Правильные многогранники
план-конспект урока по геометрии (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МОУ "Красномайская основная общеобразовательная школа"
Кочкуровский муниципальный район
Учитель математики-
Капитанова Неля Владимировна
Геометрия 10 класс
Тема урока- «Правильные многогранники»
Деятельностная цель: формирование способностей применять новые знания в учебной деятельности.
Содержательная цель: проведение исследования, размышление. Создание мотивации на успех для каждого ребенка.
Задачи урока:
1.Обучающие: повторить понятие правильного многогранника, рассмотреть свойства правильных многогранников, получить формулу Эйлера.
2.Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать устную речь, развивать элементы геометрического мышления, воспитание интереса к оперированию геометрическими понятиями.
3.Воспитательные: воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству.
Формы работы познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: исследовательский, словесный, наглядный, практический.
Тип урока: урок- исследование.
Оборудование:
1. Модели фигур, изготовленных учащимися по разверткам;
2. Демонстрационные модели (пластмассовые и стеклянные);
3.Слайды;
4. Модели кристаллических решеток, головоломка- кубик Рубика;
5. Портрет Л.Эйлера;
6. Полоски разноцветной бумаги для изготовления моделей правильных многогранников (для практической работы);
7. Мультимедийный проектор;
8. Раздаточный материал (карточки с таблицей).
ХОД УРОКА.
I. Организационный этап.
II. Ориентировочно- мотивационный этап.
Учитель
О какой геометрической фигуре загадка?
Шесть квадратов подружились
И в него навек сложились.
Слайд 2 (ЦОР- 1 позиция ресурса).
http://www.fcior.edu.ru/card/22990/pravilnye-mnogogranniki.html/
Внимание на доску. Что изображено на ней?
Как можно их назвать одним словом?
Тема урока – многогранники.
А можете ли вы точно ответить на вопросы:
1. Что такое многогранник?
2. Из чего составлен многогранник?
3. Какие многогранники бывают?
4. Какими свойствоми обладают?
Выпуклость;
Грани - правильные многоугольники с одинаковым числом сторон;
В вершинах сходится одинаковое число ребер;
Равны все многогранные углы;
Равны все ребра, количество которых не превышает 5.
III. Постановка целей урока . Создание проблемной ситуации.
Слайд 3, 4
Цель нашего урока: получить закономерность, устанавливающую связь между числом вершин, рёбер и граней для многогранников- Теорема Эйлера для многогранников.
IV. Открытие нового знания (исследовательская работа).
Пусть В — число вершин выпуклого многогранника, Р — число его ребер и Г — число граней.
Класс разделить на группы:
первая исследует октаэдр и куб,
вторая- тетраэдр и икосаэдр,
третья- додекаэдр.
Ваша задача выполнить исследовательскую работу- подтвердить закономерность, которая устанавливает связь между числом ребер, вершин и граней, топологически эквивалентных сфере.
необходимо подсчитать количество граней, рёбер, вершин указанного многогранника, рассчитать сумму плоских углов при вершине.
Вписать в таблицу количество граней, вершин и ребер каждого из указанных многогранников и найти для каждого многогранника число : Х=В+Г-Р. Сделать вывод.
Ученики заполняют таблицу (раздать на парты для заполнения и проецировать слайд на экран) и готовят краткую характеристику фигуры по плану:
1. Из какого количества граней и каких правильных многоугольников составлен правильный многогранник?
2. Рассчитать сумму плоских углов при вершине.
Правильный многогранник | Число граней Г | Число вершин В | Число рёбер Р | Число Эйлера Х=Г+В-Р |
Тетраэдр |
|
|
|
|
Куб |
|
|
|
|
Октаэдр |
|
|
|
|
Додекаэдр |
|
|
|
|
Икосаэдр |
|
|
|
Примерные ответы учащихся.
