Методическая разработка "Векторы в пространстве"
методическая разработка по геометрии (10 класс) на тему
Данный урок является одним из компьютерных уроков по теме «Координаты и векторы в пространстве». Он проводится в нестандартной форме с целью поддержания интереса к предмету. Учащиеся на подобных уроках получают хороший эмоциональный заряд, так как урок проходит в непринужденной доброжелательной обстановке. Важным положительным эффектом применения компьютерной техники на уроке является повышение мотивации учения. При этом особенно ярко видно влияние новых компьютерных средств преподавания на “слабых” учащихся; для многих из них работа с компьютером оказывается той единственной ступенькой к возрождению интереса к учебе, возможностью добиться успеха. При изучении темы “Векторы в пространстве” необходимо актуализировать довольно большой объем знаний, полученных в 10 классе. С использованием компьютера этот процесс идет значительно быстрее, а за счет экономии времени удается рассмотреть большее количество задач, сократить время на повторение пройденного материала и усвоение нового материала за счет большей наглядности и активизации зрительной памяти. Игровой момент становится тем символом, который в нужный момент позволяет вспомнить правило и не ошибиться при решении задачи на сложение векторов. Рассмотрение теоремы о разложении вектора в пространстве по трем некомпланарным векторам становится очень доступным и очевидным с использованием возможностей анимации. Чертеж, выполненный на доске, проигрывает виртуальному уже хотя бы потому, что виртуальный можно воспроизводить в неизменном виде (что актуально для зрительной памяти) любое количество раз; при необходимости можно возвращаться к предыдущим этапам построения. Конструктивно сформулированные вопросы учителя вовлекают учащихся всего класса в процесс доказательства теоремы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 73.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика урока:
Данный урок является одним из компьютерных уроков по теме «Координаты и векторы в пространстве». Он проводится в нестандартной форме с целью поддержания интереса к предмету. Учащиеся на подобных уроках получают хороший эмоциональный заряд, так как урок проходит в непринужденной доброжелательной обстановке. Важным положительным эффектом применения компьютерной техники на уроке является повышение мотивации учения. При этом особенно ярко видно влияние новых компьютерных средств преподавания на “слабых” учащихся; для многих из них работа с компьютером оказывается той единственной ступенькой к возрождению интереса к учебе, возможностью добиться успеха. При изучении темы “Векторы в пространстве” необходимо актуализировать довольно большой объем знаний, полученных в 10 классе. С использованием компьютера этот процесс идет значительно быстрее, а за счет экономии времени удается рассмотреть большее количество задач, сократить время на повторение пройденного материала и усвоение нового материала за счет большей наглядности и активизации зрительной памяти. Игровой момент становится тем символом, который в нужный момент позволяет вспомнить правило и не ошибиться при решении задачи на сложение векторов. Рассмотрение теоремы о разложении вектора в пространстве по трем некомпланарным векторам становится очень доступным и очевидным с использованием возможностей анимации. Чертеж, выполненный на доске, проигрывает виртуальному уже хотя бы потому, что виртуальный можно воспроизводить в неизменном виде (что актуально для зрительной памяти) любое количество раз; при необходимости можно возвращаться к предыдущим этапам построения. Конструктивно сформулированные вопросы учителя вовлекают учащихся всего класса в процесс доказательства теоремы.
Использование компьютерных технологий в образовательном процессе вообще и на уроках математики в частности, позволяет придти к следующим выводам:
Мультимедийная система обеспечивает:
- Наглядность материала, в том числе, за счет звука, цвета, движения;
- Ускорение темпа урока;
- Свободу постоянного экспериментирования с целью улучшения методики преподавания;
- Последовательный характер обучения за счет планомерного накапливания наглядных электронных пособий, позволяющих с легкостью в любой момент вернуться к уже знакомым, эмоционально окрашенным образам пройденного материала, которые могут быть гораздо экспрессивнее всем известных опорных сигналов.
