рабочая программа по географии 5 кл
рабочая программа по геометрии (5 класс) на тему

Мазур Сергей Павлович

Пояснительная записка

 Рабочая программа учебного курса географии для 5 класса составлена на основе

·         Примерной  программы по географии для 5-6 классов. – 2-е издание - М.: Просвещение, 2014 г. (стандарты второго поколения);

  • Авторской рабочей программы курса географии под редакцией В.В.Николиной, А.И.Алексеева, Е.К.Липкиной - М.: Просвещение, 2013, разработанной  в соответствии с ФГОС к учебникам линии «Полярная звезда» для 5-9 классов, допущенных Министерством образования  и науки РФ; 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl.docx41.13 КБ

Предварительный просмотр:

                                Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Михайловская средняя общеобразовательная школа»

(филиал «Ореховская основная общеобразовательная школа»)

СОГЛАСОВАНО:

заместитель директора по УВР

__________________ А.Ф.Чертовских

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы____________

В.В. Манилов

Приказ №_____от «___»_______2017г

Рабочая программа учебного предмета

 «География»

5 класс, базовый уровень

на 2017 – 2018 учебный год

Всего часов на учебный год: 35

                                                                                                                   Количество часов в неделю: 1

                                                                                                                                                               Составил: учитель географии

                                                                                                                                            высшей квалификационной

                                                                                                                                         категории Мазур С.П.

с. Орехово

2017



 Пояснительная записка

 Рабочая программа учебного курса географии для 5 класса составлена на основе

  • Примерной  программы по географии для 5-6 классов. – 2-е издание - М.: Просвещение, 2014 г. (стандарты второго поколения);
  • Авторской рабочей программы курса географии под редакцией В.В.Николиной, А.И.Алексеева, Е.К.Липкиной - М.: Просвещение, 2013, разработанной  в соответствии с ФГОС к учебникам линии «Полярная звезда» для 5-9 классов, допущенных Министерством образования  и науки РФ;

Состав учебно-методического комплекта:

 

Учебник    1. География 5- 6 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений (Полярная звезда) под ред. А.И Алексеева, В.В. Николиной. М. :Просвещение, 2016.

2. Николина В. В. География. Поурочные разработки. 5—6 классы: пособие для учителей       общеобразоват. учреждений /— М.: Просвещение, 2012.

3. В.В. Николина . География. Мой тренажер 5- 6 класс : учебное пособие. – М. : Просвещение, 2015.

4. Е.Е. Гусева. География . «Конструктор» текущего контроля. учебное пособие. – М. : Просвещение, 2015.

Планируемые результаты (ФГОС)

Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих  взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает  достижение следующих результатов личностного развития:

  • воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и  настоящее многонационального  народа России;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному  многообразие современного мира;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
  • формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной  работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;
  • формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
  • освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;
  • формирование основ социально – критического мышления;
  • формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни,  уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.

Ученик получит возможность для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
  • готовности к самообразованию и самовоспитанию;
  • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
  • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Когнитивный компонент

Будут сформированы:

экологическое сознание; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

Ценностный и эммоциональный компонент

Будут сформированы:уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим,

Деятельностный (поведенческий) компонент

Будут сформированы:

готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);

готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

отсутствие подросткового негативизма в его школьных проявлениях (дисциплинарных, учебных, мотивационных);

стремление и, отчасти, способность самостоятельно расширять границы собственных знаний и умений;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
  • готовности к самообразованию и самовоспитанию;
  • способности к решению проблем на основе учёта  позиций участников, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • сочувствие и сопереживание чувствам других людей, , выражающуюся в поступках, направленных на помощь.

Метапредметными результатами изучения курса географии является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД: 5–6 классы

Ученик научится:

  • умению ставить цель работы в паре, группе,  применять правила работы совместной деятельности;
  • анализировать условия достижения цели с помощью взрослого;
  • планировать пути достижения целей с  помощью взрослого;
  • осуществлять констатирующий контроль по результату действия;
  • вырабатывать критерии оценки учебной работы с помощью взрослого, оценивать свою работу по этим критериям;
  • давать характеристику ошибок и выдвигать гипотезы об их причинах
  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
  • умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • предлагать различные варианты решения проблемы (3-4);
  • основам самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности с помощью взрослого;
  • понимать причину и суть затруднений, возникающих при выполнении пробного действия в ходе решения учебной задачи и самостоятельно искать выход из затруднения/

     

                                                                                  Тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Развитие географических знаний о Земле

4

Земля - планета Солнечной системы

3

План и карта

10

Человек на Земле

3

Литосфера – твердая оболочка Земли

10

                                                    Резервное время

5

                                                          Итого:

35

Содержание тем учебного курса

География Земли

Раздел 1.  Источники географической информации.

Развитие географических знаний о Земле – 4 часа. 

Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.

Земля-планета Солнечной системы – 3 часа.

Земля - одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и условия жизни на ней. Движение Земли, продолжительность года. Пояса освещённости.

План и карта – 10 часов.

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.

План местности. Ориентирование  и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

Географическая карта – особый источник информации. Отличие карты от плана. Легенда карты. Градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояния на карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.

Раздел 2. Природа Земли и человек.

Человек на Земле – 3 часа.

Заселение человеком Земли.  Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города. Сравнение стран мира по политической карте.

Литосфера- твердая оболочка Земли – 10 часов. 

Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясения и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.

Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различие гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.

Человек и литосфера.  Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности  на литосферу. Преобразование рельефа. Антропогенные формы рельефа.

                                       

                                                                       График практических и  контрольных работ

№ п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

1

Практическая работа № 1. Проведение полярной съёмки местности

1

2

Практическая работа  № 2. Определение направлений и географических координат на карте

1

3

Практическая работа № 3. Определение горных пород и их свойств

1

4

Практическая работа №4. Описание рельефа своей местности

1

                                                                Календарно-тематическое  планирование

урока

                                               Тема урока

Кол-во часов

Дата

Виды деятельности уч-ся (практические, контрольные, лабораторные работы и др.)

Примечание

                            Раздел 1. Источники географической информации (19 ч.)

Развитие географических знаний о Земле – 4 ч.

Познавательные

     Ученик научится:

      давать представление       о географии как науке, характеризовать   понятия «география», «естественные науки», экология

    Ученик получит возможность научится:  соблюдать правила работы в кабинете географии,;

 объяснять  значение географических знаний в жизни общества, выделять эстетические достоинства объектов планеты Земля;

  осуществлять расширенный поиск информации с    использованием         ресурсов библиотек и Интернета,                  

 готовить и проводить презентацию.

Личностные:  

      Ученик научится: осознавать  значения географических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии

Ученик получит возможность научится: формировать   устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению,  знанию  основных принципов    и правил отношения к природе

Регулятивные

  Ученик научится: самостоятельно формулировать тему и цели урока; Учится  работать в группах, применять правила

Совместной  деятельности,   рефлексии  и самооценка собственной учебной деятельности.

Ученик получит возможность научится: анализировать условия достижения цели с помощью взрослого;

планировать пути достижения целей с  помощью взрослого

Коммуникативные

Ученик научится: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и     сотрудничества с партнёром

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме

 Ученик получит возможность научится: принимать во внимание разные мнения и интересы, • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к закономерностям географической оболочки.

обосновывать собственную позицию находить информацию о планете Земля в научно-популярной литературе

1

Географические методы изучения окружающей среды

1

2

Развитие географических знаний о Земле

1

3

Выдающиеся географические открытия

1

4

Современный этап научных географических исследований

1

5

Земля – планета Солнечной системы.

Форма, размеры и движение Земли.

1

6

Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли

1

7

Пояса освещённости

1

8

Ориентирование  на местности

1

9

Изображение земной поверхности на плоскости. Масштаб и его виды.

1

10

Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости

1

11

Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности

1

12

Практическая работа № 1. Проведение полярной съёмки местности

1

13

Географическая карта – особый источник информации

1

14

Градусная сетка

1

15

Географические координаты

1

16

Решение практических задач по плану и карте

1

17

Практическая работа  № 2. Определение направлений и географических координат на карте

1

Раздел 2. Природа Земли и человек – 15 часов

Человек на Земле – 3 часа

  Познавательные

Ученик научится: соблюдать правила поведения  и работы с приборами и инструментами в кабинете географии;       проводить          исследование на основе применения методов наблюдения (под руководством взрослого), давать определение понятиям;

осуществлять сравнение и классификацию по указанным критериям.

  Ученик получит возможность научится:  подводить итоги работы, ставить проблему, аргументировать её актуальность (под руководством взрослого); формулировать выводы.

Коммуникативные

 Ученик научится: планировать  учебное сотрудничество с учителем  и сверстниками, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  Ученик получит  возможность научится: адекватно  использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные

  Ученик научится:  осуществляют постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже им известно и того, что еще неизвестно. Составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью            

 Ученик получит, возможность научится:   планировать алгоритм  действий по организации своего рабочего места  с установкой на функциональность

Личностные

 Ученик научится: уважать личность и её достоинства, доброжелательно относиться к окружающим; самостоятельно расширять границы собственных знаний и умений; 

   Ученик получит возможность научится ; справедливо  оценивать  свою  работу и работу  одноклассников

для формирования     устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

готовности к самообразованию и самовоспитанию

18

Заселение человеком Земли

1

19

Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города

1

20

Многообразие стран мира

1

21

Земная кора и литосфера

1

22

Горные породы, минералы и полезные ископаемые

1

23

Практическая работа № 3. Определение горных пород и их свойств

1

24-25

Движения земной коры

1

26

Рельеф Земли. Равнины

1

27

Рельеф Земли. Горы

1

28

Практическая работа №4. Описание рельефа своей местности

1

29

Решение практических задач по карте

1

30

Литосфера и человек

1

31

Обобщение по разделу: «Литосфера — твёрдая оболочка Земли»

1

32

Итоговое повторение по разделам: « Развитие географических знаний о Земле. Земля - планета Солнечной системы» (за счет резерва)

1

33

Итоговое повторение по разделу: «План и карта»

(за счет резерва)

1

34

Итоговое повторение по разделу: «Человек на Земле»

(за счет резерва)

1

35

Итоговый урок

1

                                         

                                                             

Лист коррекции

Дата

Форма коррекции (объединение тем, домашнее изучение + контрольная работа)

Причина коррекции (замена урока, болезнь учителя, праздничный день, отмена занятий по приказу)

Урока, который требует коррекции (пропущенный по причине)

Урока, который содержит коррекцию



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником  География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.

Рабочая программа  рассчитана на  70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником:  В...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...