Материалы для подготовка к ОГЭ по математике. Решение задач по теме «Четырехугольники»
материал для подготовки к егэ (гиа) по геометрии (9 класс) на тему
Подготовка к ОГЭ по математике.
Решение задач по теме «Четырехугольники»
Предмет: математика
Возраст: 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chetyrehugolniki.doc | 736.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к ОГЭ по математике.
Решение задач по теме «Четырехугольники»
Предмет: математика
Возраст: 9 класс
Учитель математики ГБОУ СОШ №30
г.Сызрани Самарской области:
Григорьева Н.В.
Задача №1
Длины оснований трапеции, вписанной в окружность, равны 6 и 8 , а радиус окружности равен 5. Найти высот вписанной трапеции в зависимости от расположения центра описанной окружности.
Решение:
1 случай. Центр лежит внутри трапеции.
Т. К. трапеция вписана в окружность, то она является равнобокой. О- центр описанной окружности, то отрезки АО=ВО=СО=ДО=5=R. Треугольник Δ ВОС-равнобедренный, ОМ- высота и медиана. ОВ=5, ВМ=0,5ВС=3. ΔВОМ- прямоугольный, Египетский, значит ОМ=4.
ΔАОД-равнобедренный, ОК-высота и медиана. ОА=5, АК=0,5АД= 4. ΔАКО-прямоугольный. Египетский, ОК=3
Высота трапеции КМ=ОМ+ОК=4+3=7
Ответ: 7
2 случай Центр окружности лежит вне трапеции
В этом случае высота трапеции МК=МО-ОК= 4-3=1
Ответ: 1
Задача № 2 Дано: ABCD – трапеция, вписанная в
Окр.(О; R = 5); а = 8, b = 6 –
Основания трапеции.
Найти: боковые стороны трапеции.
Решение:
Трапеция ABCD – вписанная в окружность трапеция равнобедренная (равные дуги стягивают равные хорды).
1 случай (центр окружности находится внутри трапеции).
Из ∆CОВ по теореме косинусов CВ2 = CО2 + ВО2 – 2CО•ВО•cos∠COB
.
Из ∆CОD по теореме косинусов AD2 = AО2 + DО2 – 2AО•DО•cos∠AOD
.
, следовательно,
.
Из ∆АОВ по теореме Пифагора АВ2 = АО2 + ВО2 АВ = = 5. Итак, боковые стороны трапеции АВ = CD = 5.
2 случай (центр окружности находится вне трапеции).
Аналогично 1 случаю получаем, что , следовательно, , тогда
Из ∆АОВ по теореме косинусов АВ2 = АО2 + ВО2 – 2АО•ВО•cos∠АOB = 50 – 50sin, но sin = , следовательно, АВ2 = 50 – 50 • = = 50 – 48 =2АВ =
Итак, боковые стороны трапеции АВ = CD = .
Задача№3.
Найти площадь трапеции.
Рис. См задачу №1.
Решение:
1 случай ( центр окружности внутри трапеции) Sтр = , h=7, тогда Sтр = .
2 случай ( центр окружности вне трапеции) Sтр = , h=1, тогда Sтр = .
Ответ: 49; 7.
Задача №4
Для случая расположения центра окружности внутри трапеции вычислите углы A, B, C, D трапеции
Решение:
ВВ1=7, АВ=СD=5, ВС=6, AD=8
AВ1=C1D=(8-6)/2=1
cos A = =
cos D ==
ےB1BC=90°
По теореме косинусов
АС2=()2 + 62 – 60 cos(90+α) = =()2 + 62 +60 sin α
sin α =
AC2= 98, AC = = 7
AC2 =50+36 - 60 cos B, cos B = - = -
Ответ: ے А= ے D= arсcos ے C = ے B = π – arccos
Задача №5
Вычислить диагонали AC и BD трапеции ABCD
Решение:
Рассмотрим трапецию ABCD
Высота данной трапеции h=7 (см. задачу 1)
∆CHD – прямоугольный
Cos D= HD/CD=1/5=/10
∆ACH – прямоугольный
CH=7
AH=7
По теореме Пифагора
AC=
AC=BD=7
Ответ: 7; 7
Задача №6
Известны длины оснований трапеции а=8 и в=6 вписанной в окружность трапеции АВСД, ВС параллельна АД и радиус равный 5. Для случая расположения центра окружности внутри трапеции вычислите угол между диагоналями АС и ВД.
Решение: Дополнительное построение: построим ВК параллельно СА, АСВК параллелограмм, угол между диагоналями АОД равен соответственному углу КВД при параллельных КВ и АС и секущей ВД.
