Конспект урока по геометрии "Параллельные и перпендикулярные прямые"
план-конспект урока по геометрии (6 класс) на тему
Расширение представлений о параллельных, перпендикулярных и скрещивающихся прямых у обучающихся 6-х классов с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по геометрии "Параллельные и перпендикулярные прямые" | 57.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат № 95»
Урок-практикум по геометрии
«Параллельные и перпендикулярные прямые»
(для обучающихся 6-х классов школы 8 вида)
Учитель: Нестерова Татьяна Николаевна,
I квалификационная категория
«Математика – это язык, на котором написана книга природы».
Галилео Галилей.
Цель урока:создание условий для расширенияпредставленийо параллельных, перпендикулярных и скрещивающихся прямых у обучающихся с ОВЗ.
Задачи:
Обучающие:
- закрепить понятия: перпендикулярные и параллельные прямые;
- развивать умение построения этих прямых иих обозначения на плоскости;
- учить отыскивать и распознавать параллельные и перпендикулярные прямые на чертежах и в окружающем мире.
Коррекционно-развивающая:
- развивать внимание, пространственное воображение обучающихся, умение переносить полученные знания в незнакомую ситуацию, применять знания на практике;
- развивать навыки построения геометрических фигур;
- осуществлять поиск знаний с помощью коллективной формы обучения, т.е. работы обучающихся в одновозрастных группах;
- побуждать обучающихся к правильному построению монологических высказываний, участиюв учебном диалоге, аргументации своей точки зрения.
Воспитательные:
- формирование у обучающихся познавательного интереса к математике через решение нестандартных задач по геометрии;
- воспитание таких качеств характера, как умение правильно организовывать свой самостоятельный труд, нести ответственность за работу своего товарища;
- воспитание через содержание учебного материала умения работать в коллективе, сотрудничать как во время работы, так и во время проверки ее результатов.
Личностные:
- обучающиеся научатся выполнять геометрические построения по условию задачи,составлятьчертежи на основе данных, планировать последовательность своих действий для решения предметной задачи.
Задачи для обучающихся:
- понимать термины «параллельные и перпендикулярные» прямые;
- выполнять построение параллельных и перпендикулярных прямых на линованной и нелинованной бумаге;
- учиться вести учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе.
Планируемые результаты:
- личностные: умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и четко излагать свои мысли в устной речи; самооценка результатов деятельности; формирование начальных элементов конструкторского мышления; усилить развитие логического мышления и пространственных представлений детей;
- БУД: умение выделять главное, анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать;
- предметные: представление о параллельных, перпендикулярных и скрещивающихся прямых.
Тип урока: урок-практикум.урок систематизации обобщения знаний
Форма урока: интегрированный урок (математика, основы безопасности жизнедеятельности), закрепление знаний.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация «Параллельные и перпендикулярные прямые в окружающем мире», планшет для выполнения практических построений, карточки с индивидуальным заданием, набор чертежных инструментов, карандаши.
Технология ведения урока: активизация мыслительной деятельности обучающихся на уроках математики средствами развивающего обучения.
развитие умений самостоятельно приобретать знания понимание значимости нового знания и отвечает ученику на вопрос: «Для чего мне это нужно было изучать?» . «Индукция» - создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность обучающихся.
2. «Самоконструкция» - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
3. «Социоконструкция» - работа учащихся в группах.
Ход урока.
I. Индукция: организационный момент.
1). Сообщение темы и целей урока. Распределение на группы для работы.
Задачи для обучающихся:
- понимать термины «параллельные и перпендикулярные» прямые;
- выполнять построение параллельных и перпендикулярных прямых на линованной и нелинованной бумаге;
- учиться вести учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе.
2). Выдвижение гипотезы: Где в жизни могут пригодиться знания о параллельных и перпендикулярных прямых?
II. Актуализация знаний: устная работа: (слайд № ).
- Обратите свое внимание на следующий слайд. Что вы на нем видите?
- Есть ли среди изображенных пар отличие или они все одинаковые, как они расположены на плоскости?
- А как вы считаете, ребята, раз пары прямых разные, то могут ли эти пары носить одинаковые названия?
- Назовите,какие виды прямых бывают, и как они будут называться.
III. Углубление и расширение ранее поученных знаний.
Историческая справка 1:
Название перпендикуляра произошло от латинского слова “перпендикулярис”, т. е. “отвесной”. С древних пор строители проверяли перпендикулярность стены основанию дома с помощью отвеса, то есть грузика на веревке. Этим прибором строители пользуются и по сей день.
Перпендикулярные прямые
Историческая справка 2:
Название «параллельные прямые» произошло от греческого слова «параллелой», которое означает «рядом идущие», «друг подле друга проведенные» (пере вод с греческого языка).
Древнегреческие математики Евклид и Посидоний составили разные определения параллельных прямых.
Евклид ещев III веке до нашей эры писал так: «Параллельные суть прямые, которые, находясь в одной плоскости и будучи продолжены в обе стороны неограниченно, ни с той, ни с другой стороны между собой не встречаются».
