рабочие программы по геометрии Атанасян
рабочая программа по геометрии (11 класс) на тему
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Овладение учащимися системой геометрических знаний и умений необходимо в повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_geometriya_-7_klass.docx | 41.59 КБ |
rabochaya_programma_geometriya_-_9_klass.docx | 47.41 КБ |
rabochaya_programma_geometriya_-11_klass.docx | 43.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Мокшинская средняя общеобразовательная школа »
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 1 от 22.08.2016г. | Утверждаю Директор МБОУ «Мокшинская СОШ» _______________Кригер Е.В |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОМЕТРИЯ
7 КЛАСС
НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель
Чебакова Ольга Николаевна
учитель математики
2016 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2010.)
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по математике. Приказ МОР № 1089 от 05.03.2004
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Овладение учащимися системой геометрических знаний и умений необходимо в повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Практическая значимость школьного курса геометрии обусловлена тем, что её объектом являются пространственные формы и количественные отношения действительного мира. Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении геометрии способствует также усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой деятельности и профессиональной подготовки школьников.
Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении геометрических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте геометрии в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся, а также формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, геометрия развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремлённость, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.
Геометрия существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.
При обучении геометрии формируются умения и навыки умственного труда — планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка результатов. В процессе обучения геометрии школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.
Важнейшей задачей школьного курса геометрии является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты геометрических умозаключений и принятые в геометрии правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно вскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым геометрия занимает ведущее место в формировании научно-теоретического мышления школьников.
Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, способствуя восприятию геометрических форм, усвоению понятия симметрии, геометрия вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся. Её изучение развивает воображение школьников, существенно обогащает и развивает их пространственные представления.
Согласно учебному плану школы на 2016/2017 учебный год для изучения математики в 7 классе отводится 5 часов в неделю. На преподавание геометрии отводится – 2 часов в неделю во 2,3,4 четвертях. Всего: 50 часов.
Содержание обучения
7 класс (50ч, 2ч в неделю начиная со 2 четверти)
1. Начальные геометрические сведения
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Основная цель - систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.
В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1-6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.
2. Треугольники
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Основная цель - ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач - на построение с помощью циркуля и линейки.
Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников - обоснование их равенства с помощью какого-то признака - следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.
3. Параллельные прямые
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Основная цель - ввести одно из важнейших понятий понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.
Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
Основная цель - рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников. В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии - теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.
Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.
При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.
5. Повторение. Решение задач
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Ученик должен овладеть следующими понятиями:
- угол, луч, прямая, отрезок;
- перпендикулярные прямые, перпендикуляр к прямой
- треугольник и его виды;
- равнобедренный треугольник и теоремы, связанные с ним
- медиана, биссектриса, высота;
- признаки равенства треугольников;
- признаки равенства прямоугольных треугольников;
- свойства прямоугольного треугольника;
- серединный перпендикуляр к отрезку;
- свойство биссектрисы угла;
- проекция отрезка;
- соотношения между сторонами и углами треугольника;
- неравенство треугольника;
- сумма углов треугольника;
- окружность.
- отрезки и углы, связанные с окружностью;
- построение треугольника по трем элементам;
- построение угла, равного данному; биссектрисы угла, серединного перпендикуляра, прямой, перпендикулярной к данной, прямоугольного треугольника по гипотенузе и катету;
- построение касательной
В результате овладения программы обучающийся должен знать и уметь:
- доказывать изученные теоремы;
- проводить обоснования при решении задач, используя изученные сведения;
- знать виды треугольников и их свойства, уметь применять эти положения при решении задач;
- знать признаки равенства треугольника и уметь находить равные треугольники;
- знать соотношения между сторонами и углами треугольника, уметь принимать эти положения при решении задач;
- уметь решать задачи на построение.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решение несложных геометрических задач, связанных с нахождением изученных геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир)
Календарно-тематическое планирование по геометрии 7 класс (2 часа в неделю начиная со 2 четверти)
Кол-во часов | № урока | Тема урока | Основные понятия | Формы организации учебной деятельности | Формы контроля | Домашнее задание | Дата | |
план | факт | |||||||
Глава 1. Начальные геометрические сведения (7ч) | ||||||||