Найдем угол КВД из треугольника КВД. ВС = 6, АД = 8, КА=ВС =6, КД =6+8=14, ВД =7√2. ( см. задачу 5).
Cos ∟KBD = (98+98-196)/2*98=0 по теореме косинусов, значит ∟KBD =900.
Ответ:900
Задача №7
Известны длины оснований а и b вписанной в окружность трапеции ABCD, BC AD и радиус окружности R. Найдите длину отрезка MON, параллельного AD, где О - точка пересечения диагоналей.
Решение:
1. Из подобия треугольников AOD и COB следует, что АO/OС = AD/BC = a/b
2. Из подобия треугольников AOМ и ACB следует, что АO/AС = МO/BC = b/(a + b).
Отсюда МO = BC · b / (a + b) = ab/(a + b).
3. Аналогично, из подобия треугольников DON и DBC, следует, что ON = ab/(a + b)
Отсюда МO = ON и М N = 2ab/(a + b)
MN=(2·8·6)/(8+6)= 96/14= 6
Итак, доказанное свойство можно сформулировать так: отрезок, параллельный основаниям трапеции, проходящий через точку пересечения диагоналей и соединяющий две точки на боковых сторонах, делится точкой пересечения диагоналей пополам. Его длина есть среднее гармоническое оснований трапеции.
Задача №8
Найти длину отрезка средней линии трапеции, заключенного между диагоналями
Решение:
Средняя линия трапеции MN =(6+8)/2=7
Треугольник ВАС: МО1=ВС/2=3 как средняя линия треугольника
Треугольник ВDС: NО2=ВС/2=3 как средняя линия треугольника
О1 О2= МN-( МО1+ NО2)=7-3-3=1
Ответ: 1
Задача №9
В каком отношении отрезок MON делит площадь трапеции (т.е. вычислите )
Решение:
Отрезок MON – среднее гармоническое для трапеции ABCD
S =
S1 =
S2 =
S1 + S2 = S
Ответ:
Задача №10
Найти высоту треугольника ADF, где F – точка пересечения продолжения боковых сторон.
Решение:
Рассмотрим ∆ ADF и ∆BFC
∆ ADF и ∆BFC подобны по первому признаку , KF1 = 7 (СМ. ЗАДАЧУ №1), а FK – x, а FF1= x+7
x= 28.
Ответ: 28.
Задача №11
Найдите площади четырех треугольников, на которые диагонали делят трапецию
Решение:
(см. задачу 1)
(см. задачу 4)
По ОТТ
∆COD=∆AOB, следовательно SCOD=12
Ответ: 9; 16; 12; 12
Задача № 12.
Известны длины оснований трапеции а=8 и в=6 вписанной в окружность трапеции АВСД, ВС параллельна АД и радиус равный 5. Для случая расположения центра окружности внутри трапеции вычислите длину отрезка, параллельного основаниям трапеции, который:
а) делит трапецию на две подобные трапеции; б) делит трапецию на две равновеликие трапеции.
Решение:
А) Трапеция АМНС и МВСН подобные, следовательно соот-
ветственные стороны пропорциональны:
ВС : МН = МН: АД, МН = √ ВС * АД = √ 8*6 = √48 = 4√3
Ответ: МН=4√3.
Б)
МН делит трапецию АВСД на две равновеликие трапеции, значит S1 = S2, S=S1+S2.
- S1 = (ВС+МН)*ВО/2. S2=(МН+АД)*ОК/2.
Отсюда следует , что (ВС+МН)*ВО/2 =(МН+АД)*ОК/2. Умножим на 2. так как ОК=ВК-ВО, то
ВО(ВС+МН+МН+АД)=ВК(МН+АД)
ВК= ВО(2МН+ВС+АД):(МН+АД) (1)
- Так как S=S1+S2, то
(ВС + АД)*ВК/2=(ВС+МН)*ВО/2 + (МН+АД)*(ВК-ВО)/2 умножим обе части уравнения на 2.
(ВС+АД)*ВК=(ВС+МН)*ВО +(МН+АД)*ВК –(МН+АД)*ВО перенесем и сгруппируем слагаемые с множителем ВК и ВО и вынесем их за скобки.
