояние от прямой до плоскости. Расстояние между параллельными плоскостями. Расстояние между скрещивающимися прямыми.
Параллельное проектирование. Площадь ортогональной проекции многоугольника. Изображение пространственных фигур.
Многогранники. Вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Многогранные углы. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера.
Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб.
Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида.
Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде. понятие о симметрии в пространстве (центральная, осевая, зеркальная). примеры симметрий в окружающем мире.
Сечения куба, призмы, пирамиды.
Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).
Тела и поверхности вращения. Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения параллельные основанию.
Шар и сфера, их сечения, касательная плоскость к сфере.
Объемы тел и площади их поверхностей. Понятие об объеме тела. отношение объемов подобных тел.
Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.
Координаты и векторы. Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы и плоскости. Формула расстояния от точки до плоскости.
Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов и умножение вектора на число. Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Коллинеарные векторы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Компланарные векторы. Разложение по трем некомпланарным векторам.
IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕОМЕТРИИ. 10 КЛАСС.
2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД (БУРМИСТРОВОЙ Е.Ю.)
№ п/п | Раздел. Тема урока | Кол-во часов | Основные знания | Дата проведения | |
план | факт | ||||
Введение. Аксиомы стереометрии и их следствия | 3 | ||||
1 | Предмет стереометрии Аксиомы стереометрии | 1 | Знать о предмете «стереометрия», области его применения, параллельном проектировании, способах изображения пространственных тел, об аксиоматическом способе построения геометрии, Знать: основныефигурыв пространстве, способы их обозначения, формулировки аксиом стереометрии. Уметь: применять их для решения простейших задач | 04.09.2018 | |
2 | Некоторые следствия из аксиом | 1 | Знать: формулировки следствий. Уметь: проводить их доказательства и применять при решении задач | 07.09.2018 | |
3 | Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий | 1 | Знать: формулировки аксиом стереометрии, следствий. Уметь: применять необходимую аксиому или следствие для обоснования взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве, выполняют простейшие геометрические построения | 11.09.2018 | |
Глава I. Параллельность прямых и плоскостей | 20 | ||||
4 | Параллельные прямые в пространстве. Параллельность трёх прямых | 1 | Знать: определение параллельных прямых в пространстве, параллельных прямой и плоскости; формулировки основных теорем о параллельности прямых, прямой и плоскости. Уметь: доказывать теоремы | 14.09.2018 | |
5 | Параллельность прямой и плоскости | 1 | Знать: определение параллельных прямых в пространстве, параллельных прямой и плоскости; формулировки основных теорем о параллельности прямых, прямой и плоскости. Уметь: доказывать теоремы | 18.09.2018 | |
6-8 | Решение задач на параллельность прямой и плоскости | 3 | Знать: основной теоретический материал по теме. Уметь: применять изученные теоремы к решению простейших задач | 21.09.2018 25.09.2018 28.09.2018 | |
9 | Скрещивающиеся прямые | 1 | Знать: определение скрещивающихся прямых, угла между прямыми, формулировки теорем о скрещивающихся прямых, углах между прямыми. Уметь: распознавать скрещивающиеся прямые, углы с сонаправленными сторонами, указывать угол между скрещивающимися прямыми; доказывать изученные теоремы | 02.10.2018 | |
10 | Углы с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми | 1 | Знать: определение скрещивающихся прямых, угла между прямыми, формулировки теорем о скрещивающихся прямых, углах между прямыми. Уметь: распознавать скрещивающиеся прямые, углы с сонаправленными сторонами, указывать угол между скрещивающимися прямыми; доказывать изученные теоремы | 05.10.2018 | |
