рабочая программа по географии 5 кл
рабочая программа по геометрии (5 класс) на тему
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса географии для 5 класса составлена на основе
· Примерной программы по географии для 5-6 классов. – 2-е издание - М.: Просвещение, 2014 г. (стандарты второго поколения);
- Авторской рабочей программы курса географии под редакцией В.В.Николиной, А.И.Алексеева, Е.К.Липкиной - М.: Просвещение, 2013, разработанной в соответствии с ФГОС к учебникам линии «Полярная звезда» для 5-9 классов, допущенных Министерством образования и науки РФ;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl.docx | 41.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Михайловская средняя общеобразовательная школа»
(филиал «Ореховская основная общеобразовательная школа»)
СОГЛАСОВАНО: заместитель директора по УВР __________________ А.Ф.Чертовских | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы____________ В.В. Манилов Приказ №_____от «___»_______2017г |
Рабочая программа учебного предмета
«География»
5 класс, базовый уровень
на 2017 – 2018 учебный год
Всего часов на учебный год: 35
Количество часов в неделю: 1
Составил: учитель географии
высшей квалификационной
категории Мазур С.П.
с. Орехово
2017
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса географии для 5 класса составлена на основе
- Примерной программы по географии для 5-6 классов. – 2-е издание - М.: Просвещение, 2014 г. (стандарты второго поколения);
- Авторской рабочей программы курса географии под редакцией В.В.Николиной, А.И.Алексеева, Е.К.Липкиной - М.: Просвещение, 2013, разработанной в соответствии с ФГОС к учебникам линии «Полярная звезда» для 5-9 классов, допущенных Министерством образования и науки РФ;
Состав учебно-методического комплекта:
Учебник 1. География 5- 6 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений (Полярная звезда) под ред. А.И Алексеева, В.В. Николиной. М. :Просвещение, 2016.
2. Николина В. В. География. Поурочные разработки. 5—6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /— М.: Просвещение, 2012.
3. В.В. Николина . География. Мой тренажер 5- 6 класс : учебное пособие. – М. : Просвещение, 2015.
4. Е.Е. Гусева. География . «Конструктор» текущего контроля. учебное пособие. – М. : Просвещение, 2015.
Планируемые результаты (ФГОС)
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;
- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;
- формирование основ социально – критического мышления;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.
Ученик получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
- готовности к самообразованию и самовоспитанию;
- адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
- эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Когнитивный компонент
Будут сформированы:
экологическое сознание; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
Ценностный и эммоциональный компонент
Будут сформированы:уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим,
Деятельностный (поведенческий) компонент
Будут сформированы:
готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
отсутствие подросткового негативизма в его школьных проявлениях (дисциплинарных, учебных, мотивационных);
стремление и, отчасти, способность самостоятельно расширять границы собственных знаний и умений;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
- готовности к самообразованию и самовоспитанию;
- способности к решению проблем на основе учёта позиций участников, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- сочувствие и сопереживание чувствам других людей, , выражающуюся в поступках, направленных на помощь.
Метапредметными результатами изучения курса географии является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: 5–6 классы
Ученик научится:
- умению ставить цель работы в паре, группе, применять правила работы совместной деятельности;
- анализировать условия достижения цели с помощью взрослого;
- планировать пути достижения целей с помощью взрослого;
- осуществлять констатирующий контроль по результату действия;
- вырабатывать критерии оценки учебной работы с помощью взрослого, оценивать свою работу по этим критериям;
- давать характеристику ошибок и выдвигать гипотезы об их причинах
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- предлагать различные варианты решения проблемы (3-4);
- основам самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности с помощью взрослого;
- понимать причину и суть затруднений, возникающих при выполнении пробного действия в ходе решения учебной задачи и самостоятельно искать выход из затруднения/
Тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
Развитие географических знаний о Земле | 4 | |
Земля - планета Солнечной системы | 3 | |
План и карта | 10 | |
Человек на Земле | 3 | |
Литосфера – твердая оболочка Земли | 10 | |
Резервное время | 5 | |
Итого: | 35 |
Содержание тем учебного курса
География Земли
Раздел 1. Источники географической информации.
Развитие географических знаний о Земле – 4 часа.
Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Земля-планета Солнечной системы – 3 часа.
Земля - одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и условия жизни на ней. Движение Земли, продолжительность года. Пояса освещённости.
План и карта – 10 часов.
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта – особый источник информации. Отличие карты от плана. Легенда карты. Градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояния на карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
Раздел 2. Природа Земли и человек.
Человек на Земле – 3 часа.
Заселение человеком Земли. Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города. Сравнение стран мира по политической карте.
Литосфера- твердая оболочка Земли – 10 часов.
Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясения и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различие гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа. Антропогенные формы рельефа.