ВК(ВС+АД-МН-АД)= ВО(ВС+МН-МН-АД)
ВК(ВС-МН)=ВО(ВС-АД) следовательно
ВК=ВО(ВС-АД)/(ВС-МН) (2)
- Так как в 1) и 2) пункте выразили высоту, приравняем равенства (1) и(2)
(2МН+ВС+АД)/(МН+АД)=(ВС-АД)/(ВС-МН)
2МН*ВС - 2*МН2 + ВС2 – ВС*МН + АД*ВС - АД*МН = МН*ВС + АД*ВС - АД*МН - АД2
-2МН2 + ВС2 + АД2 = 0
2МН2 = ВС2 + АД2 , МН = √(ВС2 + АД2 ) /2.
МН= √(64+36)/2 = √50 = 5√2.
Ответ: 5√2.
№13
Известны длины оснований 8 и 6 вписанной в окружность трапеции ABCD, BC параллельна AD и радиус окружности R= 5. Можно ли в трапецию вписать окружность?
Решение:
1. На основании задачи №2 , АB=CD=5
2.В четырехугольник окружность можно вписать только в том случае, если суммы его противоположных сторон равны. т.е.: АВ+СD=АD +ВС
8+6=5+5
1410
Ответ:
В трапецию нельзя вписать окружность.
Задача №14
В равнобедренной трапеции диагональ перпендикулярна боковой стороне. Длины боковой стороны, диагонали и большего основания трапеции являются последовательными членами геометрической прогрессии. Найдите величины углов трапеции и знаменатель прогрессии.
Решение:
Длины боковой стороны, диагонали и большего основания трапеции являются последовательными членами геометрической прогрессии, значит
AB=b1, BD=b1q, AD= b1q2
Так как Δ АВD прямоугольный с гипотенузой АD
АB2+ DB2= AD2, |q|>1
b12+ b12 q2= b12 q4
1+ q2= q4
q4- q2- 1= 0
D=5, q2= , q=
Из треугольника АВD найдем косинус угла А
cos A == =, так как сумма углов А и В равна 180°, то cos A+cos B=0,
cos B = -
Ответ : ے А= ے D= arccos , ے C = ے B = π – arccos
Задача №15
Стороны параллелограмма равны а и в, угол между диагоналями равен φ. Найдите площадь параллелограмма.
Решение:
Воспользуемся теоремой косинусов чтобы записать выражения, связывающие стороны и диагонали параллелограмма.
a2 = (d1/2)2 + (d2/2)2 – 2 · (d1/2) · (d2/2) cos φ (1)
b2 = (d1/2)2 + (d2/2)2 – 2 · (d1/2) · (d2/2) cos (180- φ)
b2 = (d1/2)2 + (d2/2)2 +2 · (d1/2) · (d2/2) cos φ (2)
Вычтем из равенства (2) равенство (1)
4(b2 - a2)= 4 d1 · d2 cos φ
d1 · d2 = (b2 - a2)/ cos φ
Для нахождения площади параллелограмма воспользуемся формулой
S = ½ · d1 · d2 ·sin φ = ½ ·(b2 - a2) ·sin φ / cos φ =½ ·(b2 - a2) tg φ
Ответ: S = ½ ·|b2 - a2| tg φ
Задача №16
Длина средней линии равнобедренной трапеции равна 5. Известно, что в трапецию можно вписать окружность. Средняя линия трапеции делит ее на две части, отношение площадей которых равно 7:13. Найдите длину высоты трапеции.
Решение:
Площадь трапеции равна S=½(а+в)h. Трапеция равнобедренная, средняя линия равна ½(а+в)=5, а+в=10, Так как в трапецию можно вписать окружность, ВС+АD=FD+CD, значит АВ=5.
Площадь трапеции равна 5 h, рассмотрим трапеции, на которые средняя линия делит АВСD.
S1=7/20 S= 7/4 h, S2=13/20S=13/4 h
S1=1/2 (a+5) ·1/2 h=1/4(a+5) h
1/4(a+5) h=7/4 h
a+5=7, a=2, b=8
В прямоугольном треугольнике АВH АВ2=ВН2+АН2, АН=(в-а)/2=3
ВН=4
Ответ: высота равна 4
Задача №17
В выпуклом четырехугольнике ABCD стороны АВ=7, ВС=15, СD=21, АD=13, диагональ АС = 20. Найдите длину диагонали ВD.
Решение:
По теореме косинусов вычислим косинусы углов 1 и 2
В Δ АВС: ВС2=AВ2+СА2- 2·AВ·AС cos 1, соs 1= 0,8
В Δ АDС: AD2=DC2+СА2- 2·DC·AС cos 2, соs 2= 0,8
Так как углы острые, лежат в промежутке монотонности функции [0;π/2], то углы 1 и 2 равны. Они являются накрест лежащими при прямых АВ и СD и секущей АС. Следовательно АВ параллельна СD и АВСD – трапеция.