11-12 | Решение задач по теме: «Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми». | 2 | Знать: основной теоретический материал по теме. Уметь: применять изученные теоремы к решению простейших задач Уметь: применять изученные теоремы к решению задач, | 09.10.2018 12.10.2018 | |
13 | Решение задач по теме: «Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми». Контрольная работа №1 по теме: «Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми»(20 мин) | 1 | Знать: основной теоретический материал по теме. Уметь: применять изученные теоремы к решению простейших задач Уметь: применять изученные теоремы к решению задач, | 16.10.2018 | |
14 | Параллельность плоскостей | 1 | Знать: определение, признак и свойства параллельных плоскостей. Уметь: распознавать параллельные плоскости в окружающем пространстве, доказывать изученные теоремы | 19.10.2018 | |
15 | Параллельные плоскости. Свойства параллельных плоскостей | 1 | Знать: определение, признак и свойства параллельных плоскостей. Уметь: применять определение и признаки параллельности плоскостей при решении задач | 23.10.2018 | |
16 | Тетраэдр | 1 | Знать: определение тетраэдра, всех его элементов. Уметь: строить тетраэдр, решать задачи на нахождение элементов тетраэдра | 26.10.2018 | |
17 | Параллелепипед | 1 | Знать: определение параллелепипеда, всех его элементов. Уметь: строить параллелепипед, решать задачи на нахождение элементов параллелепипеда | 30.10.2018 | |
18 | Изображение пространственных фигур. Задачи на построение сечений | 1 | Знать: определение сечения, правила построения сечений. Уметь: строить простейшие сечения тетраэдра и параллелепипеда | 02.11.2018 | |
19 | Задачи на построение сечений | 1 | Знать: определение сечения, правила построения сечений. Уметь: строить сечения тетраэдра и параллелепипеда | 13.11.2018 | |
20-21 | Повторение теории, решение задач по теме: «Параллельность прямых и плоскостей» | 2 | Знать: теоретические знания по теме: «Параллельность прямых и плоскостей» Уметь: свободно излагать теоретический материал и решать задачи по теме: «Параллельность прямых и плоскостей» | 16.11.2018 20.11.2018 | |
22 | Зачет №1 по теме: «Параллельность прямых и плоскостей» | 1 | Знать: теоретические знания по теме: «Параллельность прямых и плоскостей» Уметь: свободно излагать теоретический материал и решать задачи | 23.11.2018 | |
23 | Контрольная работа № 2 по теме: «Параллельность прямых и плоскостей» | 1 | Знать: теоретические знания и практические навыки по теме. Уметь: самостоятельно выбрать рациональный способ решения задачи | 27.11.2018 | |
Глава II. Перпендикулярность прямых и плоскостей | 20 | ||||
24 | Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости | 1 | Знать: определение перпендикулярных прямых в пространстве, перпендикулярных прямой и плоскости; формулировки основных теорем о перпендикулярности прямых, прямой и плоскости. Уметь: доказывать изученные теоремы, применять их для решения простейших задач на доказательство | 30.11.2018 | |
25 | Перпендикулярность прямой и плоскости | 1 | Знать: определение перпендикулярных прямых в пространстве, перпендикулярных прямой и плоскости; формулировки основных теорем о перпендикулярности прямых, прямой и плоскости. Уметь: доказывать изученные теоремы, применять их для решения простейших задач на доказательство | 04.12.2018 | |
26 | Решение задач по теме: «Перпендикулярность прямой и плоскости» | 1 | Знать об ортогональном проектировании. Уметь: решать задачи, используя ортогональное проектирование | 07.12.2018 | |
27 | Решение задач по теме: «Перпендикулярность прямой и плоскости» | 1 | Знать об ортогональном проектировании. Уметь: решать задачи, используя ортогональное проектирование | 11.12.2018 | |
28 | Решение задач по теме: «Перпендикулярность прямой и плоскости» | 1 | Уметь: применять теоретические знания для решения задач повышенного уровня сложности | 14.12.2018 | |
