Объём шара 11 класс
план-конспект урока по геометрии (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Объем шара». 11-й класс
Учитель Чегринец Е.И.
Цели урока:
образовательные:
обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Тела вращения»;
вывести формулу объема шара.
воспитательные:
показать, что источник возникновения изучаемой темы – реальный мир, что она возникла из практических потребностей; воспитание вычислительных навыков;
показать связь с историей; воспитание самостоятельности; воспитание стремления к самореализации.
развивающие:
совершенствование, развитие, углубление знаний, умений и навыков по теме; развитие пространственного воображения; развитие мыслительной деятельности: умения анализировать, обобщать, классифицировать.
Оборудование: учебник геометрии 10-11класс, автор Л.С.Атанасян; компьютер;
мультимедейный проектор; модели геометрических фигур (шар, цилиндр); презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщить тему урока, сформулировать цели урока.
II. Актуализация опорных знаний.
1) Устная работа. Соотнесите название фигуры и формулу объема и площади поверхности тел.1.Цилиндр. 2.Конус. 3.Усеченный конус. 4. Шар.
2) Проверка творческой домашней работы. Презентации учащихся по решению задач с открытого банка ЕГЭ, типа В9.
III. Изучение новой темы.
Сегодня мы с вами выведем формулу для вычесления объема шара.
Вспомните, определение шара и его элементов. (Шаром называется множество всех точек пространства, находящихся от данной точки на расстоянии, не больше данного R.
Радиусом шара называют всякий отрезок, соединяющий центр шара с точкой шаровой поверхности. Отрезок, соединяющий две точки шаровой поверхности и проходящий через центр шара, называется диаметром шара. Концы любого диаметра шара называются диаметрально противоположными точками шара. Отрезок, соединяющий две любые точки шаровой поверхности и не являющийся диаметром шара, называют хордой шара).
Теорема: Объем шара равен
Доказательство:
Мы уже знаем, что можно вычислять объёмы тел с помощью интегральной формулы. V=
Давайте посмотрим, как это можно сделать для вывода формулы объема шара.
(Учитель объясняет вывод формулы объёма шара с помощью формулы, ученики делают записи в тетрадях).
Рассмотрим шар радиуса R с центром в точке О и выберем ось ОХ произвольным образом (рис178).Сечение шара плоскостью, перпендикулярной к оси ОХ и проходящий через точку М этой оси, является кругом с центом в точке М.. Обозначим радиус этого круга через r, а его площадь через S(х), где х абсцисса точки М. Выразим S(х) через х и R. Из прямоугольного треугольника ОМС находим
Так как S(x)=пr2 ,то
S(x)=п(R2-x2).
Заметим, что эта формула верна для любого положения точки М на диаметре АВ, т.е. для всех х, удовлетворяющих условию
Применяя основную формулу для вычисления объемов тел при а= -R, b=R, получим
Теорема доказана.
Физкультминутка (для глаз).
IV.Формирование умений и навыков учащихся.
ПРОБЛЕМНАЯ ЗАДАЧА: При уличной торговле арбузами весы отсутствовали. Однако выход был найден: арбуз диаметром 3 дм приравнивали по стоимости к трём арбузам диаметром 1 дм.
Что вы возьмете? Правы ли были продавцы?
=
Решение:
Задача (Архимеда):
Дано: в цилиндр вписан шар
Найти: отношение объёмов цилиндра и шара
Ответ:1,5
Одним из своих наивысших достижений Архимед считал доказательство того, что объём шара в полтора раза меньше объёма описанного около него цилиндра. Недаром шар, вписанный в цилиндр, был высечен на надгробии Архимеда в Сиракузах. (Небольшое сообщение учащихся об Архимеде.)
Задачи из ЕГЭ (В9):
1.Около шара описан цилиндр, площадь поверхности
которого равна 18. Найдите площадь поверхности шара.
Решение: (Опираемся на открытие Архимеда)
Ответ: 12
2.Площадь поверхности шара уменьшили 9 раз. Во сколько раз уменьшился объем шара?
Решение:
Пусть радиус первого шара R, а уменьшенного r.
Поверхность шара S1 = 4пR2, стала S2 = 4пR2/9 = 4п (R/3)2 = 4пr2
Видим, что r =R/3, т.е. радиус уменьшился в 3 раза.
Объем V1= 4/3 ПR3, а объем V2= 4/3 пr3 = 4/3 п(R/3)3 =4/3 пR3 /27 = V1 / 27.
Ответ:27
V. Итог урока.
Выставление оценок.
Диагностика (рефлексия).
На сегодняшнем уроке мы с вами вывели формулу объема шара, выяснили, что данные тела имеют широкое практическое применение и сделали небольшое открытие, которое еще в 3 веке до нашей эры сделал Архимед.
Беседа по следующим вопросам:
Что было интересного сегодня на уроке?
Что вызвало трудности?
Какие умения приобрели сегодня?
Где могут пригодиться эти умения?
Домашнее задание.
П.71 № 712, II уровень №714 с презентацией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Объём шара и его частей
Презентация к уроку геометрии 11 класс...
объём шара
Презентация по теме "Объём шара"...
Методическая разработка урока по геометрии с использованием ЭОР. Объём шара и его частей
План-конспект урока с применением ИКТ. Объём шара и его частей....
Разработка урока по теме "Объём шара"
Данная разработка может быть использована при изучении нового материала. Содержит конспект урока и презентацию....
Объём шара. Площадь сферы.
Рассмотрены понятия: сферы, кругового сегмента,шарового сегмента, шарового слоя, шарового сектора; формулы для вычисления площади сферы; формулы для вычисления объёма шара,шарового сегмента,шарового с...
Урок-презентация "Объём шара и площадь сферы"
Урок рассчитан на учащихся 6 класса, преподавание по учебнику Муравиных....
Объём шара и его частей
Контрольная работа по теме в трех вариантах по теме «Объём шара и его частей».Самостоятельная работа на тему: Поверхность шара и объем шара в двух вариантах с ответами...