Конспект урока "Параллельные прямые"
план-конспект урока по геометрии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Геометрия 7. Параллельные прямые |
Видеофрагмент «Параллельные прямые» Главы 4 диска «Планиметрия» целесообразно показать как иллюстрацию этого понятия. Содержанию материала темы «Параллельные прямые» соответствуют все контрольные вопросы главы 6 «Параллельные прямые» диска «Планиметрия»:
Вопрос № 5 целесообразно предлагать после разбора задачи № 1 раздела «Задачи с решениями» главы 4 диска. Целиком использовать контрольные вопросы непосредственно после изучения темы нецелесообразно из-за контрольных вопросов 2 и 5 (которые фактически являются задачами), но можно использовать выборочно. Из раздела «Задачи с решениями» задачи 1, 2, 3
Это задача № 212 из учебника Л.С. Атанасяна. Целесообразно предложить ученикам выполнить чертеж для второго случая расположения углов и провести доказательство свойства для этого случая.
Задачи 1 и 2 могут быть рассмотрены как по учебнику А.В. Погорелова, так и по учебнику Л.С. Атанасяна.
Эту задачу рекомендуется использовать тем, кто занимается по учебнику А.В. Погорелова. Из раздела «Задачи шаг за шагом» задача № 2: Угол ABC = 60o, угол BCD = 135o, угол CDE = 130o, угол DEK = 125o. Параллельны ли прямые BA и EK ? Из раздела «Задачи для самостоятельного решения» задача № 1: На рисунке угол B равен 138o, угол C равен 99o, угол D равен 123o. Параллельны ли прямые AB и DE ? Какую линию достаточно провести, чтобы ответ стал очевидным ? Материал диска «Планиметрия» можно использовать для решения некоторых задач из учебника, например материалы параграфа «Проведение прямой, параллельной данной» главы 9 «Построение фигур» диска целесообразно использовать при решении или разборе задачи № 222 из учебника Л.С. Атанасяна: Даны прямая a и точка А, не лежащая на ней. С помощью циркуля и линейки через точку А проведите прямую, параллельную прямой a. После анализа можно продемонстрировать построение в режиме «ролик», а потом предложить кому-нибудь из учащихся выполнить построение, чтобы его было видно на демонстрационном мониторе или телевизоре. Сильным учащимся можно предложить выполнить построение самостоятельно за компьютерами… |
Содержанию материала темы "Параллельные прямые" соответствует тема "Признаки и свойства параллельных прямых" раздела "Параллельность на плоскости" электронного учебника-справочника ЗАО "КУДИЦ" "Планиметрия". Анимации определений "Пересекающиеся прямые", "Соответственные углы", "Накрест лежащие углы", "односторонние углы", "параллельные прямые" могут быть использованы как иллюстрации при объяснении соответствующей темы:
Доказательства признаков параллельности прямых на плоскости не соответствуют доказательствам, приводимым в учебниках Л. С. Атанасяна и А. В. Погорелова, за исключением теоремы о сумме односторонних углов, которая в электронном учебнике-справочнике ЗАО "КУДИЦ" "Планиметрия" доказывается так же, как в учебнике Л. С. Атанасяна. Анимацию этой теоремы целесообразно использовать на уроках.
Задачи № 1, 2, 3, 4, 5 темы "Признаки и свойства параллельных прямых" раздела "Параллельность на плоскости" могут быть использованы непосредственно на уроке для закрепления базовых понятий. Так как при решении задач необходимо обосновывать параллельность прямых, то желательно, чтобы учащиеся обосновывали параллельность со ссылкой на соответствующий признак
Содержанию материала темы "Параллельные прямые" соответствует материал урока № 13 "Параллельные прямые" и урока № 14 "Второй и третий признаки параллельности прямых".
Иллюстрации понятий "секущая", "внутренние односторонние углы", "внутренние накрест лежащие углы" из урока № 13 можно использовать на уроках при изучении соответствующей темы. Следует, однако, учесть некоторую разницу в терминах. В учебнике Л.С. Атанасяна внутренниенакрест лежащие углы называются "накрест лежащими" , внутренние односторонние называются "односторонними".
Следующие задачи "интерактивного урока" можно предложить учащимся в процессе объяснения нового материала, т.к. они формируют рассматриваемые понятия:
Доказательство первого признака параллельности прямых в "интерактивном уроке" урока № 14 соответствует доказательству из учебника А.В. Погорелова. В учебнике Л.С. Атанасяна эта теорема доказывается по-другому, т.е. при работе по учебнику Л.С. Атанасяна вряд ли целесообразно использовать этот материал.
Доказательство второго признака параллельности прямых в "интерактивном уроке" урока № 14 аналогично доказательству в учебнике Л.С. Атанасяна (только используются другие обозначения), поэтому возможно использовать иллюстрации этого доказательства для работы на уроке.
Следующие задачи "интерактивного урока" можно использовать на уроке после разбора признаков параллельности:
Свойство транзитивности параллельных прямых (которое в "Уроках геометрии Кирилла и Мефодия" рассматривается как теорема 3.8) в учебнике Л.С. Атанасяна рассматривается после признаков параллельных прямых в теме "Аксиомы параллельных прямых" как следствие аксиомы параллельных прямых. Доказательство можно использовать на уроке при изучении нового материала. Можно, кроме того, предложить учащимся задачу:
Доказательство теоремы, обратной признаку параллельных прямых по накрест лежащим углам аналогично - отличия только в обозначениях. После разбора доказательства можно использовать следующие задачи "интерактивного урока" урока № 14:
Доказательство теоремы, обратной признаку параллельных прямых по односторонним углам аналогично - отличия только в обозначениях и терминах (в учебнике Л.С. Атанасяна используется термин "соответственные углы"). После разбора доказательства можно использовать следующую задачу "интерактивного урока" урока № 14:
После изученя темы "параллельные прямые" можно использовать задачи № 1, 2, 3 раздела "Упражнеия" урока № 13 и задачу № 1 раздела "Упражнения" урока № 14. Задача № 2 раздела "Упражнения" урока № 14 по учебнику Л.С. Атанасяна рассматривалась ранее в теме "перпендикулярные прямые", однако на уроке ее можно использовать, рассмотрев второй случай доказательства с помощью параллельных прямых. Аналогично задача № 3 раздела "Упражнения" урока № 14 может рассматриваться как задача на использование свойств углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Прямое и переносное значение слов" (5 класс)
Данный урок разработан для слабых учащихся....
Конспект урока "Прямое и переносное значение слова"
Данный урок разработан для слабых учащихся....
Конспект урока "Прямое и переносное значение слов"
Урок теми: «Сăмахсен тÿрĕ тата куçăмлă пĕлтерĕшĕ» Урок тĕсĕ: ИКТ технологийĕпе усă курса ирттернĕ çĕнĕ пĕлÿ паракан урок....
Конспект урока "Прямая и косвенная речь."
Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. Заменять прямую речь косвенной, учитывая особенность предложений по цели высказывания....
Конспект занятия "Прямое и переносное значение слова. Сравнение и загадка"
материал предназначен для учащихся 2-3 классов....
Конспект урока "Прямая и обратная пропорциональность" 6 класс
Основная цель: Ознакомить учащихся с понятиями прямой и обратной пропорциональной зависимости величин;Задачи:повторить основные понятия и правила по теме «Пропорции»вывест...
План-Конспект урока "Прямая и косвенная речь" 9 класс
Введение и отработка прямой и косвенной речи....