§ 1. 2 Прямая и отрезок. Луч и угол(1ч) | ||||||||
1 | 1. | Прямая и отрезок Луч и угол | Прямая, точка, отрезок, провешивание прямой на местности Луч, угол, стороны угла, вершина угла, внутренняя и внешняя области угла | КУ
| МД | §1, упр. §2,упр.. | ||
§3. Сравнение отрезков и углов(1ч) | ||||||||
1 | 2. | Сравнение отрезков и углов. | Равные фигуры, середина отрезка, биссектриса угла | КУ | §3, упр. | |||
§4. Измерение отрезков. §5. Измерение углов (2ч) | ||||||||
2 | 3.4. | Измерение отрезков. | Единицы измерения отрезков, равные отрезки, сумма длин двух отрезков | КУ | §4, упр. | |||
Измерение углов | Градус, градусная мера угла, равные углы, виды углов, сумма углов | КУ | ПР | §5, упр. | ||||
§6. Перпендикулярные прямые(1ч) | ||||||||
1 | 5. | Смежные и вертикальные углы Перпендикулярные прямые | Смежные углы, вертикальные углы, перпендикулярные прямые, сумма смежных углов | УОНМ
|
СР | §6, п.11, §6, п.12,13, упр. | ||
Решение задач.(1ч) | ||||||||
1 | 6. | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | УОСЗ | упр. | ||||
1 | 7. | Контрольная работа №1 по теме «Основные свойства простейших геометрических фигур. Смежные и вертикальные углы» | ||||||
Глава 2. Треугольники (14ч) | ||||||||
§1. Первый признак равенства треугольников(3ч) | ||||||||
2 | 8.9. | Первый признак равенства треугольников. | Треугольник, вершины и стороны треугольника, углы треугольника, периметр треугольника, равные треугольники, теорема и ее доказательство, первый признак равенства треугольников | УОНМ | §1, п.14, п.15, упр. | |||
1 | 10. | Решение задач на применение первого признака равенства треугольников. | УПЗУ | СР | упр. | |||
§2. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника(3ч) | ||||||||
1 | 11. | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | Перпендикуляр, основание перпендикуляра, медиана, биссектриса и высота треугольника, равнобедренный треугольник, основание и боковые стороны равнобедренного треугольника, свойства равнобедренного треугольника | УОНМ | §2, п.16,17, упр. | |||
1 | 12. | Свойства равнобедренного треугольника | КУ | §2, п.18, упр. | ||||
1 | 13. | Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник» | Перпендикуляр, основание перпендикуляра, медиана, биссектриса и высота треугольника, равнобедренный треугольник, основание и боковые стороны равнобедренного треугольника, свойства равнобедренного треугольника | УОСЗ | СР | Упр. | ||
§3. Второй и третий признаки равенств треугольников(3ч) | ||||||||
1 | 14. | Второй признак равенства треугольников | Второй и третий признаки равенства треугольников | УОНМ | §3, п.19, п.20 упр. | |||
1 | 15. | Третий признак равенства треугольников | ||||||
1 | 16. | Решение задач на применение признаков равенства треугольников | УПЗУ | СР | упр. | |||
§4. Задачи на построение(2ч) | ||||||||
1 | 17. | Примеры задач на построение | Определение, окружность, радиус, диаметр, хорда, дуга, задачи на построение (угла равного данному, биссектрисы угла, перпендикулярных прямых, середины отрезка) | КУ
| МД | §4, п.21, п.22,23, упр. | ||
1 | 18. | Решение задач на построение | УПЗУ | упр. | ||||
Решение задач.(2ч) | ||||||||
1 | 19. | Решение задач | КУ | СР | упр. | |||
1 | 20. | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | УП | упр. | ||||
1 | 21. | Контрольная работа №2 по теме «Треугольники» | ||||||
Глава 3. Параллельные прямые (9ч). | ||||||||
§ 1. Признаки параллельности двух прямых(3ч) | ||||||||
1 | 22. | Признаки параллельности прямых | Параллельные прямые, секущая, накрест лежащие. Односторонние и соответственные углы. Признаки параллельности прямых, | УОНМ | §1,п.24, 25, упр. | |||
1 | 23. | Практические способы построения параллельных прямых | УПЗУ | СР | §1,п.26, упр. | |||
24. | Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых» | УПЗУ | СР | упр. | ||||
§ 2. Аксиома параллельных прямых(3ч) | ||||||||
1 | 25. | Аксиома параллельных прямых | Аксиома, евклидова геометрия. Аксиома параллельных прямых, теорема, теорема обратная данной, свойства параллельных прямых | КУ | §2,п.27, 28, упр. | |||
1 | 26. | Свойства параллельных прямых | УОНМ | МТ | §2,п.29, упр. | |||
1 | 27. | Свойства параллельных прямых | КУ | упр. | ||||
Решение задач (2ч) | ||||||||
1 | 28. | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | УПЗУ | упр. | ||||
1 | 29. | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | УПЗУ | упр. | ||||
УП | упр. | |||||||
1 | 30. | Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые» | ||||||
Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (16ч). | ||||||||
§1. Сумма углов треугольника(2ч) | ||||||||
1 | 31. | Сумма углов треугольника | Теорема о сумме углов треугольника, внешний угол треугольника, виды треугольников, катет, гипотенуза | УОНМ | §1,п.30, упр. | |||
1 | 32. | Сумма углов треугольника | УПЗУ | СР | §1,п.31, упр. | |||
§2.Соотношения между сторонами и углами треугольника(3ч) | ||||||||
1 | 33. | Соотношения между углами и сторонами треугольника | Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника, неравенство треугольника | УОНМ | СР | §2,п.32, упр. | ||
1 | 34. | Неравенство треугольника | УОНМ | §2,п.33, упр. | ||||
1 | 35. | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | УЗИ | упр. | ||||
1 | 36. | Контрольная работа №4 по теме «Сумма углов треугольника. Соотношение между углами и углами треугольника» | ||||||
§3. Прямоугольные треугольники(4ч) | ||||||||
1 | 37. | Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства | Свойства прямоугольных треугольников, признаки равенства прямоугольных треугольников, уголковый отражатель | УОНМ | §3,п.34, упр. | |||
1 | 38. | Решение задач на применение свойств прямоугольного треугольника | УПЗУ | §3,п.35, упр. | ||||
1 | 39. | Признаки равенства прямоугольных треугольников | УОНМ | упр. | ||||
1 | 40. | Прямоугольный треугольник. Решение задач | УПЗУ | СР | §3,п.36, упр. | |||
§4. Построение треугольника по трем элементам(2ч) | ||||||||
1 | 41. | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми | Перпендикуляр, наклонная, расстояние от точки до прямой, расстояние между двумя параллельными прямыми, построение треугольника по трем элементам (по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум прилежащим к ней углам, по трем сторонам) | УОНМ | §4,п.37, упр. | |||
1 | 42. | Построение треугольника по трем элементам | УОНМ | ПР | §4,п.38, упр. | |||