График практических и контрольных работ
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
1 | Практическая работа № 1. Проведение полярной съёмки местности | 1 | |
2 | Практическая работа № 2. Определение направлений и географических координат на карте | 1 | |
3 | Практическая работа № 3. Определение горных пород и их свойств | 1 | |
4 | Практическая работа №4. Описание рельефа своей местности | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Виды деятельности уч-ся (практические, контрольные, лабораторные работы и др.) | Примечание |
Раздел 1. Источники географической информации (19 ч.)
Развитие географических знаний о Земле – 4 ч.
Познавательные
Ученик научится:
давать представление о географии как науке, характеризовать понятия «география», «естественные науки», экология
Ученик получит возможность научится: соблюдать правила работы в кабинете географии,;
объяснять значение географических знаний в жизни общества, выделять эстетические достоинства объектов планеты Земля;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета,
готовить и проводить презентацию.
Личностные:
Ученик научится: осознавать значения географических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии
Ученик получит возможность научится: формировать устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению, знанию основных принципов и правил отношения к природе
Регулятивные
Ученик научится: самостоятельно формулировать тему и цели урока; Учится работать в группах, применять правила
Совместной деятельности, рефлексии и самооценка собственной учебной деятельности.
Ученик получит возможность научится: анализировать условия достижения цели с помощью взрослого;
планировать пути достижения целей с помощью взрослого
Коммуникативные
Ученик научится: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме
Ученик получит возможность научится: принимать во внимание разные мнения и интересы, • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к закономерностям географической оболочки.
обосновывать собственную позицию находить информацию о планете Земля в научно-популярной литературе
1 | Географические методы изучения окружающей среды | 1 | |||
2 | Развитие географических знаний о Земле | 1 | |||
3 | Выдающиеся географические открытия | 1 | |||
4 | Современный этап научных географических исследований | 1 | |||
5 | Земля – планета Солнечной системы. Форма, размеры и движение Земли. | 1 | |||
6 | Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли | 1 | |||
7 | Пояса освещённости | 1 | |||
8 | Ориентирование на местности | 1 | |||
9 | Изображение земной поверхности на плоскости. Масштаб и его виды. | 1 | |||
10 | Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости | 1 | |||
11 | Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности | 1 | |||
12 | Практическая работа № 1. Проведение полярной съёмки местности | 1 | |||
13 | Географическая карта – особый источник информации | 1 | |||
14 | Градусная сетка | 1 | |||
15 | Географические координаты | 1 | |||
16 | Решение практических задач по плану и карте | 1 | |||
17 | Практическая работа № 2. Определение направлений и географических координат на карте | 1 | |||
Раздел 2. Природа Земли и человек – 15 часов Человек на Земле – 3 часа Познавательные Ученик научится: соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете географии; проводить исследование на основе применения методов наблюдения (под руководством взрослого), давать определение понятиям; осуществлять сравнение и классификацию по указанным критериям. Ученик получит возможность научится: подводить итоги работы, ставить проблему, аргументировать её актуальность (под руководством взрослого); формулировать выводы. Коммуникативные Ученик научится: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; Ученик получит возможность научится: адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою точку зрения. Регулятивные Ученик научится: осуществляют постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже им известно и того, что еще неизвестно. Составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью Ученик получит, возможность научится: планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность Личностные Ученик научится: уважать личность и её достоинства, доброжелательно относиться к окружающим; самостоятельно расширять границы собственных знаний и умений; Ученик получит возможность научится ; справедливо оценивать свою работу и работу одноклассников для формирования устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; готовности к самообразованию и самовоспитанию | |||||
18 | Заселение человеком Земли | 1 | |||
19 | Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города | 1 | |||
20 | Многообразие стран мира | 1 | |||
21 | Земная кора и литосфера | 1 | |||
22 | Горные породы, минералы и полезные ископаемые | 1 | |||
23 | Практическая работа № 3. Определение горных пород и их свойств | 1 | |||
24-25 | Движения земной коры | 1 | |||
26 | Рельеф Земли. Равнины | 1 | |||
27 | Рельеф Земли. Горы | 1 | |||
28 | Практическая работа №4. Описание рельефа своей местности | 1 | |||
29 | Решение практических задач по карте | 1 | |||
30 | Литосфера и человек | 1 | |||
31 | Обобщение по разделу: «Литосфера — твёрдая оболочка Земли» | 1 | |||
32 | Итоговое повторение по разделам: « Развитие географических знаний о Земле. Земля - планета Солнечной системы» (за счет резерва) | 1 | |||
33 | Итоговое повторение по разделу: «План и карта» (за счет резерва) | 1 | |||
34 | Итоговое повторение по разделу: «Человек на Земле» (за счет резерва) | 1 | |||
35 | Итоговый урок | 1 |
Лист коррекции
Дата | Форма коррекции (объединение тем, домашнее изучение + контрольная работа) | Причина коррекции (замена урока, болезнь учителя, праздничный день, отмена занятий по приказу) | |
Урока, который требует коррекции (пропущенный по причине) | Урока, который содержит коррекцию | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев
Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником: В...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС
Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...