Компьютер на уроке - это педагогическая реальность, которая твердо вошла в нашу жизнь; при этом компьютер можно рассматривать как еще одно дополнение к процессу обучения, а не заменяющее учителя и учебник средство обучения.
В этой теме основной акцент делается на формирование наглядных представлений. Для каждого из рассматриваемых случаев даются определения и некоторые признаки. При изучении определений и свойств векторов основное внимание необходимо уделить усвоению формулировок и умению применять их к решению задач.
Основное внимание направлено на задачи вычисления суммы векторов, нахождения начала или конца вектора через координаты вектора, умножения вектора на число, а также признака коллинеарности векторов. При повторении определений равных и сонаправленых, противоположных и противоположнонаправленных векторов особое внимание следует уделить “реальному” изображению этих векторов. С этой целью различные векторы иллюстрирую на отдельных слайдах и на прямоугольном параллелепипеде.
Работая на уроке, учащиеся овладевают:
1. Учебно-интеллектуальными умениями и навыками:
- по формулам вычисляют координаты вектора, длину вектора, сумму и разность векторов, умножают вектор на число.
2. Учебно-исследовательским:
- анализируют учебный материал 9 и 11 классов, сравнивают коллинеарные векторы, равные, сонаправленные, противоположные и противоположнонаправленные векторы по их координатам и представляя их графически.
3. Учебно-организационными:
- планируют работу в малых группах, осуществляют самоконтроль.
Чтобы урок для учащихся был активным и максимально индивидуализированным, чтобы реализовались особенности каждого учащегося, применяю технологию интерактивного обучения «работа в малых группах».
Тема урока: Векторы в пространстве.
Цели урока:
образовательные:
- Ввести понятие вектора в пространстве, его длины, понятие коллинеарных и равных векторов; действия над векторами в пространстве.
развивающие:
- Развитие пространственного воображения учащихся.
- Развивать умения строить логическую цепочку рассуждений, анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, делать выводы.
- Развивать умение работать в должном темпе.
воспитательные:
- Воспитание умения слушать, умения работать в малых группах.
- Воспитание познавательного интереса к предмету.
методические:
- Внедрение интерактивных технологий обучения (работа в малых группах).
- Активизация мыслительно-познавательной деятельности учащихся.
- Создание условий для формирования знаний, умений и навыков;
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок с компьютерным сопровождением.
Интерактивная технология: работа в малых группах.
Учебный предмет: геометрия
Уровень образования школьников: урок проводился с учащимися 2 курса профессионального лицея торгово-кулинарного профиля.
Время проведения: один академический час (45 минут).
Метод обучения: наглядный; демонстрация мультимедийной презентации.
Дидактическое обеспечение:
- учебник;
- опорные конспекты “Векторы на плоскости и в пространстве”.
Материально-техническое обеспечение:
- Компьютер.
- Экран.
- Мультимедийный проектор.
- Мультимедийная презентация.
Межпредметные связи:
Алгебра: «Действия над действительными числами»
Физика: «Сила», «Скорость», «Движение», «Давление»
Физическое воспитание: «Спортивные игры. Баскетбол. Волейбол»
Структура урока:
- Организационный момент.
- Мотивация учебной деятельности.
- Изучение нового материала и применение знаний при решении типовых задач.
- Самостоятельное применение знаний, умений и навыков.
- Задание на дом.
- Рефлексия.
- Итог урока.
“Математика - это наука о хитроумных операциях, производимых по специально разработанным правилам над специально придуманными понятиями“
Юджин Пол Вигнер
американский физик
Ход урока:
- Организационный момент.
Преподаватель приветствует учащихся и отмечает в журнале отсутствующих.
