Конспект урока по геометрии в 7 классе по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
план-конспект урока по геометрии (7 класс) на тему
Разработка урока по геометрии "Соотношения между сторонами и углами треугольника" для 7 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_sootnosheniya_mezhdu_storonami_i_uglami_treugolnika.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по геометрии в 7 классе
по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
Образовательные:
- изучить теоремы о соотношении между сторонами и углами треугольника и их применение при решении задач;
- совершенствовать навыки решения задач на применение теоремы о сумме углов треугольника и свойстве внешнего угла треугольника.
Познавательный аспект: уметь приобретать новые знания, используя различные подходы.
Развивающие:
- способствовать развитию познавательных и исследовательских умений учащихся, повышению культуры общения;
- развивать математическую речь учащихся в процессе выполнения устной работы по воспроизведению теоретического материала;
- развивать у школьников самостоятельность мышления в ходе проведения дифференцированной индивидуальной работы.
Воспитательные:
- в ходе проведения групповой работы на уроке воспитывать в учащихся умение слушать своего товарища, чувство взаимопомощи и взаимоподдержки;
- способствовать повышению активности учащихся на уроке, повышению грамотности устной и письменной речи.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Обеспечение:
Учебник для общеобразовательных учреждений «Геометрия 7-9», авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев.
Оборудование:
- мультимедийный проектор, экран;
- компьютер, интерактивная доска;
- модели треугольников;
- карточки с заданиями;
План урока
№ п/п | Этапы урока | Время | |
1 | Организационный момент. Постановка цели урока. | 1 мин | |
2 | Актуализация имеющихся знаний. | 4 мин | |
3 | Работа в группах | Выполнение заданий на повторение: Группа «Хранители знаний» Группа «Кодировщики» | 15 мин |
Изучение нового материала: Группа «Практики» Группа «Теоретики 1» Группа «Теоретики 2» | |||
4 | Сообщение результатов работы групп. | 5 мин | |
5 | Закрепление изученного материала. Решение задач. | 10 мин | |
6 | Постановка домашнего задания. | 1 мин | |
7 | Подведение итогов. Выставление оценок. | 2 мин | |
8 | Рефлексия. | 2 мин |
Ход урока
- Организационный момент. Постановка цели урока.
Задание: Используя демонстрационные модели углов и магниты, из трех разных углов сложить треугольник.
Вывод: Чтобы существовал треугольник, НЕОБХОДИМО иметь три угла, но НЕДОСТАТОЧНО.
А чего будет достаточно для существования треугольника нам предстоит выяснить на ближайших уроках. Ребята, прочитайте тему, записанную на доске и попробуйте сформулировать цель сегодняшнего урока.
Цель: выяснить как соотносятся стороны и углы в треугольнике.
- Актуализация имеющихся знаний.
Карнавал геометрических фигур. Сейчас к нам в гости придут маски. Все они – треугольники. А вот какая маска каким треугольником является вам предстоит выяснить. После выступления каждой маски поднимите модель того треугольника, о котором шла речь.
1 маска: Мы дочери одной матери. Живем в одной семье, но силы и свойства у нас разные. Вот у меня, например, все стороны и углы разные. (Разносторонний треугольник)
2 маска: Я очень правильная фигура. У меня все стороны и углы равны. (Равносторонний треугольник)
3 маска: А я тоже имею две равные стороны, а потому у меня два равных угла при основании. (Равнобедренный треугольник)
4 маска: Я имею прямой угол! (Прямоугольный треугольник)
5 маска: Подумаешь! У меня, например, все уголки острые, а у моего друга есть один тупой угол. Но все мы обладаем замечательным свойством, которое сейчас ребята нам расскажут.
И каким же свойством обладают углы любого треугольника? (Сумма углов треугольника равна 1800)
Задача 1.
Дан треугольник АВС. Угол В=1100, угол А=400. Найти угол С.
Задача 2.
Дан треугольник АВС. Угол В=500, угол С=1100. Найти угол А.
Постановка проблемных вопросов:
Какие теоремы использовались при решении этих задач?
Какими особенностями обладают углы в треугольниках разного вида?
Какой угол называется внешним углом треугольника?
На все эти вопросы будет отвечать группа «Хранителей знаний». А мы после завершения работы группы узнаем один интересный исторический факт.
Группа «Хранители знаний»
Задание:
- Выберите какие утверждения истины.
- Из выделенных букв выбранных предложений составьте слово – имя великого математика. Прочитайте историческую справку о нем.
Утверждения:
- Сумма углов трЕугольника равна 1800 (верно)
- Угол, Смежный с каким-нибудь углом треугольника называется внутренним (неверно)
- Внешний угол треугольника раВен сумме двух других не смежных с ним (верно)
- Если все углы треугольника острые, то треугольниК называется прямоугольным (неверно)
- Если один из углов тупой, то треугольниК тупоугольный (верно)
- Если один из углов прямой, то треугольник остроугольный (неверно)
- Сторона прямоугольного треугольника, лежащего против прямого угла называется гипотенузой (верно)
- В треугольнике может Быть один острый и два прямых угла (неверно)
- Стороны прямоугольного треугольника, образующие прямой угол называются катетамИ (верно)
- В равнобедренном треугольнике Угол при основании может быть тупым (неверно)
- Если треугольник равнобеДренный, то углы при основании этого треугольника равны (верно)
- В тупоугольном треугольнике все углы Тупые (неверно)
Ответ: ЕВКЛИД
Историческая справка: Евклид жил в 3 веке до н.э. в Александрии. Точных сведений о его биографии не сохранилось. Возможно это связано с царской немилостью – согласно легенде, ученый был дерзок с владыкой Александрии и всего Египта, царем Птолемеем. Когда монарх начал изучать геометрию, у него возникли трудности. Не привыкший встречать затруднения, царь вызвал к себе Евклида и спросил, нет ли какого-то особого, доступного лишь правителя способа усвоить эту науку. Евклид ответил: «Царской дороги в математике нет».