Правильный тетраэдр: составлен из четырех равносторонних треугольников. Каждая его вершина является вершиной трех треугольников. Следовательно, сумма плоских углов при каждой вершине равна 1800 .
Куб. Составлен из 6-ти квадратов. Каждая вершина куба является вершиной трех квадратов. Следовательно, сумма плоских углов при каждой вершине равна 2700.
Правильный октаэдр: составлен из восьми равносторонних треугольников. Каждая вершина октаэдра является вершиной четырех треугольников. Следовательно, сумма плоских углов при каждой вершине равна 2400.
Правильный икосаэдр: составлен из правильных равносторонних треугольников. Каждая вершина икосаэдра является вершиной 5-ти треугольников. Следовательно, сумма плоских углов при каждой вершине равна 3000.
Правильный додекаэдр: составлен из 12-ти правильных пятиугольников. Каждая вершина додекаэдра является вершиной трех правильных пятиугольников. Следовательно, сумма плоских углов при каждой вершине равна 3240.
Слайд 5.
Учитель
Исследуем результат. Получилась закономерность-
В+Г-Р= 2
Доказал это удивительное соотношение величайший математик
Леонард Эйлер и названа формула его именем. Теорема Эйлера заложила фундамент нового раздела математики — топологии.
В 1812 г. Французский математик О. Каши доказал, что кроме пяти «платоновых тел» больше нет правильных многогранников.
V. Первичное применение нового знания.
1. Совместная работа с ЦОР.
Позиция №5 - модели правильных многогранников и их развертки.
Учитель
Совокупность многоугольников, соответственно равных граням многогранника, вместе с указанием того, какие их стороны и вершины представляют собой одни и те же ребра и вершины многогранника, называется разверткой этого многогранника.
Ясно, что имея многогранник, мы всегда можем построить его развертку. Гораздо менее ясно, можно ли, наоборот, задав заранее набор многоугольников и схему склеивания их сторон и вершин, быть уверенным в том, что тем самым определен некоторый многогранник и если это так, то сколько различных многогранников мы можем таким образом получить. Иными словами, возникает вопрос о существовании и единственности многогранника с заранее заданной разверткой.
Заданная совокупность плоских многоугольников (вместе с заданной схемой склеивания их сторон и вершин) определяет комбинаторный тип многогранника, а также форму и размеры его граней. Комбинаторный тип всегда может быть реализован некоторым выпуклым многогранником, если только выполняются следующие условия:
1. Должны выполняться все три требования, фигурирующие в определении многогранника;
2. Число вершин, граней и ребер развертки должны удовлетворять теореме Эйлера:
В+Г-Р = 2.
3. Склеиваемые стороны многоугольников должны иметь одинаковую длину;
4. Сумма плоских углов при каждой из вершин развертки должна быть меньше 3600.
Например, у куба 11 разверток.
Доплнительные сведения.
Слайд 6,7.
Рассказ учителя и демонстрация слайдов.
Недавно было обнаружено, что тело в форме икосаэдра есть в живой природе: такую форму имеют белковые оболочки многих вирусов («бактериофага» и «табачная мозаика»). Симметричность многогранников, позволила создать серию головоломок - «кубик Рубика», «молдавская пирамидка».
Вдохновляли геометрические фигуры и художников (работы Мориса Эшера, Сальвадора Дали, Леонардо да Винчи).
Рассмотрим способ изготовления моделей правильных многогранников, при котором они сплетаются из нескольких полосок бумаги.
2. Практическая работа.
Слайд 8
На каждую парту положить полоски для изготовления моделей тетраэдра.
Демонстрация процесса и изготовление модели правильного тетраэдра без склеивания.
VI. Рефлексия
Учитель
Какова была тема урока? Какую задачу ставили? Каким способом решали поставленную задачу?