Решение задач(3ч) | ||||||||
1 | 43. | Решение задач на построение | КУ | СР | упр. | |||
1 | 44. | Решение задач на построение | УОСЗ | упр. | ||||
1 | 45. | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | УЗИ | упр. | ||||
1 | 46. | Контрольная работа №5 по теме «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам» | ||||||
Повторение (4ч) | ||||||||
1 | 47. | Повторение по теме «Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник» | КУ | МТ | Гл.3, упр. | |||
1 | 48. | Повторение по теме «Параллельные прямые» | КУ | МД | Гл.4,упр. | |||
1 | 49. | Повторение по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | КУ | ПР | упр. | |||
1 | 50. | Обобщающий урок по курсу «Геометрия 7» |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Мокшинская средняя общеобразовательная школа »
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 1 от 22.08.2016г. | Утверждаю Директор МБОУ «Мокшинская СОШ» _______________Кригер Е.В |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОМЕТРИЯ
9 КЛАСС
НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель
Чебакова Ольга Николаевна
учитель математики
2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2010.)
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по математике. Приказ МОР № 1089 от 05.03.2004
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Овладение учащимися системой геометрических знаний и умений необходимо в повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Цели
- формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
- овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно-научных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
- развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
- воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса.
Задачи:
- Формирование понимания, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;
- Овладение языком геометрии в устной и письменной форме, геометрическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно-научных дисциплин;
- Овладение практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, нахождения их размеров;
- Развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, интуиции, необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности;
- Формирование умения проводить аргументацию своего выбора или хода решения задачи;
- Формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин, углубление знаний об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений в природе и обществе.
В программу включены все рекомендуемые темы для 9 класса. Рабочая программа рассчитана на 68 часов: 2 часа в неделю. В течение года планируется провести 4 контрольные работы. В соответствии с инструктивно - методическим письмом «О преподавании математики в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» запланировано 3 самостоятельные работы и 3 теста по стержневым темам курса геометрии 9 класса. В начале года 3 часа отведено на повторение материала геометрии 8 класса и входящего контрольного среза. Часы взяты из итогового повторения в конце года, таким образом, на него отведен не 9, а 6 часов.
При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей их реализацией.
При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей их реализацией.
Основные типы учебных занятий:
- урок изучения нового учебного материала;
- урок закрепления и применения знаний;
- урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
- урок контроля знаний и умений.
Основным типом урока является комбинированный.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные,
- групповые,
- индивидуально-групповые,
- фронтальные.
На уроках используются такие формы занятий как:
- практические занятия;
- консультация;
- лекция.
Формы контроля: текущий и итоговый. Проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 45 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут с дифференцированным оцениванием .
Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса. Итоговые контрольные работы проводятся: - после изучения наиболее значимых тем программы,
- в конце учебной четверти,
- в конце полугодия.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Базисный учебный (образовательный) план на изучение геометрии в 9 классе отводит 2 учебных часа в неделю в течение года обучения, всего 68 часов.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
- овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
- умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
- овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
- овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
- усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
- умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;
- умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Содержание обучения
9 класс (68ч, 2ч в неделю)
1. Векторы. Метод координат
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Основная цель - научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число). На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
2. Соотношения между сторонами и углами треугольника
Скалярное произведение векторов. Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Основная цель - развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач. Синус и косинус любого угла от 00 до 1800 вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников. Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач. Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
3. Длина окружности и площадь круга
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Основная цель - расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления. В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2 n -угольника, если дан правильный n-угольник. Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь - к площади круга, ограниченного окружностью.
4. Движения
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Основная цель - познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений. Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
5. Об аксиомах геометрии
Беседа об аксиомах по геометрии.
Основная цель - дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе. В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных способах введения понятия равенства фигур.
6. Начальные сведения из стереометрии
Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов.