29 | Перпендикуляр | 1 | Знать: определение перпендикуляра, наклонной, угла между прямой и плоскостью, формулировку теоремы о трёх перпендикулярах. Уметь: выполнять построение соответствующих объектов, доказывать теорему | 18.12.2018 | |
30 | Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью | 1 | Знать: определение перпендикуляра, наклонной, угла между прямой и плоскостью, формулировку теоремы о трёх перпендикулярах. Уметь: применять полученные знания при решении типовых задач | 21.12.2018 | |
31 | Решение задач по теме: «Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью» | 1 | Уметь: решать задачи на нахождение расстояния от точки до плоскости, угла между прямой и плоскостью | 25.12.2018 | |
32 | Решение задач по теме: «Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью» | 1 | Уметь: решать задачи на нахождение расстояния от точки до плоскости, угла между прямой и плоскостью | 28.12.2018 | |
33 | Решение задач по теме: «Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью» | 1 | Уметь: решать задачи повышенного уровня сложности, зная понятие перпендикуляра и наклонной, а также теорему о трех перпендикулярах | 15.01.2019 | |
34 | Решение задач по теме: «Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью» | 1 | Уметь: решать задачи эвристического характера, зная понятие перпендикуляра | 18.01.2019 | |
35 | Двугранный угол | 1 | Знать: определение двугранного угла, линейного угла двугранного угла, градусной меры двугранного угла. Уметь: решать задачи на применение этих понятий | 22.01.2019 | |
36 | Признак перпендикулярности двух плоскостей | 1 | Знать: определение перпендикулярных плоскостей, признак перпендикулярности плоскостей. Уметь: применить признак перпендикулярности плоскостей при решении типовых задач | 25.01.2019 | |
37 | Прямоугольный параллелепипед | 1 | Знать: определение прямоугольного параллелепипеда, его элементы, свойства. Уметь: применять свойства прямоугольного параллелепипеда при решении задач | 29.01.2019 | |
38 | Трёхгранный угол. Многогранный угол | 1 | Знать: определение трёхгранного и многогранного угла, свойство многогранного угла. Уметь: выполнять построения с многогранными углами, решать простейшие задачи на применение свойства многогранных углов | 01.02.2019 | |
39-41 | Решение задач по теме: «Перпендикулярность прямых и плоскостей» | 3 | Учащихся демонстрируют теоретические знания по теме. Уметь: свободно излагать теоретический материал и решать задачи по теме: «Перпендикулярность прямых и плоскостей» | 05.02.2019 08.02.2019 12.02.2019 | |
42 | Зачет №2 по теме: «Перпендикулярность прямых и плоскостей» | 1 | Учащихся демонстрируют теоретические знания по теме. Уметь: свободно излагать теоретический материал и решать задачи по теме: «Перпендикулярность прямых и плоскостей» | 15.02.2019 | |
43 | Контрольная | 1 | Знать: теоретические знания и практические навыки по теме. Уметь: самостоятельно выбрать рациональный способ решения задачи | 19.02.2019 | |
Глава III. Многогранники | 16 | ||||
44 | Понятие многогранника | 1 | Знать: определение многогранника, геометрического тела. Уметь: распознавать на чертежах и моделях пространственные формы, соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями | 22.02.2019 | |
45 | Теорема Эйлера. Пространственная теорема Пифагора | 1 | Знать: теорему Эйлера, пространственную теорему Пифагора. Уметь: применять изученные теоремы при решении типовых задач | 26.02.2019 | |
46 | Призма | 1 | Знать: определение призмы, виды призм, элементы призмы, Знать о площади поверхности призмы (боковой и полной). Уметь: строить и распознавать призму, выводить формулы для вычисления площади поверхности призмы (боковой и полной) | 01.03.2019 | |
47-48 | Решение задач по теме: «Призма» | 2 | Уметь: решать задачи на применение формул для вычисления площади призмы | 05.03.2019 12.03.2019 | |
49 | Пирамида. Правильная пирамида | 1 | Знать: определение пирамиды, виды пирамид, элементы пирамиды, Знать о площади поверхности пирамиды (боковой и полной). Уметь: строить и распознавать пирамиду, выводить формулы для вычисления площади поверхности пирамиды (боковой и полной) | 12.03.2019 | |