II. Мотивация учебной деятельности.
Вступительное слово преподавателя:
(слайд 1)Эпиграфом к нашему уроку я взяла высказывание американского физика Юджина Пола Вигнера: “Математика - это наука о хитроумных операциях, производимых по специально разработанным правилам над специально придуманными понятиями“. Сегодня как раз мы и будем заниматься такими хитроумными операциями над специально разработанными понятиями. А полученные знания нам пригодятся при сдаче ГИА и внешнего независимого оценивания.
Шарада: (слайд 2)
Мой первый слог - почтенный срок,
Коль прожит он недаром;
Модель второго на столе,
Румяна, с пылу с жару.
Меня вы встретите везде –
Такой я вездесущий.
А имя громкое мое –
Латинское «несущий».
(Век-тор)
Преподаватель сообщает тему урока и ставит задачу совместного сотрудничества с учащимися на период урока, мотивируя эту деятельность. (слайды 3 – 6)
В наши дни понятие «вектор» постоянно встречается в газетных и журнальных публикациях, в выступлениях политиков, ученых, педагогов. Обсуждая важнейшие процессы в жизни общества, говорят о векторе реформ и его социальной составляющей, о векторе экономических преобразований и его изменении, о направлении вектора развития системы образования. Понятие о векторе как направленном отрезке вошло в сознание и речь современного образованного человека. Термин «вектор» ввел в науку в середине XIX в. выдающийся ученый Уильям Гамильтон (1805-1865), профессор астрономии в Дублинском университете и королевский астроном Ирландии. Механика и астрономия дали важнейший импульс процессу создания векторного исчисления, где впервые были изучены векторные величины - сила и скорость. Еще в школе Аристотеля был введен термин «сложение движений», т. е. скоростей и астрономы средневекового Востока постоянно использовали «сложение движений». В 1844 г. в первой публикации по теории кватернионов Гамильтон ввел термин «вектор», образовав его от латинского слова «vehere» - «нести». Он писал: «Шаг от точки А к точке В можно рассматривать как работу по транспортировке или переносу подвижной точки из начального положения в конечное».
Так в геометрии трудами многих ученых к середине XIX в. была создана теория направленных отрезков, включающая операции сложения и вычитания, умножения на число, отыскания длин отрезков и углов между ними.
В курсе 9 класса вы изучали векторы на плоскости.
Перед нами стоит задача – дать определение вектора в пространстве, научиться находить его длину по координатам начала и конца вектора и рассмотреть основные действия над векторами: сложение, вычитание, умножение на число, а также рассмотреть коллинеарные и компланарные векторы.
Поставленную перед нами задачу мы будем решать на основе сравнительного анализа и установления закономерностей: как давались определения вектора и операций над векторами на плоскости и как они формулируются для векторов в пространстве. На каждой парте лежат опорные конспекты, правую часть которых необходимо заполнить учащимся, пользуясь материалом учебника.
III. Изучение нового материала и применение знаний при решении типовых задач.
Чтобы вам на уроке было интересно, вы будете работать в малых группах. А чтобы мне было легче дирижировать уроком, я вам предлагаю игру «Светофор». Когда какой-нибудь ученик будет отвечать на мой вопрос, все остальные учащиеся будут поднимать «светофор» либо зелёной стороной («согласен»), либо красной стороной («не согласен»). И при этом надо быть готовым высказать своё мнение по вопросу. За правильный ответ я буду вам выдавать условные денежные единицы «абсолюты», вы их будете накапливать, а по окончании урока мы переведём эти денежные единицы в оценки. Курс: 1 абсолют – 2 балла.
На плоскости | В пространстве |
Определение. Вектором называется направленный отрезок Длина этого отрезка называется длиной (модулем, абсолютной величиной) вектора.
| | Определение. |
Координаты вектора.
| Координаты вектора. А1(х1; у1; z1) А2 (х2; у2; z2)
|
Длина вектора.
| Длина вектора.
|
Равные векторы. У равных векторов равны соответствующие координаты. Векторы равны, если:
| Равные векторы.
