Конус. Решение задачи.
план-конспект урока по геометрии (11 класс) на тему
Формирование навыков решения практических задач по теме "Конус"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konus._reshenie_zadachi._11_klass.docx | 623.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Черки - Кильдуразская средняя общеобразовательная школа
Буинского муниципального района РТ»
Открытый урок
по математике в 11классе
по теме:
«Конус. Решение задачи»
Подготовила
учитель математики
первой квалификационной категории
Исмагилова Н.Ф.
Декабрь 2015г.
Тема: Конус. Решение задачи.
Цель: формирование навыков решения практических задач по теме
Задачи: Образовательная: Сформировать понятия: конической поверхности, сечений конуса и его элементов; формировать навыки решения задач на нахождение элементов конуса, навыки использования формул вычисления боковой и полной поверхности конуса, навыки решения прикладных задач; показать связь теории с практикой
Развивающая: способствовать развитию логического мышления учащихся и расширению кругозора; развивать пространственное воображение учащихся, умение применять формулы планиметрии при решении стереометрических задач; развивать и совершенствовать умения применять накопленные знания в измененной ситуации; развивать грамотную математическую речь, навыки самоконтроля.
Воспитательная: Воспитывать аккуратность при оформлении работ в тетрадях, ответственность за результат своего труда. Формировать навыки и умения коммуникативного общения.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, аудиоколонки, классная доска, учебник «Геометрия 10-11» Л.С. Атанасян, чертёжные инструменты, ресурсы Интерната, USB-модем
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, диалог, работа с материалом слайда, учебника; самостоятельная и исследовательская работа.
Методы: наглядный, словесный, условно-символический, исследовательский.
Приложение: слайдовая презентация в программе PowerPoint
После завершения урока учащиеся -
должны знать:
- основные понятия: конической поверхности, сечений конуса и его элементов,
- формулы и методы для нахождения основных компонентов конуса,
- формулы площади боковой и полной поверхности конуса;
должны уметь:
- строить чертежи по условию задачи,
- решать практические задачи на нахождение элементов конуса ,
- видеть фигуры вращения.
1 этап: Организационный.
Ознакомление с маршрутным листом самооценки.
№ заданий | Самооценка |
1.Проверка д/з | |
2.Устная работа. | |
3.Срез | |
4. Самостоятельная работа | |
5. Решение задач по готовым чертежам. | |
6.Решение практических задач | |
Результат работы группы. |
Проверка д/з. По карточкам. Задача 1.
Задача 2.
2 этап: Повторение. Подготовка учащихся к экзамену по математике в форме ЕГЭ. Устное решение задач из материалов типовых тестовых заданий.
(Закрепление навыков нахождения площадей геометрических фигур. В целях организации самопроверки на слайдах приводятся решения заданий)
- Найдите площадь ΔABC, считая стороны квадратных клеток равными 1. (Ответ: 9) (см. слайд )
2. Найдите площадь треугольника, вершины которого имеют координаты (1, 1), (4, 4), (5, 1). (Ответ: 6) (см. слайд )
3 этап: Определение темы урока. Постановка задач
Учитель: Назовите тему урока, разгадав ребус.
(см. слайды )
4 этап: Теоретический опрос.
По материалам учебника «Понятие конуса» и «Площадь поверхности конуса»
(с целью проверки усвоения теоретических понятий)
Учитель: Ребята, а вы знаете, что латинское слово «conus» заимствовано из греческого языка (konos - втулка, сосновая шишка)… С конусом люди знакомы с глубокой древности. В книге Архимеда (287 – 212гг. до н.эры) «О методе» приводятся решения практических задач, связанных с конусом.
А исследование свойств конуса принадлежат школе Платона (428 – 348 гг. до н.эры), над входом которой было написано: «Пусть сюда не входит никто, не знающий геометрии». (см. слайд )
Подробнее о конусе из видиоролика (лекция «Конус»: что называется конусом; что такое коническая поверхность; пример конической поверхности, и что называется круговым конусом). (Просмотр видиоролика - 2 минуты 26 секунд)
Учитель: Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы из слайда :
1. Что называется конусом?
2. Что такое образующая?
3. Что называется радиусом конуса?
4. Какая фигура получается в сечении цилиндра плоскостью, проходящей через ось цилиндра?
5. Какая фигура получается в сечении цилиндра плоскостью, проходящей перпендикулярно оси цилиндра?
