Четырёхугольники
план-конспект урока по геометрии (8 класс) на тему

Мамаева Лирия Кирилловна

Обобщающий урок по геометрии в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Четырехугольники

Тип урока: урок обобщения.

Контроль и оценка знаний учащихся, повторение, беседа, практикум, частичное поисковое исследование.

Класс: 8

Цель урока:

Формирование теоретического мышления с помощью определенного отбора задач, которые соответствуют движению мысли от абстрактного к конкретному.

Задачи:

Обучающие:

  • Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки работы по теме «Четырехугольники».

Развивающие:

  • Научить учащихся выделять в материале исходное, существенное отношение, определяющее содержание и структуру темы.
  • Научить учащихся это отношение воспроизводить при решении задач.

Воспитательные:

  • Развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес, логическое мышление, внимание, умение пользоваться дополнительной информацией;
  • Воспитывать умение работать в группах, коллективе, умение слушать и не перебивать одноклассника, и аргументировано доказывать свою мысль;
  • Воспитание навыков самоконтроля и самооценки.
  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний учащихся.

Математический диктант.  /самопроверка/
Отвечая на вопросы диктанта, пишем ответ – номер фигуры, обладающей данным свойством.

  1. У каких из фигур диагонали, пересекаясь, делятся пополам?
  2. У каких из фигур диагонали равны?
  3. У каких из фигур диагонали делят углы пополам?
  4. У каких из фигур диагонали перпендикулярны?
  5. У каких из фигур диагонали равны и перпендикулярны?
  6. У каких из фигур равны все углы?
  7. У каких из фигур равны противолежащие углы?
  8. У каких из фигур равны углы, прилежащие к одной стороне?
  9. У каких из фигур противолежащие стороны попарно параллельны?
  1. Решение задач по готовым чертежам.
  1. В ромбе MNPQ величина угла QNM равна 80º. Найдите величину угла QPM.
  2. Найдите величину угла ABD, если известно, что ABCD – параллелограмм и угол BAD равен 46º, а угол CBD равен 33º
  3. Сторона ромба равна 30см, а тупой угол равен 120º. Найдите длину меньшей диагонали ромба.
  4. Диагональ BD ромба равна 11см, а острый угол равен 60º. Найдите периметр ромба.

5.Периметр квадратной клумбы с пионами – 24 м. Найдите сторону этой клумбы.

6. На одной прямой, на равном расстоянии друг от друга стоят три телеграфных столба. Крайние находятся от дороги на расстояниях 18м и 48м. Найдите расстояние от дороги, на котором находится средний столб.

       7. Угол между диагоналями прямоугольника равен 58 . Найдите углы между диагональю прямоугольника и его сторонами.

Дополнительные задачи:

1.Диагонали ромба KMNP пересекаются в точке О. Найдите углы треугольника KOM, если угол MNP равен 80°.

2. В параллелограмме ABCD угол С=45°. Диагональ BD перпендикулярна AB и равна 7 см. Найдите DC. 

  1. Задачи на моделирование.

(в этих задачах все используемые палочки одинаковые по длине).

1. Из пяти палочек без наложения составить 2 треугольника и четырехугольник.

Рисунок 2

Определите:

а) вид полученных фигур (ромб и равносторонние треугольники);

б) углы четырехугольника ()

2. Из 7 палочек без наложения составить 3 треугольника и 3 четырехугольника.

Рисунок 3

Определите:

а) вид полученных четырехугольников

(2 ромба и 1 равнобедренная трапеция);

б) углы трапеции.

        

        3. Из 9 палочек составить 4 треугольника, 3 ромба, 2 трапеции и параллелограмм, не являющийся ромбом.

Рисунок 4

Определите:

а) периметр параллелограмма, если длина палочки равна а. (Р=6а)

        4. Из 9 палочек составить 5 треугольников, 3 ромба, 3 трапеции.

Рисунок 5

Определите:

а) сравните периметр большого треугольника и периметр параллелограмма. (Ртреуг=6а,

 Рпарал-ма= 4а)

        5. Из 8 палочек составить квадрат, 2 треугольника и выпуклый шестиугольник.

Рисунок 6

Определите:

а) определите число всех диагоналей (9)

V Рефлекция

Урок понравился и было …                                                                           

Урок заставил …

Я изменил свой взгляд на …

Урок оставил меня…

VI. Итог урока

  1. В ромбе MNPQ величина угла QNM равна 80º. Найдите величину угла QPM.
  2. Найдите величину угла ABD, если известно, что ABCD – параллелограмм и угол BAD равен 46º, а угол CBD равен 33º
  3. Сторона ромба равна 30см, а тупой угол равен 120º. Найдите длину меньшей диагонали ромба.
  4. Диагональ BD ромба равна 11см, а острый угол равен 60º. Найдите периметр ромба.

5.Периметр квадратной клумбы с пионами – 24 м. Найдите сторону этой клумбы.