Векторы равны, если: 1. 2. |
Сонаправленные векторы | . |
Противоположнонаправленные векторы | |
Противоположные векторы.
| Противоположные векторы.
|
Сумма векторов
| Сумма векторов
|
Разность векторов
| Разность векторов
|
Умножение вектора на число λ (х; у) = (λх; λу) | Умножение вектора на число λ (х; у; z) = (λх; λу; λz) |
Коллинеарные векторы это векторы, лежащие на одной прямой или параллельных прямых | Коллинеарные векторы |
Признак коллинеарности векторов
| Признак коллинеарности векторов
|
Вопросы:
- Дайте определение вектора в пространстве и запишите его в таблицу.
- Как найти координаты вектора, зная координаты точек начала и конца вектора. (слайд 7)
(слайд 8) Задача 1. Найдите координаты вектора , если М(10; -4; 2) и К(16; 2 -5).
Ответ: (6; 6; -7)
- Как вычислить длину вектора, зная его координаты. (слайд 9)
(слайд 10) Задача 2. Найдите модуль вектора ( - 5; 1; 2).
Ответ:
- (слайд 11) Любая точка пространства является нулевым вектором. Длина нулевого вектора равна 0.
- (слайды 12 -15 ) Сонаправленные, противоположнонаправленные, противоположные, равные векторы.
- (слайд 16) Устно решить задачу. Сколько равных векторов изображено на рисунке?
- (слайд 17) Задача 3. . При каком значении n векторы
(4; 2n - 1; -1) и
(4; 9 – 3n; -1) равны?
Ответ: при n = 2
- (слайд 18) Лови ошибку.
- (слайд 19) Назовите векторы.
- Устно решить задачу 4 (слайд 20). Приведите примеры сонаправленных и равных векторов; противоположнонаправленных и противоположных векторов, изображённых на рисунке. Всегда ли это одно и то же?
- (слайды 21 - 25) Дайте определение суммы векторов. А если сложить несколько векторов в пространстве, какая фигура получится?
Заметили ли вы, что многоугольник, который получается при построении суммы нескольких векторов, может оказаться пространственным, т. е. не все его вершины лежат в одной плоскости?
- (слайд 26) Задача 5. Найдите сумму векторов
и
, если А(2; 3; -1), С(3; -2; 0), а В – произвольная точка пространства
Ответ: (1; -5; 1)
- (слайды 27, 28) Дайте определение разности векторов.
- (слайд 29) Задача 6. Найдите разность векторов
и
, если В(3; 7; 10), С(1; 9; -6), а А – произвольная точка пространства.
Ответ: (2; -2; 16)
- (слайды 30 - 32) Как умножается вектор на число?
- (слайд 33) Задача 7. Найдите координаты вектора с = 2а -3b, если а(7; -3; 0) и b(4; 1; -2)
Ответ: (2; -9; 6)
- (слайд 34) Задача 8. Найдите абсолютную величину вектора 3
, если
(4; -4; 2) Рассмотреть 2 способа решения.
Ответ: = 18
- (слайд 35) Дайте определение коллинеарных векторов.
- (слайд 36) Задача 9. При каких значениях m и n векторы
(4; -1; n) и
(8; m; 2) будут коллинеарны?
Ответ: при n = 1; m = -2.
- (слайды 37 – 38) Компланарные векторы
- Самостоятельное применение знаний, умений и навыков.
(слайд 39) Устный тест:
1.Что называется вектором?
а)любой отрезок
б)отрезок, обозначенный двумя заглавными латинскими буквами
в) отрезок с выбранным направлением
2. Какой вектор является нулевым?
а)длина вектора равна 0
б)вектор лежит на прямой
в)вектор обозначен одной буквой
3. Векторы коллинеарны, если…
а)лежат на прямых
б)лежат на параллельных прямых
в)один из векторов нулевой
5. Векторы называются равными, если …
а)их длины равны
б)их модули равны и векторы направлены в одну сторону
в)они отложены от одной точки
(слайд 40) Математический диктант.