Основная цель - дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве; познакомить учащихся с основными формулами для вычисления площадей поверхностей и объемов тел. Рассмотрение простейших многогранников (призмы, параллелепипеда, пирамиды), а также тел и поверхностей вращения (цилиндра, конуса, сферы, шара) проводится на основе наглядных представлений, без привлечения аксиом стереометрии. Формулы для вычисления объемов указанных тел выводятся на основе принципа Кавальери, формулы для вычисления площадей боковых поверхностей цилиндра и конуса получаются с помощью разверток этих поверхностей, формула площади сферы приводится без обоснования.
7. Повторение. Решение задач
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
- в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
- проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Календарно-тематическое планирование по геометрии 9 класс (2 часа в неделю)
№ урока | Тема урока | Основные понятия | Форма организации учебной деятельности | Формы контроля | Домашнее задание | Дата | |||
план | факт | ||||||||
Глава IX. Векторы(8ч) | |||||||||
§1. Векторы(2ч) | |||||||||
1. | Понятие вектора. Равенство векторов | Определение вектора, длина вектора, коллинеарные и равные векторы, правило откладывания вектора от данной точки | УОНМ | §1,п.76,упр. | |||||
2. | Откладывание вектора от данной точки | УПЗУ | ПР | §1,п.77,упр | |||||
§2. Сложение и вычитание векторов(3ч) | |||||||||
3. | Сумма двух векторов. Законы сложения. Правило параллелограмма | Сумма двух векторов, законы сложения векторов, сумма нескольких векторов, вычитание векторов, применение векторов при решении физических задач | УОНМ | §2,п.79,80, упр. | |||||
4. | Сумма нескольких векторов | КУ | СР | §2,п.81, упр. | |||||
5. | Вычитание векторов | КУ | СР | §2,п.76-81, упр. | |||||
§3. Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач(3ч) | |||||||||
6. | Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач | Правило умножения вектора на число, средняя линия трапеции | УОНМ | §3,п.83,упр. | |||||
7. | Решение задач | УПЗУ | СР | упр. | |||||
8. | Решение задач | УПЗУ | §3,п.84-85,упр. | ||||||
Глава X. Метод координат(10ч) | |||||||||
§1. Координаты вектора(2ч) | |||||||||
9. | Разложение вектора по двум данным неколлинеарным векторам | Понятие прямоугольной системы координат, координаты точки и вектора | УОНМ | §1,п.86,упр. | |||||
10. | Координаты вектора | УОНМ | §1,п.87,упр. | ||||||
§2. Простейшие задачи в координатах(2ч) | |||||||||
11. | Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца | Формулы координат середины отрезка, длины вектора, расстояние между двумя точками | КУ | §2,п.88,упр. | |||||
12. | Простейшие задачи в координатах | КУ | СР | §2,п.89,упр. | |||||
§3. Уравнение окружности и прямой(5ч) | |||||||||
13. | Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности | Понятие уравнения линии на плоскости, уравнение прямой, уравнение окружности | УОНМ | §3,п.90,91, упр. | |||||
14. | Уравнение окружности. Решение задач | УПЗУ | §3,п.92,упр. | ||||||
15. | Уравнение прямой | КУ | упр. | ||||||
16. | Решение задач | КУ | СР | упр. | |||||
17. | Решение задач | УОСЗ | упр. | ||||||
18. | Контрольная работа №1 по теме «Векторы. Метод координат» | ||||||||
Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника(11ч.). | |||||||||
§1. Синус, косинус и тангенс угла(3ч) | |||||||||
19. | Синус, косинус и тангенс угла. Основное тригонометрическое тождество | Определения синуса, косинуса и тангенса углов от 00 до 1800, вывод основного тригонометрического тождества, формулы приведения, | УОНМ | §1,п.93-94,упр. | |||||
20. | Формулы приведения формулы для вычисления координат точки | КУ | МД | §1,п.93-95,упр. | |||||
21. | Решение задач | УПЗУ | упр. | ||||||
§2. Соотношения между сторонами и углами треугольника(4ч) | |||||||||
22. | Теорема о площади треугольника. Теорема синусов | Теоремы о площади треугольника, синусов и косинусов, применение их при решении треугольников | УОНМ | §2,п.96-97,упр. | |||||
23. | Теорема косинусов | УОНМ | §2,п.96-98,упр. | ||||||
24. | Решение треугольников | УПЗУ | §2,п.96-99,упр. | ||||||
25. | Решение треугольников | УПЗУ | упр. | ||||||
§3. Скалярное произведение векторов(3ч) | |||||||||
26. | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов | Определение угла между векторами, скалярное произведение векторов, формула скалярного произведения векторов через координаты векторов, свойства скалярного произведения, | УОНМ | §3,п.101-102,упр. | |||||
27. | Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения векторов | УОНМ | СР | §3,п.101-104,упр. | |||||
28. | Решение задач | УОСЗ | упр. | ||||||
29. | Контрольная работа №2 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | ||||||||
Глава XII. Длина окружности и площадь круга(12ч.). | |||||||||