Группа «Кодировщики»
Задание:
- Решить задачи.
- Ответы к этим задачам закодированы буквами. Получив ответ, сопоставьте его с буквой.
- Если вы правильно решили задачи, то из выбранных букв у вас получится слово – имя великого математика.
- Прочитайте историческую справку о нем.
Задача 1.
Дан треугольник АВС. Известно, что угол С=600, угол В=700. Найти угол А.
Задача 2.
Дан равнобедренный треугольник АВС. Известно, что АВ – основание треугольника, угол А=650. Найти угол В и угол С.
Задача 3.
Дан равносторонний треугольник АВС. Найти углы треугольника.
Задача 4.
1500
Задача 5.
Дан треугольник АВС. АВ – основание треугольника, угол А=650, угол С=550. Найти внешний угол, угла В.
Ответы:
1200 | 1300 | 600 | 650 | 500 | 300 | 700 | 550 |
С | И | Л | А | Ф | Е | М | О |
Историческая справка: История не сохранила ни имен древнеегипетских, ни вавилонских «решателей» задач. Так что первого известного математика придется искать среди древних греков. Наибольшие основания на этот титул у Фалеса Милетского, родившегося в середине седьмого века до н.э. и прожившего долгую и, несомненно, яркую жизнь. «Можно проводить не только практические, но и мыслительные опыты!» - эта значительная идея Фалеса, в равной мере, принадлежит математике, физике и философии. И не случайно Фалес считается родоначальником всех трех названных наук.
- Физминутка для глаз:
Любопытная Варвара
Смотрит влево,
Смотрит вправо,
Смотрит вверх,
Смотрит вниз.
Чуть присела на карниз
И с него свалилась вниз.
Проведём, друзья, сейчас
Упражнение для глаз.
Влево, вправо посмотрели,
Глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз.
Ты, хрусталик не сердись,
Посмотри на потолок,
Отыщи там уголок.
За окно ты посмотри.
Что ты видишь там вдали?
А теперь на кончик носа.
Повтори так 8 раз –
Лучше будет видеть глаз.
Глазки нас благодарят,
Поморгать нам всем велят.
Плавно глазками моргаем,
Потом глазки закрываем.
Чтобы больше было силы,
К ним ладошки приложили.
Раз, два, три, четыре, пять –
Можно глазки открывать!
Потянулись и зевнули,
Спинки дружно все прогнули,
Повернулись вправо, влево
Стало гибким наше тело.
Ножки вытянем вперёд,
Влево, вправо поворот.
Ножки выше поднимаем
И в коленочках сгибаем,
Подбородком дотянулись
И друг другу улыбнулись.
Головой все повращаем
И урок наш продолжаем.
- Изучение нового материала.
Сегодня мы с вами познакомимся с еще одной особенностью, которой обладает треугольник. Мы узнаем, как соотносятся стороны и углы в треугольнике. Для этого группа «Практики» сформулируют это соотношение, а две группы «Теоретики» докажут нам эту теорему.
Группа «Практики»
Цель работы группы: сформулировать теорему о соотношении между сторонами и углами треугольника.
Задание: Сформулировать теорему о соотношении между углами и сторонами треугольника.
Группа «Теоретики 1»
Цель работы группы: уметь доказывать теорему о соотношении между сторонами и углами треугольника.
Задание: Познакомиться с теоремой о соотношении между углами и сторонами треугольника. Уметь ее доказывать.
Группа «Теоретики 2»
Цель работы группы: Познакомиться с теоремой о соотношении между сторонами и углами треугольника (обратное утверждение).
Задание: Познакомиться с обратным утверждением теоремы о соотношении между сторонами и углами треугольника. Уметь ее доказывать.
- Закрепление изученного материала.
Решить задачи: № 238, 236, 239
- Домашнее задание: параграф 32, № 236, 237
- Рефлексия:
Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах) и учителя за проведенный урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разноуровневые тесты по геометрии 8 класс по теме: "Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника".
У меня появилось необходимость разработать разноуровневые варианты тестов, т.к. многие учащиеся с трудом усваивают понятия синуса и косинуса острого угла прямоугольного треугольника ...
Контрольная работа в 9 классе по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»
Контрольная работа в 9 классе по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» состоит из двух вариантов. Каждый вариант содержит пять заданий , кол-...
Конспект урока по геометрии на тему: «Соотношение между сторонами и углами треугольника»
Соотношение между углами...
Материалы для проведения итогового повторения курса геометрии 7 класса (тема: "Соотношения между сторонами и углами треугольника. Признаки равенства прямоугольных треугольников")
Здесь размещены материалы для проведения урока по данной теме и домашнее задание....
Презентация к уроку геометрии для 7 класса по теме "Соотношение между сторонами и углами треугольника"
Презентация подготовлена к уроку-закреплению изученного материала и содержит задачи как устного, так и письменного плана....
Самостоятельная работа по геометрии 8 класс по теме: «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника»
Самостоятельная работа по геометрии 8 класс по теме: «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника» состоит из 4 заданий, три их которых, тест.....
Презентация к уроку геометрии 7 класс по теме " Соотношения между сторонами и углами треугольника
Данная презентация содержит основные моменты урока геометрии:проверка домашнего задания, проверка теоретических знаний. решение задач со теме урока и подготовка к ОГЭ. Умение находить площадь геометри...