Сказка по теме "Соотношения в треугольниках" геометрия-7
методическая разработка по геометрии (7 класс) на тему
Сказка по теме "Соотношения в треугольниках" геометрия-7
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 865.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ ПГО «СОШ №8»
Кротова Елена Викторовна,
учитель математики ВКК
Сказка по теме «Соотношения в треугольниках»
Геометрия-7
Эти отношения волнуют меня сильнее личных…
Расскажу я вам сказку о семействах треугольников, которые, как водится, жили-были, дружили и ссорились, классифицировались и объединялись. В общем, все как у людей. Ну да обо всем по-порядку…
Жили-были Треугольники. Говорят, что этот древний род произошел от замкнутой ломаной, состоящей из трех звеньев. Так и повелось: у всех Треугольников три стороны, три вершины, три угла. Была еще такая особенность: какой Треугольник не возьми – сумма углов всегда будет 180 градусов. Как так получается? Знает о том одна седая Теорема, и кто ее спросит – она всем доказывает этот факт. У всякого Треугольника, уж так повелось, три Биссектрисы, три Медианы да три Высоты в услужении. Что пожелаешь – то и исполнят: Биссектрисы аккуратненько так поделят углы пополам и пересекутся, а Медианы – противоположные стороны пополам поделят – и тоже пересекутся. Высоты прошагают строго перпендикулярно сторонам и снова пересекутся в одной точке. И назывались эти красавицы – Замечательные Точки Треугольника.
Треугольники все происхождения одинакового, но очень все-таки разные были. Делились на семейства-кланы. Это в их стране называлось – «классифицировались». Первое семейство все звали Произвольные. Не было у них никаких особенностей: все углы разные, стороны разные. Этакие простаки. Но это на первый взгляд. Против большей стороны у них лежал больший угол, а против большего угла, как ни странно, большая сторона. И хранила эту тайну другая седая Теорема. У каждого треугольника было по три Внешних угла. Каждый из них был смежным с внутренним и жил себе спокойненько в сторонке. Но каждый Треугольник с детства знал – он хоть и в стороне, а равен сумме двух углов, не смежных с ним. И хранила эту тайну еще одна Теорема.
Следующее семейство носило титул Остроугольные. Все углы у них были острые, поэтому, говорят, и характер скверный, неуживчивый. По соседству с ними жили Тупоугольные. Больший угол был у них (чего греха таить) тупой, но уж два других – обязательно острые. Достаточно, видно, в семье одного тупого… Но добрые были, безобидные, никаких колкостей от них. И Высоты у них распоясались, знаете ли! Все норовили пересекаться вне Треугольника. И ведь ничего не поделаешь: свойство! Неподалеку разместились Прямоугольные. Прямой угол у них был обязательно, поэтому и характер прямой: что подумают - то и скажут. Говорят, за какие-то заслуги перед Государыней Геометрией разрешили им стороны по- особенному называть. Если эта сторона против прямого угла лежит, надлежит ее Гипотенузой звать. А две другие – Катеты. И что примечательно – Катет всегда короче Гипотенузы! Жили эти три семейства на улице под названием Угловая. А на соседней, Сторонней улице жили еще три семьи: Разносторонние, Равнобедренные и Равносторонние. Разносторонние - самое многочисленное семейство, ничего примечательного: стороны все разные. Попадались среди них и Остроугольные, и Тупоугольные, и Прямоугольные. Роднились с соседями, открытая душа! Равнобедренные - они поважнее будут: у них 2 стороны равны, их Боковыми называют, а третья сторона – Основание. И очень это Основание гордилось тем, что углы при нем равными становятся. А чего гордиться? Это еще одной седой Теоремы заслуга. Негостеприимные были эти Равнобедренные, хотя и среди них попадались и Остроугольные, и Тупоугольные, и Прямоугольные. Просто так никого в дом не пускали. Сначала углы измерят. Если у тебя два угла равны – тогда заходи, свой значит, Равнобедренный. А другим – ни-ни. И третья семья – Равносторонние. Этих издалека видать: все стороны равны и все углы равны. Тут уж ни Тупоугольным, ни Прямоугольным входа нет. Все углы ровно по 60 градусов.
Жили себе треугольники, поживали. Но пришла беда откуда не ждали. Объявился в их стране Треугольник со сторонами 5-5-10. В какую семью его принять, на какую улицу поселить? Всех сплотила общая проблема: не спят Остроугольные, почесывают тупой угол Тупоугольные, недоумевают Прямоугольные, в панике Равнобедренные с Равносторонними. Не могут проблему решить. А за воротами города таких треугольников видимо – невидимо: и 2-3-5, и 3-4-7, и 1-2-10…