8. Чему равна площадь боковой поверхности конуса? (см. слайд )
(На слайдах приводится наглядная интерпретация, с целью развития навыков самоконтроля и формирования пространственных представлений учащихся)
5 этап: Знакомство с практическим применением.
Учитель: Ребята, на прошлом уроке вы затруднялись при перечислении предметов, имеющих форму конуса. И сегодня я выполняю свое обещание. Покажу вам как разнообразно его использование и практическое применение.
Конус можно рассмотреть в различных предметах, начиная с обычного мороженого и заканчивая техникой.
В детстве многие ваши игрушки, или их составляющие имели форму конуса… А как часто его можно встретить в природе. (см.слайды )
«Природа говорит языком математики:
буквы этого языка – круги,
треугольники и иные геометрические фигуры»
Г. Гильберт
Учитель: Это формы деревьев, рельеф земной поверхности: горы и холмы. Их можно найти и на дне океана. «Конусами» называется семейство морских моллюсков. Конусов свыше 500 видов. Живут в тропиках и субтропиках, являются хищниками, имеют ядовитую железу. Укус конусов очень болезнен. Известны смертельные случаи. Раковины используются как украшения, сувениры.
Формы конуса могут принимать и природные явления, и космические объекты. (см.слайды)
А без конусов архитектурные сооружения не были бы так привлекательны и великолепны! (см лайды)
6 этап: Выполнение проверочной работы.
(с целью проверки усвоения теоретических понятий)
Учитель: Проверим ваши знания. Ответьте, пожалуйста, письменно в тетрадях на вопросы:
- Какое из изображённых тел является конусом?
2. Ответы запишите в столбик. Из первых букв составьте слово:
- Фигура, полученная при поперечном сечении конуса?
- Отрезок, соединяющий вершину с окружностью основания?
- Имеет ли конус центр симметрии?
- Тело, полученное при пересечении конуса плоскостью, параллельной основанию?
- Фигура, являющаяся боковой поверхностью конуса? (см слайды)
Учитель: Теперь попрошу вас обменяться тетрадями и проверить работу друга по слайду. Каковы результаты? (см. слайд)
7 этап: Решение задач по готовым чертежам.
(с целью формирования навыков решения задач на нахождение элементов конуса, используя знания и навыки решения прямоугольных и равнобедренных треугольников)
Задача №1. Найти радиус и высоту конуса, если его образующая равна , а угол при вершине составляет 90°.
Решение: По свойству равнобедренного треугольника высота является медианой и биссектрисой. Зная, что диагональ квадрата, а также гипотенуза равнобедренного прямоугольного треугольника равна находим катеты. Ответ: R=3, h=3. (см. слайд)
Задача №2. Найти высоту и диаметр основания конуса, если его образующая равна 6 , а угол при вершине составляет 120°.
Решение: Находим величины острых углов прямоугольного треугольника. По второму свойству прямоугольного треугольника и по Теореме Пифагора находим катеты. Определяем диаметр основания конуса.
8 этап: Самостоятельная работа .
Самостоятельная работа проводится с выбором ответа.
Фамилия, имя ученика ___________________________________
Реши задания и выбери правильный ответ, заполни таблицу
№ задания | 1 | 2 |
Ответы |
1. Найдите площадь боковой поверхности конуса, если образующая равна 5см, а радиус основания 3см.
1). , 2). , 3). , 4). Нет верного ответа
2. Образующая конуса равна 7см, а радиус основания 3см. Найдите площадь полной поверхности конуса.
5). , 6). , 7). , 8). Нет верного ответа, 9).
Проверка самостоятельной работы (проверяет сосед).
Ответы к самостоятельной работе (Слайд )
Вариант 1.
№ задания | 1 | 2 |
Ответы | 1 | 9 |
9 этап: Решение практических задач.
Учитель: Понятие «Освещённость» как физическая величина, численно равная световому потоку, падающему на единицу поверхности, известна вам из курса физики. Освещённость прямо пропорциональна силе света источника света. А мы сегодня будем будим вычислять площадь освещаемой поверхность.
Задача № 3. Фонарь установлен на высоте 8 м. Угол рассеивания фонаря 120°. Определите, какую поверхность освещает фонарь.
Решение: Освещаемая поверхность – круг, основание конуса. Лампа фонаря – вершина конуса. Лучи направленные на окружность основания – образующие конуса. Рассмотрим осевое сечение конуса. Это равнобедренный треугольник. Опустим высоту. Она поделит данный треугольник на два равных прямоугольных треугольника с острыми углами в 30° и 60°.