Даны векторы: Вариант 1 - (-3; 0; 4) и
(2; 4; -4)
Вариант 2 - (2; -2; 0) и
(2; 2; -1)
Запишите:
- Координаты вектора
= 2
- Координаты вектора
, если
=
+
- Координаты вектора
, если
=
-
- Длину вектора
.
- При каком значении k вектор
(k; -3; 6) коллинеарен вектору
?
- Из векторов
(1; 1; -2),
(-1; -2; 2),
(2; -4; 4),
(-4; -4; 2) укажите векторы противоположнонаправленные с вектором
.
V. Задание на дом. (слайд 41)
VI. Рефлексия. (слад 42)
Закончи предложение: Я умею …, я могу …, я знаю ….
VII. Итог урока. Оценивание учащихся.
Информационные источники:
- А. Гин Приёмы педагогической техники
- Сборник заданий для государственной итоговой аттестации по математике. 11 класс: В 2 кн. Кн. 1/ М.И.Бурда, О.Я. Белянина, О.П.Вашуленко и др. – Х.: Гимназия, 2008. – 224с.
- Сборник заданий для государственной итоговой аттестации по математике. 11 класс: В 2 кн. Кн. 2/ М.И.Бурда, О.Я. Белянина, О.П.Вашуленко и др. – Х.: Гимназия, 2008. – 224с.
- Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Рабинович Е.М., Якир М.С. Сборник задач и контрольных работ по геометрии для 10 класса. – Харьков, Гимназия, 128 с.: ил.
- ЕршоваА.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по геометрии для 10 – 11 класса.
- Школьный конспект по геометрии. 10 класс / ЕршоваА.П., Голобородько В.В., Крыжановский А.Ф. – Харьков: Веста, 2005. – 112 с.
- Алтынов П.И. Тесты. 10-11 кл.: Учебно-метод. пособие. – 3-е изд. – М.% Дрофа, 1999. – 80 с.
- Сборник заданий для государственной итоговой аттестации по математике. Геометрия. 11 класс. Под редакцией З.И. Слепкань. – Харьков, «Гимназия», 2002, - 184 с.
- Microsoft Office PowerPoint
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса через создание информационного пространства
В материале раскрыты особенности построения информационного простарнства вечерней школы....
Методическое пособие "Реализация принципов педагогической техники в информационном образовательном пространстве "Основ безопасности жизнедеятельности""
Принципы педагогической техники в ОБЖРеализация принципов педагогической техники в урочной деятельности в ОБЖДиагностика и самодиагностика достижений учащегося...
Методическая разработка психологического занятия "Стратегия жизненного пространства"
Психологическое занятие с элементами тренинга личностного роста по формированию позитивной "Я-концепции" старшеклассников....
Новая форма организации методической работы в рамках внедрения ФГОС в современное образовательное пространство
В данной статье освещена новая форма организации методической работы в МОУ «Коменской СОШ» Прибайкальского района РБ, суть которой заключается в том, что вместо традиционных методических объединений п...

Учебно-методическое пособие "Создание адаптивного развивающего образовательного пространства на уроках математики"
Данное пособие направлено на помощь подросткам и старшеклассникам осознать свои силы и индивидуальность, почувствовать вкус успеха, найти дело, которое интересно, заглянуть в будущее… Наиболее эффекти...

Областной форум "Региональное- учебно- методическое объединение- профессиональное пространство возможностей учительского роста". Программа секционного совещания учителей ОРКСЭ, ОДНКНР
Выступление по теме " Практика проведения ЕМД в Ярцевском районе"...

Методическая разработка «ШКОЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВОЗМОЖНОСТЕЙ»
laquo;Быть рядом и чуть-чуть впереди» - эти слова стали мне более ясны и понятны, когда я начала работать с детьми, эта фраза стала моим девизом. Я понимаю, что нужно не столько сформировать ли...