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Я понял, что…
4.Урок дал мне для жизни…
5. Мне захотелось…
Совершенство форм, красивые математические закономерности присущие правильным многогранникам, явились причиной того, что им приписывали различные магические свойства, и все 5 тел были обязательным атрибутом астрологов и звездочетов. И если вы потрудитесь над их изучением и изготовлением, то это наверняка доставит вам радость и удовольствие, а возможно принесет удачу.
Тема нашего урока “Правильные выпуклые многогранники”, какие свойства этих геометрических фигур вы запомнили?
Закончим мы урок словами английского писателя Льюиса Кэрролла, автора всем вам известной книги “ Алиса в стране ”- «Правильных многогранников вызывающе мало, но этот весьма скромный по численности отряд сумел пробраться в самые глубины различных наук».
Домашнее задание:
Слайд 10
Сравните термины: «правильная треугольная пирамида» и «правильный тетраэдр». Можно ли утверждать, что они определяют одно и то же?
Соберите без склеивания модель куба. Демонстрация flash- анимации.
Материалы:
1. ЦОР «Правильные многогранники»
http://www.fcior.edu.ru/card/22990/pravilnye-mnogogranniki.html
2. Литература .
1. Аствацатуров Г.О. Дизайн мультимедийного урока / Г.О. Аствацатуров-Волгоград: Учитель,2009.
2. Атанасян Л.С. Геометрия: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кодомцев и др. - М.: Просвещение, 2013. – 207 с.
3. Зив Б.Г. Задачи по геометрии: Пособие для учащихся 7-11 кл. общеобразоват. учреждений. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.Г. Баханский. - М.: Просвещение, 2000.
4. Саакян С.М. Изучение темы «Многогранники» в курсе 10 класса. / С.М. Саакян, В.Ф. 5. 5. Бутузов. // Математика в школе. – 2000. - № 2.
6. Смирнова И.М. Уроки стереометрии в гуманитарных классах. Изучение многогранников. / И.М. Смирнова. // Математика в школе. – 1994. - № 4.
7. Ходеева Т. Свойства многогранников. / Т. Ходеева. // Математика. – 2002. - № 11.
8.Шарыгин И.Ф.: «Наглядная геометрия» /И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева -М.: МИРОС,2000.- 41с.
3. Интернет- ссылки
1. http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Кубик_Рубика&stable=0&redirect=no
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Додекаэдр
3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Октаэдр
4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Икосаэдр
5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Эйлер,_Леонард
6. http://www.blog-mosaic.ru/2007/10/17/matematicheskie-mozaiki-mkeshera/
8. ЭОР - http://www.fcior.edu.ru/card/22990/pravilnye-mnogogranniki.html/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Правильные многогранники."
Данную презентацию можно использовать на элективном курсе в 9 классе....
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/04/picture-22603.jpg)
Правильные многогранники
Презентация для проведения уроков геометрии в 11 классе по теме "Правильные многогранники"...
Правильные многогранники
В данной работе ( эту работу мы сделали вдвоем: я, Плетухина ТИ и мой ученик Бинеман Александр) представлен материал для работы как учителя на уроке, так и для самостоятельной работы учащихся по...
Правильные многогранники
Правильные многогранники...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/08/picture-34533-1523187406.jpg)
Проектная работа. Тема:"Правильные многогранники"
Проект "Правильные многогранники" направлен дать наиболее полное представление о многогранниках; рассмотреть многогранники, которые не изучаются в школьном курсе геометрии. Изучение представленных мат...
Разработка урока по теме: Симметрия в пространстве. Правильные многогранники. Элементы симметрии правильных многогранников".
Методическое обоснование урока. Использование знаний из физики, астрономии, МХК, биологии на уроке геометрии при обобщении систематизации сведений по теме: «Симметрия в пространстве. Правил...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/26/picture-228611-1364285460.jpg)
«Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. Элементы симметрии правильного многогранника.»
Презентация к уроку геометрии в 10 классе по теме «Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. Элементы симметрии правильного многогранника.»к учебнику Атанасяна Л.С....
- Мне нравится (1)