Посидоний в I веке до нашей эры дал такое определение параллельных прямых: «Две прямые, лежащие в одной плоскости и равностоящие друг от друга».
А теперь то современное определение, которое используем мы: «Параллельные прямые - это прямые, лежащие в одной плоскости и не пересекающиеся».
Параллельные прямые
Для обозначения параллельности двух прямых древнегреческие математики использовали знак «=». Однако когда в 18в. этот знак стал использоваться как знак равенства, и параллельность стали обозначать с помощью знака «||». И если прямые а и в параллельны, то мы будем записывать это так: а || в.
IV. Этап применения общего способа действия для решения частных задач.
Социоконструкция (работа в группах).
- - Как можно построить параллельные и перпендикулярные прямые в тетради?
(Чтобы построить перпендикуляр к прямой, достаточно построить прямой угол с помощь чертежного треугольника или с помощью транспортира. Для построения параллельных прямых достаточно иметь линейку и чертежный угольник).
- Практическая работа № 1:На планшетах (планшет–квадрат 20×20 из фанеры с набитыми гвоздиками) с помощью разноцветных резиночек постройте параллельные и перпендикулярные прямые (проверка по слайду, с выставлением оценки).
- Практическая работа№ 2: Постройте параллельную прямую КЕ к стороне треугольника АВС, а затем перпендикулярную прямую к другой стороне.
Запишите с помощью символов параллельные и перпендикулярные прямые. Учитель наблюдает за работой групп, консультирует, проверяет и оценивает результаты работы.
А
В
С
- Вывод, обобщение: Чтобы построить перпендикуляр к прямой, достаточно построить прямой угол с помощь чертежного треугольника или с помощью транспортира. Для построения параллельных прямых достаточно иметь линейку и чертежный угольник.
- «Афиширование» (вывешивание «произведений» работ обучающихся в классе и ознакомление с ними).
V. Физ. минутка.
Упражнения для глаз.
VI. Обобщение и систематизация знаний.
- - Мы не ответили на главный вопрос урока: «Где в жизни могут пригодиться знания о параллельных и перпендикулярных прямых?».
- - Приведите примеры, применения параллельных и перпендикулярных прямых в жизни (ответы обучающихся).
- Демонстрация учебной презентации «Применение параллельных и перпендикулярных прямых в окружающем мире»: самый наглядный пример параллельности прямых - железнодорожное полотно. Еще одним примером применения понятия параллельных прямых, является эскалатор. При строительстве зданий строго учитывается понятие параллельности.
Все эти устройства помогают нам в повседневной жизни. Если бы не было параллельных прямых, то например, произошло крушение поезда или замыкание проводов и нет электричества. А перпендикулярные прямые мы встречаем ежедневно, переходя улицу – это перекресток.
VII. Творческая работа: ролевая игра «Архитектор - строитель».
Смоделируйте, постройте свой перекресток. Знания о каких прямых вам необходимы? Что обязательно будет на вашем перекрестке?
IX.Подведение итогов.
Тест:Вставьте пропущенные слова в предложениях:
а) Две прямые называются ______________________, если они пересекаются под прямым углом и обозначаются знаком _______.
б) Две прямые называются _________________, если они не пересекаются и обозначаются знаком _______.
Проверка выполнения задания.
Изучив вопросы по данной теме, мы пришли к выводам:
- каждый разносторонне развитый ученик должен знать историю параллельных и перпендикулярных прямых;
- параллельные прямые часто встречаются в окружающем нас мире, поэтому они очень нужны;
- параллельные прямые не пересекаются на плоскости!
X. Рефлексия.
вопрос: «Для чего мне это нужно было изучать?»………………………………….
Хочу закончить наш урок такими словами: «Было бы легче остановить Солнце, легче сдвинуть Землю, чем свести параллели к схождению…».
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок геометрии по теме "Перпендикулярность прямых и плоскостей"
конспект урока геометрии в 10 классе по теме "Перпендикулярность прямых и плоскостей"...
Конспект урока по счёту на тему: «Прямая и ломаная линия. Отрезок»
В мтериале представлен конспект урока по счёту в 6 классе в школе VIII вида. Также представлен демонстрационный и раздаточный материал, который был использован на уроке. На каждого ученика был с...
Разработка урока-семинара на тему "Перпендикулярность прямых в пространстве"
Урок-семинар по геометрии по новой теме...
Конспект урока "Признаки и свойства параллельных прямых"
Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков применять признаки и свойства параллельных прямых при решении задач....
Конспект урока в 7 классе "Параллельные прямые" и презентация к нему.
Урок-дидактическая игра, созданная по правилам популярной игры КВН....
Конспект урока по теме "Магнитное поле прямого тока" 8 класс
представленный урок по физике был подготовлен для учащихся 8-го класса общеобразовательной школы. Урок проводился в кабинете физики при наличии мультимедийного проектора. Понятия, рассматриваемые на д...
Презентация к уроку геометрии на тему "Перпендикулярные прямые"
Презентация разработана для урока геометрии в 6 классе для учащихся с легкой степенью умственной отсталости. Работа содержит теоретические сведения о прямых линиях, видах прямых линий, о признаке перп...