§1. Правильные многоугольники(4ч) | |||||||||
30. | Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника | Определение правильного многоугольника, теорема об окружностях, описанных около правильного многоугольника, формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности | УОНМ | §1,п.105-106,упр. | |||||
31. | Окружность, вписанная в правильный многоугольник | КУ | СР | §1,п.105-107,упр. | |||||
32. | Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности | КУ | §1,п.108,упр. | ||||||
33. | Построение правильных многоугольников | КУ | ПР | упр. | |||||
§2. Длина окружности и площадь круга(7ч) | |||||||||
34. | Длина окружности | Формула длины окружности и её вывод | КУ | §2,п.110,упр | |||||
35. | Площадь круга | Формула площади круга и её вывод, формулы дуги и кругового сектора | КУ | §2,п105-110,упр. | |||||
36. | Площадь кругового сектора | КУ | §2,п.110-112,упр | ||||||
37. | Решение задач | УПЗУ | МД | упр. | |||||
38. | Решение задач | УПЗУ | упр. | ||||||
39. | Решение задач | УПЗУ | СР | упр. | |||||
40. | Решение задач | УЗИ | упр. | ||||||
41. | Контрольная работа №3 по теме «Длина окружности и площадь круга» | ||||||||
Глава XIII. Движения(8ч) | |||||||||
§1. Понятие движения(3ч) | |||||||||
42. | Отображение плоскости на себя. Понятие движения | Понятия отображения плоскости на себя, движения, осевой и центральной симметрии и их свойства | УОНМ | §3,п.113,упр | |||||
43. | Отображение плоскости на себя. Понятие движения | УПЗУ | §2,п.114,упр | ||||||
44. | Отображение плоскости на себя. Понятие движения | КУ | СР | упр. | |||||
§2. Параллельный перенос и поворот(4ч) | |||||||||
45. | Параллельный перенос | Понятие параллельного перенос и поворота | УОНМ | §3,п.115,упр | |||||
46. | Поворот | УОНМ | §2,п.116-117,упр | ||||||
47. | Поворот | УПЗУ | СР | упр. | |||||
48. | Решение задач | УОСЗ | упр. | ||||||
49. | Контрольная работа №4 по теме «Движение» | ||||||||
Глава XIV. Начальные сведения из стереометрии (8ч) | |||||||||
§1. Многогранники(4ч) | |||||||||
50. | Многогранники | Понятие многогранника, его грани, ребра, вершины, диагонали, выпуклый многогранник, виды многогранников, объем тела | УОНМ | §1,п.118-119,упр. | |||||
51. | Многогранники | КУ | §1,п.120-121,упр. | ||||||
52. | Многогранники | КУ | §1,п.122,упр | ||||||
53. | Многогранники | КУ | СР | §1,п.123-124,упр. | |||||
§2. Тела и поверхности вращения(4ч) | |||||||||
54. | Тела и поверхности вращения | Понятие тел вращения, его ось, высота, основания, радиус, боковая поверхность, формулы объемов и площадей боковых поверхностей тел вращения | УОНМ | §2,п.125,упр | |||||
55. | Тела и поверхности вращения | Понятие тел вращения, его ось, высота, основания, радиус, боковая поверхность, формулы объемов и площадей боковых поверхностей тел вращения | КУ | §2,п.126,упр | |||||
56. | Тела и поверхности вращения | КУ | §2,п.127,упр | ||||||
57. | Тела и поверхности вращения | КУ | СР | упр. | |||||
58. | Об аксиомах планиметрии | Аксиомы планиметрии | УОНМ | упр. | |||||
59. | Об аксиомах планиметрии | КУ | упр. | ||||||
Повторение (9ч) | |||||||||
60. | Повторение по теме «Треугольник» | КУ | упр. | ||||||
61. | Повторение по теме «Окружность» | КУ | упр. | ||||||
62. | Повторение по теме «Окружность» | КУ | упр. | ||||||
63. | Повторение по теме «Четырехугольники» | КУ | упр. | ||||||
64. | Повторение по теме «Четырехугольники» | КУ | упр. | ||||||
65. | Повторение по теме «Правильные многоугольники» | КУ | упр. | ||||||
66. | Повторение по теме «Векторы» | КУ | упр. | ||||||
67. | Повторение по теме «Метод координат» | КУ | упр. | ||||||
68. | Повторение по теме «Движения» | КУ | упр. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Мокшинская средняя общеобразовательная школа »
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 1 от 22.08.2016г. | Утверждаю Директор МБОУ «Мокшинская СОШ» _______________Кригер Е.В
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОМЕТРИЯ
11КЛАСС
НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель
Чебакова Ольга Николаевна
учитель математики
2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. (Приложение к приказу МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089).
- Примерная программа основного общего образования по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263).
- Геометрия. Программы общеобразоват6льных учреждений. Геометрия.10-11 классы. /Сост. Т.А.Бурмистрова.- М.: Просвещение, 2009. – 96 с.
Авторы: Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
- воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Выбранный учебник для изучения на базовом уровне курса геометрии в 10 классе общеобразовательной школы соответствует федеральным компонентам Государственного стандарта общего образования по математике.