50 | Усеченнаяпирамида | 1 | Знать: определение усеченной пирамиды, виды пирамид, элементы пирамиды, Знать о площади поверхности пирамиды (боковой и полной). Уметь: строить и распознавать усеченную пирамиду, выводить формулы для вычисления площади ее поверхности | 15.03.2019 | |
51-53 | Решение задач по теме: «Пирамида» | 3 | Уметь: решать задачи на применение формул для вычисления площади пирамиды | 19.03.2019 22.03.2019 02.04.2019 | |
54 | Симметрия в пространстве. Правильные многогранники | 1 | Знать: виды правильных многогранников, Знать о правильных многогранниках Уметь: объяснить ограниченное количество видов правильных многогранников | 05.04.2019 | |
55-57 | Решение задач по теме: «Правильные многогранники» | 3 | Уметь: четко различать виды многогранников. Знать: характерные свойства многогранников. Уметь: изображать их на чертежах и решать задачи с многогранниками, изготовлять бумажные модели многогранников по их разверткам | 09.04.2019 12.04.2019 16.04.2019 | |
58 | Зачёт №3 по теме: «Многогранники» | 1 | Знать: теоретические знания по теме. Уметь: свободно излагать теоретический материал и решать задачи | 19.04.2019 | |
59 | Контрольная работа № 4 по теме: «Многогранники» | 1 | Знать: теоретические знания и практические навыки по теме. Уметь: самостоятельно выбрать рациональный способ решения задачи | 23.04.2019 | |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОВТОРЕНИЕ ТЕМ ГЕОМЕТРИИ 10 КЛАССА | 9 | ||||
60 | Повторение. Аксиомы стереометрии и их следствия.Параллельность прямых и плоскостей | 1 | Уметь: использовать понятия: параллельные прямые в пространстве, параллельные прямая и плоскость, параллельные плоскости; решать задачи на нахождение углов, длин сторон, площадей поверхностей многогранников | 26.04.2019 | |
61-62 | Повторение. Перпендикулярность прямых и плоскостей | 2 | Уметь: использовать понятия: пересекающиеся и скрещивающиеся прямые, угол между прямыми в пространстве, перпендикулярность прямых, перпендикулярность прямой и плоскости, перпендикуляр и наклонная, а также теорему о трех перпендикулярах при решении задач | 30.04.2019 07.05.2018 | |
63-65 | Повторение. Многогранники. Площади боковых поверхностей призмы и пирамиды | 3 | Уметь: решать задачи на многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр | 07.05.2018 14.05.2018 17.05.2018 | |
66 | Контрольная работа на промежуточной аттестации | 1 | Знать: теоретические знания и практические навыки по курсу. Уметь: самостоятельно выбрать рациональный способ решения задачи | 21.05.2018 | |
67 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | Знать: теоретические знания и практические навыки по курсу. Уметь: самостоятельно выбрать рациональный способ решения задачи | 24.05.2018 | |
68 | Итоговый урок за курс геометрии 10 класса | 1 | Знать: теоретические знания и практические навыки по курсу. Уметь: самостоятельно выбрать рациональный способ решения задачи | 28.05.2018 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 5-9 КЛАССЫ (2018-2019)
Рабочая программа по русскому языку для основной общеобразовательной школы (V-IX классы) составлена на основе Примерной программы по литературе с учетом требований ФГОС...
Рабочая программа по немецкому языку 8 класс 2018-2019 уч. год
Второй иностранный язык 2 год обучения...
Рабочая программа по геометрии ФГОС 8 класс 2018-2019
Рабочая программа по геометрии ФГОС 8 класс 2018-2019...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ 7-9 КЛАСС (2018-2019 УЧ. ГОД. БУРМИСТРОВОЙ Е.Ю.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ 7-9 КЛАСС (2018-2019 УЧ. ГОД)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ 7-9 КЛАСС (2018-2019 УЧ. ГОД)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ 7-9 КЛАСС (2018-2019 УЧ. ГОД)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТНОГО КУРСА "МАТЕМАТИКА "+" 7Б КЛАСС (2018-2019 УЧ. ГОД, БУРМИСТРОВОЙ Е.Ю.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТНОГО КУРСА "МАТЕМАТИКА "+" 7Б КЛАСС (2018-2019 УЧ. ГОД)...
Рабочая программа по геометрии 7-9 кл. 2018-2019
Рабочая программа по геометрии для 7-9 классов разработана на основе следующих документов:...