Из FOC по второму свойству прямоугольного треугольника находим FC=16 м. По определению тангенса (или по теореме Пифагора) вычисляем ОС= .
Площади освещаемой поверхности равна площади основания (круга).
S = π R2 = 192π ≈ 603(м2). Ответ: S= 603 м2. (см.слайд)
Учитель: Приближаются новогодние праздники, а с ними и приятны хлопоты по приготовлению. Мы тоже не останемся в стороне и решим задачу.
Задача № 4. Вычислите, сколько метров гирлянды понадобится для украшения ёлки? Гирлянды будут висеть под углом 300 при вершине, высота елки – 12 м, а длина еловой ветви при основании - 5 м.
Решение: Форму елки примем за конус с высотой 12м и радиусом основания – 5 м.
Нити гирлянд закреплены на макушке елки и распределены по боковой поверхности конуса через 30°.
Сколько нитей гирлянд на елке? 360° : 30° = 12 (нитей). Как найти длину одной нити? Она равна образующей конуса.
Рассмотрим осевое сечение конуса – равнобедренный треугольник. Из прямоугольного НВС находим ВС= 13 см.
Чтобы найти длину всей гирлянды длину нити умножаем на количество нитей. Длина гирлянды 12·13 =156 (м) Ответ: 156 м. (см. слайд)
Учитель: Елку нарядили, к новогодним праздникам подготовились.
- Этап. Работа по учебнику. №567
Ответ: L=5 см
А сейчас вспомните, как жили в палатках в скаутских лагерях. Представили туристические палатки? Они могут быть разнообразных форм. Мы сегодня будем решать задачу о палатке-конусе. Решаем её с комментированием. (см. слайд)
Задача № 5. Сколько квадратных метров брезента потребуется для сооружения палатки конической формы высотой 4 метра и диаметром основания 6 метров?
На подгиб и швы необходимо добавить 5%. (см. слайд)
Дано: конус, h=4 м, dосн =6 м
Найти: Sбок=?
Решение: Палатка имеет форму конуса, следовательно нам необходимо вычислить площадь поверхности конуса. Мы знаем, что Sпол = Sосн + Sбок , где Sбок = πRℓ и Sосн = πR2
R=d:2 = 6:2 = 3(м)
Рассмотрим осевое сечение конуса – равнобедренный треугольник. Опустим высоту (медиану) ВН. Она разобьет АВС на два равных прямоугольных треугольника. Из ВНС по теореме Пифагора найдем образующую, ВС = =5м.
Sбок = πRℓ= π· 3·5 = 15 π ≈ 47,1 (м2), (см.слайд)
Sосн = πR2 = 9π ≈ 28,26 (м2),
Sпол = Sосн + Sбок = 75,36 ≈ 75,4(м2) брезента
Найдем 5% от Sпол , что составит 3,8 м2. Значит S = Sпол + 3,8 =79,2 (м2)
Ответ: 79,2м2 брезента потребуется для палатки.
11 этап: Подведение итогов.
А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал.
Работал активно, результатом доволен.
Работал не в полную силу, хочу улучшить результат.
Учитель: Все вы хорошо поработали. Я попрошу каждого закончить предложение: «Сегодня на уроке МЫ ……»
(Выставление оценок, запись домашнего задания
Д/З п.55-57 № 555,568. (см.слайд)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Вписанные и описанные конусы". Решение задач
Для педагога...
Конус. Решение задач
Цели урока:· продолжить систематическое изучение многогранников и тел вращения в ходе решения задач.Задачи:· Образов...
Цилиндр. Конус. Решение задач
Конспект урока...
Решение задач по теме «Объемы цилиндра и конуса»
Цель: совершенствовать навыки решения задач на нахождение объемов фигурвращения (цилиндра и конуса), используя материалы из сборников ЕГЭ...
Решение задач по теме "КОНУС" в формате ЕГЭ.
План - конспек, презентация, раздаточный материал к уроку по теме "Решение задач по теме "КОНУС" в формате ЕГЭ"....
Решение задач по теме: "Площадь поверхности цилиндра. конуса и шара" (11 класс)
В методической подобраны задачи на вычисление площади поверхности цилиндра, конуса и шара. Помимо задач, решаемых в классе, предлагаются задачи для решения дома....
Решение задач на многогранники, цилиндр, конус, шар
Решение задач на многогранники, цилиндр, конус, шар, тест...