Геометрия, 10-11: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2011. В соответствии с новым образовательным стандартом по математике в данный учебник внесены существенные дополнения, подготовленные С. Б. Кадомцевым и В. Ф. Бутузовым. Издание подготовлено под научным руководством академика А. Н. Тихонова. Учебник занял первое место на Всесоюзном конкурсе учебников по математике для средней общеобразовательной школы. В изложении материала учебника сочетаются наглядность и строгая логика. Основные геометрические понятия вводятся на основе наглядных представлений, что делает учебник доступным для самостоятельного изучения школьниками. В учебнике содержится богатый задачный материал. Наряду с основными задачами в конце каждой главы даны дополнительные (комплексные) задачи, которые важны для понимания красоты геометрии, для развития эвристического и логического мышления учащихся. Эти задачи, как и задачи повышенной трудности по каждому классу, дают возможность учителю организовать индивидуальную работу с учениками, проявляющими особый интерес к геометрии, развить и повысить этот интерес. Ко всем задачам даны ответы, а к наиболее трудным задачам также и указания по их решению.
Программа составлена на основе обязательного минимума содержательной области образования «Математика», а также на основе федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по математике. Система уроков условна, но все же выделяются следующие виды:
Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.
Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Урок - самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок - контрольная работа. Контроль знаний по пройденной теме.
УМК
- Геометрия. Программы общеобразоват6льных учреждений. Геометрия.10-11 классы. /Сост. Т.А.Бурмистрова.- М.: Просвещение, 2009. – 96 с.
Авторы: Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
- Учебник Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. Уровни /[Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.]. – 16-е изд. – М.:Просвещение, 2007. – 256 с.: ил. (Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации)
- Изучение геометрии в 10-11 классах: методические рекомендации к учебнику: книга для учителя / С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. М: Просвещение, 2004.
- Поурочные разработки по геометрии. 11 класс / Сост. В.А.Яровенко. – М.: ВАКО, 2006
По учебному плану школы на математику в 11 классе отведено 5 ч в неделю. Из них 102 ч составляет алгебра и начала анализа, 68 ч составляет геометрия. Количество часов, отведённое программой на преподавание алгебры и начал анализа составляет 85 ч, на преподавание геометрии –51ч. Поэтому в календарно-тематическое планирование были внесены изменения: добавлен раздел «Повторение курса алгебры и начал математического анализа» в объёме 15 ч и к резерву добавлено ещё 2 ч, в раздел «Заключительное повторение курса геометрии 10 класса» к 3 часам повторения были добавлены ещё 17 часов.
ГЕОМЕТРИЯ
Прямые и плоскости в пространстве. Основные понятия стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство).
Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямых. Параллельность и перпендикулярность прямой и плоскости, признаки и свойства. Теорема о трех перпендикулярах. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью.
Параллельность плоскостей, перпендикулярность плоскостей, признаки и свойства. Двугранный угол, линейный угол двугранного угла.
Расстояния от точки до плоскости. Расстояние от прямой до плоскости. Расстояние между параллельными плоскостями. Расстояние между скрещивающимися прямыми.
Параллельное проектирование. Площадь ортогональной проекции многоугольника. Изображение пространственных фигур.
Многогранники. Вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Многогранные углы. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера.
Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб.
Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида.
Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде. Понятие о симметрии в пространстве (центральная, осевая, зеркальная). Примеры симметрий в окружающем мире.
Сечения куба, призмы, пирамиды.
Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).
Тела и поверхности вращения. Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения параллельные основанию.
Шар и сфера, их сечения, касательная плоскость к сфере.
Объемы тел и площади их поверхностей. Понятие об объеме тела. Отношение объемов подобных тел.
Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.
Координаты и векторы. Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы и плоскости. Формула расстояния от точки до плоскости.
Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов и умножение вектора на число. Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Коллинеарные векторы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Компланарные векторы. Разложение по трем некомпланарным векторам.
Цели:
- Формировать умение выполнять дополнительные построения, сечения, выбирать метод решения, проанализировать условие задачи;
- Научить владеть новыми понятиями, переводить аналитическую зависимость в наглядную форму и обратно;
Задачи:
- Уметь решать задачи на построение сечений, нахождение угла между прямой и плоскостью;
- Выполнять сложение и вычитание векторов в пространстве;
- Находить площади поверхности многогранников;
- Изучить основные свойства плоскости;
- Рассмотреть взаимное расположение двух прямых, прямой и плоскости;
- Изучить параллельность прямых и плоскостей, параллельность плоскостей, перпендикулярность прямых и плоскостей;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
11 класс (2ч в неделю, всего 68 ч)
1. Векторы в пространстве (6 ч)
Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы.
О с н о в н а я ц е л ь — закрепить известные учащимся из курса планиметрии сведения о векторах и действиях над ними, ввести понятие компланарных векторов в пространстве и рассмотреть вопрос о разложении любого вектора по трем данным некомпланарным векторам.
Основные определения, относящиеся к действиям над векторами в пространстве, вводятся так же, как и для векторов на плоскости. Поэтому изложение этой части материала является достаточно сжатым. Более подробно рассматриваются вопросы, характерные для векторов в пространстве: компланарность векторов, правило параллелепипеда сложения трех некомпланарных векторов, разложение вектора по трем некомпланарным векторам.
