"Проектно-исследовательская работа на уроках.
статья по геометрии на тему

Дергачева Александра Семёновна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektno-issledovatelskaya_rabota_na_urokah.docx17.07 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Доклад на тему:  

Проектно--исследовательская деятельность учащихся на уроках математики

 «Наиболее глубокий след оставляет то, что тебе удалось открыть самому»

.Сказал венгерский, швейцарский и американский математик прошлого века Джордж Пойа, эти слова легли в основу моей педагогической деятельности как учителя математики.

По мнению немецкого педагога Адольфа Дистерверга: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить».

Каждому ученику от природы дарована склонность к познанию и исследованию окружающего мира, поэтому я организовываю учебную деятельность так, чтобы развивать у школьников необходимые для этого умения и навыки. На укорах и во внеурочное время я прививаю учащимся вкус к исследованию и вооружаю их методами научно – исследовательской работы.

Учитель, наставник… Сколько существовало и будет существовать человечество, столько и будет жить вечное понятие «учитель».

«Хороший учитель – это, прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними. Верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком»,- считал Василий Сухомлинский. Именно эти слова замечательного педагога являются для меня руководством в работе с детьми.

 «Наиболее глубокий след оставляет то, что тебе удалось открыть самому». Сказал венгерский, швейцарский и американский математик прошлого века Джордж Пойа, эти слова легли в основу моей педагогической деятельности как учителя математики.

Представляю вашему вниманию свой  педагогический опыт работы. Основное направление моей работы - исследовательская и проектная деятельность учащихся на уроках математики.

Идея моего опыта заключается в развитии креативных способностей учащихся, формировании  универсальных учебных действий, которые  означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта через проектно – творческую и исследовательскую деятельность и элементы математической культуры с использованием информационных технологий.

По мнению немецкого педагога Адольфа Дистерверга: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить».

Я считаю, что любое знание – предметно. Оно отражает те или иные свойства, связи, взаимодействия объекта, избирательно открываемые исследовательской деятельностью. Именно в исследовательской деятельности происходит усвоение предметного содержания знаний в тех характеристиках, в которых они выступают ориентировочной основой усваиваемых умений.

Обратите внимание на эти кривые линии, похожие на волны жизни. В математике зеленая линия – это косинусоида, синяя – синусоида. А давайте представим отношение «учитель – ученик» через кривые линии. Пусть зеленая линия – я, синяя –  мои ученики.

Да, я пришла к детям, уже имея знания и опыт, а дети всё начинают с нуля. И это правильно, что мы идем навстречу друг другу  и встречаемся через определенные промежутки.

 Наша первая точка пересечения – момент знакомства на уроках математики в начальной школе. Ловлю их пытливые взгляды, в которых читается живой вопрос «Кто Вы? Зачем пришли?» И вот тогда между нами появляется первая невидимая нить, связывающая нас в одно целое. Ведь я пришла узнать их, принять их такими, какие они есть, и понять, что могу для них сделать, когда они придут ко мне, шагнув на вторую школьную ступень, чтобы им со мной было легко, комфортно, интересно.

Вторая точка пересечения наших линий - первый урок математики в пятом классе. И теперь на каждом уроке мы вместе будем наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать, оценивать, сотрудничая, находить верное решение.

 Посмотрите внимательно на графики, ведь кривые одинаковые, только смещены на координатной плоскости. А как бы  мне хотелось в школьной жизни, чтобы они совпадали, несмотря на интервалы между ними. В этом я вижу смысл своей работы, развивая интерес к математике и желание постигать неизвестное. Систематическая работа с детьми на уроках и на внеурочных занятиях приносит и ученикам, и мне огромное удовлетворение. Все наши усилия направлены на создание благоприятных условий для осуществления образовательного процесса, повышения  моей профессиональной культуры  и уровня обученности школьников, их подготовки для жизненной успешности.

Говоря об использовании исследовательского метода в обучении математике, я выделяю одну из важных проблем — развитие математических способностей учащихся, которые проявляются в том, с какой скоростью, как глубоко и насколько прочно дети усваивают математический материал, и легче всего обнаруживаются в ходе решения задач.

Моя задача – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Я понимаю, что это требует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства. Есть множество способов сделать свои уроки интересными и красивыми, но самым главным на этом пути, на мой взгляд, является вера в себя, вера в свои возможности, вера в свое большое предназначение. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Надо лишь научиться воспринимать свои ошибки как опыт. Для меня радость заниматься математикой, но еще большая радость, если удастся воспитать ученика, любящего математику или хотя бы такого, который с интересом учит математику.

Мои ученики… Какие же они разные!.. И какие разные у них глаза: думающие, веселые, сияющие… А еще напряженные, равнодушные… Как помочь таким ребятам?

Каждому ученику от природы дарована склонность к познанию и исследованию окружающего мира, поэтому я организовываю учебную деятельность так, чтобы развивать у школьников необходимые для этого умения и навыки. На укорах и во внеурочное время я прививаю учащимся вкус к исследованию и вооружаю их методами научно – исследовательской работы.

Работая в данном направлении, постепенно подвожу ребят к пониманию, а затем к созданию и разработке исследовательских работ и проектов:

  1. в 5 – 6 классах предлагаю учащимся небольшие информационные проекты, в которых они рассказывают о геометрических телах, их свойствах. Моим ученикам очень нравится искать информацию по заданной теме, и они стремятся как можно интереснее рассказать своим одноклассникам о том, что они узнали самостоятельно;
  2. в 7 – 8 классах выполняются  исполнительские проекты. Ребята работают над проектом  при непосредствен ном руководстве, последовательно осуществляя мои рекомендации о порядке действий;
  3. учащимися 9 класса оформляются исследовательские проекты с использованием методов современной науки: эксперимент, моделирование социологический опрос. В ка ком-то смысле, это игра «в исследование» с целью  приобщения учащихся к исследовательской деятельности, выявлению способностей к ней и интереса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы по организации проектно- исследовательской деятельности обучающихся на уроках технологии.

Учителя,  заинтересованные в своей работе, желающие творчески подходить к педагогической деятельности с успехом могут применять идеи программы " Интел" в своей деятельности. Предлагаю вашему вним...

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочное время

Материал подготовлен в рамках конференции "Актуальные проблемы химического образования в Пензенской области", прошедшей 7 декабря 2011 г....

"Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках математики и во внеклассной работе"

Выступление на педагогическом совете. К нему прилагаются фрагменты уроков и работы учащихся....

Работа с одаренными учащимися через проектно-исследовательскую деятельность учащихся на уроках литературы

Данный материал можно использовать как образец организации учебно-исследовательской деятельности в старших классах....

Представление педагогического опыта работы по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в математической подготовке обучающихся через элементы проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»

Актуальность и перспективность опытаСегодня нашему обществу всё больше требуются современные образованные люди, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, работать в коллекти...