Урок-практикум "Объём цилиндра в заданиях ЕГЭ"
материал для подготовки к егэ (гиа) по геометрии (11 класс) по теме

Купряшина Любовь Анатольевна

Методическая разработка урока- практикума по решению задач  на вычисление объёма цилиндра содержит конспект урока, презентацию и раздаточный материал для учащихся и с ответами для учителя. Представлены задачи из открытого банка заданий для фронтальной, самостоятельной и домашней работы учащихся. Для организации индивидуальной работы предусмотрено наличие дополнительных заданий, которые можно предложить учащимся как для  работы на уроке, так и в качестве дифференцированного домашнего задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obyom_tsilindra_v_zadaniyah_ege.rar934.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема урока: Объём цилиндра в заданиях ЕГЭ.

Класс: 11.

Автор: Купряшина Любовь Анатольевна, учитель математики ГБОУ ЦО №170 Колпинского района Санкт-Петербурга.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний с использованием ИКТ.

Форма урока: урок – практикум.

Технологии обучения: применение информационно коммуникативных технологий.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения:  компьютер учителя, интерактивная доска, модели цилиндра, раздаточный материал.

Цели урока:

образовательные

  1. закрепить у учащихся знания о теле вращения – цилиндре;
  2. совершенствовать  умение применять формулу объёма цилиндра в процессе решения типовых задач и задач практического характера;
  3. развивать пространственные представления на примере круглых тел.

воспитательные:

  1. воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе,
  2. формировать положительную мотивацию, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

 развивающие:

  1. регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя,  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  1. коммуникативные УУД: умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
  2. познавательные УУД: умение находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке.

Структура и ход урока:

Этап урока

Задачи этапа

Функции и основные виды

деятельности учителя

Форма организации

деятельности учащихся

Время

1. Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствует учащихся

Приветствуют учителя

1

2. Мотивация и планирование учебной деятельности

Обеспечение мотивации учения  учащимися, принятие ими плана и целей урока

  1. Формирует мотив к изучению темы урока:

«Переливая воду из одного сосуда в другой, мы даже и не задумываемся о том, что эта наша практическая деятельность легла в основу задач на вычисление объёма, умению решать которые мы и посвятим сегодня наш урок.

Тема «Объём цилиндра» ещё важна тем, что она включена в задания ЕГЭ»

  1. Объявляет тему и цель урока (слайды 2 и 3)

Записывают тему урока в тетрадь

2

3. Актуализация опорных знаний (устная работа)

Актуализация опорных знаний и способов деятельности

  1. Организует повторение:
  • фигуры, лежащей в основании цилиндра и формул для вычисления её площади (слайд 4 и модель цилиндра);
  • формул для вычисления объёма цилиндра (слайд 5);
  1. Проводит устную фронтальную работу по заполнению таблицы (слайд 6)
  1. Отвечают на вопросы учителя по содержанию слайдов 3.
  2. Записывают в тетрадь формулы со слайдов 4 и 5.
  3. Устно решают задачи по заполнению таблицы

5

4. Применение знаний в заданиях ЕГЭ

Усвоение новых знаний и способов действий

Во время демонстрации слайдов 7-11:

  1. даёт рекомендации по работе над опорными задачами.
  2. отвечает на вопросы о вызвавших затруднения этапах решения
  1. Отвечают на вопросы учителя.
  2. Решения задач записывают в краткой форме в тетрадь 

10

5. Самостоятельная работа в парах

Выявление качества и уровня усвоенных знаний и способов действий

  1. Организует дифференцированную работу  в парах  по раздаточному материалу (приложения 1 и 2).
  2. Регулирует деятельность учащихся
  1. Самостоятельно решают предложенные задачи.
  2. Осуществляют взаимопроверку

15

6. Проверка самостоятельной работы

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

  1. Организует работу по проверке самостоятельной работы, обсуждению возникших затруднений  и коррекции ошибок (слайды 14-18) .
  2. Анализирует результаты выполнения учащимися заданий   
  1. Один участник от каждой пары объясняет решение одной из 5 предложенных задач на интерактивной доске.
  2. Остальные учащиеся обсуждают решение,  проверяют свою работу, анализируют и оценивают результат, сравнивая с образцом

5

7. Инструктаж домашнего задания

Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания

Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж (приложение 2)

Задают вопросы по тексту заданий

1

8. Итог урока

Образовательное значение урока, его эффективность

Подводит итог урока

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям.

1

Список литературы:

  1. ЕГЭ, 4000 задач с ответами по математике (под редакцией И.В.Ященко) — М.: Издательство «Экзамен», 2015.
  2. ЕГЭ 2015, математика, 30 вариантов типовых тестовых заданий и 800 заданий части 2/ Под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко — М.: Издательство «Экзамен», 2015.
  3. ЕГЭ 2015. Математика. Самое полное издание типовых вариантов заданий. Под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В. — М.: АСТ: Астрель, 2014.
  4. ЕГЭ 2015. Математика. Экзаменационные тесты. Базовый уровень. Практикум. Лаппо Л.Д., Попов М.А. — М.: Издательство «Экзамен», 2015.    

Интернет-ресурсы:

  1. Открытый банк заданий по математике

           http://mathege.ru/or/ege/Main

  1. Решу ЕГЭ. Образовательный портал по подготовки к ЕГЭ Дмитрия  Гущина

            http://reshuege.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок геометрии в 11 классе по теме: « Цилиндр. Площадь поверхности цилиндра»

Данный урок позволяет включить знания и способы действий учащихся по  изучаемой теме в уже сформировавшуюся у них систему знаний и способов действий, установить внутрипредметные и метапредм...

Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра

Конспект урока по геометрии для 11 класса...

Презентация по математике "Цилиндр". Рассмотрены элементы цилиндра: основания, высота, боковая поверхность.

В презентации рассмотрены элементы цилиндра: основания, высота, боковая поверхность. Приведён пример развёртки цилиндра, а также приведены примеры использования формы цилиндра в архитектуре....

Урок геометрии в 11 классе по теме: « Цилиндр. Площадь поверхности цилиндра. Объем цилиндра.» (2 урока).

Материал направлен на повторение и подготовку к решению заданий ЕГЭ....

Задания для подготовки к ЕГЭ 11 класс "Цилиндр""

Задания для подготовки к ЕГЭ 11 класс "Цилиндр"...

Задание №8 ЕГЭ по теме "Объем цилиндра"

Работа предназначена лоя организации повторения, контроля знаний задания №8 ЕГЭ по теме "Объем цилиндра"...