Возможности программы GeoGebra для дистанционного обучения
методическая разработка по геометрии (6 класс) по теме
Возможности программы GeoGebra для дистанционного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozmozhnosti_programmy_geogebra_dlya_distantsionnogo_obucheniya.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Возможности программы GeoGebra для дистанционного обучения
Морозова Наталья Михайловна, учитель математики
ГБОУ гимназии №399
Санкт-Петербурга
Основная цель пропедевтики геометрического материала в 5-6 классах - знакомство с геометрическими фигурами и их свойствами. Главное - показать красоту геометрии, её уникальность в системе обучения. Наглядно-образное мышление и воображение наиболее полно развиваются на стыке старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Целью изучения пропедевтического курса геометрии является всестороннее развитие геометрического мышления учащихся 5-6 классов, реализуемое с помощью инструментов программы GeoGebra.
Знакомство с геометрическими задачами в младших классах средней школы позволяет выполнить задачи развития математического и пространственного мышления учащихся, позволит подготовить их к восприятию более сложных идей, изучаемых в систематическом курсе геометрии. Наглядность и практичность обучения геометрии являются необходимыми условиями успешного ее изучения. При этом удачное и умелое применение наглядности рождает у школьников желание самостоятельного познания и повышает их интерес к предмету математики в целом, является важнейшим условием успеха обучения не только математике.
Результаты ОГЭ по математике также показывают недостаточность геометрической интуиции и конструктивного мышления учащихся. На сегодняшний день это одна из самых актуальных проблем современного математического образования.
Психологи утверждают, что именно в 5-6 классе следует уделить этому вопросу особое внимание, это самый благоприятный период для достижения поставленной цели. Таким образом, введение геометрического материала в курс математики 5-6 классов чрезвычайно важно для дальнейшего успешного обучения школьников. Все это делает актуальным вопрос правильной организации обучения математике и элементам геометрии в частности. Необходимо в наглядной форме знакомить детей с разнообразными геометрическими фигурами через серию интересных сюжетов, подкрепленных упражнениями, выполненными с помощью ИКТ, при этом основной целью, является развитие пространственных представлений учащихся и привитие им интереса к предмету. Геометрический материал, предназначенный для изучения в 5-6 классах, должен представлять собой курс, органично включающийся в структуру непрерывного геометрического образования. С одной стороны, позволяющий углубить и расширить представления детей об известных им геометрических фигурах, а с другой стороны, имеющий основной целью подготовку учащихся к систематическому изучению геометрии в 7-9 классах.
В пропедевтическом курсе геометрии особую роль играет наглядность. В систематическом курсе наглядность носит, как правило, иллюстративный характер, а в пропедевтическом она должна стать основным источником геометрической информации, что диктует особый подход к подбору и изготовлению средств наглядности. С этой целью автор успешно использует в работе программу динамической геометрии GeoGebra.
Современным школьникам иногда гораздо легче освоить компьютерную программу, чем пользоваться такими чертежными инструментами, как циркуль и транспортир. Поэтому автором совместно со старшеклассниками и был разработан курс «Виртуальная геометрия» для учеников 6 класса, которые обучаются по учебнику Г.В. Дорофеева. Данный курс основывается на программном продукте GeoGebra, который представляет собой виртуальный геометрический конструктор. Простой и доступный интерфейс (каждый школьник может скачать бесплатно в Интернете) позволяет ученику самостоятельно освоить за один урок приемы построения, необходимые для выполнения заданий в объеме 6 класса. GeoGebra позволяет не только выполнить аккуратный и точный чертеж в соответствии с предложенным заданием, но, рассмотрев несколько вариантов, выбрать лучший, провести исследование. Основная задача курса — повысить интерес к предмету, сделать процесс обучения интересным, эффективным и современным, научить основам работы в программе GeoGebra для последующего её использования в учебной и исследовательской деятельности.
Курс разбит на блоки по темам в соответствии с учебником и рабочей тетрадью к учебнику. Тематический перечень блоков курса:
- Прямые на плоскости и в пространстве.
- Окружность.
- Построение треугольников.
- Симметрия.
- Многоугольники и многогранники.
Основными методическими принципами построения этого курса геометрии являются наглядность и максимальное количество практических упражнений конструктивного и изобразительного характера. Каждый блок начинается с подробных пошаговых инструкций, выполненных в виде презентаций или видеоролика. Они наглядно демонстрируют процесс построение чертежа, правила использования той или иной команды. Затем ученику предлагается самостоятельно выполнить аналогичное задание или выполнить творческое задание, используя изученные приемы. Практически каждый блок заканчивается творческим заданием, ярким и красочным – например, построение орнамента. Программа используется как виртуальный инструмент, заменяющий традиционные инструменты и влечет появление дополнительных возможностей, позволяющих повысить эффективность формирования навыков построения. Работа по «собиранию» геометрической фигуры требует от учащегося операций мысленного эксперимента. Программы имеют возможность просмотра хода построений и выполнения задания, что позволяет выявить правильность выполнения учащимися построения или решения задачи и определить, на что следует больше уделить внимание.
Курс является дистанционным, это позволяет выполнять задания ученикам, пропустившим занятия.
