Формулы радиусов вписанной и описанной окружностей. Построение некоторых правильных многоугольников.
план-конспект урока по геометрии (9 класс) на тему
Конспект урока по теме "Формулы радиусов вписанной и описанной окружностей. Построение некоторых правильных многоугольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_geom.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
по геометрии.
Тема: «Формулы радиусов вписанной и описанной окружностей. Построение некоторых правильных многоугольников».
МОУ СОШ № 27
9 класс
Выполнила:
Мельникова Е. В.
Воронеж
Тема: «Формулы радиусов вписанной и описанной окружностей. Построение некоторых правильных многоугольников».
Цели:
- Познакомить учащихся с формулами нахождения радиусов вписанной и описанной окружности.
- Научить построению некоторых правильных многоугольников с помощью циркуля и линейки.
- Продолжать развивать интерес к математике.
Тип урока: изучение нового материала.
Программно – дидактическое обеспечение: циркуль, линейка, разноцветные мелки.
План урока:
- Оргмомент.
- Объяснение нового материала.
- Закрепление изученного материала.
- Итог урока.
ХОД УРОКА.
- Оргмомент (2 мин).
Постановка целей и этапов урока, проверка отсутствующих.
- Объяснение нового материала (20 мин).
1. Формулы радиусов вписанной и описанной окружностей.
Заготавливается таблица на доске.
Число сторон, n | Выражение радиусов вписанной r и описанной R окружностей через сторону а. | |
R | r | |
n | R = a / (2sin (180º/n)) | r = a / (2tg(180º/n)) |
3 | R = a / √3 | r = a / 2√3 |
4 | R = a / √2 | r = a / 2 |
6 | R = a | R = a√3 / 2 |
2. Построение некоторых правильных многоугольников.
Рассмотрим способы построения некоторых правильных многоугольников с помощью циркуля и линейки. Учащиеся справа строят чертёж, а слева записывают описание построения.
1. Шестиугольник.
- Строим окружность.
- Выбираем произвольную точку А1.
- Из точки А1 радиусом окружности делаем засечки.
- Соединяем попарно полученные точки и получаем правильный шестиугольник.
2. Треугольник.
- Построение аналогичное шестиугольнику.
2. Но из полученных шести точек на окружности, соединять надо через одну и получаем правильный треугольник.
3. Квадрат. 1. Строим окружность.
2. Проводим через центр окружности два перпендикулярных диаметра.
3. Соединяем полученные точки на окружности и получаем квадрат.
4. Построение из n – угольников 2n – угольников.
- Строим окружность.
- Строим квадрат.
- К сторонам квадрата проводим диаметрами серединные перпендикуляры.
- Полученные точки пересечения окружности и серединных перпендикуляров и вершины квадрата соединяем попарно.
- Получаем восьмиугольник.
Применяются правильные многоугольники при составлении пакетов.
3. Закрепление изученного материала (10мин).
Задачи.
- В окружность радиуса R = 12 см вписан правильный n – угольник. Определите его сторону и периметр, если:
А) n = 3; Б) n = 4; B) n = 6;
Решение:
А) R = a / √3; 12 = a / √3 => a = 12√3
P = 3* 12√3 = 36√3;
Б) R = a / √2; 12 = a / √2 => a = 12√2
P = 4*12√2 = 48√2;
B) R = a; a = 12; P = 6*12 = 72;
P = 6*4√3 = 24√3.
2. Около окружности радиуса r = 6 описан правильный n – угольник. Определите его сторону и периметр, если:
А) n = 3; Б) n = 4; B) n = 6;
Решение:
А) r = a / 2√3; 6 = a / 2√3 => a = 12√3
P = 3*12√3 = 36;
Б) r = a / 2; 6 = a / 2 => a = 12
P = 4*12 = 48;
B) r = a√3 / 2; 6 = a√3 / 2 => a = 12 / √3 = 12√3 / 3 = 4√3
P = 6*4√3 = 24√3.
3. Для правильного n – угольника со сторонами а = 6 см найдите радиус R и r, если:
А) n = 3; Б) n = 4; B) n = 6;
Решение:
А) R = a / √3 => R = 6 / √3 = 6√3 / 3 = 2√3 см;
r = a / 2√3 => r = 6 / 2√3 = 3√3 / 3 = √3 см.
Б) R = a / √2; => R = 6 / √2 = 6√2 / 2 = 3√2 см;
r = a / 2 => r = 6 / 2 = 3 см.
B) R = a => R = 6 см;
r = a√3 / 2 => r = 6√3 / 2 = 3√3 см.
4. Итог урока (2 мин).
Оценить работу класса на уроке и назвать учащихся, отличившихся на уроке.
Домашнее задание:
П. 115, 116, 117. Нарисовать эскиз паркета на альбомном листе, состоящий из правильных фигур, но допускается один многоугольник неправильный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок геометрии в 8 классе по теме "Вписанная и описанная окружность"
Презентация к уроку включает определения основных понятий, создание проблемной ситуации, а также развитие творческих способностей учащихся....
Рабочая программа по элективному курсу по геометрии «Решение планиметрических задач на вписанные и описанные окружности» 9 класс
Статистические данные анализа результатов проведения ЕГЭ говорят о том, что наименьший процент верных ответов традиционно дается учащимися на геометрические задачи. Задачи по планиметрии, включаемые в...
Урок геометрии в 9 классе по теме: "Формула для радиусов вписанной и описанной окружностей"
Презентация к уроку геометрии в 9 классе по теме: "Формула для радиусов вписанной и описанной окружностей"...
Правильные многоугольники. Формулы радиусов вписанной и описанной окружностей.
Урок объяснения нового материала. Вывод формул радиусов вписанной и описанной окружностей. Заполнение таблицы....
Тест по теме «Правильный многоугольник. Вписанная и описанная окружности. Формулы площади правильного многоугольника , стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной окружности в правильный многоугольник»
Тест по теме «Правильный многоугольник. Вписанная и описанная окружности. Формулы площади правильного многоугольника , стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной окр...
Презентация "Правильный многоугольник.Вписанная и описанная окружности"
Презентация к уроку "Правильный многоугольник.Вписанная и описанная окружности"...
Краткосрочный план урока геометрии для 9 класса по теме "Решение треугольников (вычисление площади треугольника через радиус вписанной или описанной окружности)".
В работе представлен краткосрочный план урока геометрии в 9 классе по теме «Решение треугольников». В ходе урока выполняются задания на развитие функциональной грамотности обучающихс...