Кто может спасти город? Спешит на помощь Теорема, от Государыни гонец. А проверьте – говорит – каждая ли сторона у них меньше суммы двух других сторон? А если нет – то не существует их вовсе, не Треугольники они. Как услышали это незваные гости – испарились без следа. А Теорему ту наградили орденом Неравенства Треугольника и поставили на страже правопорядка. И все теперь знают: кто с такими сторонами к нам придет, тот.. да вы и сами знаете!
3. Выберите верные утверждения:
- Только в остроугольном треугольнике сумма углов равна 180 градусов.
- Тупоугольный - это треугольник, у которого все углы тупые.
- В равнобедренном треугольнике углы при основании равны.
- В прямоугольном треугольнике хотя бы один угол прямой.
- Внешний угол всегда тупой.
- Сторона треугольника меньше суммы двух других сторон.
- Сторона треугольника больше разности двух других сторон.
- Прямоугольный треугольник может быть равнобедренным.
- В треугольнике против меньшей стороны лежит меньший угол.
- Если в треугольнике все углы равны, то он равносторонний.
- Треугольника со сторонами 3см, 4см и 5 см не существует.
- Катеты и гипотенуза есть в любом треугольнике.
- Прямоугольный треугольник может быть равносторонним.
- Равносторонний треугольник является равнобедренным.
- Равнобедренный треугольник является равносторонним.
- Основание больше боковой стороны.
4. Найдите неизвестные углы треугольников.
- Проанализируйте кодификатор и спецификатор по теме на предмет
«Знаю - не знаю», отметьте + или -
Знать:
Определение треугольника
Элементы треугольника, их особые названия, обозначение треугольника
Классификация треугольников по углам, сторонам
Теорема о сумме углов треугольника
Теорема о внешнем угле
Теорема о соотношении (прямая и обратная)
Теоремы – свойство и признак равнобедренного треугольника
Теорема о неравенстве треугольника.
Уметь:
Изображать треугольники разных видов, используя символику
Определять вид треугольника по сторонам, по углам
Проверять существование треугольника
Находить внутренние и внешние углы треугольника
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме "Сказки. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»., 6 класс
Цели урока: образовательные:выявить жанровые особенности волшебной сказки, значение образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символическое значение яблока, композиционные и языковые особе...
Урок литературы в 5 классе по теме «В.А. Жуковский. Личность поэта. Сказка «Спящая царевна». История создания произведения. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои сказки».
Урок литературы в 5 классе по творчеству В.А. Жуковского с применением различных педагогических технологий....

Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки сказки. Противопоставление добрых и злых сил в сказке.
Цели урока: -раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки;-продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению срав...
Тест к уроку по сказке В.А. Жуковского "Спящая царевна" и творческие работы детей "Энциклопедический словарь устаревших слов в сказке", исследовательская работа "Сходство и различие сказки В.А. Жуковского с народной сказкой"
Данный материал содержит три вида работы:1. Итоговый тест по сказке.2. Исследовательскую работу обучающихся 5 класса на тему: "Сходство и различие сказки В.А.Жуковского "Спящая царевна" с народными ск...

Урок литературы в 5 классе по теме «В.А. Жуковский. Личность поэта. Сказка «Спящая царевна». История создания произведения. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои сказки».
В данной разработке рассказываеся о В.А.Жуковском, анализируется сказка "Спящая царевна", даются характеристики героев....

Консультация "Сказки. Сказки? Сказки!"
Наглядный материал "Сказки. Сказки? Сказки!"- о роли сказок в воспитании детей, о их пользе и благотворном влиянии на ребенка - дошкольника....
Исследовательская работа по теме: Сходства и различия сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна»
Сравнение Сказок А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна».Актуальность темыСказка — один из жанров фольк...