2. Координаты точки и координаты векторов в пространстве. Движения (11ч).
Прямоугольная система координат в пространстве. Расстояние между точками в пространстве. Векторы в пространстве. Длина вектора. Равенство векторов. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов.
Цель: введение понятие прямоугольной системы координат в пространстве; знакомство с координатно-векторным методом решения задач.
Цели: сформировать у учащихся умения применять координатный и векторный методы к решению задач на нахождение длин отрезков и углов между прямыми и векторами в пространстве. В ходе изучения темы целесообразно использовать аналогию между рассматриваемыми понятиями на плоскости и в пространстве. Это поможет учащимся более глубоко и осознанно усвоить изучаемый материал, уяснить содержание и место векторного и координатного методов в курсе геометрии
О с н о в н а я ц е л ь – обобщить и систематизировать представления учащихся о декартовых координатах и векторах, познакомить с полярными и сферическими координатами.
Изучение координат и векторов в пространстве, с одной стороны, во многом повторяет изучение соответствующих тем планиметрии, а с другой стороны, дает алгебраический метод решения стереометрических задач.
3.Цилиндр, конус, шар (13 ч)
Основные элементы сферы и шара. Взаимное расположение сферы и плоскости. Многогранники, вписанные в сферу. Многогранники, описанные около сферы. Цилиндр и конус. Фигуры вращения.
Цель: выработка у учащихся систематических сведений об основных видах тел вращения.
Цели: дать учащимся систематические сведения об основных видах тел вращения. Изучение круглых тел (цилиндра, конуса, шара) завершает изучение системы основных пространственных геометрических тел. В ходе знакомства с теоретическим материалом темы значительно развиваются пространственные представления учащихся: круглые тела рассматривать на примере конкретных геометрических тел, изучать взаимное расположение круглых тел и плоскостей (касательные и секущие плоскости), ознакомить с понятиями описанных и вписанных призм и пирамид. Решать большое количество задач, что позволяет продолжить работу по формированию логических и графических умений.
О с н о в н а я ц е л ь – сформировать представления учащихся о круглых телах, изучить случаи их взаимного расположения, научить изображать вписанные и описанные фигуры.
В данной теме обобщаются сведения из планиметрии об окружности и круге, о взаимном расположении прямой и окружности, о вписанных и описанных окружностях. Здесь учащиеся знакомятся с основными фигурами вращения, выясняют их свойства, учатся их изображать и решать задачи на фигуры вращения. Формированию более глубоких представлений учащихся могут служить задачи на комбинации многогранников и фигур вращения.
4. Объем и площадь поверхности (17ч).
Понятие объема и его свойства. Объем цилиндра, прямоугольного параллелепипеда и призмы. Принцип Кавальери. Объем пирамиды. Объем конуса и усеченного конуса. Объем шара и его частей. Площадь поверхности многогранника, цилиндра, конуса, усеченного конуса. Площадь поверхности шара и его частей.
Цель: систематизация изучения многогранников и тел вращения в ходе решения задач на вычисление их объемов.
Цели: продолжить систематическое изучение многогранников и тел вращения в ходе решения задач на вычисление их объемов.
Понятие объема вводить по аналогии с понятием площади плоской фигуры и формулировать основные свойства объемов.
Существование и единственность объема тела в школьном курсе математики приходится принимать без доказательства,
так как вопрос об объемах принадлежит, по существу, к трудным разделам высшей математики. Поэтому нужные результаты устанавливать, руководствуясь больше наглядными соображениями. Учебный материал главы в основном должен усвоиться в процессе решения задач.
О с н о в н а я ц е л ь – сформировать представления учащихся о понятиях объема и площади поверхности, вывести формулы объемов и площадей поверхностей основных пространственных фигур, научить решать задачи на нахождение объемов и площадей поверхностей.
Изучение объемов обобщает и систематизирует материал планиметрии о площадях плоских фигур. При выводе формул объемов используется принцип Кавальери. Это позволяет чисто геометрическими методами, без использования интеграла или предельного перехода, найти объемы основных пространственных фигур, включая объем шара и его частей.
Практическая направленность этой темы определяется большим количеством разнообразных задач на вычисление объемов и площадей поверхностей.
Повторение (17 ч.)
Цель: повторение и систематизация материала 11 класса.