Проведем высоту ВЕ, в Δ АЕС по формуле Герона: р=27
S= =126 , найдем ВЕ
ВЕ=2S/21 = 12
В Δ ВСЕ с прямым углом при вершине Е по теореме Пифагора
СЕ = 9
DE = DC-EC=21-9=12
Из треугольника ВЕD по теореме Пифагора ВD = 12
Ответ: 12
Задача №18
В выпуклом четырехугольнике PQFT стороны PQ=13, QF=5, FT=15, TP=9, диагональ PF=12. Найдите длину диагонали QT.
Решение:
В треугольнике QFP PQ2 = QF2 + PF2 (169=25+144). В треугольнике FPT FT2 = PT2 + PF2 (225=81+144). Значит по теореме, обратной теореме Пифагора, треугольники являются прямоугольными.
Углы при вершинах F и P прямые и равны как накрестлежащие при прямых QF и PT и секущей FT. Таким образом, прямые параллельны, а данный четырехугольник является трапецией. Проведем высоту QH. В прямоугольном треугольнике QHT QH=12, HT=5+9=14, QT2= 122 + 142, QT = =2.
Ответ: QT = 2
Задача №19
В выпуклом четырехугольнике АВСD стороны АВ=3, ВС=4, СD=13, AD=12, диагональ АС =5. Найти длину диагонали ВD.
Решение:
Рассмотрим треугольники АВС и АDC со сторонами 3,4,5 и 5, 12,13 соответственно, по теореме , обратной теореме Пифагора, треугольники являются прямоугольными с ے В=90° и ے DAC=90° .
ے A=90°+ α
Рассмотрим Δ АВС, по теореме косинусов:
42=52+32 - 2·5·3cosα, cosα=0,6
По основному тригонометрическому тождеству, найдем sinα=0,8/
В треугольнике ВАD по теореме косинусов
BD2=AD2+AB2- 2·AD·ADcos(90°+α)
BD2=2106/5
BD=9/5
Ответ:
Задача №20
В выпуклом четырехугольнике ABCD стороны АВ=25, ВС=60, СD=52, АD=39, диагональ АС = 65. Найдите длину диагонали ВD.
Решение:
По теореме косинусов вычислим углы D и В.
652 = 252 + 602 - 2·25·60· cos В, cos В = 0, значит угол В равен 90 градусов
652 = 392 + 522 - 2·39·52· cos D, cos D = 0, значит угол D равен 90 градусов
Сумма противоположных углов четырехугольника составляет 180 градусов, т.е. вокруг него можно описать окружность.
По теореме Птолемея: Вокруг выпуклого четырехугольника можно описать окружность тогда и только тогда, когда произведение его диагоналей равно сумме произведений его противоположных сторон.
Имеем АС·BD=AB·CD+BC·AD, 65·BD=25·52+39·60, BD= 56
Ответ: BD= 56
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа Методика подготовки учащихся к решению задач по темам «Задачи на движение» и «Задачи на смеси и сплавы», включенных в ЕГЭ по математике.
Доминирующей идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта по математике является интенсивное развитие логического мышления, пространственного воображения, алг...
решение задач по теме "Четырехугольники" 8 класс, геометрия
Обобщение темы "Четырехугольники" по геометрии. Урок проводится в форме игры "Аукцион", Ребятам предлагается решить задачи, которые в разные годы предлагались на ГИА и ЕГЭ в разделе Геометрия...
Занятие элективного курса по математике 9 класса подготовки к ГИА. Модуль «Геометрия». Решение задач по теме «Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции»
Материал содержит план-конспект занятия по теме:"Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции", презентации, тесты....
Конспект и презентация к уроку математики "Решение задач по теме: «Подобные слагаемые»
Решение задач по теме: «Подобные слагаемые»Урок закрепления и обобщения полученных знаний, умений и навыковРекомендуется для учителей, работающий в системе ФГОС. К конспекту урока приложен раздаточный...
Урок геометрии "Решение задач по теме «Четырехугольники»
Данный урок в 8 классе является обобщающим перед предстоящей контрольной работой. К этому уроку обучающиеся знают все виды многоугольников, их определения, свойства и признаки, используют эти знания п...
Презентация к уроку геометрии "Решение задач по теме "Четырехугольники"
В презентации отражены все этапы урока. На слайдах есть чертежи и условия задач....