6. На одной прямой, на равном расстоянии друг от друга стоят три телеграфных столба. Крайние находятся от дороги на расстояниях 18м и 48м. Найдите расстояние от дороги, на котором находится средний столб.

       7. Угол между диагоналями прямоугольника равен 58 . Найдите углы между диагональю прямоугольника и его сторонами.

Самоанализ урока геометрии в 8 классе по теме «Четырехугольники».

Урок геометрии в 8 классе проводился учителем 1 категории. В классе обучается 5 учащихся . Дети по уровню развития средние, одна ученица способная. Взаимоотношения между учащимися ровные, спокойные, дружественные. Ребята данного класса владеют диалогической формой общения, умеют слышать и слушать другого.

Ребята к уроку были готовы. Урок проводился согласно тематического планирования с использованием ИКТ. Тема урока «Четырехугольники».

По дидактической цели — это урок обобщения и систематизации знаний.

По основному способу проведения — фронтальная и индивидуальная работа через личностно-ориентированный деятельностный подход.

Содержание урока было преподнесено как средство образовательных достижений ученика по данной теме. Деятельностно была организована на уроке и работа с содержанием образования.

Во время работы я активно поощряла учеников задавать вопросы, вовлекала в дискуссию, создавала условия для обобщения и систематизации знаний. Вопросы имели личностную адресность. Эффективно использовала приемы, организационные формы для развития личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий. Включала в учебную деятельность учеников с низкой мотивацией. Использовала различные способы оценивания учащихся – это и самооценка и взаимооценка и дифференцированность оценки по видам и уровням достижений.

В ходе урока были реализованы следующие цели и задачи:

Усвоение всеми учащимися стандартного минимума и расширение фактических сведений о параллелограмме, прямоугольнике, ромбе, квадрате, трапеции и их свойствах;

создание условий для формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения;

формирование ценностных отношений к знаниям; обеспечение гуманистического характера обучения;

развитие психологических характеристик учащихся, таких, как умение, сопоставлять факты и делать выводы с научных и эстетических позиций.

Все этапы урока были направлены на выполнение цели и задач урока с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Орг.момент включал в себя организацию класса, мобилизующее начало урока, создание психологической комфортности и подготовку учащихся к активной учебной деятельности.

Для снятия стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроке атмосферы доброжелательности, я использовала прием «Делай как я»

На данном этапе было определено целеполагание учащихся и последующая деятельность ученика, осознавалась ими как своя собственная.

Целью устной работы являлась систематизация и обобщение знаний по изученным темам.

На рефлексивном оценочном этапе удалось вовлечь учащихся в процесс активного взаимодействия по изученному материалу.

В ходе выполнения самостоятельной творческой работы учащиеся достигли планируемого результата.

На этапе рефлексии уч-ся проанализировали урок: что получилось, что нужно доработать. Дети высказывали свое мнение используя слова помощники, которые способствуют развитию правильной математической речи, оценили себя, были оценены группой и учителем. Учителем был подведен итог урока и выставлены оценки.

Домашнее задание предложено творческое на обобщение и систематизацию данной темы, оценка каждого задания дала возможность ребенку оценить свои знания, увидеть, что не усвоил и над чем нужно поработать.

Все этапы урока были связаны логической последовательностью и рационально распределены. Мне удалось сохранить это во время проведения всего урока.

По моему мнению, цель урока была достигнута, все задачи реализованы. Учащимся урок  понравился, а это главное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерный тест по геометрии 8 класса по теме "Четырёхугольники"

Краткий обзор материала по теме "Четырёхугольники" и контрольный тест в компьютерном варианте...

Четырёхугольники

Данный урок провела после изучения темы "Четырёхугольники", разнообразила материал кроссвордом, ребусами, танграмом,  тестом....

Презентация по теме "Площади четырёхугольников. Площадь треугольника

В презентации показаны свойства площадей, теоремы и формулы для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма треугольника....

Презентация к уроку алгебры в 8 классе по теме "Четырёхугольники"

В данной разработке представлен фрагмент урока закрепления знаний по теме "Черырёхугольники". Целью урока является повторение теоретического материала по теме "Параллелограмм, прямоугольник, ромб, ква...

Урок -аукцион в 8 классе "Четырёхугольники"

Разработка обобщающего урока в 8 классе по теме Четырёхугольники.Проводится в игровой форме, дает возможность повторить основные посвойства четырёхугольников и треугольника....

Урок обобщения и повторения по теме: «Четырёхугольники».

Урок обобщения и повторения по теме:«Четырёхугольники», 8 класс , геометрия  с использованием ИКТ. Применяется на заключительном этапе изучения темы "Четырёхугольники"....

Модуль по математике в 5 классе по теме «Четырёхугольники. Виды четырёхугольников. Периметр четырёхугольника» по ФГОС

Тема: «Четырёхугольники.  Виды четырёхугольников. Периметр четырёхугольника».Тип модуля: модуль изучения нового материала.Формы работы:  фронтальная,  индивидуальная, работа в парах,...