Цели: повторить и обобщить знания и умения, учащихся через решение задач по следующим темам: метод координат в пространстве; многогранники; тела вращения; объёмы многогранников и тел вращения
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
ГЕОМЕТРИЯ
уметь
- распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
- описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
- анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
- изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
- строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
- решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
- использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
- проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
- вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Календарно-тематическое планирование по геометрии 11 класс (2 часа в неделю)
№ урока | Содержание | Число часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
ІV. Векторы в пространстве | 6 | |||
§1 Понятие вектора в пространстве. | ||||
1 | Понятие вектора. Равенство векторов. | 1 | ||
§2 Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. | ||||
2 | Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов. Умножение вектора на число | 1 | ||
3 | Решение задач. | 1 | ||
§3 Компланарные векторы | 2 | |||
4 | Компланарные векторы. Правило параллелепипеда. Разложение вектора по трём некомпланарным векторам. | 1 | ||
5 | Решение задач. | 1 | ||
6 | Зачёт № 1 «Векторы в пространстве». | 1 | ||
V. Метод координат в пространстве | 11 | |||
§1 Координаты точки и координаты вектора | 4 | |||
7 8 9,10 | Анализ зачёта. Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты вектора. Связь между координатами векторов и координатами точек. Простейшие задачи в координатах | 1 1 2 | ||
§2 Скалярное произведение векторов | 5 | |||
11,12 13,14,15 | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. Вычисление углов между прямыми и плоскостями. | 2 3 | ||
16 | К.Р. № 1. «Метод координат в пространстве».(№ 5.1) | 1 | ||
17 | Анализ к. р. Зачёт №2 «Метод координат в пространстве» | 1 | ||
VІ. Цилиндр, конус, шар | 13 | |||
§1 Цилиндр | 3 | |||
18 | Анализ зачёта. Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. | 1 | ||
19,20 | Решение задач «Цилиндр». | 2 | ||
§2 Конус | 3 | |||
21,22 23 | Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усечённый конус | 2 1 | ||
§3 Сфера | 5 | |||
24 25 26 27 28 | Сфера и шар. Уравнение сферы Взаимное расположение сферы и плоскости Касательная плоскость к сфере Площадь сферы. Повторение «Цилиндр, конус, шар». | 1 1 1 1 1 | ||
29 | К. р. № 2 «Цилиндр, конус, шар».(№ 6.1) | 1 | ||
30 | Анализ к. р Зачёт № 3«Цилиндр, конус, шар». | 1 | ||
VІІ. Объёмы тел | 17 | |||
§1 Объём прямоугольного параллелепипеда | 3 | |||
31,32 33 | Анализ к. р. и зачёта. Понятие объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда. Объём прямоугольного параллелепипеда. | 1 2 | ||
§2 Объём прямой призмы и цилиндра | 3 | |||
34 35 | Объём прямой призмы. Объём цилиндра | 1 1 | ||
36 | Решение задач. | 1 | ||
§3 Объём наклонной призмы, пирамиды и конуса | 4 | |||
37 38 39 40 | Вычисление объёмов тел с помощью определённого интеграла. Объём наклонной призмы Объём пирамиды Объём конуса | 1 1 1 1 | ||
§4 Объём шара и площадь сферы | 4 | |||
41 42,43 44 | Объём шара Объём шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора Площадь сферы. | 1 2 1 | ||
45 | К. р. № 3. «Объёмы тел». (№7.1) | 1 | ||
46 | Анализ к. р. Зачёт № 4 «Объёмы тел». | 1 | ||
Заключительное повторение курса геометрии за 11 класс | 5 | |||
47 | Анализ к. р. и зачёта. Метод координат в пространстве. | 1 | ||
48 | Многогранники: площади и объёмы. | 1 | ||
49 | Тела вращения: площади и объёмы. | 1 | ||
50,51 | Различные комбинации многогранников и тел вращения. | 2 | ||
Повторение геометрии за курс 10-11 классов | 17 | |||
52,53,54 55,56 | Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей. | 5 | ||
57,58,59 60,61 | Многогранники: призма, пирамида, правильные многогранники. | 5 | ||
62,63,64 65,66 | Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, шар и сфера. | 5 | ||
67,68 | Решение задач | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа + КТП геометрия Атанасян 10 класс
Рабочая программа по геометрии 10 класс Атанасян...
к рабочей программе по геометрии Атанасян
пояснительная записка к рабочей программе по геометрии 7-9 класс...
учебно-тематическое планирование по алгебре 7 класса автор Г.В. Дорофеев и др., рабочая программа по геометрии Атанасян для 7 класса
учебно-тематическое планирование по алгебре на 120 часов по Дорофееву, рабочая программа по геометрии по Атанасяну на 50 часов, обучение геометрии со второй учебной четверти...
Рабочая программа по геометрии Атанасян Л.С.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (ФГСК - 2004), Примерной программы по математике основного общего образования 2005 г. , фед...
Рабочая программа по геометрии (Атанасян) 7 класса на 2018-2019 уч. год
Для просмотра анотации к рабочей программе по геометрии перейдите по ссылке: https://nsportal.ru/shkola/geometriya/library/2018/10/24/annotatsii-k-rabochim-programmam-po-geometrii...
Рабочая программа по геометрии (Атанасян) 10 класса на 2018-2019 уч. год
Для просмотра анотации к рабочей программе по геометрии перейдите по ссылке: https://nsportal.ru/shkola/geometriya/library/2018/10/24/annotatsii-k-rabochim-programmam-po-geometrii...
Рабочая программа по геометрии (Атанасян) 11 класса на 2018-2019 уч. год
Для просмотра анотации к рабочей программе по геометрии перейдите по ссылке:https://nsportal.ru/shkola/geometriya/library/2018/10/24/annotatsii-k-rabochim-programmam-po-geometrii...