Разработанный материал учитель может разместить на своем Google диске, выложить файлы презентаций, заданий, а доступ открыть через ссылку в своем блоге. Видеоролики выкладываются на YouTube, на них дается ссылка. Дети могут в блоге задавать вопросы, а учитель – отвечать. Свои решения учащиеся могут отправить либо электронной почтой, либо выложить на свой Google диск, и открыть доступ учителю на одном из трех уровней: чтение; комментирование; редактирование.
Данный курс позволяет сформировать у школьников интерес к математике посредством виртуального геометрического конструирования; формирует умственные действия на основе моделирования изучаемого объекта; повышает уровень самооценки ученика; побуждает к открытию и изучению нового в сфере информационных технологий. Создавая собственные орнаменты, узоры, паркеты, ученики учатся видеть красоту через математику, развивая свои творческие способности.
Курс разбит на блоки, соответствующие геометрическому материалу учебника. Тематический перечень блоков курса:
- Прямые на плоскости и в пространстве.
- Окружность.
- Построение треугольников.
- Симметрия.
- Многоугольники и многогранники.
Основными методическими принципами построения нашего курса геометрии являются наглядность и максимальное количество практических упражнений конструктивного и изобразительного характера.
Каждый блок состоит из базовых задач по теме, задач более сложных из учебника и рабочей тетради и исследовательских задач. Каждый блок заканчивается творческим заданием, ярким и красочным – например, построение орнамента, красивых звёздчатых многоугольников, узоров или паркетов. Ученики смогут почувствовать себя в роли исследователя, проводя эксперименты и открывая законы математики.
Любая рассмотренная задача начинается с подробных пошаговых инструкций, выполненных в виде презентаций PowerPoint, анимированного слайда GeoGebra или видеоролика. Они наглядно демонстрируют процесс построения чертежа, правила использования той или иной команды. Затем ученику предлагается самостоятельно выполнить аналогичное задание или выполнить творческое задание, используя изученные приемы. Программа используется как виртуальный инструмент, заменяющий традиционные инструменты и влечет появление дополнительных возможностей, позволяющих повысить эффективность формирования навыков построения. Программы имеют возможность просмотра хода построений и выполнения задания. Это позволяет выявить ошибки в работах учащихся, просмотреть ход построения чертежа. Разработанный материал учитель может разместить на своем Google Диске, выложить туда презентации, задания, а доступ открыть через ссылку на своем блоге. Материал в виде видеороликов выкладывается на YouTube, на них дается ссылка.
Курс является дистанционным, это позволяет выполнять задания ученикам, пропустившим занятия. Дети могут на блоге задавать вопросы, а учитель – отвечать. Свои решения учащиеся могут отправить либо электронной почтой со своего почтового ящика, либо выложить на свой Google диск, и открыть доступ учителю на одном из трех уровне:
1)чтение;
2)комментирование;
3)редактирование.
Заключение:
Данный курс позволяет сформировать у школьников интереса к математике посредством виртуального геометрического конструирования; формирует умственные действия на основе моделирования изучаемого объекта, благодаря инструментам программы, обеспечивающих принцип наглядности. Создавая собственные орнаменты, узоры, паркеты ученики учатся видеть красоту через математику, развивая свои творческие способности.
Список литературы и источников информации
- Г.В.Дорофеев «Математика 6», М. Просвещение, 2010
- Бунимович Е.А.Математика 6 класс. Рабочая тетрадь. М. Просвещение, 2010
- Семенов Е. Е. За страницами учебника геометрии. Пособие для учащихся 7—9 кл. общеобразоват. учреждений.— 2-е изд. перераб. М. Просвещение, 1999
- Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. Учебное пособие для учащихся V—VI классов. М. Издательство: МИРОС, 1995
- GeoGebra 5.0.64.0 http://soft.mydiv.net/win/files-GeoGebra.html
- http://www.bibliotekar.ru/ornamenty/index.htm;
- http://library.thinkquest.org/C0110346/ru/math/frame.htm;
- http://www.m-a-t.ru/html/kult_orn.html;
- http://mec.tgl.ru/pages/doom/Rabota_teach/id051_ornam.doc;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.
В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....
Дистанционное обучение (дистанционные задания)
Задания для обучения студентов дистанционно....
Статья/ Дистанционное обучение.Тема: Технология организации самостоятельной деятельности учащихся при обучении дистанционно.
В своей статье мне бы хотелось затронуть те аспекты педагогической деятельности, которые в той или иной степени важны для меня, как учителя, стремящегося дать как можно больше знаний своим ученикам....
Дистанционное обучение школьников Принципы и средства дистанционного обучения Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.
Дистанционное обучение школьников в последние годы становится одним из перспективных направлений модернизации общего образования, с которым связано развитие системы открытого образования, расширение д...
Использование возможностей дистанционного обучения. Вовлечение учащихся в систему дистанционного обучения, в том числе осваивающих программы заочных школ, Интернет-школ и т.п.
Использование возможностей дистанционного обучения. Вовлечение учащихся в систему дистанционного обучения, в том числе осваивающих программы заочных школ, Интернет-школ и т.п. ...
Методические рекомендации по организации дистанционного обучения «Формы дистанционного обучения английскому языку»
Дистанционное обучение - это взаимодействие учителя и учащихся на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) ...
Проблемы и трудности участников образовательных отношений при переходе образовательной организации на дистанционное обучение. Плюсы дистанционного обучения.
Статья рассматривает проблемы и трудности, с которыми сталкиваются участники образовательных отношений при переходе образовательной организации на дистанционное обучение. Автор анализирует основные пр...